Рабочая программа: Литературное чтение 1 класс ПНШ

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса «Г» составлена в соответствии с требованиями:
федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями);
примерной программой начального общего образования по литературному чтению;
авторской программы по предмету (М.Л. Каленчук, Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой «Литературное чтение» по УМК «Перспективная начальная школа»);
образовательной программы МБОУ «Начальная школа №3»;
учебного плана МБОУ «Начальная школа №3».
Цель: — сформировать за четыре года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязи произведения фольклора и авторской литературы; а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу, поэзию, драму.
Задачи:
необходимостью формирования потребности и мотива чтения;
начальными умениями и навыками чтения детей шести лет;
логикой развития литературного процесса от устного народного творчества к письменным формам;
актуальным уровнем эстетического и нравственного развития детей шести лет.
Особенности организации учебного процесса по предмету
в преподаваемом классе
Программа разработана с учётом индивидуальных способностей учащихся 1 «Г» класса. В классе 31 учащихся. Все дети до поступления в школу посещали детский сад и имеют необходимую базу для дальнейшего обучения.
На основе метода наблюдения, индивидуальной беседы с родителями, необходимо организовать работу в данном классе с учётом уровня сформированности познавательных интересов учащихся:
Рациональный отбор учебного материала (выделение базового, второстепенного, дополнительного).
Дифференциация процесса обучения.
Учёт уровня продвижения учащихся в соответствии с исходным уровнем знаний и способностей.
Индивидуализация процесса обучения.
Развитие познавательных способностей – прогнозирования, восприятия, мышления, памяти через отбор содержания.
Опора на достигнутый уровень интеллектуального развития младших школьников.
Задания высокого мыслительного уровня.
Применение различных видов проблемного обучения (исследовательских, поисковых, метода проектов, методов решения различных творческих задач).
Учет интересов школьников при организации работы в зоне творческой самостоятельности.
Опора на индивидуальные особенности учащихся при отборе содержания и методов обучении.
Всоответствии с учебным планом на изучение литературного чтения в 1 классе отводится 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 91 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения чтению в период обучения грамоте и 37 ч (10 учебных недель) — урокам литературного чтения.
Особенности содержания регионального национального и этнокультурного компонента по русскому языку
№ Тема урока Содержание Дата
1 Тайны загадок. Загадки хакасского народа 16.03
2 В Лесной библиотеке: как не заблудиться в книге.
В читальном зале: сказочные звуки. Городская библиотека имени Пушкина
-экскурсия 16.05
17.05
3 Сказка, которая нравится Знайке:
Б. Заходер «Серая Звездочка». Хакасские сказки 18.05
Формы межпредметной интеграции в учебном предмете
класс предмет содержание
1 «А» история Письмо текстов, предложений содержащих историческую тему
окружающий мир Письмо текстов, предложений, содержащих сведения об окружающем мире
математика Письмо текстов и предложений с математическими понятиями.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные УУД
понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач;
познание героического прошлого своей страны и народа на образцах доступных литературных произведений; духовно-нравственное воспитание, формирование эстетических и морально-этических ценностей на примерах поступков героев литературных произведений;
овладение морально-этическими нормами поведения через выявление морального содержания и нравственного значения поступков героев произведений;
формирование морально-ценностной позиции у младших школьников путем целенаправленной работы с произведением (выделять суть нравственных поступков героев произведения, видеть мотивы поведения героев, определение собственной позиции в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности);
самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений;
использование умения читать для удовлетворения личного интереса.
Регулятивные УУД
обеспечивают организацию учебной деятельности и самостоятельной работы с произведениями и книгами:
понимание и постановка учебной задачи;
составление плана и последовательности действий;
самоконтроль и самооценка, сравнение результата своей работы с образцом и выделение неточностей и ошибок;
коррекция — внесение исправлений, дополнений и изменений по результатам оценки своей деятельности;
овладение алгоритмом учебных действий формирования умения читать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением и книгой. В курсе данной программы разработаны памятки (алгоритмы действий), которые усложняются от класса к классу с учетом требований программы и служат основой для формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Познавательные УУД
формирование познавательной учебной задачи;
выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи; выбор вида чтения (ознакомительное или первичное, изучающее, поисковое, просмотровое, выразительное) в зависимости от поставленной цели;
восприятие прослушанного или прочитанного произведения;
поиск и выделение нужной информацию о героях и их поступках, о произведении или книге;
умение работать с текстами произведений разных жанров: определять тему и жанр, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и составлять план, понимать состояние героев произведений и выражать свое отношение к их поступкам, объяснять свое эмоциональное состояние в процессе слушания или чтения произведения, отвечать на вопросы по содержанию;
способность понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
интерпретация текста (умение сравнивать произведения, героев положительных и отрицательных, рассказывать от лица одного из героев произведения или от лица читателя, делать выводы и подтверждать их словами из текста произведения);
рефлексия на содержание и форму произведения (формулировать свою точку зрения о героях, произведении или книге, подтверждая ее фактами из произведения или других источников информации, что служит развитию умственных способностей, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся);
выполнение практико-ориентированных заданий: нахождение информации в тексте изучаемого произведения, интерпретация текста, рефлексия и оценка.
Для формирования познавательных умений в данном курсе в процессе обучения используются знаково-символическое моделирование и логические познавательные действия.
Знаково-символические познавательные действия:
моделирование на уроках литературного чтения помогает формированию литературной грамотности, используется для развития основных видов речевой деятельности. Заместители, с помощью которых ученик перекодирует текст произведения, помогают глубже понять произведение, сжато представить информацию о произведении.
составление моделей, использование готовых моделей, дополнение и сравнение моделей обложек помогают усваивать литературоведческие понятия;
составление модельного плана, работа с блок-схемами, схемами, таблицами — все это эффективные приемы обучения пониманию содержания произведения, сложному процессу, основанному на личном и субъективном восприятии каждого ученика-читателя.
Логические универсальные действия:
анализ произведения или книги до чтения (выделение фамилии автора, заголовка, подзаголовка; прогнозирование содержания произведения, определение темы и жанра);
установление причинно-следственных связей в тексте произведения при составлении плана;
формирование умения синтезировать при составлении плана рассказа о произведении, героях и их поступках;
сравнение произведений по жанру, теме, авторской принадлежности;
аргументация высказываний и суждений о произведении с опорой на текст.
Постановка и решение учебных задач творческого и поискового характера под руководством учителя:
понимание и формирование учебной задачи;
выбор способов и форм решения учебной задачи: выполнение проектов индивидуально, в парах и группах; презентации творческих работ и проектов; подготовка и проведение конкурсов, библиотечных уроков, литературных уроков в музеях и т. д.
Коммуникативные УУД
в курсе литературного чтения обеспечивают развитие основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Коммуникативные универсальные действия:
слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников (воспринимать произведение, отвечать на вопросы по содержанию произведения);
умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев;
овладевать монологической речью (находить в тексте монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах);
умение отвечать на вопросы: по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведений, побуждающие читателя дать оценку событиям и поступкам героев, требующие обучающегося постановить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношения ученика к событиям и героям произведений;
умение слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому произведению; дополнять и уточнять их ответы, подтверждая информацией из текста произведения;
умение задавать одноклассникам вопросы разных видов по изучаемому произведению;
умение вести диалог или дискуссию о героях и их поступках, проявляя уважение к другому мнению;
умение полно и аргументировано с троить свои высказывания, полно и точно выражать свои мысли.
Содержание данного курса литературного чтения обеспечивает формирование предметных универсальных умений и решение следующих задач литературного развития младших школьников:
овладение навыками чтения, умением воспринимать и понимать прослушанное или прочитанное произведение;
воспитание интереса к чтению как средству получения информации и удовлетворения личных познавательных и эстетических запросов, а также интереса к книге (учебной, художественной, справочной);
овладение устной и письменной коммуникативной культурой: работа с произведениями разных жанров; ведение диалога и построение монологического высказывания о героях и их поступках; поиск необходимой информации в учебниках, словарях, справочниках и энциклопедиях и ее использование; высказывание мнения о прочитанных или прослушанных произведениях и книгах;
воспитание эстетического вкуса и умения воспринимать художественное произведение как искусство слова: выделять особенности художественных произведений, находить (на доступном уровне) средства выразительности и использовать их в речи;
формирование эстетического вкуса и понимания младшими школьниками нравственно-этических ценностей при изучении художественных произведений.
Обучающиеся к концу первого года обучения должны иметь общее представление:
о различиях таких малых жанров фольклора, как загадка, считалка, закличка, скороговорка, небылица, прибаутка, докучная сказка, сказка-цепочка (кумулятивная сказка);об отличии фольклорного текста от литературного;
об отличии поэтического текста от прозаического;
о таких особенностях стихотворных фольклорных текстов, как наличие рифмы и повторов;
о том, что такое рифма.
Знать:
наизусть 3—4 стихотворения разных авторов;
содержание произведений, прочитанных в классе.
Уметь:
читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и молча; темп чтения 30—35 слов в минуту вслух; 40— 45 слов в минуту молча;
понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки; звукопись; рифмы);
отличать монолог от диалога;
задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного ориентирования внутри книги: умения работать со страничкой «Содержание» или «Оглавление».
самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
Текущий контроль в 1 классе осуществляется согласно Положению о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБОУ «Начальная школа №3».
В сентябре проводится диагностическая работа, позволяющая определить исходный уровень развития учащихся. В конце учебного года (апрель) проводится комплексная работа на метапредметной основе. Текущий контроль в течение учебного года предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета учащимся.
Количество часов, на которое рассчитана программа
Программа и материал УМК «Литературное чтение»: рассчитаны на 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 92 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения чтению в период обучения грамоте и 40 ч (10 учебных недель) — урокам литературного чтения.
Календарно-тематическое планирование по «Литературному чтению»
№ Тема урока К-во ч. Характеристика основных видов деятельности
Дата проведения
По плану По факту
На огородах Бабы-яги – 8 часов.
Начало пути: волшебные предметы и помощники. 1ч Осмысленное чтение текста. Сравнение образов. Сочинение докучной сказки. Анализ и обсуждение сочинений учащихся (собственных считалок, загадок, закличек, докучных сказок). Иллюстрирование героев. Заучивание считалок. Игры со словами («Доскажи словечко» Шарады. Ребусы). Сравнение малых жанров (заклички-считалки-загадки). Иллюстрирование загадок, докучных сказок. 09.03 Законы докучной сказки. 1ч 10.03 Секреты считалок. 1ч 14.03
Древние считалки. 1ч 15.03
Тайны загадок. 1ч 16.03 Как устроена загадка. 1ч 17.03 Заклички: обращение к природе. 1ч 21.03 Трудности скороговорок. 1ч 22.03 Пещера Эхо – 6 часов.
Созвучные хвосты слов. 1ч Выразительное чтение текста с разной интонацией (Б. Заходер). Игра со словами («Доскажи словечко». Шарады. Ребусы). Поиск рифмы в произведениях Н. Носова, 3.И.Пивоваровой, А. Дмитриева. Составление рифмованных строк. Чтение по ролям произведений «Эхо», «Приключения Незнайки», стих «Шлагбаум».
04.04 Созвучные концы слов. 1ч 05.04 Рифма и смысл. 1ч 06.04 Рифма и смысл. 1ч 07.04 Шуточные стихи. 1ч 11.04 Шуточные стихи. 1ч 12.04 На пути в Волшебный лес – 2 часа.
Сказка-цепочка. 1ч Чтение текста по цепочке («Репка», «Теремок», «Колобок»). Инсценировка «Репки». Пересказ текста. Сравнение текстов. Поиск информации с помощью «Оглавления» учебника. Иллюстрирование сказок. 13.04 Сказка-цепочка. 1ч 14.04 Клумба с Колокольчиками – 2 часа.
Звучащие стихи. 1ч Чтение текста по цепочке. Игры со словами (Анаграммы. Ребусы. Загадки. Шарады). Чтение текста хором Поиск (словарная работа). Участие в диалоге при обсуждении текстов. Осмысленное чтение текста про себя. Игры со словами («Доскажи словечко». Шарады. Ребусы). Выразительное чтение текста. Сочинение рифмованных строк. Чтение по цепочке. 18.04
Звукопись в поэзии и прозе. 1ч 19.04 В лесной школе – 4 часа.
Считалка, скороговорка или дразнилка? 1ч Чтение текста по цепочке. Пересказ текста. Сравнение текстов (считалка, скороговорка или дразнилка). Поиск информации по «Оглавлению» учебника. 20.04 Чувство юмора в поэзии. 1ч 21.04 Стихи про девочек и мальчиков. 1ч 25.04 Фантазия в литературе. 1ч 26.04 Музей Бабы-яги. Тайна особого зрения – 3 часа.
Особый взгляд на мир. 1ч Сравнение образов. Сочинение загадок, рифм. Анализ и обсуждение работ. Игры со словами («доскажи словечко» Шарады. Ребусы.) Сравнение жанров (заклички-считалки-загадки). Иллюстрирование загадок.
27.04 Что видит и слышит поэт. 1ч 28.04 Что видит и слышит поэт. 1ч 03.05 На выставке рисунков Юрия Васнецова – 5 часов.
Прибаутка и небылица. 1ч Дидактические игры; работа в парах при анализе иллюстраций; самостоятельное заучивание прибауток, небылиц; работа с информационными источниками (учебниками и тетрадью на печатной основе); антиципация (моделирование, прогнозирование в начале урока); участие в литературной викторине. 04.05 Дразнилка, прибаутка или небылица? 1ч 05.05 Искусство иллюстрации: что видит художник. 1ч 10.05 Рифмующиеся слова и изображения. 1ч 11.05 Рифмующиеся слова и изображения. 1ч 12.05 Работа по хрестоматии «Литературное чтение» — 10 часов.
В Лесной библиотеке: как не заблудиться в книге.
В читальном зале: сказочные звуки. 1ч Осознавать смысл прочитанного.
Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста.
Находить содержащуюся в тексте информацию.
Определять основную мысль прочитанного произведения.
Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
Обсуждать прочитанный текст с одноклассниками.
Аргументировать свое мнение при обсуждении содержания текста.
Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.
Работать с информацией, осуществлять поиск информации в учебных текстах
16.05 Снова в Библиотеке: воображаемый мир. 1ч 17.05 Сказка, которая нравится Знайке:
Б. Заходер «Серая Звездочка». 1ч 18.05 Что читает Знайка: стихи о девочках и мальчиках. 1ч 19.05 Сказка, которая нравится Знайке:
Б. Заходер «Серая Звездочка» (продолжение). 1ч 23.05 Любимые стихи Буратино: Саша Чёрный «Зверюшки».
Разговор с Буратино, Незнайкой и Мальвиной: обсуждаем книгу Саши Чёрного «Песенки». 1ч 24.05 Сказка, которая нравится Знайке:
Б. Заходер «Серая Звездочка» (продолжение). 1ч 25.05 Учебно – методическое обеспечение
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс. Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2014.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *