Прогулки. Средняя группа

Наблюдение за деревьями.

Цель: Напомнить о деревьях растущих на участке. Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Уточнить приметы осени, её признаки. Развивать логическое мышление

Словарная работа: активизация: рябина, береза, осина, тополь, ягоды, семена, плоды, сладкая. Обогащение: хина, хитрая, пошутить, не дозрела.

Художественное слово: «Рябина» И. Токмакова.

Красную ягодку мне дала рябина

Думал я, что сладкая, а она как хина.

Толи эта ягодка просто не дозрела,

Толь рябина хитрая пошутить хотела?

Беседа по содержанию стихотворения.

Индивидуальная работа: дидактическая игра: «Назови ласково» (деревья)

Дидактическая игра: «С какой ветки детка?»

Исследовательская деятельность: рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет)

Труд: Выкапывание картофеля на огороде.

Подвижная игра: «Огородники» (закатывание мяча в ведро)

Выучить дыхательную гимнастику:

Носиком дышу, дышу свободно,

Глубоко и тихо, как угодно.

Выполню задание, задержу дыхание…(не дышать)

Раз, два, три, четыре-

Снова дышим, глубже, шире.

ОВД: лазание по вертикальным перекладинам.

Подвижная игра: «Белка на дереве» (бег, лазанье)

«Разведчики» (развитие фонематического слуха)

Экскурсия к школе

Цель: развивать интерес к школе, желание в ней учиться), познакомить с пришкольным участком (стадион, площадка для игр, аллея) рассказать о назначении. Напомнить детям о названии улиц города, правилах перехода проезжей части. Развивать наблюдательность детей, умение рассказывать о зданиях, транспорте.

Словарная работа: активизация: Набережная, Аэронавтов, школа, учитель, ученик, уроки; обогащение: стадион, аллея, площадка.

Дети с воспитателем идут к школе, рассматривают ее участок. Воспитатель рапссказывает о б учениках, учителе, уроках и т.д.

Подвижная игра: «Мы веселые ребята»

Труд на участке: сортировка выносного материала.

Индивидуальная работа: загадки о школе, принадлежностях.

Подвижная игра «Физкультурники»
Развивает координацию движений, учит ребенка навыкам работы с операционными картами.
Взрослый объясняет ребенку, что сейчас они вместе будут играть в физкультурников. Физкультурники должны выполнять различные упражнения, например: поднимать руки вверх и опускать вниз, прыгать на одной или на двух ногах, хлопать в ладоши над головой.

Выучить считалку: Над горою солнце встало

Над—горою—солнце—встало
С неба—яблоко—упало,
По—лазоревым—лугам
Покатилось—прямо—к нам!
Покатилось—покатилось,
В речку—с мостика—свалилось,
Кто—увидел—не—дремли,
Поскорей—его—лови!
Кто—поймал—тот молодец,
Ведь—считалочке—конец!

Наблюдение за дождем

Цель: Пополнить знания детей о сезонных изменениях в природе, развивать речь, согласовывая глаголы с существительными.

Словарная работа: активизация: дождь, лужи, тучи, зонт;

обогащение: моросит, барабанит, проливной, затяжной, грибной.

Художественное слово: «Дождик»

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька,

Лужу резал, лужу резал,

И устал, и перестал. И. Токмакова.

Беседа по содержанию стихотворения.

Подвижная игра: «Мы — веселые ребята» (бег)

Словесная игра: « Хорошо — плохо» (ТРИЗ)

Цель: Закрепить знания о дожде, учить искать противоречия.

Исследовательская деятельность: Исследование свойств воды: вода жидкая, прозрачная, без запаха, она льётся, пропитывает предметы, (испаряется на солнце и от ветра).

ОВД: Прыжки вперёд на двух ногах.

Труд: уборка опавших листьев.

Индивидуальная работа: Выучить считалку:

Дождик, дождик поливай-

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут сладкие ватрушки.

Подвижная игра: «Водяной» (ходьба)

Веселые эстафеты:

*кто быстрее добежит с машинкой.

*кто быстрее добежит с яйцом(мячом) в ложке

Экскурсия к реке

Цель: Уточнить названия города, улицы параллельной реке, реки. Продолжать развивать наблюдательность детей, интерес с водным обитателям. Учить экономно расходовать воду, поддерживать чистоту водоемов, берегов.

Напомнить детям правила поведения на улице, на проезжей части и в лесу.

Методический прием проведения экскурсии : беседа в форме вопросов и ответов. Вопросы: Назовите адрес нашего д/сада.

*Как называется улица, которая находится вдоль реки?

*Почему она так называется?

*Как называется дорожка, по которой мы идем?

*Как нужно вести себя на тротуаре?

*Как правильно перейти дорогу без светофора?

*Как называется наша река?

*Как называется это сооружение?

*Для чего люди построили мост?

*Какая наша река? (подбор прилагательных, согласование с сущ.)

*Какая в ней вода? (подбор прилагательных, согласование с сущ.)

*Что делает вода? (подбор глаголов, согласование с сущ.)

*Кто живет в этой воде?

* Назовите рыб.

*Для чего люди должны охранять реки и озера?

*Как надо их охранять?

*Для чего нужно беречь воду?

Труд :сбор камней для поделок и рисования

ОВД: Метание камней в воду (на дальность)

Индивидуальная работа: выучить:

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись,

1, 2, 3, 4,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе раз- это брасс.

Одной, другой – это кроль.

Все как один- плывем как дельфин.

Вышли на берег крутой,

И отправились домой.

Подвижная игра: «Караси и щука» (бег), «удочка» (прыжки).

Наблюдение за птицами

Цель: Расширять знания детей об особенностях внешнего вида и повадках птиц, приспособление к среде обитания. Уточнить понятия «перелетные и зимующие».

Словарная работа: активизация: птицы, кормушка, обогащение: перелетные, зимующие, оперение, повадки, экологическая тропа, объект, клин, косяк.

Художественное слово: Птицы на юг улетают

Гуси, грачи, журавли,

Вот уж последняя стая,

Крыльями машет в дали.

Беседа по содержанию стихотворения.

Подвижная игра: «Целься вернее» (метание)

Экологическая тропа: Уточнить знания детей об экологической тропе. Показать им карту план, обойти все объекты. Остановиться на объекте «кормушка».

Труд: чистка кормушки, кормление, наблюдение.

Индивидуальная работа: Выучить: Сколько птиц в кормушке нашей

Прилетело, мы покажем

Две синицы, воробей,

6 щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.

Исследовательская деятельность: «солнце высушивает предметы и песок»

Индивидуальная работа: Выучить поговорку: Сентябрь птиц в дорогу торопит.

ОВД: прыжки на скакалке

Подвижная игра: «Гуси, гуси» (бег)

Выучить считалку:

Аты—баты—шли—солдаты,
Aты—бaты—на—базар.
Аты—баты—что—купили?
Аты—баты—само—вар.
Аты—баты—сколько—стоит?
Аты—баты—три—рубля
Aты—бaты—он—какой?
Аты—баты—золо—той.

Наблюдение за листопадом.

Цель: Углубить и обобщить знания детей о деревьях, о характерных признаках изменения природы. Учить устанавливать связи между условиями жизни и средой обитания, развивать доказательную речь.

Словарная работа: активизация: листопад, облетают, кружат; обогащение: шуршат

Художественное слово: «Парк».

Разноцветный парк,

Разноцветный сад

Листопад начался,

Начался листопад

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат М.Авдеева

Беседа по содержанию стихотворения

ОВД: бег «змейкой» между деревьями..

Дидактическая игра: «С какой ветки детка?»

Исследовательская деятельность: Определить, на каких деревьях листья начинают быстрей желтеть?

Труд: подметание листьев с дорожек, сортировка формочек и совков. Конструктивная деятельность: «Сказки на песке»

Цель: Продолжать манипулятивные действия с песком. Развивать творчество.

Индивидуальная работа: Сбор веток, листьев, камней.

Задания: Собери 5-7 (камней, палочек, листочков) разного размера, разложи их от самого маленького до самого большого

Выучить: «Листопад»

Под ногами листопад,

Листья желтые лежат,

Листья желтые лежат,

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок-

Папа, мама и листенок. В. Голяровский.

Беседа по содержанию стихотворения

Подвижная игра: «Белки на дереве» (лазание, бег)

Прогулка по ул. Набережная

(наблюдение за транспортом)

Цель: Закреплять название улиц города, продолжать знакомить с разными видами транспорта, напомнить о его частях. воспитывать уважение к труду водителя, закрепить ПДД.

Словарная работа: активизация: шина, дорога, кузов, мотор, кабина, груз, дрова, пешеходный переход, Набережная, Кандалакша, Нива; обогащение: шины шуршат, водитель, проезжая часть, двухстороннее движение.

Художественное слово: Шуршат по дорогам веселые шины-

Спешат по дорогам машины, машины…

А в кузове важные, срочные грузы:

Кирпич и железо, дрова и арбузы.

Работа шофера трудна и важна

А как она людям повсюду нужна.

Наблюдение: за проезжей частью, тротуаром, за проезжающим мимо

транспортом; рассматривание частей разного транспорта, беседа с водителем. Закрепление ПДД.

Беседа по содержанию прогулки.

Дидактическая игра «Кто все запомнит

Цель: активизировать внимание, память, речь.

Воспитатель предлагает понаблюдать за транспортом, а затем сказать какие машины и в какой последовательности проезжали по дороге.

Труд: ремонт машин, привязывание веревок.

ОВД: бег «змейкой».

Исследовательская деятельность: рассматривание радужных разводов в лужах после проезда по ним машины.

Индивидуальная работа: дидактическая игра «Один — много»

один трактор — много тракторов,

один самосвал-

одна легковая машина-

один фургон-

одна пожарная машина-

один мотоцикл-

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

Наблюдение за ветром

Цель: Развивать наблюдательность и интерес к природе, закрепить понятия «живая – неживая» природа. При помощи исследовательской деятельности объяснить значение ветра, учить определять его силу, направление.

Словарная работа: активизация: листопад, листья. опадают, осень, сентябрь, природа, север, юг; обогащение: сильный, задувает, пронизывающий, ветреная.

Методический прием: Наблюдение за листопадом, за тем, как осыпаются семена с травы, кустарников; за сохнувшим бельем на веревке, за высыхающими лужами.

Исследовательская деятельность: при помощи султанчиков, лент, шарика определить направление и силу ветра.

Художественное слово: «Одинокий пастух»– релаксация

Ярко светит солнце,

Дует легкий ветерок.

Мы вдыхаем его чистый и

Свежий воздух.

Нам хорошо и приятно.

Мы хотим жить в мире с природой,

Будем ее друзьями,

Будем ее любить и защищать. Д Лолей

Беседа по содержанию стихотворения.

Дидактическое упражнение: «Подскажи словечко» (подбор прилагательных, характеризующих ветер)

Конструктивная деятельность: «Город с садом».

Развивать конструктивные способности, закреплять знания о свойствах песка, использовать в строительстве бросовый материал.

Индивидуальная работа: счет предметов (согласование числит. с сущ.)

Труд: подметание крыльца, веранды.

ОВД: эстафета: прыжки на скакалке, сбор определенного количества листьев, бег.

Подвижная игра: « Охотники и зайцы» (бег, метание.)

Наблюдение за инеем.

Цель: Научить чувствовать детей предвестники зимы, учить различать снег от инея, устанавливать связи, Наблюдать за замерзанием луж, их таянием при нагревании солнцем.

Словарная работа: активизация: травы, лужи, утро; обогащение: серебро, блюдца, иней, заморозки, блещут, заря.

Художественное слово: В сентябре, в сентябре

Утром травы в серебре.

Как серебряные блюдца

Блещут лужи на заре.

Беседа по содержанию стихотворения.

Исследовательская деятельность: определить опытным путем скорость таяние льда на лужах в тени и на солнце.

Труд: ремонт машин, ведерок, совков, подметание дорожек.

Индивидуальная работа: отгадывание загадок о природных явлениях:

Летел пан, Летит без крыльев и поет,

На воду пал. Прохожих задевает.

Сам не тонет Одним проходу не дает,

И воды не мутит. Других он подгоняет.

лист ветер

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий

В тучах прячется во мгле

Только ноги на земле.

дождь

Подвижная игра «1,2,3-вместе соберись»

Ход: По условному сигналу, после свободного перемещения, дети объединяются в круги по 2,3,4,5человек.

ОВД: прыжки в высоту (через шнур)

Сюж. –ролевая игра «Магазин»

Цель: Способствовать общению детей, учить использовать термины, предметы – заменители.

Подвижная игра: «Догони свою пару» (бег)

Наблюдение за гроздями рябины

Цель: Развивать наблюдательность, закреплять знания о лекарственных деревьях, плодах, учить объяснять их предназначение, способы приготовления отваров. Поддерживать и развивать желание узнавать о деревьях больше.

Словарная работа: активизация: рябина, дерево, осень, листопад; обогащение: гроздья, лекарственное растение, витамины, отвар, целебный.

Методические приемы: загадка, беседа внешнем виде и пользе дерева

Стройная и прекрасная,

На ней ягодка красная.

Труд: уборка листьев под деревья, сбор ягод и веток рябины для поделок, кормления птиц.

Конструктивная деятельность: учить строить мосты, используя бросовый материал, закреплять названия частей моста.

Индивидуальная работа: подбор прилагательных, характеризующих погоду.

Исследовательская деятельность: выкапывание цветов с клумбы для выращивания в группе. Учить детей устанавливать связи между похолоданием и отмиранием растений.

ОВД: хождение по скамейке, удержание равновесия. (определить длину скамейки, мерея ее шагами, спросить детей, почему у всех получилось разное количество шагов)

Дидактическая игра «Хорошо-плохо» — осень (ТРИЗ)

Подвижная игра: « Разведчики» — развитие фонематического слуха, памяти, внимания.

Детям предлагается пробежать легким бегом вокруг участка и найти слова, которые состоят из одной части.

Наблюдение за насекомыми

Цель: Развивать интерес к живому миру, наблюдательность, учить устанавливать связи между погодой и поведением насекомых. Закреплять названия насекомых, их пользу для природы. Рассказать, что при наступлении осени все насекомые прячутся от холода (в стволы старых деревьев, в пни, в землю и т.д.) Напомнить, что паук не является насекомым.

Словарная работа: активизация: мухи, пауки, пчелы, шмели; обогащение; убежище, зимовать.

Художественное слово: загадки о насекомых.

Исследовательская деятельность: обратить внимание на то, что насекомых стало меньше. Показать детям, куда и как прячутся насекомые.

Конструктивная деятельность: «насекомые» — развивать умение конструировать плоскостные картинки из природного материала (песок, камни, трава, палочки, листья)

Подвижная игра: «Бабочки и цветы»

Ход: дети делятся на две команды- бабочки и цветы. По сигналу ведущего, бабочки занимают цветок, кто не успел, становится ведущим.

Труд: работа на цветнике: выкапывание растений для группы, срезание сухих стволов.

ОВД: прыжки в длину.

Дидактическая игра «Волшебное слово»

Цель: формировать культуру поведения и общения детей.

Ход: Ведущий дает детям задания, выполнять их нужно в том случае, если он сказал «пожалуйста».

Подвижная игра «Уголки» (перебежки)

Прогулка по экологической тропе.

Цель: Учить различать деревья по форме листов и их окраске. Отметить, на каких деревьях есть плоды, с каких деревьев опало больше листьев, есть ли деревья с зеленой листвой. Какие?

Словарная работа: активизация: березка, золотая, роща; обогащение: багряная

Художественное слово: Как хорошо в гостях у осени

Среди березок золотых…

Подольше б золото не сбросили

Стоял бы лес багрян и тих.

Беседа по содержанию стихотворения.

Посещение объекта «роща»

Рассматривание деревьев по плану: корни, ствол, ветви, листья.

Индивидуальная работа: подбор родственных слов к сущ. береза.

(березовый, березняк, березовая, береста, берестяной(ая)

Подвижная сюжетно-ролевая игра «Путешествие» (остановки с математическими заданиями)

Конструктивная деятельность: выкладывание из природного материала силуэтов на песке.

Исследовательская деятельность: определить, с какого дерева листья самые большие, сделать вывод, у самых больших деревьев листья крупнее.

Дидактическая игра « Скажи наоборот» (прилагательные)

ОВД: бег «змейкой» между деревьями.

Труд: подметание крыльца, веранды.

Подвижная игра: «Белка на дереве»

Наблюдение за туманом

Цель: Познакомить с природным явлением, напомнить о разных агрегатных состояниях воды, развивать любознательность. Закрепить названия осенних месяцев.

Словарная работа: активизация слов: туман, пенек, куст, опыт. обогащение слов: испарение, впитать, высушить.

Методический прием: наблюдение за утренним туманом: во время тумана предметы становятся плохо видны. На что похож туман? (на пар, дым, облако) Что такое туман? (дыхание земли). Земля, почва, растения дышат накопленным пеплом, а холодный воздух опускается на землю. Они смешиваются и получается туман – мельчайшие частицы воды. Их очень – очень много, они быстро двигаются, и воздух становится не прозрачным.

Художественное слово: Кто — то ночью утащил лес.

Был он вечером, а утром — исчез!

Не осталось не пенька, ни куста,

Только белая кругом пустота. И. Такмакова.

Беседа по содержанию стихотворения.

В народе шуточно говорят «Воры украли горы!».

Дидактическая игра: «Наоборот»

Цель: активизация словаря, подбор антонимов (холодно, тепло, пасмурно, осенний, земля, дождь)

Исследовательская деятельность: «Воздух осенью влажный» :на скамейку положить лист сухой бумаги. В конце прогулки дети обнаружат, что он влажный. Почему это произошло? Как его можно высушить? (батарея, солнце, утюг, теплое помещение и т. д.) Где быстрей высохнет? Закрепить знания о намокании и просушивании. Можно разорвать лист пополам. Одну половину поместить на батарею, другую на стол. Дети наблюдают, делают выводы.

Труд: уборка листьев, засыпание ими клумб, огорода.Воспитывать трудолюбие, знание о пользе гниющих листьев для почвы.

Индивидуальная работа с ЧДБ: бег «змейкой» вокруг деревьев, прыжки на одной ноге.

ОВД: «Эстафета» Развивать быстроту, командность.

Подвижная игра: «жмурки» — бег , ориентирование в пространстве.

«1,2,3, — к дереву беги».

Индивидуальная работа: Название осенних месяцев, приметы золотой осени.

Экскурсия в осенний лес

Цель: Закрепить знания детей о приметах осени, учить показывать изменения в природе, развивать доказательную речь. Учить устанавливать связи между живой и неживой природой.

Методический прием: экскурсия в лес, беседа с детьми.

Воспитатель приводит детей в лес, переодевается в костюм осени и проводит экскурсию по плану:

1.Художественное слово:

Кроет уж лист золотой С холоду щеки горят,

Влажную землю в лесу… Любо в лесу мне дышать,

Смело топчу я ногой Слышать, как сучья трещат,

Вешнюю леса красу. Листья ногой загребать.

Беседа по содержанию стихотворения.

  1. Отгадывание загадок (осенняя тематика)

  2. Поиск осенних примет.

  3. Сравнение осенних и летних примет. Цель:развивать знания о сезонных изменениях, составление предложений с союзом «а» в дид. игре «Сначала- потом»

  4. Рассказ о сезонных изменениях в жизни животных.) вос-ль раздает детям шапочки диких животных и предлагает дид. игру «Расскажи о себе»Цель: закреплять знания о приспосабливании диких животных к зиме.

  5. Подвижная игра «Белка на дереве», «Совушка – сова», «У медведя во бору» (по выбору детей).

  6. Труд: сбор семян для птиц, сбор природного материала для поделок.

  7. Хороводная игра «Здравствуй, осень».

  8. Индивидуальная работа: дид. игра «1,2,3- к дереву беги»

цель: закреплять названия деревьев, кустарников.

  1. Словарная работа: 1.Конкурс на лучшее стихотворение об осени.

2. Подбор слов-действий к лесу. (что делает?)растет, шумит, кормит, оберегает, разрастается, роняет листву, живет, дышит и т.д.

Подведение итога экскурсии: Лес- наше богатство, наша жизнь и здоровье, он живой, его надо беречь, охранять от грязи, болезней, пожаров. Вручение подарков.

Наблюдения за изменениями в лужах.

Цель: напомнить детям, что летом лужи были теплые, быстро испарялись. Осенью вода в них холодная, долго не испаряется, на поверхности плавают желтые листья. Поздней осенью кромка лужи замерзает, тая днем под солнцем, а в морозный день промерзает полностью.

Словарная работа: активизация: серая лужа, расхлюпалась,

моросило; обогащение: хрустит, дрожит.

Художественное слово:

Мне серая лужа простудой грозила

Расхлюпалась грязь

И весь день моросило.

И не было в мире скучнее двора

Чем тот, где пытались гулять мы вчера.

Сегодня на ветках не капли, а льдинки,

По грязи идем, не испачкав ботинки,

А бывшая лужа с водой ледяной

Дрожит и трещит, и хрустит подо мной. С. Махорин

Беседа по содержанию стихотворения.

Исследовательская деятельность: определить опытным путем и доказать, что лед на лужах тает медленнее, чем в помещении.

Дидактическая игра: «Закончи предложение» Цель: развитие речи, слуховой памяти.

Летом листья зеленые, а осенью?…

Летом солнце светит много, а осенью?…

Летом листья на дереве висят, а осенью?…

Индивидуальная работа: выучить: Чем суше и теплее сентябрь, тем позже наступит зима.

Труд: сгребание листьев на цветнике, подметание дорожек.

ОВД: прыжки на двух ногах вперед.(перепрыгивание луж)

Подвижная игра: «Красное знамя» (развитие силы рук, умение маршировать шеренгой), «Разведчики»(бег вокруг сада, поиск сущ. к прилагат. о с е н н я я.)

Наблюдение за небом

Цель: развивать наблюдательность, умение различать изменения в характере туч, облаков. Уточнить знания об осадках.

Словарная работа: активизация: синий, голубой, серый, седой, черный, грозный; обогащение: шатер, стремится.

Художественное слово: (загадка)

Шатер огромный над землей

Так часто цвет меняет свой.

Бывает синий, голубой,

Бывает серый и седой.

Бывает черный, звездный,

Бывает очень грозный.

Он посылает дождь и снег,

К нему стремится человек

Он радугой порой играет.

И нет ему конца и края.

Беседа по содержанию стихотворения

Дидактическая игра: «Назови больше» Цель: подбор прилагательных к существительному «н е б о»

Исследовательская деятельность: «Разноцветное небо». Доказать, что небо меняет цвет, если на него смотреть в разноцветные стекла.

Труд: подметание крыльца, ремонт ведерок, машин.

Конструктивная деятельность: практиковать в постройке многоуровневых башен с использованием ведер разного размера.

Индивидуальная работа: Выучить скороговорку:

Дед Данил делил дыню:

Дольку- Диме, дольку- Дине.

Подвижная игра: «Пустое место»

Ход: Дети встают в круг, руки- на пояс- это «домики».Водящий ходит за кругом : -Вокруг домика хожу, и в окошечки гляжу:

К одному подойду и тихонько постучу: (останавливается, стучит и заглядывает в окно)

-Тук, тук, тук

ребенок: Кто пришел?

вед.: называет имя

ребенок: Зачем пришел?

вед.: Бежим наперегонки? (бегут по кругу, место занимает тот, кто первый добежит.)

Наблюдение за дождем

Цель: закреплять знания детей о дожде, его пользе и вреде, его значении для жизни растений осенью. Развивать доказательную речь.

Словарная работа: активизация: капля, туча, высота, прятаться, намочу; обогащение: осадки, поспевать, подгонять.

Художественное слово: загадка Из маленьких капель я состою,

А домик мой — туча, я в нем живу.

С большой высоты я на землю лечу-

Скорее все прячьтесь, а то намочу!

Беседа по содержанию стихотворения.

Дидактическая игра «Подбери признаки» Погода какая?(грустная, дождливая, пасмурная, хмурая невеселая, печальная)

Индивидуальная работа: выучить этюд «дождик»:

Капля раз, капля два

Капля медленно сперва-

Кап, Кап, Кап. (медленные хлопки)

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять-

Кап, Кап, Кап. (хлопки учащаются)

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя тебя укроем.( показывают зонтик)

Труд: сортировка выносного материала.

Исследовательская деятельность: учить детей слышать стук капель дождя и подбирать разные поверхности для ударов капель.

ОВД: ходьба с высоким подниманием бедра, галоп.

Конструктивная деятельность: «Узоры на песке»

Ц.: развивать сенсорно- кинестетические навыки детей, развивать умение владеть формочками геометрической формы для продавливания отпечатков в песке.

Подвижная игра: «Краски»

Прогулка по экологической тропе.

Цель: Продолжать знакомить детей с объектами экологической тропы, закреплять понятия «живая- не живая» природа. Развивать наблюдательность, чувство ответственности за растения, желание их оберегать.

Словарная работа: активизация: утро, лепестки, тропа; обогащение: полдень, венчик, птенчик, цветник, фитоогород, мята, валериана.

Художественное слово: (пальчиковая гимнастика проводится около цветника)

Утром рано он закрыт,

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки

Красоту их вижу.

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик-

И теперь он будет спать

До утра как птенчик.

Беседа по содержанию стихотворения.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что цветник, это объект природы. Он находится на экологической тропе. Его надо охранять, ухаживать за ним. Дети с воспитателем посещают объект «камень» и обнаруживают, что он не изменился, потому, что не является живым (признаки живого). Следующая остановка — «фитоогород». Дети закрепляют названия лекарственных растений, рассказывают об их пользе. Собирают несколько веточек валерианы и мяты с целью заваривания с чаем на ужин.

Подвижная игра: «Цветы и пчелы»

Индивидуальная работа: дидактическая игра «Кто быстрее соберет» Цель: закреплять навыки счета, согласовывать числит. с сущ., закреплять название деревьев, листьев.

Труд: подметание дорожек, крылечка.

Исследовательская деятельность: развивать обанятельтную память детей (нюхание мяты, валерианы, веток тополя, листьев и почек березы)

Подвижная игра: «Лохматый пес», оздоровительный бег.

Наблюдение за погодой.

Цель: Учить детей самостоятельно определять погоду. Отметить, что в октябре – середине осени, часто идет холодный дождь, небо заволакивают серые, тяжелые облака, травы от влаги побурели, деревья стоят голые. Все чаще по утрам морозы, заморозки. Идет сырой снег. Снег быстро тает, лужи затягиваются льдом, но он тонкий, не прочный, не прочный – днем тает. Развивать знание фольклора.

Словарная работа: активизация: мертва трава, частый дождик; обогащение: заволакивают облака, травы буреют, заморозки.

Художественное слово: В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Беседа по содержанию стихотворения.

Труд: Сортировка спортивного инвентаря.

Индивидуальная работа: выучить и объяснить:

В октябре – семь погод на дворе.

Погода размокропогодилась.

Конструктивная деятельность: постройка города из кирпичей, камней.

Исследовательская деятельность: наблюдение за песком: он стал твердым, замерзшим, его нельзя копать (потому, что земля остыла, готовиться к зиме).

ОВД: метание в корзину. Приставной шаг-голоп.

Подвижная игра « Мышеловка» «Ручеек» — умение передвигаться в паре, проходить аккуратно через ряд детей

Осмотр участка

Цель: Отметить, что листьев на деревьях и кустах практически нет. Продолжать закреплять характерные признаки осени.

Учить применять народные приметы в жизни.

Методический прием: беседа с целью закрепления и пополнения знаний об осенних приметах.

Вопросы: -Какое время года?

-Докажите, что осень.

-Какая осень?

-Какая сегодня погода? (небо, солнце, ветер, осадки).

Издавна народ внимательно наблюдает за погодой, примечает народные явления, по ним можно угадать, предвидеть осадки, какой будет погода в следующем сезоне.

Знания передаются из поколения в поколение. Они дошли и до наших дней. — В октябре и лист на дереве не держится.

  • Осиновые листья ложатся «лицом» вверх – к студеной заме, изнанкой вверх – зима будет теплая.

  • Солнце садится красное – погода будет ясная.

  • Чайки крик затеяли – жди дождя.

Подвижная игра «Белка на дереве»

Индивидуальная работа: Что делают листья? (появляются, зеленеют, растут, шевелятся, желтеют, багровеют, опадают, отрываются, кружатся, ложатся, мокнут, гниют, удобряют почву).

ОВД: Эстафета – бег.

Труд: сортировка выносного материала

Подвижная игра «Кислый круг»

Оздоровительный бег вокруг участка

Наблюдение за ветром

Цель: Пополнять знания о ветре, его силе, направлении, поддерживать интерес к неживым объектам природы Поддерживать познавательный интерес, развивать речь.

Словарная работа: активизация: ветер- ветерок, задувает, подтолкнуть; обогащение: штормовой, пронизывающий.

Художественное слово: Я березку качну, я тебя подтолкну.

Налечу, засвищу, даже шапку утащу.

А меня не видать. Кто я?

Можешь отгадать? (ветер).

Беседа по содержанию загадки.

Индивидуальная работа:

«Подбери действия»: ветер – шумит, дует, задувает, воет, свистит, уносит…

«Подбери признак»: ветер- сильный, штормовой, южный, северный, пронизывающий, легкий…

Исследовательская деятельность. С помощью султанчиков дети определяют силу ветра, его направление. Учим детей ориентироваться по течению реки Нивы:

Там откуда она течет – Север.

Куда течет, впадая в залив –Юг.

В полдень солнце на юге).

ОВД: Метание мяча в цель

Конструктивная деятельность: выкладывание знакомых букв (слов) из камней, веток.

Подвижная игра « Догони свою пару»

Труд: подметание веранды.

Подвижная игра «Охотники и зайцы»

Наблюдение за небом и дождем.

Цель: Наблюдение за тем, как черные, тяжелые тучи медленно передвигаются по небу, потому, что их гонит ветер. Развивать интерес к любой погоде.

Словарная работа: активизация: туча, небо, облака, дождь; обогащение: кроет, моросит, хмурое, голые, обнаженные, ветер воет увядание.

Художественное слово: Туча небо кроет- небо не блестит,

Ветер в поле воет, дождик моросит.

Беседа по содержанию стихотворения.

Дидактическая игра: «Скажи иначе»

Осенью небо серое (темное, хмурое, пасмурное)

Осенью деревья нагие (голые, безлиственные, обнаженные)

Осенью цветы высохли (увяли)

Осенью ветер летит (дует, задувает)

Труд: сортировка выносного материала.

Исследовательская деятельность: дождь смывает грязь и песок с предметов.(под дождь положить несколько формочек, мяч, лопату и наблюдать, как песок и грязь стекают вместе с водой.

Подвижная игра: «Ручеек»

Индивидуальная работа: выучить пословицу:

В октябре одна ягода, да и та горькая рябина.

ОВД: ходьба с высоким подниманием бедра

Подвижная игра: «Домики», «Бездомный заяц» (использование малого пространства для игры)

Конструктивная деятельность: сенсорные игры с песком:

-дотронься до песка. Песок какой? На что похож песок?

-сожми песок.

-сделай отпечаток.

-засыпь песком камень и т. д.

Наблюдение за утренними заморозками

Цель: Наблюдать за изменениями в природе (живой и не живой) с наступлением холодов, заморозков.

Словарная работа: активизация: лужица, тоненький ледок, солнечный зайчик, босиком; обогащение: искрится, ломкий, прозрачный, светло-синий.

Художественное слово: Утром лужица искрится

Синим, тоненьким ледком…

Зайчик солнечный боится

Нынче бегать босиком.

Беседа по содержанию стихотворения.

Исследовательская деятельность: наблюдение за льдом на лужах: сначала он твердый, к обеду его можно проткнуть палочкой, он тает, становится тонкими ломким.

Индивидуальная работа: выучить загадку:

Не колючий, светло-синий.

По кустам развешен…иней.

Труд: сгребание опавшей листвы к стволам деревьев.

Подвижная игра: «Красное знамя»

Дидактическая игра: «Скажи иначе»

С наступлением холодов птицам не хватает корма (еды, пищи)

Высоко над нами летит куча птиц (клин, косяк, караван)

Перелетные птицы боятся зимой стужи (холода, мороза)

ОВД: прыжки на двух ногах с продвижением вперед

Индивидуальная работа: выучить и объяснить:

Кто весной трудиться рад, будет осенью богат.

Подвижная игра: «Ловишка с обручем»

Октябрь

Цель: Продолжать закреплять названия осенних месяцев. Познакомить с народным названием октября. Учить сравнивать погоду начала сентября и начала октября.

Словарная работа: активизация: октябрь, пожелтел, середина осени; обогащение: золотом горят, «грязник»

Художественное слово: Наступил октябрь,

Пожелтел наш сад.

Листья на березе

Золотом горят.

Беседа по содержанию стихотворения.

Методический прием: беседа с целью сообщения знаний:

Октябрь- второй осенний месяц, середина осени.

Октябрь- «листопад», «грязник». Наступила пора «золотой» осени.

Подвижная игра: «Пустое место»

Труд: подметание дорожек, веранды.

Исследовательская деятельность: определить опытным путем, что песок утром замерзший — не копается, не пересыпается, а к обеду оттаивает верхний слой, к вечеру, при теплой погоде, его можно копать и пересыпать.

ОВД: перестроение в колонну по два.

Индивидуальная работа: выучить считалку:

Начинается считалка:

На дорогу села галка

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

Дидактическая игра: « Разведчики»

Цель: закрепление основных цветов и оттенков; учить соотносить названный цвет с расцветкой одежды.

Оздоровительный бег.

Наблюдение за погодой.

Цель: Учить детей самостоятельно определять погоду. Отметить, что в октябре – середине осени, часто идет холодный дождь, небо заволакивают серые, тяжелые облака, травы от влаги побурели, деревья стоят голые. Все чаще по утрам морозы, заморозки. Идет сырой снег. Снег быстро тает, лужи затягиваются льдом, но он тонкий, не прочный, не прочный – днем тает. Развивать знание фольклора.

Словарная работа: активизация: мертва трава, частый дождик; обогащение: заволакивают облака, травы буреют, заморозки.

Художественное слово: В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Беседа по содержанию стихотворения.

Труд: Сортировка спортивного инвентаря.

Индивидуальная работа: выучить и объяснить:

В октябре – семь погод на дворе.

Погода размокропогодилась.

Конструктивная деятельность: постройка города из кирпичей, камней.

Исследовательская деятельность: наблюдение за песком: он стал твердым, замерзшим, его нельзя копать (потому, что земля остыла, готовиться к зиме).

ОВД: метание в корзину. Приставной шаг-голоп.

Подвижная игра « Мышеловка» «Ручеек» — умение передвигаться в паре, проходить аккуратно через ряд детей

Наблюдение за дождем, мокрым снегом.

Цель: Отметить, что часто идут дожди со снегом. Лужи не высыхают. Учить сравнивать. Отмечать схожесть и различия. Практиковать детей в чтении стихов об осени.

Словарная работа: активизация: дождик, обогащение: проливной, затяжной.

Методический прием Воспитатель предлагает детям прочесть стихотворение об осени.

Беседа по содержанию стихотворений

Дидактическое упражнение: «Подбери признаки»: дождь — сильный, мелкий, моросящий, холодный, проливной, затяжной, бесконечный.

Конструктивная деятельность: выкладывание силуэтов из природного подручного материалов.

Индивидуальная работа: выучить считалку: Ахи, ахи, ахи, ох

Ахи—ахи—ахи—ох,
Маша—се—яла—горох,
У—родился—он—густой,
Мы—помчимся—ты—постой!

ОВД: прыжки в перед на двух ногах: «С кочки — на кочку»

Исследовательская деятельность: «Музыка дождя»

Дети кладут под дождь дном кверху: аллюминивую кастрюльку, пластмассовую, лист бумаги и слушают, как стучат капли по различной поверхности.

Подвижная игра « Мы веселые ребята»

Индивидуальная работа: «Хорошо – плохо» (дождь, снег).

Труд: подметание крылечка, мытье посудки, ведерок.

Подвижная игра «Домики- уголки» (веранда)

Наблюдение за дождем, мокрыми лужами.

Цель: Отметить, что поздней осенью часто идут дожди с мокрым снегом, рассказать, что они нужны растениям и земле.

Словарная работа: активизация: осень, дорожка, лужи; обогащение: просвет, затерялось, накапливает, впитывать.

Художественное слово: Уходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди

И нет просвета.

Затерялось лето где-то.

Беседа по содержанию стихотворения.

Дидактическая игра: «Осенняя»

Цель: словообразование относительных прилагательных от существительного « осень»:

солнце осенью — осеннее,

ветер осенью-

небо осенью-

туча осенью-

песня осенью-

дождь — осенью-

лес – осенью-

погода – осенью-

утро – осенью-

Подвижная игра: «Совушка-сова»

Труд: подметание дорожек, крыльца.

Исследовательская деятельность: отметить состояние песка.

Почему песок твердый?

Подбор прилагательных к существительному «песок» (твердый, холодный, сыпучий, заледенелый, блестящий…)

ОВД: ходьба с высоким подниманием бедра

Исследовательская деятельность: сухие листья не тонут в лужах, из них можно сделать кораблики.

Конструктивная деятельность: поделки корабликов из листвы и палочек.

Индивидуальная работа: «Подбери действия». Что делает дождь?

Подвижная игра: «Перелетные птицы»

Наблюдение за птицами, их повадками.

Цель: Продолжать наблюдение за птицами на участке. Рассказывать о перелетных птицах, как она собираются в стаи, готовятся к отлету.

Обратить внимание на воробьев и синиц, послушать, как поют эти птицы, наблюдать за быстротой их движений.

Рассказать о том, что во время полета птицы придерживаются определенного порядка. Так им удобнее и легче лететь. (Молодняк летит посередине). Журавли летят клином. Цапли и гуси –шеренгой, утки летят линией, скворцы и дрозды летят скученной стаей. У птиц длинный, долгий путь. Редкие остановки на подкрепление и отдых.

Словарная работа: активизация: льет, журавли, перелет; обогащение: клин, шеренга, стая.

Художественное слово: Льет дождь холодный, словно лед.

Кружатся листья по полянам,

И гуси длинным караваном

Над лесом держат перелет.

Беседа по содержанию стихотворения.

Дидактическое упражнение «Скажи иначе»

Цель: подбор синонимов: (стая, клин, дуга, линия, шеренга, стадо, шеренга, караван).

Подвижная игра «Перелетные птицы»

Труд: Подкормка птиц, чистка кормушек.

Индивидуальная работа: «Кто с кем летят на юг»

Цель: образовать уменьшительно – ласкательные суффиксы: журавли летят с журавлятами, утки -, гуси -, лебеди-, аисты -.

ОВД: эстафета, бег, прыжки.

Исследовательская деятельность: проверить опытным путем, что воробьи пугливые птицы, при кормлении отлетают в сторону

Подвижная игра «Гуси – гуси» — бег.

Наблюдение за листопадом.

Цель: закреплять знания о сезонных изменениях, учить устанавливать связи между живой и неживой природой.

Словарная работа: активизация: осень, сад, пожелтевшие, вянущих; обогащение: вдали, краснеются, березняк, ольховник, дубрава,

осинник.

Художественное слово:

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтевшие по ветру летят.

Лишь вдали, краснеются там, на дне долин,

Кисти ярко- красные вянущих рябин.

Беседа по содержанию стихотворения.

ОВД: прыжки в длину.

Дидактическая игра «Назови словечко»:

-роща, где растут одни березы — березняк,

-роща, где растут одни ольхи — ольховник,

-роща, где растут одни дубы – дубрава,

-роща, где растут одни осины – осинник…

Подвижная игра: «Кто знает, пусть продолжает» (мяч)

Цель: учить подбирать слова к обобщающему слову:

насекомые -это: …, деревья – это: …, овощи – это:…,

рыбы – это: … и т.д.

Труд: сортировка выносного материала.

Исследовательская деятельность: опавшие листья на земле гниют, превращаясь в удобрение.

Индивидуальная работа: выучить:

Мы листики осенние,

На ветках мы сидели,

Дети сидят на корточках в кругу.

Дунул ветер – полетели.

Дуют, встают, кружась, машут руками.

Мы летели, мы летели и на землю сели.

Кружатся и садятся на корточки.

Ветер снова набежал и листочки все поднял.

Дуют, встают.

Закружились, полетели.

Кружатся, машут руками.

И на землю тихо сели.

Садятся на корточки.

Подвижная игра: «Разведчики»

Экскурсия на огород

Цель: закреплять знания об экосистеме «огород», названия овощей. Вспомнить, как собирают овощи, как и где их хранят, (овощехранилище) какие заготовки делают на зиму.

Словарная работа: активизация: поздняя, грачи, поля, опустели овощехранилище; обогащение: заготовки, овощехранилище, консервировать, квасить, закатывать

Художественное слово:

Поздняя осень,

Грачи улетели.

Лес обнажился,

Поля опустели. Н.Некрасов.

Беседа об урожае, его хранении, заготовка на зиму.

Дидактическая игра «Обгон»

я еду – а я приехал,

я иду – а я пришел,

я копаю – а я выкопал,

я пою – а я спел…

Подвижная игра: «Перебежки»

Труд: перекопка огорода.

Исследовательская деятельность: картофель, оставшийся в земле гниет, потому, что ему нужна сухость и темнота.

Индивидуальная работа: выучить скороговорку:

Дед Данила делил дыню:

Дольку — Диме, дольку-Дине.

ОВД: бег парами.

Подвижная хороводная игра: «Урожайная»

Наблюдение за солнцем

Цель: пополнять знания о светиле, развивать желание прочесть о солнце в энциклопедии.

Словарная работа: активизация: солнышко, алые, шелест, шорох, пестрые; обогащение: ворохи, кузовок, полярная ночь.

Художественное слово:

Солнышко усталое,

Скупо греешь ты!

Желтые да алые

Кружатся листы.

В шелесте, да шорохе

Наш осенний сад.

На дорожках ворохи

Пестрые лежат. М. Пожаров

Беседа по содержанию стихотворения.

Наблюдение за солнцем в течение прогулки. Подвести детей к выводу, что солнце все позже восходит и раньше заходит (приближение полярной ночи)

Подвижная игра: «Лети, листок, ко мне в кузовок

Цель: различение деревьев по форме листа, развивать память. Ход:

дети заводят хоровод. В центре круга стоит ведущий с корзиной и говорит: — Рябиновый листок, лети в мой кузовок. Дети, у кого рябиновый лист кладут его в корзину.

Труд: ремонт выносного материала.

ОВД: лазание по перекладине.

Подвижная игра: «Солнышко и дождь»

Исследовательская деятельность: изготовление солнечных часов.

Индивидуальная работа: «Посчитай» Цель: согласование числит с сущ., обозначающими название овощей.

Осмотр участка

Цель: закреплять характерные осенние приметы, развивать наблюдательность, память

Словарная работа: активизация: листопад, облетели, серое, голые; обогащение: перелетают, пролетные.

Художественное слово: дети читают стихотворения, рассказывают о народных приметах осени.

Труд: сгребание опавших листьев, засыпание ими деревья.

Подвижная игра: «Что изменилось?»

В сентябре листья были зелено-желтые, а в октябре? ….

В сентябре дождь шел редко, а в октябре? ….

В сентябре птицы не улетают на юг, а в октябре? ….

В сентябре люди одеты легко, а в октябре? ….

Подвижная игра: « У медведя во бору»

Индивидуальная работа: «Расскажи без слов» (пантомима)

Цель: закреплять представления о природных явлениях, развивать воображении. Ведущий предлагает детям показать:

очень холодно, идет дождь, дует сильный ветер, дети собирают листья…

Ход: дети делятся на две команды, одна — показывает, другая отгадывает. Ведущим становится тот, кто первый отгадает действия.

ОВД: бег с препятствиями.

Конструктивная деятельность: выложить из природного материала на асфальте: бабочку, гусеницу, муравья.

Предложить детям рассказать, куда делись насекомые, когда они появятся.

Подвижная игра: «Липкие пеньки»

Оздоровительный бег.

Наблюдение за деревьями

(Прогулка по экологической тропе)

Цель: продолжать циклические наблюдения за деревьями, отмечать изменения, делать вывод.

Словарная работа: активизация: экология, наш дом, жители, планета; обогащение:стройное, безлиственное, хвойное

Художественное слово:загадка: Весной оно веселит,

Летом — холодит,

Осенью — питает,

Зимой – согревает.

Прогулка по экологической тропе с целью наблюдения за состоянием всех деревьев сада.

Дидактическая игра « Подбери действия»

листья — падают, осыпаются, парят, улетают, сохнут, гниют, радуют, защищают, укрывают. Предложить детям объяснить, что означают слова.

Труд: подметание крыльца, веранды.

Конструктивная деятельность: «Наше дерево»

Закреплять знания о строении дерева, предложить выложить дерево на песке из природного материала, представить, что каждая веточка- это ребенок, воспитатель, а ствол- это детский сад. Прививать детям чувство дружбы, поддержки, единства.

ОВД: прыжки через веревку.

Индивидуальная работа:

Дидактическая игра « Назови ласково»,

выучить поговорку: в октябре и лист на древе не держится.

Подвижная игра: « Лохматый пес»

Наблюдение за падающими снежинками.

Цель: Поддерживать интерес к природным явлениям.

Словарная работа: активизация: снежинка, звездочка; обогащение: шестиугольная, серебристый.

Художественное слово: Тихо, словно бы во сне,

Закружился в тишине

Первый снег и зашептал:

-Как давно я не летал.

Он кружился, первый снег,

Серебристый, хрупкий.

Подарил снежинку мне,

Вот она на куртке!

Беседа по содержанию стихотворения.

-Как падают снежинки? (тихо, красиво….)

-На что похожи снежинки? (звездочки, цветы…)

Дети рассматривают, выясняют, откуда летят снежинки, что происходит с

ними на ладошке? В луже? В сугробе?

ОВД: бег врассыпную, друг за другом, в парах (по сигналу воспитателя).

Индивидуальная работа: « Счет снежинок»

Цель: согласование числительных с сущ.

Труд: уборка снега

Подвижная игра: по желанию детей.

Исследовательская деятельность: снег быстро тает, попадая в лужу, на ладошку.

Конструктивная деятельность: создание мини скульптур из снега

Цель: учить прочно соединять части постройки.

Дидактическое упражнение: «Отгадай»

Цель: развивать мимику, учить показывать с ее помощью разное настроение.

Подвижная игра: « Ловишка с мячом»

Прогулка по экологической тропе

Цель: Продолжать работу, направленную на наблюдение и изучение объектов экологической тропы. Пополнять и расширять знания, перемещаясь по участку, отметить признаки поздней осени: деревья и кустарники голые; все листья облетели; трава пожухла; ветки деревьев покрыты инеем; лужи замерзли, покрылись льдом.

Словарная работа: активизация: кустарники голые, листья облетели, замерзли, покрылись, туман, обогащение: пожухла, полдень, белый пушок, безлюдный простор, смотрит из-под черных кудрей.

Художественное слово: Поутру вчера дождь

В стекла окон постучал,

Над землею туман

Облаками вставал.

В полдень дождь перестал,

И что белый пушок

На осеннюю грязь

Начал падать снежок

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под черных кудрей.

Беседа по содержанию стихотворения.

Труд: Уборка и сортировка игрушек, ремонт машин.

ОВД: прыжки в длину.

Индивидуальная работа: «Какая бывает осень

(по цепочке дети называют осенние характеристики: грустная, дождливая, золотая…).

Подвижная игра: «Караси и щука»

Индивидуальная работа: повтор считалок.

Конструктивная деятельность: выкладывание из природного материала знакомых букв, слогов.

Наблюдение за сопками.

Цель: Развивать наблюдательность, любовь к родной природе. Закрепляя понятия близко – далеко.

Словарная работа: активизация: нахмурилось, слухи; обогащение: сопки, безлюдно.

Художественное слово: Нахмурилось небо

(наверно не в духе)

летают, летают

белые мухи…

и носятся слухи

что белые мухи

не только летают…

но даже не тают!

Беседа по содержанию стихотворения.

Воспитатель обращает внимание детей на сопки:

Посмотрите вокруг и скажите, что покрыто снегом (снегом покрыты дома, снегом покрыты машины…)

Посмотрите вдаль. Что там покрыто снегом? (сопки). Посмотрите они уже все белые – много снега. На сопках и горах снег не тает быстро как в городе, там холоднее, потому что выше, нет домов и людей.

Труд: Уборка и сортировка игрушек, подметание веранды.

Индивидуальная работа: «Хорошо – плохо» (снег)

ОВД: лазание.

Подвижная игра: «Совушка – сова»

Исследовательская деятельность: продолжать наблюдать за световым днем (полярная ночь), примечать, откуда и когда встает солнце, наблюдать за его путем в ясную погоду.

Подвижная игра: «За полями, за лесами» Учить детей объяснять правила игры.

Наблюдение за действием ветра.

Цель: Развивать практические навыки детей (определение силы, направление ветра, развивать конструктивную деятельность, развивать речь, логическое мышление).

Словарная работа: активизация: ветер, султанчик ;обогащение: ветромер.

Методические приемы: загадка: «Без рук, без ног, а калитку открывает? (ветер)

Беседа о ветре: — почему вы решили что это ветер?

  • сегодня есть ветер?

  • докажите, с помощью чего можно измерить силу ветра? (помочите палец, посмотрите на маленькие ветки, сухие травинки, на одежду детей( шевеление шарфов, кистей на шапках) снежинки, фантики, султанчики, мельницы и т.д.)

Исследовательская деятельность:

Дети определяют силу и направление ветра. Воспитатель напоминает, где находится север и юг, как правильно это определить.

Прислушайтесь, что делает ветер? (воет, дует, свистит, шумит, гонит, развивает, завывает…)

Конструктивная деятельность: Воспитатель предлагает сделать «ветромер». Детям предлагаются палочки размером с карандаш и аудио

или видео пленка. (Дети привязывают пленку к концу палочки на тугой узел). С помощью этого нехитрого устройства можно определить силу и направление ветра.

Дидактическая игра « Хорошо-плохо» (ветер)

Хорошо: ветряные мельницы, электричество, сушит лужи, сушит белье,

разносит запах (дым, животные)

ОВД: Прыжки с места в длину, ходьба с поднятием бедра.

Подвижная игра: « Ручеек» ,«Прятки»

Труд: подметание дорожек

Рассматривание берез покрытых инеем.

Цель: Закрепить название деревьев, растущих на участке детского сада.

Напомнить, что иней кристаллики льда. Иней — тоже вода. Воспитывать

видение красоты, умение любоваться ею.

Словарная работа: обогащение: иней, хата, береза, лекарственная, лечебная, полезная, активизация: белостволая, стройная.

Художественное слово: Стоят деревья в инее-

То белые, то синие.

Столбами синеватыми

Стоят дымки над хатами.

И все на свете в инее –

То белое, то синее. (М. Дружинина)

Беседа по содержанию стихотворения.

Наблюдение: воспитатель с детьми находят березу и рассматривают ее.

— какая береза? (стройная, нарядная, тонкая, красивая, снежная, пушистая, блестящая, белостволая.)

Воспитатель рассказывает о целебной силе дерева, о его использовании в быту.

Подвижная игра: «1, 2, 3- к дереву беги!»

Цель: закрепить название деревьев, учиться их различать.

Индивидуальная работа: «С какой ветки детка?»

Лист осины (осиновый), березы – березовый, клена – кленовый и т.д.

Труд: опавшими листьями и снегом засыпаем ствол деревьев. Исследовательская деятельность: Дети слушают, какой звук издают опавшие, замерзшие листья. Почему они так хрустят? (потому, что листья уже не вбирают влагу из дерева и засыхают, мороз их заморозил и они стали хрупкими, поэтому издают такой звук). Дети поливают листья теплой водой из лейки и ходят по ним. Хруста нет, т.к. листья намокли, стали мягкими.

ОВД: эстафета (прыжки, бег)

Индивидуальная работа: заучиваем поговорки о труде: «Смотрите дерево в плодах, а человека в делах»

Подвижная игра: «Баба Яга»

Наблюдение за птицами

Цель: Дать определение осени: поздняя, назвать приметы. Развивать наблюдательность, воспитанность, отзывчивость, доброту, желание помогать птицам.

Словарная работа: активизация: снегирь; обогащение: красногрудка.

Беседа о птицах:

Воспитатель: Какое сейчас время года?

Правильно, ноябрь – это поздняя осень. По каким признакам можно об этом догадаться? (холодно, заморозки, мороз, снег, холодный ветер, теплая зимняя одежда у людей, животные сменили мех, птицы улетели на юг).

  • На юг улетели все птицы?

  • Почему зимующие остались?

  • Назовите их.

  • Что происходит с ними в холодное время года? (они стараются быть ближе к жилью человека, а дятел, клест, сова- нет.

  • Зачем они прилетают в город, к людям?

  • Как мы им можем помочь?

Наш добрый поступок – кормление птиц.

Художественное слово: Прилетела к нам синица

Села прямо под окном.

Эту маленькую птичку

С нетерпением мы ждем.

И чтоб ей полегче было,

(Ведь исчезли червячки)

Для нее кусочек сала

Мы повесим на сучки.

Снегири, синицы

На ветвях как зимние цветы!

Мы для них в кормушках

Принесли немного доброты.

Беседа по содержанию стихотворения

Воспитатель предлагает детям переходящую баночку (красиво оформленную), дети дают ей название (доброта, доброе сердце, добрые люди…). В ней дети каждый день по очереди приносит корм для птиц (крошки, пшено).

Индивидуальная работа: подбери родственные слова: СНЕГИРЬ (снег, снегириха, заснеженный, снежок, снегиринный, снегурочка).

Труд: Очистка и наполнение кормушек.

Подвижная игра: «Ворон» «У медведя во бору»

Наблюдение за солнцем, небом.

Цель: Развивать наблюдательность, монологическую речь, расширять знание народных примет, учить детей объяснить их. Обратить внимание на солнце: (оно все реже показывается из-за сопок, не греет.

Словарная работа: активизация: тучи, тяжелые ; обогащение: свинцовые тучи

Наблюдение и беседа.

Подкрадывается полярная ночь, объяснение понятий

  • скажите, какое небо! (серое, свинцовое, хмурое, грустное).

  • Что есть на небе? (облака, тучи)

  • В пасмурную погоду дети определяют, что солнце днем есть, но его лучи не проходят через густую толщу (слой) туч и облаков (в зависимости от погоды). Какие бывают тучи?

Индивидуальная работа: Что бывает солнечное? Солнечная? Солнечный?

ОВД: Приставной шаг.

Труд: Наведение порядка в игрушках.

Индивидуальная работа. выучить и объяснить примету:

Был ночью иней – днем снег не выпадет.

Рассказать о выученных приметах, поговорках.

Конструктивная деятельность: предложить детям нарисовать солнце различными материалами (мел, палочка, кирпич)

Подвижная игра: « Кислый круг»

Наблюдение за трудом взрослых

Цель: Расширять знания детей о труде взрослых, учить объяснять увиденное, закреплять знания о профессиях.

Словарная работа: активизация: профессия, труд, польза; обогащение: трудолюбивый, слесарь, врач, учитель

Наблюдения и беседа: Воспитатель выводит детей за участок, и наблюдают за: дворником, мусороуборочной машиной, машиной скорой помощи, машиной – газ и т.д.

Дети рассматривают транспорт, определяя его назначение, рассказывают о труде и значимости людей, работающих на этой машине.

Художественное слово: Загадывание загадок об орудиях труда.

Индивидуальная работа: дидактическая игра: «Профессии»:

Кто шьет одежду? (швея). Кто готовит еду? Кто проводит электричество?

Кто стеклит окна? Кто учит детей? Кто ремонтирует трубы и раковины?

ОВД: Перебрасывание мяча через веревку, метание в корзину.

Исследовательская деятельность: подметать мусор лучше широким и пушистым веником (детям предлагается убрать мусор с дорожки различными инструментами)

Труд: Подмести веранду и крыльцо.

Индивидуальная работа: назвать место работы родителей. Название транспорта, профессий.

Подвижная игра: «Футбол» (элементы).

Наблюдение за дождем, мокрым снегом

Цель: Отметить, что дожди сменяются снегопадами. Становится холодно. Снег часто не тает за день, лужи замерзают. Отметить различия: осенние дожди долгие и холодные, часто меняются снегопадом.

Словарная работа: активизация: промочить, пасмурно; моросящий дождь.

Художественное слово: Уходит осень по дорожке

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди

И нет просвета

Затерялось лето где-то.

Ходит осень,

Бродит осень

Беседа по содержанию стихотворения

Индивидуальная работа: дидактическая игра «Подбери признаки»: дождь сильный, мелкий, моросящий, холодный, белый.

ОВД: Прыжки через препятствия на 2х ногах.

Подвижная игра: «рыболов»

Дидактическое упражнение:

«Что было бы если бы осени не было …»

Труд: сортировка выносного материала.

Конструктивная деятельность: создание узоров на песке из выносного материала.

Индивидуальная работа: «Что нам дарит осень

(осень дарит нам фрукты, красивые деревья, перелетных птиц и т.д.)

Подвижная игра: «Мы веселые ребята».

Закрепление знаний об осени

Цель: Закрепить знание об осени. Назвать приметы, знать название месяцев, вспомнить народное название месяцев, уметь его объяснить.

Словарная работа: активизация: солнышко блистало, туман, гуси, юг ;

обогащение: обнажилась, поникли, побурела, караван.

Художественное слово: Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Листов таинственная сень

С печальным шумом обнажилась

Ложился на поле туман,

Гусей крикливый караван тянулся к югу.

Приближалась довольно скучная пора:

Стоял ноябрь у двора. (А.С. Пушкин)

Индивидуальная работа : «Скажи наоборот»: подбор антонимов.

Ранняя осень – поздняя осень

Веселый день –

Солнечный день –

Яркое небо –

Белое облако –

Голубое небо –

Холодная погода –

Хорошая погода –

Исследовательская деятельность: дети изготовляют лист с делениями — сугробомер и измеряют снег на открытой площадке, в игру знания, на веранде, делают выводы.

Подвижная игра: учить детей элементам хоккея

Труд: уборка снега

Конструктивная деятельность: постройка поделок из снега

Подвижная игра: « Охотники и зайцы»

Экскурсия в лес поздней осенью.

Цель: Понаблюдать за деревьями поздней осенью, поучиться отличать по

внешним признакам. Методические указания: для экскурсии выбирается холодный день. Готовясь к экскурсии, нужен гербарий (веточки с листьями). Экскурсия проводится как конкурс между двумя командами.

Ход: Ребята, сегодня мы пойдем на экскурсию и посмотрим, какие изменения произошли в природе по сравнению с прошлым месяцем. (дети разделяются на две команды, за правильно выполненное задание – фишка команде).

Вопрос: — Какое сейчас время года? (зима)

  • Нет, сейчас поздняя осень, зима наступит тогда, когда на реке и заливе появится лед, а сейчас вода в реке еще не остановилась, замерз верхний слой.

1 задание: — Назовите приметы поздней осени (по очереди)

2 задание: — Назовите деревья окружающие нас

3 задание: — Команда выбирает себе любое дерево и принимают его название. Внимательно посмотрите на свое дерево и скажите чем оно отличается от остальных (описывают форму и размер ствола, веток, кора, почки).

4 задание: — Воспитатель предлагает д/и «найти дерево» по веточке гербария.

5 задание: д/и «какое дерево?». Дети отворачиваются от деревьев, воспитатель описывает их.

  • Тополь: ствол светло-серый, желто-серый с крупными трещинами на коре, основные ветви ровные, толстые, прямые, а боковые длинные, придающие дереву раскидистый вид; почки крупные, каплевидные, желто-коричневые, смолистые.

  • Береза: ствол белый, гладкий, на коре есть редкие черные трещины; ветки тонкие, изогнутые или свисающие; почки мелкие, круглые, редкорасположенные.

  • Сосна: по той же схеме.

  • Рябина.

6 задание: Д/и «Назови пользу».

Команды по очереди называют: какую пользу приносят деревья (кислород, дом для птиц, насекомых, лечебные св-ва, строительный материал, защита от снега и ветра, для отопления).

Воспитатель: Молодцы, хорошо потрудились, узнали новое, показали знания (подсчет фишек, награждение участников).

Подвижная игра: «У медведя во бору» — бег.

Словарная работа: Подбор родственных слов к существительному «ЛЕС».

Итог экскурсии:

  • Куда ходили?

  • Когда наступит зима?

  • Приметы осени.

  • Какие деревья видели?

  • Деревья на зиму погибают?

(нет, они засыпают, набрав влагу).

Народные изречения

Цель: прививать любовь к народному фольклору, в котором собралась мудрость и опыт поколений. Помочь понять их назначение и смысл.

Словарная работа: активизация: поговорка, забота, листопад, отлет; обогащение: мудрость, фольклор, сирота, суровая.

  • Сентябрь лето кончает, осень начинает

  • В сентябре и лист на дереве не держится

  • Кто рано встает, тот грибы все берет,

А ленивый, да сонливый, идет после за крапивой.

  • Осень, осень. В гости просим,

С листопадом и дождем,

С перелетным журавлем.

Беседа по каждому изречению.

ОВД: прыжки «классики»

Дидактическая игра «Закончи предложение» (предварит. работа)

Земля — любит заботу.

Без хозяина земля — круглая сирота.

Старые деревья- молодые охраняют.

Поздний листопад – к суровой зиме.

Поздний отлет птиц – к теплой зиме.

Индивидуальная работа: «Кто быстрее соберет»

Дети по просьбе собирают природный материал

Собери 5 березовых листьев,

собери 3 осиновых и 2 тополиных листа,

найди 1 длинную палочку и 2 коротких и т.д.

Труд: прополка клубничных кустов.

Конструктивная деятельность: учить детей делать игрушки для малышей группы из подручного материала (природного и бросового)

Подвижная игра « Ловишка с обручем»

Наблюдение за тем, как одеты люди осенью.

Цель: развивать наблюдательность, закреплять виды осенней одежды.

Словарная работа: активизация: резиновые сапоги, галстук, воротник, шапка, шарф, перчатки; обогащение: не тужим, бойко шлепаем, чуланчик,

Художественное слово: загадки об одежде.

Если дождик — мы не тужим,

Бойко шлепаем по лужам.

Станет солнышко сиять-

Нам под вешалкой стоять.(резиновые сапоги)

Сижу верхом,

Не ведая на ком.(шапка)

Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода. (шарф)

Разошлись мальчики

В темные чуланчики,

Каждый пальчик-

В свой чуланчик. (перчатки)

Беседа по загадкам.

Исследовательская деятельность: определить, когда замерзнут руки (в перчатках или без них), сделать вывод, что одежда защищает от холода.

Труд: подметание дорожек, крыльца.

ОВД: прыжки в длину.

Индивидуальная работа:

дидактическая игра «Подбери признак к предмету»

Осенняя куртка,…погода, одежда…

осенний плащ,…ветер, лес…

осеннее настроение,…пальто, небо…

осенние ботинки,…листья, заморозки…

Подвижная игра: «Разведчики»

Цель: закреплять знания о частях одежды, развивать ловкость.

Наблюдение за чайкой

Цель: расширять и уточнять представление о чайке, учить устанавливать морфо — функциональные связи (связь между внешним видом, средой обитания и образом жизни).

Словарная работа: активизация: чайка, рыба, селедка, треска, камбала, подружки, перелетная; обогащение: морская, хищная, пропитание, корм, птенцы, гнездовье, скала.

Художественное слово: Чайке сверху все видать-

Кинется в морскую гладь,

А потом спешит на берег,

Чтобы рыбу доедать.

Но сначала поорет,

И подружек позовет

«Эй, крупна сегодня рыба!

Хватит всем, коль повезет!»

Беседа по содержанию стихотворения с целью расширения знаний детей о птице, ее внешним видом, средой обитания и образом жизни.

Подвижная игра: «Кислый круг» (бег, метание)

Индивидуальная работа: дид. игра « Летает — не летает»

ОВД: ходьба по скамейке с поворотом на 180 град.

Труд: чистка кормушки, кормление птиц.

Исследовательская деятельность: определить, что и как ест чайка

( она хватает только большие куски на лету, почти не приземляясь на ноги, и улетает с добычей)

Конструктивная деятельность: способствовать умению детей использовать бросовый материал для построек дорог, гаражей, башен.

Подвижная игра: « Птицелов»

Цель: учить подражать голосу птиц, отгадывать голоса детей.

Ход: выбирается птицелов. Дети- птицы. Они идут, взявшись за руки по кругу со словами: В лесу, во лесочке, на земле, на дубочке

Птицы весело поют« Ай, птицелов идет,

Он в неволю нас возьмет, птицы, улетайте!»

Птицелов хлопает три раза в ладоши и с закрытыми глазами ищет детей. Кого он найдет, должен прокричать голосом любой дикой птицы. Ведущий отгадывает, чей голос и кто ребенок.

Прогулка по улице Набережная

Цель: закрепление знаний о нахождении, истории названия улицы. Развитие краеведческого интереса к родному городу.

Словарная работа: активизация: Нива, природа сшила платье, Набережная, проезжая часть; обогащение: ожерелье, поморье.

Художественное слово: У красавицы Нивы

Ожерелье из листвы,

Из камней больших и гладких

Сшила ей природа платье.

Методический прием: экскурсия по улице. Дети закрепляют ее нахождение, узнают, что она самая старая и большая улица города.

Наблюдение за домами, проезжей частью поможет детям сделать вывод, что улица до сих пор жива, на ней строят новые дома, гаражи, магазины. В конце экскурсии дети делятся мнениями по поводу сохранения красоты улицы, реки и города. (природоохранная деятельность)

Выучить и объяснить пословицы:

Море — не горе, а радость людям.

Если море село в тучу — ожидай на завтра бучу.

Подвижная игра: «За морями, за лесами» (поморская игра)

Дидактическая игра: «хорошо-плохо» (река, море)

ОВД: оздоровительный бег по берегу реки, метание камней в воду.

Труд: сбор камней разной формы и величины.

Индивидуальная работа: Игра «Маленькая птичка» Развивает мышечный контроль.
Ребенку в ладошки дают пушистую, мягкую, хрупкую игрушечную птичку (или другого зверька).
Взрослый говорит: «Прилетела к тебе птичка, она такая маленькая, нежная, беззащитная. Она так боится коршуна! Подержи ее, поговори с ней, успокой ее».
Ребенок берет в ладошки птичку, держит ее, гладит, говорит добрые слова, успокаивая ее. Вместе с птичкой он успокаивается сам.
В дальнейшем можно птичку не класть ребенку в ладошки, а просто напомнить ему: «Помнишь, как надо успокаивать птичку? Успокой ее снова». Тогда ребенок сам садится на стульчик, складывает ладошки и успокаивается.

Ноябрь.

Цель: напомнить, что ноябрь — последний осенний месяц. Учить самостоятельно определять погоду по признакам и приметам, развивать доказательную речь. Поддерживать и развивать знание фольклора.

Словарная работа: активизация: ноябрь, поздняя осень; предзимье, чернотроп, ледяные гусли, государыня, полярная ночь.

Художественное слово: Когда родимый край покинут гуси,

Застынет лес у холода в плену,

Ноябрь ударит в ледяные гусли,

Встречая Государыню- зиму.

Методический прием: беседа о ноябре.

Цель: рассказать, что ноябрь последний осенний месяц. В этом месяце погода резко меняется: наступает полярная ночь, солнце выходит очень редко и не надолго. Оно не греет, поэтому так холодно. Небо почти всегда затянуто тучами. Земля готовится к зиме: часто идет снег, но он долго не лежит на земле, потому, что земля еще полностью не остыла. Народное название месяца – «чернотроп».

Вспомнить, как готовятся звери к зиме.

Дидактическая игра «Скажи, какая стая»

Цель: образование притяжательных прилагательных.

Клин лебедей — лебединый клин

караван журавлей-…,

стая уток-…,

стая грачей-…

Труд: подметание крылечка, лестницы.

ОВД: бег «змейкой»

Индивидуальная работа: «Скажи ласково»

дождь- дождик, лужа-.., ветер-.., туча-.., снег-.., дерево-.., лес-…

Эстафета: прыжки на скакалке (бег), перенос мяча в лопате.

Наблюдение за погодой

Цель: продолжать расширять знания о ноябре, последнем месяце осени. Учить определять погоду самостоятельно.

Словарная работа: активизация: поздняя осень, ноябрь, предзимье; обогащение: таинственная сень, обнажилась, крикливый караван, скучная пора.

Художественное слово: Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажилась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливый караван тянулся к югу.

Приближалась довольно скучная пора:

Стоял ноябрь у двора.

Беседа по содержанию стихотворения

Труд: сортировка выносного материала.

Индивидуальная работа: «Скажи наоборот»

Цель: употребление в речи антонимов

Ранняя осень-…, веселый день-…, солнечный день…, яркое небо-…, холодное время-…, теплый ноябрь-…, грустный ноябрь-…

ОВД :прыжки в длину.

Дидактическая игра: «Загадай загадку»

Цель: учить составлять загадки об осени.

Исследовательская деятельность: рассматривание льдинок : они прозрачные, тают в руках быстрее, чем на рукавице.

Конструктивная деятельность: «ледяные фигурки»

Цель: развивать творческое воображение, учить изготавливать силуэты из льдинки, плавя ее в руках.

Подвижная игра: «Скука»

Дети делятся на две команды и встают напротив соперников. Рисуются круги с каждой стороны, меньше на 1, чем участников.

Игроки говорят слова, сидя на корточках:

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга все глядеть;

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться?

По окончании слов дети быстро бегут к противоположным кругам, занимая место, проигрывает тот, кто остается без места.

Наблюдение за ветром

Цель: учить сравнивать погоду, устанавливать причинно- следственные связи.

Словарная работа: активизация: ветерок, обогащение: шалун.

Художественное слово:загадка об осени : Без рук, без ног,

А ворота открывает.

Дидактическое упражнение « Какой бывает ветер»?

ТРИЗ: «Волшебники»

Цель: развивать фантазию, положительное отношение к ветреной, холодной погоде.

Воспитатель предлагает детям представить, что они превратились в ветер и ответить на вопросы:

Как тебя, ветер, зовут?

Есть ли у тебя семья?

О чем мечтает ветер?

Что ветер любит?

Труд: подметание дорожек, посыпание их песком.

Исследовательская деятельность:

продолжать работу над определением силы и направления ветра. Учить использовать для этого султанчик, шар, палец.

Индивидуальная работа: выучить:

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише-

Деревцо все ниже, ниже, ниже.

Подвижная игра «Ветер и лужа»

Выбирается ребенок-ветер, 4 ребенка образовывают круг-лужа.( когда лист попадает в лужу, он не может из нее вылететь) Остальные дети- листочки с деревьев. После слов:

Ветер, ветер, ты могуч:

Ты гоняешь стаи туч,

Ты шумишь в открытом море,

Ты гуляешь на просторе,

С земли листья поднимаешь

И по свету их гоняешь.

«Листочки» убегают от «ветра», стараясь не попасть в «лужу».

Народные изречения

Цель: прививать любовь к народному фольклору, в котором собралась мудрость и опыт поколений. Помочь понять их назначение и смысл. Развивать наблюдательность.

Словарная работа: активизация: поговорка, забота, листопад, отлет; обогащение: мудрость, оконца, фольклор, сирота, суровая.

Народный фольклор:

      • Осень припасает, а зима поедает.

      • Осенью и воробей богат

      • Пусты поля, мокнет земля, день убывает. Когда это бывает?

      • Весной зеленела, летом загорала, осенью надела красные кораллы?

      • Плачут по солнцу в ноябре оконца

      • Ноябрь- ворота зимы.

Беседа по каждому изречению.

ОВД: прыжки «классики»

Дидактическая игра «Закончи предложение» (предварит. работа)

Земля — любит заботу.

Без хозяина земля — круглая сирота.

Старые деревья- молодые охраняют.

Поздний листопад – к суровой зиме.

Поздний отлет птиц – к теплой зиме.

Индивидуальная работа: «Кто быстрее соберет»

Дети по просьбе собирают природный материал

Собери 5 березовых листьев,

собери 3 осиновых и 2 тополиных листа,

найди 1 длинную палочку и 2 коротких и т.д.

Труд: засыпание огорода листьями

Подвижная игра « Ловишка с обручем»

Наблюдение за сопками.

Цель: продолжать наблюдения за сопками. Отметить изменения. (дальние сопки покрыты снегом, ближние- поменяли цвет, стали блеклые, серо- зеленые, потому, что стволы деревьев стоят голые, а зеленеет только хвоя. Учить детей сравнивать.

Словарная работа: активизация6 сопка, хвойный лес, березняк, осинник; обогащение: свод небес.

Художественное слово: Все быстрее облетают клены,

Все темнее низкий свод небес,

Все виднее как пустеют кроны,

Все слышнее как желтеет лес.

И все чаще прячется во мгле,

Солнце, охладевшее к земле. И. Мознин.

Беседа по содержанию стихотворения.

Дидактическая игра: «Осенняя»

Цель: словообразование относительных прилагательных от существительного « осень»:

солнце осенью — осеннее,

ветер осенью-

небо осенью-

туча осенью-

песня осенью-

дождь — осенью-

лес – осенью-

погода – осенью-

утро – осенью-

сопки осенью-

Исследовательская деятельность: «Разноцветное небо». Доказать, что небо меняет цвет, если на него смотреть в разноцветные стекла.

Труд: подметание крыльца, ремонт ведерок, машин.

Индивидуальная работа: «Счет деревьев»

Цель: согласование числительного с существительным

ОВД: бег «змейкой»

Подвижная игра: «Лягушка»

Экскурсия к детскому парку

Цель: Закрепить знания детей об осенних месяцах, их народном названии. Развивать наблюдательность, желание выходить за пределы детского сада на экскурсию для наблюдений. Учить детей сравнивать состояние дорог, деревьев, детских аттракционов. Развивать память. Учить составлять сложные предложения с союзом «а». Закреплять умение ходить парами, ровной колонной, не шуметь на улице, идти по правой стороне.

Словарная работа: активизация: парк, аттракционы, карусели, веселье, радость; обогащение: заснеженные, летний и зимний сезон.

В гости на прогулку приходит Буратино и приглашает детей в парк кататься на каруселях. Дети рассказывают и доказывают ему, что уже холодно, на Север пришла зима и карусели не работают. Дети с воспитателем отправляются в путешествие и доказывают гостю, что все покрыто снегом и поэтому карусели не работают.

Подвижная игра: «Карусели»

Труд на участке: сгребание снега в кучи, постройка горки. Конструктивная деятельность: постройка маленькой горки для катания Буратино на маленьких саночках.

Индивидуальная работа: дидактическая игра: «Что может быть покрыто снегом?»

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *