Рабочая программа по факультативному занятию для 1 класса

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗИЛАИРСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА
«РАССМОТРЕНО»
На заседании методического объединения «__»_______20__г.
протокол №____
Руководитель МО________ ____________________ «СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
_________________ Уракова Р.Р.
«___» _______________20____г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
______________ Ишимбетов Р.Х.
«___» _______________20____г.
Приказ № _____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Назировой Альбины ШамилевныФ.И.О.
по факультативным занятиям «В мире музыки»
для обучающихся 1 класса
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музыка, рекомендуемая для обучения умственно отсталых школьников, большей частью создана для детей. Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация.
Факультативное занятие «В мире музыки» рекомендуется для проведения в I классе. Ключевой целью их организации является ознакомление младших школьников со звуковой палитрой окружающего мира. Вся деятельность, проводимая на занятиях, направлена на развитие творческой активности, музыкальных способностей учащихся, интереса и любви к музыке, углубление музыкальных знаний, формирование соответствующих умений и навыков.
В процессе занятий решаются следующие задачи:
–  привлечение внимания учащихся к богатству и разнообразию звуков окружающего мира, особенностям их бытования;
–  формирование представлений о качественных характеристиках звука;
–  знакомство со звучанием разнообразных музыкальных инструментов;
–  развитие тембрового слуха;
–  формирование уважительного отношения к собственному слуху и слуху других людей;
–  развитие фантазии и изобретательности, ассоциативного мышления и воображения.
– развитие интереса к музыкальному искусству как явлению культуры;
– формирование ценностного отношения к музыке как части жизни человека;
– освоение способов музыкальной деятельности через овладение системой музыкальных знаний и умений;
– развитие музыкальных способностей;
– воспитание эстетических чувств и накопление опыта нравственно-эстетических отношений;
– формирование художественного вкуса;
– формирование слушательской и исполнительской культуры;
– развитие творческих способностей, ассоциативного мышления, воображения, фантазии и интуиции.
Условия организации учебного процесса:
–  наличие на занятиях набора разнообразных музыкальных (шумовых, ударных, звуковысотных) инструментов;
–  индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Принципы отбора содержания программы:
– принцип связи музыки с жизнью, согласно которому программа обеспечивает опору процесса обучения на жизненный опыт учащихся, стимулирует привлечение жизненных ассоциаций младших школьников;
– принцип полимодальности, в соответствии с которым содержание факультативных занятий предусматривает изучение учащимися музыкального искусства как особого способа постижения мира, предлагает охват разнообразных видов художественной деятельности с учётом индивидуальных возможностей детей;
– принцип диалогичности, учитывающий множественность интерпретаций и оценок музыкального текста, а также предусматривающий постижение учащимися музыки в единстве её создания, исполнения и восприятия;
– принцип художественности, гарантирующий постижение музыки по законам художественной деятельности и в формах самого искусства.
В процессе реализации программы предполагается широкое использование наглядных, практических и словесных методов. При этом следует отдавать предпочтение практическим методам, в том числе методам, способствующим творческому развитию учащихся. В этом отношении метод моделирования художественно-творческого процесса выступает гарантом деятельностного освоения музыкального искусства, организует развёртывание музыкально-художественной деятельности как целостного явления в единстве процесса и результата.

Учебно- тематический план


Темы уроков Коли-
чество часов
I четверть
1 Вводный урок. 1
2 Знакомство с творчеством композитора В.Шаинского 1
3 Продолжение знакомства с композитором.
Песня,,Улыбка,, 1
4 Песни из мультфильма ,,Маша и медведь,, 1
5 Песня ,,Про варенье,,муз.Б.Богатырева,сл.Д.Червяцова 1
6 День республики. Гимн РБ. 1
7 Знакомство с композитором Г.Ишкуватовой. 1
8 Вокальная студия,,Тамыр,, г.Уфа. 1
9 Знакомство с песней,,Йондоззар,,муз.Г.Ишкуватовой. 1
II четверть
1 Знакомство с композитором А.С.Зиннуровой. 1
2 Вокальная студия,,Сулпан,,
г. Сибай.
1
3 Знакомство с песней ,,Был мин,, муз. А.Зиннуровой. 1
4 День матери. Песня про маму,, Мамина улыбка,, 1
5 Знакомство с знаменитыми кураистами РБ И. Дильмухаметовым,
А. Аиткуловым, Р.Шариповым
1
6 Знакомство с башкирским орнаментом 1
7 Эпос ,,Урал батыр,, .Его история создания. 1
8 Разучивание новогодних песен. 1
III четверть
1 Знакомство с композитором П.И.Чайковским 1
2 Знаменитые произведения П.И. Чайковского. 1
3 Знакомство с жанром оперы. 1
4 Знакомство с жанром балет. 1
5 День Святого Валентина. 1
6 Вокальная музыка. Что это? 1
7 Песни без слов. 1
8 Струнные музыкальные инструменты. 1
9 Деревянно-духовые инструменты. 1
10 Песни про защитников Отечества. 1
IV четверть
1 Разучивание песни ,,Мамина улыбка,, 1
2 Медно-духовые инструменты. 1
3 Ударные инструменты. 1
4 Знакомство с жанром симфоническая музыка. 1
5 Разучивание песен про весну. 1
6 День Победы. Песни Вов. 1
7 Башкирские народные инструменты -курай, кубыз, думбыра. 1
8 Песни про лето.
,,Светит солнышко,, 1
9 Подведение итогов. 1
Итого:
36 часов.
Содержание тем учебного курса
Обучение певческой установке. Работа над напевным звучанием на основе овладения элементарным певческим дыханием. Ознакомление с композиторами В. Шаинским, А.С. Зиннуровой, Г.Ишкуватовой, П.И. Чайковским.
Знакомство с известными произведениями композиторов В. Шаинского, башкирских композиторов А.С. Зиннуровой, Г. Ишкуватовой. Ознакомление с известными произведениями композиторов В. Шаинского, А.С. Зиннуровой, Г. Ишкуватовой, П.И. Чайковского. Развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению. Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера. Развитие умения дифференцировать различные части песни: вступление, запев, припев, проигрыш, окончание.
Знакомство с вокальными студиями «Тамыр» г. Уфа, «Сулпан» г. Сибай. Знакомство с знаменитыми кураистами РБ И. Дильмухаметовым, А. Аиткуловым, Р.Шариповым. Знакомство с эпосом «Урал батыр»,его история создания.
Знакомство с жанром оперы. Знакомство с жанром балет. Знакомство с жанром симфоническая музыка. Развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения: марш, песня- веселая, грустная, спокойная.
Знакомство со струнными, медно- духовыми, ударными инструментами. Знакомство с башкирскими музыкальными инструментами и их звучанием: курай, кубыз, думбыра. Игра на музыкальных инструментах (бубен, треугольник). Знакомство с песнями Великой Отечественной войны.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
Учащиеся должны знать:
композиторов В. Шаинского, П.И Чайковского и их пройденные произведения;
башкирских композиторов А.С. Зиннурову, Г. Ишкуватову;
характер и содержание музыкальных произведений;
башкирских музыкальных инструментов и их звучание (курай, кубыз, думбыра.);
вокальные студии «Тамыр» г. Уфа, «Сулпан» г. Сибай;
известных кураистов РБ И. Дильмухаметова, А. Аиткулова, Р. Шарипова;
история создания эпоса «Урал батыр»;
жанры: опера, балет, симфоническая музыка;
Учащиеся должны уметь:
петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни с простейшими элементами динамических оттенков;
одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно, прислушиваться друг к другу;
правильно формировать при пении гласные звуки и отчетливо произносить согласные звуки в конце и середине слов;
различать вступление, запев, припев, проигрыш, окончание в песне;
определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения (веселые, грустные и спокойные)
Рекомендуемая литература
Алексеева, Л. Н. Музыка : учеб.-нагляд. материалы для детей старшего дошкольного возраста / Л. Н. Алексеева, Т. Э. Тютюнникова. — М. : АСТ, 1998.
Вендрова, Т. Е. Пусть музыка звучит : книга для учителя / Т. Е. Вендрова. — М. : Просвещение, 1990.
Горюнова, Л. В. Урок музыки — урок искусства : книга для учителя / Л. В. Горюнова, Л. П. Маслова. — М. : Прометей, 1989.
Зарубежные композиторы.( Биографии, викторины, кроссворды)./О.К.Разумовская-Айрис-пресс,2008г
Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. — М. : Просвещение, 1989.
Кабалевский, Д. Б. Сила искусства / Д. Б. Кабалевский. — М. : Молодая гвардия, 1984.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы /под редакцией В.В. Воронковой;4-е издание.- М.: Просвещение,2006.- 192с

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *