Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Читы
Программа экологического кружка
Экологический калейдоскоп
Возраст 12-14 лет
Автор Матвеева Людмила Николаевна
учитель географии МОУ СОШ № 2
Чита 2008
Пояснительная записка
Развитие технического мира и общества приводит к возникновению многих экологических проблем. Необходимым условием их эффективного решения является экологическое образование учащихся.
Человечество радуют стремительные открытия в науке, технике, современных технологиях. На фоне этих положительных изменений, увеличивается нагрузка на окружающую среду. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы воспитать то поколение, которое будет знать, что каждое неосторожное движение тела, руки, мысли несет за собой необратимые экологические последствия.
Цель: создание благоприятных условий для формирования экологически грамотной личности, понимающей ответственность за сохранение природного и культурного наследия родного края и имеющей активную жизненную позицию.
Образовательные задачи:
Формирование системы экологических знаний, экологической культуры.
Систематизация знаний по экологическим проблемам Забайкальского края.
Анализ экологических проблем Забайкальского края и России.
Развивающие задачи:
Развитие диалектического мышления.
Развитие кругозора, воли, наблюдательности, памяти, внимания.
Развитие умений и навыков, необходимых для проведения исследований.
Развитие межвозрастного взаимодействия и обучения.
Воспитательные задачи
Воспитание чувства ответственности за свои действия, поступки в окружающей среде, экологическим проблемам.
Выработать основные правила поведения в природе.
Основные формы и методы организации изучения курса
Рассказ, беседа, сюжетная игра (суд, путешествие, агитбригада, калейдоскоп, конференции и т.д.), экскурсии, практические работы, наблюдения, опыт, исследования, проектирование, конкурсы, операции, акции.
Принципы обучения
— принцип научности;
— принцип связи обучения с жизнью;
— принцип систематичности и последовательности к обучении;
— принцип доступности;
— принцип наглядности;
— принцип сознательности и активности учащихся.
Прогнозируемый результат. Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
— понятия экология, экологическая культура, экосистема, здоровый образ жизни;
— роль природы в жизни человека;
— особенности экологической обстановки Забайкальского края;
— последствия влияния человека на рельеф, климат, воду, почву, растительный и животный мир.
— охраняемых животных и растений Забайкальского края и России
Учащиеся должны уметь:
— самостоятельно планировать, работать, анализировать и оценивать результаты деятельности;
— уметь проводить наблюдения за состоянием воды, воздуха, почвы, растений и животных;
— уметь решать творческие задачи;
— уметь давать оценку результатов деятельности людей, применять знания на основе нравственных принципов;
— делать выводы и проводить анализ результатов своей деятельности;
— пропагандировать идеи экологии;
— уметь представить творческий отчёт в доступной и разнообразной форм.
Программа предусматривает:
— выступление учащихся перед родителями, учащимися;
— активное участие в общешкольных, районных, муниципальных, региональных мероприятиях;
— раскрытие внутренних резервов личности учащихся;
— работать над преемственностью учащихся от начального звена до старшего звена;
— использование разнообразных современных технологий обучения и воспитания.
Отслеживание результатов:
— конкурсы;
— викторины;
— олимпиады;
— выставки;
— конференции.
Тематический план кружка
Название темы |
всего |
теория |
Практика |
|
1. |
Вводное занятие |
2 |
|
|
2. |
Экологическая азбука |
25 |
5 |
20 |
3. |
Путешествие на Титовскую сопку |
20 |
5 |
15 |
4. |
Тема экологии в творчестве поэтов и композиторов |
15 |
3 |
12 |
5. |
Экологическая библиотека |
18 |
5 |
15 |
6. |
Здоровый образ жизни |
25 |
6 |
19 |
7. |
Мы познаём природу |
25 |
6 |
19 |
8. |
Учимся решать экологические проблемы 21 века |
15 |
3 |
12 |
9. |
Итоговое занятие |
2 |
|
|
|
Всего |
144 |
33 |
112 |
Содержание программы
-
Введение
-
Экологическая азбука. Как сделать наш дом безопасным. Зоны экологической опасности микрорайона. Экология нашего города. Всегда ли собака друг человека? Экологический светофор. Город опасный и безопасный. Экологические знаки. Мой дом- моя крепость. Экологический капустник. Веселый круговорот. Практические задания: конкурс дизайнеров, конкурс поделок, фотоконкурс.
-
Путешествие на Титовскую сопку. Экскурсия на Титовскую сопку. Я- исследователь. Задания для почемучек. Я- наблюдатель. А мне интересно. А мне не все равно. Я сам.
-
Тема экологии в творчестве поэтов, писателей, композиторов. Люблю тебя, моя Россия. Вивальди, Чайковский и другие. Маленький принц и 21 век. Народное творчество о природе.
-
Экологическая библиотека. Обзор книг: «Четырехэтажная тайга», «Моя страна Сибирь», «Это удивительное Забайкалье».
-
Здоровый образ жизни. Чипсы, жвачки, конфеты. Польза и вред. Зеленая аптека. Расскажи мне обо мне. Красиво! Вкусно! Полезно! Здоровье в саду и на грядке. Лекарственные животные. Кожа-зеркало здоровья. Акция «Наркомания – знак беды». О вреде табака, алкоголя и наркотиков. Мы дружим и поём – без наркотиков живём.
-
Мы познаём природу. Слово о родном крае. Экологическая тропа. Сохраним планету голубой и зеленой. Экологический калейдоскоп. Судьба озера Кенон. Памятники природы. Природа — лучшая аптека. Наш русский лес.
-
Учимся решать экологические проблемы 21 века. Экспедиция по следам цивилизаций. Глобальные проблемы, глобальные решения. Как прокормить человечество. Этика экологической ответственности.
Литература для учителя
-
Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2000 г.
-
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии.- Ярославль «Академия развития», 1998 г.
-
Балабанова В.В. «Предметные недели в школе».- Волгоград: «Учитель», 1997г.
-
Бухвалов В.Л. «Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества».- М.: Центр Педагогический поиск, 2006 г.
-
Гречихина Т.И., Кравченко М.А. «Играем в КВН».- Екатеренбург из-во «Возяковой Т.И.», 2000 г.
-
Ермаков Д.С., Зверев И.Д. Учимся решать экологические проблемы.- М.: Школьная пресса, 2002г.
-
Плешнер В.Г. , Бухвалов В.А.- М.: Центр «Педагогический поиск» 2000г.
-
Смекалова Е.П. Каледоскоп школьных дел выпуск №2.- М.: «Псков» 2000 г.
-
Соколов А.В. Сценарии школьных праздников книга 2- М.: «Школьная пресса» 2001 г.
-
Степанова Е.Н. Классному руководителю о воспитательной системе класса. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000г.
-
Хинн О.Г. Я познаю мир. Дет. Энциклопедия М.: ООО «Издательство АСТ», 1997г.
Литература для учащихся
-
Банников А.Г. «Мир животных и его охрана».- М.: Педагогика 1978 г.
-
Граубин Г.Р. «Моя страна Сибирь» М.: Молодая гвардия 1988 г.
-
Граубин Г.Р. «Четырёхэтажная тайга».- Иркутск Восточно — Сибирское книжное издательство, 1982 г.
-
Коптелов Л.Е. Это удивительное Забайкалье.- Иркутск Восточно-сибирское книжное издательство, 1990г.
-
Куренная И.Г. Чита – город во времени.- Чит: из-во Стиль 2001 г.
-
Хинн О.Г. Я познаю мир.- М.: «Издательство АСТ» 1997г.