Программа внеурочной занятости Юный эколог 3 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднего общего образования «Школа № 15» пос. Биракан
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол от 30.05. 2014 г
Руководитель ШМО
…………….. /Т.Е. Чанцай/
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по ВР
……………… /Ю. М. Приходько/
15. 08. 2014 г УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
……………….. / А.А. Майорова/
Приказ № 75
от 15. О8. 2014 г
ПРОГРАММА КРУЖКА
«Юный эколог»
для 3 класса
Направление: научно-техническое
Тип программы: модифицированный.
Возраст воспитанников: 8-10 лет.
Срок реализации – 2 года.
Учитель II категории
БрылёваГ. И.
2014 — 2015 учебный год, п. Биракан
Пояснительная записка
Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.
Задачи программы — формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 1 – 4 классов. Количество часов в год 3 класс – 35 учебных часов в год.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности
Ожидаемые результаты
Предметные результаты:
— интерес к познанию мира природы;
— потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
— осознание места и роли человека в биосфере;
— преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
— принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
— развитие морально-этического сознания;
— получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
— овладение начальными формами исследовательской деятельности;
— опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
— опыт социальной и межкультурной коммуникации;
— формирование коммуникативных навыков.
Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем).
Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку – полностью или частично.
Лист наблюдения 1-я ступень Ставит цель исследования с помощью учителя Следует плану, предложенному учителем Использует источники информации, рекомендованные учителем
2-я ступень Ставит цель исследования самостоятельно В целом представляет, как достичь цели Пытается обнаружить способы получения информации
3-я ступень Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели Самостоятельно планирует и проводит исследовательский эксперимент Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения
Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.
Вопросы для самоанализа могут быть следующими:
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что________________________________________________________________
Наиболее трудным мне показалось__________________________________________
Я думаю, это потому, что ________________________________________________
Самым интересным было _________________________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее __________________________________________________________________
Я бы хотел попросить своего учителя _______________________________________
Все – или наиболее значимые – результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в ПОРТФОЛИО ребенка.
Содержание программы
3 класс (35ч)
№ тема дата по плану дата фактич
1. 1.Вводное занятие (1 ч)
ЕАО на карте России 2 — 7. 2.Водоёмы Биракана (6 ч)
Влияние деятельности человека на растительный мир вблизи ручьёв посёлка Биракан.
— сбор проб воды ручья на лабораторные исследования,
— опрос населения – первые интервью;
— уборка мусора вблизи ручья;
— фотографирование участков близ ручья до и после уборки;
— оформление исследовательского проекта. 8 – 9. 3.Растительный мир ЕАО (7 ч)
Растительный мир (общее понятие). Характерные признаки растений. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. 10 – 12.
Раннецветущие растения. Лекарственные растения области, посёлка.
Зелёная аптека. Сбор и оформление гербариев лекарственных трав посёлка 13. Растения ЕАО. Охрана растений. 14 – 15. Красная книга ЕАО, России. 16 – 21. 4.Свойства воды и очистка её (фильтрация) (6 ч)
— изучение свойств воды (опыты).
— простейшие фильтры (изготовление)
— способы фильтрации воды
— составление презентаций 22. 3.Насекомые нашей области (6 ч)
Насекомые: виды, места обитания. 23. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. 24. Где и как зимуют насекомые. 25. Охрана полезны насекомых. 26 – 27. Насекомые нашей области. Красная книга области. 28. 4.Рыбы, обитающие в нашей области (16 ч)
Рыбы, обитающие в реках и озёрах области. 29. Промысловые рыбы. Рациональное их использование. 30. Экскурсия. Теплоозёрский рыбразвод. 31. Прудовые хозяйства области. 32. Аквариумные рыбы. 33. Охрана рыбных хозяйств. 34 – 35. Составление альбома редких и исчезающих насекомых и рыб России. Список литературы
1. Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
2. Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.
3. Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению Текст / Н.Н.Лебедев. – М.: Учпедгиз, 1961.
4. Попов, А. Траволечебник Текст / А. Попов. – Кемерово, 1993.
5. Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. — № 5. – С. 2-8.
6. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
7. Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.
8.Плешаков, А. А. Атлас-определитель –М.: Просвещение, 2008.
9. Садчикова, О. Г. и др..Занимательная география Текст / О. Г. Садчикова. –Ростов н/Д: Феникс, 2006.
10. Смирнова, Н. П. По материкам и океанам Текст / Н. П. Смирнова. – М.: Просвещение, 1988.
11. Сухарев, Ю. Ф. Природоведение Текст / Ю. Ф. Сухарев. – Чапаевск, 1998.
12. Симаков, Ю. Г. Живые приборы Текст / Ю. Г.Симаков. – М.: Знание, 1986.
13. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
14. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.
15. Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.
16. Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.
17. Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector