Рабочая программа по литературе. 9 класс. 2 часть

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 Б КЛАССЕ.
№№
Тема урока, основное содержание.
Кол-во часов
Вид урока
Дата проведения

План.
Факт.

Введение
1

1.
Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.
1
Беседа.

Древнерусская литература
2

2.
Литература Древней Руси (с повторением ранее изученного). Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника.
1
Лекция. Беседа.

3.
Художественные особенности «Слова..»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова..» Подготовка к домашнему сочинению.
1
Практикум.
Развитие речи

Литература 18 века.
10

4.
Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы 18 века. Особенности русского классицизма.
1
Лекция.

5.
М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. М.В.Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.
1
Лекция. Практикум.

6.
М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова.
1
Беседа.

7.
Внеклассное чтение. Г.Р.Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям».
1
Урок внеклассного чтения.

8.
Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина.
1
Практикум.

9.
А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.
1
Рассказ учителя. Беседа.

10.
Особенности повествования «Путешествии..». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.
1
Практикум.

11.
Н.М.Карамзин. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей.
1
Лекция.

12.
«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.
1
Практикум.

13.
Развитие речи. Подготовка к сочинению «Литература 18 в. в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений)
1
Урок развития речи

Литература 19 века.
54

14.
Общая характеристика русской и мировой литературы 19 в. понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия 19 в. Русская критика, публицистика, мемуарная литература.
1
Лекция.

15.
Романтическая лирика начала 19в. В.А.Жуковский. жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Обучение анализу лирического стихотворения.
1
Лекция , практикум

16.
В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады.
1
Беседа, практикум

17.
А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга.
1
Лекция.

18.
А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии.
1
Беседа.

19-20
Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»
2
Беседа

21-22
Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.
2
Беседа

23.
Развитие речи. Язык комедии Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума»)
1
Урок развития речи.

24.
Развитие речи. И.А.Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».
1
Урок развития речи.

25.
А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина.
1
Лекция.

26.
Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. «К морю», «Анчар».
1
Беседа.

27.
Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина. «на холмах Грузии лежит ночная мгла..» , «Я вас любил; любовь ещё, быть может..» Адресаты любовной лирики поэта.
1
Семинар

28.
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный..» .Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения.
1
Практикум

29.
Контрольная работа по романтической лирике начала

19 века, комедии «Горе от ума», лирике Пушкина.
1
Урок контроля

30.
Внеклассное чтение. А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко.
1
Урок внеклассного чтения

31.
Роман Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа.
1
Лекция.

32.
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.
1
Беседа.

33.
Татьяна Ларина –нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.
1
Беседа.

34.
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.
1
Практикум.

35.
Автор как идейно- композиционный и лирический центр романа.
1
Беседа

36.
Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.
1
Семинар

37.
Развитие речи. Пушкинский роман в зеркале критики. Подготовка к сочинению по роману Пушкина «Евгений Онегин»
1
Урок развития речи

38.
Внеклассное чтение. А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества.
1
Урок внеклассного чтения

39.
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой..», «Молитва», «Парус», «И скучно и грустно»..
1
Лекция, беседа

40.
Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали..», «есть речи- значенье..»
1
Практикум

41.
Адресаты любовной лирики Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю..», «расстались мы, но твой портрет..», «Нищий».
1
Практикум

42.
Эпоха безвременья в лирике Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. «Родина».
1
Семинар.

43.
М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания. Сложность композиции.
1
Лекция.

44.
М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч».
1
Беседа.

45- 46
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».
2
Беседа

47.
Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.
1
Беседа.

48.
Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.
1
Беседа.

49.
Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке Белинского. Подготовка к сочинению.
1
Семинар.

50.
Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени»
1
Урок контроля.

51.
Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра.
1
Лекция.

52- 53
Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода.
2
Беседа, практикум

54.
Образ города в поэме «Мертвые души».
1
Беседа

55.
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.
1
Беседа

56- 57
«Мертвые души» — поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начала в поэме. Поэма в оценке Белинского. Подготовка к сочинению.
2
Семинар

58.
А.Н.Островский. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.
1
Лекция.

59.
Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок».
1
Беседа.

60- 61
Ф.М.Достоевский. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.
2
Лекция, беседа

62
Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Развитие понятия о повести.
1
Беседа.

63.
Внеклассное чтение. Л.Н.Толстой. Обзор автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности героя повести.
1
Урок внеклассное чтение

64.
А.П.Чехов. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19в.
1
Лекция.

65.
А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.
1
Беседа.

66.
Развитие речи. Подготовка к сочинению –ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19века?» (на примере произведений Островского, Достоевского, Толстого, Чехова). По выбору учащегося.
1
Урок развития речи

67.
Внеклассное чтение. Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии.
1
Внеклассное чтение

Литература 20 века.
27

68.
Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений.
1
Лекция

69.
И.А.Бунин. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы
1
Лекция, беседа

70.
Мастерство Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования.
1
Практикум

71.
М.А.Булгаков. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов.
1
Лекция, беседа

72.
Поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия.
1
Практикум.

73.
М.А.Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины.
1
Беседа.

74.
Особенности авторского повествования в рассказе «судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее.
1
Практикум.

75.
А.И.Солженицын. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.
1
Беседа.

76.
Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.
1
Беседа

77.
Контрольная работа по произведениям второй половины
19 и 20 века.
1
Урок контроля

78.
Русская поэзия Серебряного века.
1
Лекция, урок-концерт

79.
А.А.Блок. «Ветер принес издалека..», «О,весна без конца и без краю..», «О, я хочу безумно жить..» Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока.
1
Беседа, практикум

80.
С.А.Есенин. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер..», «разбуди меня завтра рано»,»Край ты мой заброшенный..»
1
Беседа

81.
Размышление о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С. А. Есенина. «Письмо к женщине», «не жалею, не зову, не плачу..», «Отговорила роща золотая..»
1
Практикум

82-83
В. В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А могли бы вы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта
2
Беседа, практикум

84
М. И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идёшь, на меня похожий», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенности поэтики Цветаевой
1
Лекция, беседа

85
«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М. И. Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта
1
Практикум

86
Н. А. Заболоцкий. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого
1
Беседа

87
А. А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике
1
Беседа

88
Стихи А. А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики
1
Практикум

89
Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всём мне хочется дойти». Философская глубина лирики Пастернака
1
Беседа

90.
А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки»
1
Беседа, практикум

91.
А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне.
1
Беседа

92- 93
Внеклассное чтение. Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков.
1
Урок внеклассного чтения

94.
Зачетное занятие по русской лирике 20 века.
1
Урок контроля

Зарубежная литература
8

95.
Внеклассное чтение. Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин», «Нет, не надейся приязнь заслужить». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»). Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник»
1
Внеклассное чтение

96
Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер
1
Лекция.

97
У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен.) Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира.
1
Лекция

98
Внеклассное чтение. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы
1
Урок внеклассного чтения

99
И. В. Гёте. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля.
1
Лекция

100
Внеклассное чтение. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра.
1
Урок внеклассного чтения

101-102
Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задания для летнего чтения
2
Беседа, тест

Итого:
Всего 102 ч
Развитие речи 6ч
Внеклассное чтение 10ч
Контрольные работы 4ч

15

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector