Проявление детьми творческих способностей в изображении природы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 78 Красноглинского района г.Самара

Проявление детьми творческих способностей

в изображении природы.

(сообщение из опыта работы воспитателя группы)

Воспитатель: Савельчевой Т.В.

На развитие и проявление творческих способностей дошкольника существенное влияние оказывают три основных фактора: непосредственное наблюдение живой природы, подкрепление этих представлений уточняющими беседами, просмотром картин (репродукций) и иллюстраций, знакомство с лучшими поэтическими образцами описания природы.

Поэтические произведения о природе являются наиболее эф­фективным и специфичным средством развития творческого под­хода ребенка к изображению окружающего мира. Такое свойст­во поэзии, как изобразительность, обогащает и разнообразит со­держание детских рисунков, способствует внесению в них момен­тов, которые при обычном наблюдении не всегда замечаются детьми. Поэтическая характеристика цвета, формы предметов, композиции, индивидуальных особенностей образов, действий способствует отражению этих качеств и в детских пейзажных ри­сунках.

Влияние выразительной стороны поэтического образа на дет­ский рисунок проявляется в передаче ребенком своего эмоцио­нального отношения к описанию природы, что значительно повы­шает эстетические качества изображения.

Дети могут создавать творческие рисунки и только на основе наблюдений природных явлений. Но если проводить с ними це­ленаправленную работу по развитию воображения и знакомить их при этом с поэзией, то лирические образы природы обязатель­но будут присутствовать в любом детском рисунке, обогащая и дополняя его характерными деталями.

На основе развивающихся эстетических чувств в рисунках начинает проявляться определенное отношение к природе. Толь­ко наблюдая природу, ребенок подчас не может найти изобрази­тельные средства для передачи ее в рисунке. Поэтический образ в таком случае подсказывает малышу решение этой задачи. Он также способствует созданию в рисунке развернутого пейзажа, т. е. помогает не только воспроизвести отдельные образы приро­ды с их индивидуальными особенностями, но и раскрыть взаимо­связи между ними, расположить все предметы в определенных отношениях, четко показать какие-то признаки того или иного времени года и, наконец, выразить чувства.

В детских однотемных рисунках наблюдаются некоторые ин­дивидуальные различия, связанные с особенностями восприятия и изобразительных умений детей. Это выбор разного содержа­ния рисунка в рисовании на тему одного стихотворения, исполь­зование различных средств выразительности (композиция, цвет, техника выполнения рисунка, детализация, пропорции) при рисо­вании одного и того же пейзажного образа и т. д.

Дети, которые глубже воспринимают цвет и форму, рисуют образ более обобщенно. Например, изображая осенний лес, они представляют его целой массой или в виде нескольких деревьев. А ребята, которых в произведении привлекает перечисление де­талей, стараются тщательно прорисовать их, не всегда заботясь о выразительности и целостности образа.

Одно и то же произведение вызывает у ребят разные эмоции, чем также обуславливается различное содержание рисунков и степень выразительности образа. Дети с хорошо развитым эсте­тическим восприятием запоминают и соответственно отражают большее количество образов или используют более разнообраз­ные средства выразительности.

Детские пейзажи всегда выразительны, хотя техника их ис­полнения подчас несовершенна. Это обусловлено тем, что воз­можности восприятия выразительных средств поэзии у детей вы­ше, чем изобразительные умения, способствующие их переда­че в рисунке. Поэтому дети своеобразно используют форму, цвет, композицию, колорит в своем творчестве.

Форму, как правило, обобщенную дошкольники передают с помощью линейного контура, видимого с одной стороны. Так как образы природы чаще всего имеют симметричное строение, это облегчает изобразительную задачу. В рисунках о природе мож­но видеть так называемую «незагораживаемость» предметов, ко­торая помогает четко передать контур всех предметов.

Одной из особенностей проявления творчества в пейзажном рисунке дошкольника следует считать его умение изображать по-разному фон, составляя и используя оттенки цветов. Окраска фона выполняет при этом важную смысловую функцию — она способствует передаче настроения, чувств маленького худож­ника.

В значительной степени поэтическое произведение способству­ет развитию композиционных умений детей. Лирические строки как бы подсказывают возможность передачи перспективы в изображении пространства («лишь вдали красуются…»), компо­зиционного выделения главного образа («в лесу родилась елоч­ка…»), отражения связи между предметами.

Ребенок воспринимает целую ситуацию в произведении, в ко­тором раскрываются не только пространственные, но и логичес­кие взаимосвязи, т. е. более глубокие зависимости: причинные, целевые, временные и т. п., также влияющие на выразитель­ность образов в рисунках.

Своеобразно, творчески передают дошкольники пространство: в виде фриза (одной линии), широкой полоски земли, двух-трех фризов; могут изобразить линию горизонта, рисуя дороги, реки, возвышенные места (пригорки, сугробы), широкое или узкое пространство неба. Располагая отдельные образы природы ря­дом, дети подчеркивают их различия в величине. Как правило, главный образ выделяется размерами (большими или маленькими), цветом. Вокруг него строится определенная композиция, подсказанная темой рисунка. Иногда предметы располагаются на всем листе бумаги, но могут быть оставлены и пустые места, а изображе­ние сосредоточивается в одном каком-то направлении. Например, на переднем плане ребенок изображает озеро, вокруг которого камыши. Вдали — зеленый луг, едва обозначенный цветом. Такая композиция создается им на основе впечатлений от наблюдений. Размеры близких предметов и дальних одинаковы.

Передача пространства в рисунке — наиболее трудная задача для дошкольника, поскольку для этого ему необходимо не только воспринять связи между предметами, но и понять условность их изображения на плоскости.

Усвоив определенные программные навыки в передаче пространства, ребенок начинает чувствовать центр, стороны лис­та как плоскости. Свободное владение этими умениями служит показателем развития его творчества в рисунке о природе.

Иногда ребята могут дополнять картину о растительном мире изображением животных или птиц. Наиболее часто в пейзажах встречаются изображения различных пород деревьев с листьями и без них, кустов, травы, реки, солнца, неба.

Творческая выразительность детских рисунков не является чем-то неизменным, застывшим. Она развивается под влиянием обучения, нужно только найти наиболее эффективную систему педагогических воздействий. Я стараюсь помнить о влиянии эмоций как движущей силе воображения, а, следовательно, и выразительности детского творчества. Л. С. Вы­готский указывал на то, что эмоции являются одним из видов связи воображения с действительностью. Именно эмоции вызы­вают у ребенка стремление передать свое отношение к изобра­жаемому. В то же время, не владея реалистическими способами рисования, не зная в достаточной степени самой действитель­ности, ребенок не может передать это в рисунке. Он ищет посиль­ные средства изображения, знакомится с объектами окружающей действительности. Детское воображение создает определенные образы, опираясь на опыт, который ребенок получает через вос­приятие. Выразительность их зависит от увлечения темой, от интересов детей. Чем сильнее захватывает дошкольника тема рисунка, тем более выразительно он старается ее передать.

Известно, что предпосылкой создания выразительного рисун­ка дошкольника является овладение им изобразительной грамо­той, т. е. элементарными навыками, умениями в области реалис­тического рисования.

Для выразительного изображения природы важно овладеть рисованием линий разной интенсивности, создаваемой различ­ным нажимом на карандаш или использованием различных кистей, линейным и пространственным ритмом, который часто встре­чается в детских рисунках, помогая дошкольнику передать прост­ранственные взаимоотношения предметов. Использование всех этих средств для достижения выразительности является показа­телем развития художественно-творческих способностей детей в изображении природы.

Умело, руководя процессом развития художественного детского творчества, учитывая возможности и интересы каждого ре­бенка, обогащая его умственную и духовно-эмоциональную сфе­ру, я стараюсь добиться высоких результатов в комплексном решении программных задач эстетического воспитания.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector