Психологическое занятие в 8 классе «Отворите волшебные двери добра и доверия»

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида №4»

Отворите волшебные двери добра и доверия

Психологическое занятие в 8 классе.

Автор – составитель:

Артёмова С. А.

Отворите волшебные двери добра и доверия

Цели:

— ориентировка в нравственном содержании и смысле собственных поступков окружающих людей;

— формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.

Задачи:

— формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека;

— обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;

— воспитание интереса к окружающим людям, развития чувства понимания и сопереживания другим людям;

— развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях

(со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми) с ориентацией на ненасильственную модель поведения;

— сознательное овладение детьми речевыми средствами общения;

— коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.

Ход занятия

1 этап Организационный

Психолог: — В страну волшебства отправимся мы

Где будем смеяться, грустить, удивляться.

С героями этой волшебной страны

на нашем занятии будем встречаться.

Нас ждут приключения, сказка, игра.

Ну что, вы готовы? Тогда нам пора!

Друг другу приветствие скажем по кругу.

Приветствие «Весенняя капель»

Психолог: -Давайте сегодня поздороваемся с помощью колокольчика, как капель!

Дети стоят по кругу, по цепочке здороваются с соседом и говорят, что рады видеть друг друга.

2 этап Мотивационный

Упражнение «Яблочко»

Психолог: — Представим, что у нас сегодня в классе волшебное яблочко наливное, которое катится по тарелочке и показывает каждого из вас в различных ситуациях. Хотите, чтобы яблочко показало и рассказало вам о вас?

Дети катают яблочко по тарелочке. Психолог на середину тарелочки выкладывает по очереди картинки с изображением детей с положительными, а затем с отрицательными поступками, поясняя, какими бывают ребята.

Психолог: — Видите, прокатилось яблочко и поведало вам о вас. Согласны ли вы с яблочком?

— Сегодня мы отправимся в путешествие за аленьким цветочком. Но это путешествие каждый совершит сам, потому что оно вглубь своей души. И вам предстоит найти в ней свой аленький цветок. Хотите совершить такое путешествие?

— Кто помнит сказку про аленький цветок?

— Может ли сорвать аленький цветок недобрый человек? Почему?

— Видите, в этой сказке происходит волшебство добра. Добрые помыслы и сопутствующие им дела преодолевают злые чары и любое зло сегодня это волшебство добра должно произойти в вашей душе, когда вы найдёте свой аленький цветок. А тема нашего занятия «Отворите волшебные двери добра и терпения». (Приложение № 1) Готовы к путешествию? Тогда давайте откроем волшебные двери сказки. А чтобы путешествие удалось, необходимо соблюдать следующие напутствия:

Доброго держись, а от худого удались.

Про доброе дело говори смело.

— Начнём первый этап нашего путешествия. Вы попали в тёмный непроходимый лес. Это лес ваших неразборчивых мыслей, плохих слов, нежелательных поступков. Здесь переплелись ветвями деревья чьих-то обид, накрапывает дождь чьих-то слёз, ухает криком совы отзвук грубости в вашем поведении. Что вы будите делать? (Приложение № 2).

— Я даю каждому маленький солнечный лучик и надеюсь, что этот лучик поможет вам отказаться от недобрых мыслей и плохих слов, преодолеть грубость и дурные поступки, загладить нанесённые обиды и осушить слёзы. Чем он может здесь помочь? (Приложение № 3).

Он высветит ваши обиды и укажет путь их преодоления, вы хотите этого? Тогда за дело: на странице рабочей тетради в последовательном порядке сделаем следующее:

Упражнение «Весы»

Психолог: — Как вы думаете, какие слова больше весят? Замените употребляемые вами плохие и грубые слова в адрес друг друга хорошими. Запишите их на первой строчке в своей рабочей тетради и раскрасьте коробку с соответствующим названием. (Приложение № 4)

— Много получилось слов? Постарайтесь их запомнить и пользоваться этими словами. Сможете? Закрасьте кусочек лучика в оранжевый цвет.

— На новой строчке сосредоточьтесь на своих хороших, добрых поступках, но не забывайте про напутствие и запишите всё доброе, что в последнее время вами проявлено по отношению к каждому из вас.

Прочтите внимательно, что вы записали. Кто хочет прочесть вслух? Захотелось ли вам дальше поступать также?

— Что вы чувствуете? Закрасьте солнечный лучик. Какую тропинку он осветил вам в тёмном лесу?

— Светлую, ясную тропинку обращения к своей душе. Она показала вам ваши возможности в добрых помыслах и честных поступках. Лучик помог преодолеть нарост недоброго, ненужного в душе. Не забывайте эту тропинку, храните этот тёплый лучик света, который показал как много зависит от вас самих. Прикрепите солнечный лучик к странице своей рабочей тетради, он будет напоминать вам об этой необходимости.

-Тогда начнём второй этап нашего путешествия. Оно привело нас к большому болоту с глубоким мхом. Чем неприятно болото? (Приложение № 5).

Болото зарастает тиной и затягивает туда всё живое, случайно попавшее в его трясину. Почему же мы оказались на этом болоте? Вдруг мы не заметили, как тягучие нити трясины коснулись и нас? Это тишина заползшего равнодушия, безразличия к чужому страданию, недомоганию, проблемам, которое обволакивает сердце тяжёлым кольцом. В чём это может выражаться? Подумайте об этом и здесь поможет вам светлячок.

Упражнение «Цветок добра»

Психолог: — Дополните каждый лепесток цветка хорошими словами для того, чтобы не забывать про тех, кто живёт рядом с вами. А светлячок пусть поможет снять тинные оковы, высветив все тёплые, сердечные слова, которые вы произносите своим родителям. (Приложение № 6)

Прикрепите к своей тетради светлячок. Он и дальше будет напоминать вам: Осторожно, не оступитесь, чтобы вас не затянуло в болото. Будьте внимательны и заботливыми по отношению к своим родным и близким. (Приложение № 7).

— А теперь перед нами разлилась бурная речка наших чувств. Как вы думаете, не потопит ли она нас? Я дарю вам в помощь маленькую звёздочку. Отражаясь в потоках воды, пусть она сосредоточит ваше внимание на вас самих и затормозит всплеск неприятных чувств. (Приложение № 8).

Упражнение «Кораблик поведения»

Где вы разместите себя и своих друзей на кораблике поведения? Дорисуйте флажки с именами своих друзей. (Приложение № 9).

А теперь заглянем же в воды реки. Смотрите, река выплеснула на берег листочки. Посмотрим, что это. Как вы думаете? Это ситуации вашей жизни. Вероятно, нам надо в них разобраться. Верно?

Тебе поставили незаслуженно двойку.

Друг рассказывает тебе о чём-то, а тебе надо идти.

Друзья пошли гулять, а тебя не позвали.

Тебе испортили твою вещь.

Психолог: — Ребята, наши душевные достоинства ждут сказочные испытания, так как мы открываем волшебные двери сказки. Давайте откроем эти волшебные двери.

Девочка Маша и мальчик Алёша

Гуляли однажды. Вечерней порошей

Вдруг всё замело, закружило вокруг.

И рядом уже ни друзей, ни подруг.

Какие-то тропки вились вкруг детей,

Какие-то звуки лились в темноте,

Какая-то тайна звучала в тиши.

И кто-то шептался в тёмной глуши.

Всё так непонятно, и чудно и дико.

Всё так неприятно и многолико.

Что дети невольно застыли в испуге

И крепко прижались с вопросом друг к другу.

— Что же делать? Какие наши усилия могут изменить ситуацию?

-Войдём и мы в сказку, чтобы дети не остались одни. Согласны?

Раздаётся тихая музыка.

Но вот что-то тихо и звонко запело,

На тропке одной лучом заалело,

Дети несмело по тропке пошли

Всё дальше и дальше…

И в сказку вошли.

Музыка играет громче.

А в сказке сияло кругом и сверкало,

И ласковым было сказки начало,

И песня детей по тропинке звала

К дороге широкой сплошь из стекла.

В ней отражались все дивные дива.

Было вокруг песнопенно красиво.

И дети внимали всему не дыша,

И тихо ступали, боясь помешать.

Вдруг перед ними замок явился,

Светлый и тонкий, он нежно светился.

Дети несмело остановились.

Ворота и двери тотчас открылись.

— Войдём вместе с героями в замок?

— Что бы вы хотели там увидеть?

— Чего вы опасаетесь?

— Ну что же, отправимся в замок?

А там так красиво всё, чисто и ладно,

Уютно, тепло, необычно, нарядно,

Что трудно решить, куда встать или сесть,

Куда посмотреть, сделать что и что съесть.

Растерянно маша с Алёшей стоят,

На всё тихо смотрят, не пьют, не едят.

Не знают к кому обратиться, как быть.

Что дальше их ждёт?

Как свой дом возвратить?

Вспомните цветок добра. Можете что посоветовать?

Только о доме подумали: вдруг

На стенном полотне обозначился круг.

В круге написано было письмо,

И дети решили – поможет оно.

В письме говорилось, что дети должны

Волшебницы чары, что злобы полны,

Развеять, рассеять и сразу домой

Они попадут по дороге прямой.

Задумались дети: что делать, как быть,

Как зло обнаружить и как победить.

Как им волшебные чары понять,

Их разгадать и на них повлиять.

— Что всегда побеждает зло?

Думали долго – решенье пришло

И было простое, конечно, оно:

Всё злое не терпит доброго рядом.

Добро им поможет, для зла станет ядом.

Дети тут дружно переглянулись,

Друг друга ободрили и улыбнулись,

Яствами сладкими подкрепились,

Вышли из замка и в путь пустились.

Долго ли, коротко шли они,

Вдруг видят – опушка, на ней только пни.

Потрескались все от долгой жары.

Удушливый запах идёт от коры.

Надо, решили, воду найти.

Нельзя же мимо такого пройти.

Долго искали – воды нет нигде,

Вокруг всё вскопали, чтоб путь дать воде.

И вот из земли ручеёк зазвенел.

Он песню весёлую сразу запел.

Под корни пустил прозрачной воды,

И сразу в природе не стало беды.

Пни потянулись к солнцу стволами,

Стали красивыми вдруг деревами.

Вместо опушки зелёная роща,

Птицы запели и стать жило проще.

Ну, а что же дальше? Придумайте сами. Это ваше на дом заданье.

Рефлексия

Психолог: — Будите ли вы стараться сдерживать проявление отрицательных чувств в реакциях на различные ситуации вашей жизни? Пусть о необходимости этого вам напоминает маленькая звёздочка. Прикрепите её на страницу тетради. Звёздочка осветила нам красивую поляну. На которой растёт аленький цветочек. Вот мы и увидели этот сказочный цветок. Вы почувствовали символ доброты, заключённый в нём? Смогли ли вы во время путешествия заглянуть в себя? Аленький цветок дарит вам своё изображение. Раскрасьте его как нравится вам, это будет ваш аленький цветок добрых стремлений.

Ритуал прощания

Что было интересно?

А может, было трудно?

Подумайте ребята,

Ответьте вы друг другу. (ответы детей)

Скажу вам: «До свидания! До следующей встречи!»

Давайте скажем дружно мы: «До свиданья!» всем.

Приложение.

Приложение № 1

Приложение № 2.

Прилтожение № 3.

Приложение № 4.

Приложение № 5.

Приложение № 6.

Приложение № 7.

Приложожение № 8.

Приложение № 9.

Литература

Куражева Н. Ю., Вараева Н. В., Тузаева А. С., Козлова И. А. «Цветик – семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5 – 6 лет. – СПб: Речь; М.: Сфера, 2011.

Научно-методический журнал «Этическое воспитание», № 4, 2002.

Научно-методический журнал «Этическое воспитание», № 1, 2004.

Научно-методический журнал «Этическое воспитание», № 2, 2005.

Фесюкова Л. Б. Я и моё поведение. Беседы по картинкам / Демонстрационный материал. Х.: Издательство «Ранок», 2008.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector