Проект «Наша Азбука» 1 класс

Проект  «Наша  Азбука»  ( 1 класс )

Проект  «Наша  Азбука»  рассчитан  на  три  недели, проводится  в  1  классе  в  конце  периода  обучения  грамоте  (март).

Все  этапы  проекта  логически  связаны  между  собой – от  изучения  отдельных  букв  до  чтения  книг.

Завершающим этапом проекта является открытое  мероприятие (проводится  учителем  совместно  с учениками и  их  родителями).

Цель  проекта:

— создать свою личную «Азбуку», которую интересно изучать.

  • Участники проекта: дети, родители.

  • Тип проекта: среднесрочный.

Задачи:

  • развитие познавательной активности и творческих способностей детей,

  • развитие коммуникативных  навыков, умения  работать сообща и дружно с одноклассниками, формирование коллектива,

  • воспитание у учащихся интереса к учебе, к чтению.

Оборудование:

-мультимедийный проектор, экран для проектора, диск с компьютерной презентацией,

-творческие  работы  детей

 Работа над проектом включала в себя:

  • анкетирование учащихся до и после изучения темы (Какие азбуки ты знаешь?);

  • работа с толковыми словарями (Что означает слово «азбука»?);

  • изучение азбук (славянская азбука, семафорная азбука, шрифт Брайля, азбука Морзе, дактильная азбука);

  • посещения школьной библиотеки (библиотечный урок по теме «Славянская азбука»),

  • наши любимые книги ( подбор стих. наиз.)

  • разработка своей азбуки в картинках;

  • презентация проекта ( подведение итогов, вручение наград и памятных дипломов об окончании букваря).

ПЛАН   ПРОЕКТА

Действия  учеников

 Действия      учителя

Организационный  этап

 

-организует  классный  час, на  котором  совместно  с  учениками  принимает  решение  об  участии  в проекте, предлагает  детям  примерный  план  этапов.

Основные  этапы

1.Знакомство  с  Азбукой и другими видами азбук

-анкетирование учащихся до и после изучения темы

-каждый  ученик  выполняет  творческую  работу «Портрет  буквы»

-совместно  с учителем  дети  выбирают  из «Букваря» сказку для  инсценировки, распределяют  роли

проведение анкетирование на знание виды азбук,

-стимулирует  детей  на  выполнение  творческих  работ,

-помогает  детям  в  инсценировке  выбранной  сказки, проводит  репетиции

2.Конкурс  чистописания

-готовятся  к  конкурсу, отрабатывают   написание  букв  и  слов

-подбирает  для  конкурса  цитаты  о  русском  языке  из  классических  произведений  

3.Посещение   школьной  библиотеки

-знакомятся  с  библиотекарем,

-участвуют  в  беседе  о  правилах обращения  с  книгами, делятся  своими  знаниями  о  литературе, рассматривают  книги,

-выполняют  творческую  работу  по  итогам  посещения  библиотеки

-договаривается  со  школьным  библиотекарем  о  времени  посещения,

-сопровождает  учеников,

-нацеливает  детей  на  выполнение  творческой  работы  по  итогам  посещения

4.Наши  любимые книги

-подбирают  загадки  и  пословицы  о  книгах,

-приносят  в  класс  свою  любимую  книгу,

-учат  наизусть стихи  о  книгах

-подбирает  стихи  о  книгах  и  предлагает  детям  выучить  их  для  праздника,

-помогает  детям  организовать  в  классе  выставку  любимых  книг

-создает  компьютерную  презентацию  для  заключительного  этапа  проекта

Заключительный  этап  «Праздник  Букваря»

Презентация  проекта

В  мероприятии  принимают  участие  учитель, ученики  и  их  родители. Подведение  итогов  проекта, вручение  наград  и  памятных  дипломов  об  окончании  «Букваря».

 

Планируемые  результаты

В  проекте  участвуют  все  дети, каждый  ученик  находит  для  себя  интересное  задание, имеет  возможность  проявить свои способности, почувствовать  себя  успешным. В  процессе  подготовки  и  проведения  проекта  дети  лучше  узнают  друг друга, работа  над  проектом  способствует  созданию  дружного  коллектива, что  особенно  важно  в  первом  классе.

 

План  проведения  мероприятия

«ПРАЗДНИК  БУКВАРЯ»

(презентация итогов проекта)

 

Вступление.

Учитель: (слайд 2)

— Совсем недавно вы стали первоклассниками, а сегодня у нас большой школьный праздник. Сегодня  мы  завершаем  работу  по нашему первому учебнику и  подводим итоги проекта под названием «Наша азбука» (слайд 3)

Ученики :

— Агния Барто  «Я  выросла»

Мне теперь не до игрушек —

Я учусь по букварю,

Соберу свои игрушки

И Сереже подарю.

Деревянную посуду

Я пока дарить не буду.

Заяц нужен мне самой —

Ничего, что он хромой,

А медведь измазан слишком…

Куклу жалко отдавать:

Он отдаст ее мальчишкам

Или бросит под кровать.

Паровоз отдать Сереже?

Он плохой, без колеса…

И потом, мне нужно тоже

Поиграть хоть полчаса!

Мне теперь не до игрушек —

Я учусь по букварю…

Но я, кажется, Сереже

Ничего не подарю.

 

 

Ученик:

Мы в школе почти целый год отучились,

Мы много успели и много узнали.

Писать и считать мы уже научились

И первые книги свои прочитали.

А верным помощником в этом нам стала

Первая главная книжка.

И первые буквы она показала

Девчонкам своим и мальчишкам.

Мы прочтем хороших книг немало,

Пускай года пройдут и много-много дней,

Нам Азбука хорошим другом стала,

Мы этот праздник посвящаем ей!

 

Учитель:

-Я вижу, что к нам на праздник пришла необычная гостья. Кто же это? (Азбука) 

Итак, первый этап нашего проекта – знакомство с  азбукой (слайд 4)  

Ученица:

Я – Азбука, учу читать,

Меня никак нельзя не знать.

Меня изучишь хорошо –

И сможешь ты тогда

Любую книжку прочитать

Без всякого труда.

А в книгах есть про все, про все:

Про реки и моря,

И что у неба нет конца,

И круглая земля,

Про космонавтов, к облакам

Летавших много раз.

Про дождь, и молнии, и гром,

Про свет, тепло и газ.

 

-Я пришла сегодня к вам, чтобы проводить в  волшебный мир знаний. А помогут мне в этом мои верные помощники — буквы.

 

Инсценировка  сказки А.Шибаева с  участием    учеников  (слайды 4, 5 ).

 

                      Всегда    вместе

Однажды не поладили буквы – гласные  и  согласные – и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить – и никак. Кашлянули, потом чихнули:

 – Кх! Пчх!

    Зачем-то позвали кошку:

 – Кс, кс, кс!

И заскучали… Вдруг: «Тсс!»  Показалось им, что кто-то где-то рыдает. Прислушались.

 – А-а-а! О-о-о! – кричали  гласные. Они плакали, как малые дети, и аукались:

 – Уа! Уа! Ау! Ау!..

И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание): «БДМ  ВСГД  ВМСТ».

И услышали радостное, но тоже непонятное: «УЕ, ЕА, ЕЕ!»

Заключили буквы мир, снова встали рядом, внятно сказали:       

«БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ!»

И с тех пор никогда больше не разлучались.

 

Учитель:

-Все наши  ученики  выполняли творческое задание – создавали портрет буквы. Посмотрите, какими разными и интересными  получились  рисунки! Дети  использовали пластилин, краски, карандаши, выполнили  яркие аппликации (портреты  букв  на  доске + слайды ).

 

Ученик:

Самуил Яковлевич Маршак

 

Ты эти буквы заучи. 

Их три десятка с лишком, 

А для тебя они — ключи 

Ко всем хорошим книжкам. 

В дорогу взять не позабудь 

Ключей волшебных связку. 

В любой рассказ найдешь ты путь, 

Войдешь в любую сказку. 

Прочтешь ты книги о зверях, 

Растеньях и машинах. 

Ты побываешь на морях 

И на седых вершинах. 

Тебе чудесные края 

Откроет путь от «А» до «Я». 

 

 Азбуки бывают разные…

Славянская азбука – создана Кириллом и Мефодием в 9 веке н.э. Использовалась народом для чтения и письма.(слайд )

Семафорная азбука – создана Степаном Осиповичем Макаровым. Используется на флоте. Передача информации производится сигнальщиками с помощью флажков.

Шрифт Брайля (азбука слепых) – автор Луи Брайль. Используется слепыми для чтения. Для изображения букв в шрифте Брайля используются 6 точек, расположенных в два столбца, по 3 в каждом.

Азбука Морзе (телеграфная азбука) – создана Сэмюелем Морзе. Способ кодирования букв алфавита происходит при помощи длинных и коротких сигналов («тире» и «точек»).

Дактильная азбука (азбука для глухонемых)

Таким образом: изучив и сравнив различные виды азбук, мы пришли к выводу, что все азбуки разные, но все они служат для передачи информации и общения людей.

Второй  этап  нашего  проекта – конкурс  чистописания  (слайд  ).

Ученик:

Мы теперь ученики, нам не до гулянья.

На  дом задали  писать первое задание!

Вот мы с мамой над столом

Дружно распеваем:

Вниз ведем, ведем, ведем –

Пла-авно закругляем!

Но противные крючки с острыми носами

У меня из-под руки выползают сами!

Телевизор не глядим, сказки не читаем,

Три часа сидим, сидим –

Пла-авно закругляем!

Вечер. Поздно. Спать идем.

Сразу засыпаем.

И во сне ведем, ведем — пла-авно закругляем…

Учитель:

-Писать  красиво и  аккуратно – это  очень  трудно! Наши  ребята  очень старались! Это  было    трудное  задание: написать  без  ошибок  вот  это  предложение: «Нам   дан  во  владение  самый  богатый,  меткий, могу­чий  и  поистине  волшебный  русский  язык.» ( К. Г. Паустовский )

-Давайте  обсудим, как  вы  понимаете  смысл  этой  фразы? 

-Победителями  конкурса  стали…  (награждение  победителей  грамотами).

-Посмотрите, как  красиво  выполнили  задание  победители! (слайды )

 

Ученик:

Сергей  Михалков   «Чистописание»

 

Писать красиво не легко:

«Да-ёт  ко-ро-ва  мо-ло-ко».

За буквой буква, к слогу слог.

Ну хоть бы  кто-нибудь помог!

А за окном со всех сторон:

И стук мяча, и лай щенка,

И звон какого-то звонка, —

А я сижу, в тетрадь гляжу –

За буквой букву вывожу:

«Да-ёт  ко-ро-ва  мо-ло-ко»…

Да! Стать учёным нелегко!

 

Третий  этап  нашего  проекта – посещение  школьной  библиотеки. (слайды)

 

Ученик : (

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если не было бы книг,

Если б все исчезло разом,

Что писалось для детей:

От волшебных добрых сказок

До веселых новостей …?

Ты хотел развеять скуку,

На вопрос найти ответ.

Протянул за книжкой руку,

А ее на полке нет!

Книге смелой, книге честной,

Пусть немного в ней страниц,

В целом мире, как известно,

Нет и не было границ!

Ей открыты все дороги,

И на всех материках

Говорит она на многих

Самых разных языках.

 

Учитель:

-Давайте  посмотрим  фотографии и вспомним, о чем  нам  рассказала  библиотекарь (слайды).

  

Ученик:

Валентин Берестов

 

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай ещё страницу».

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И почитать!

 

Учитель:

А к нам, ребята, в школу сегодня пришло письмо. На нем  написано: «Ученикам 1 «б» класса ». Интересно, кто нам пишет? Давайте  прочитаем! Кто из  вас умеет хорошо  читать? (слайд ) 

 

«Ребята!

1.Пожалуйста, обращайтесь с нами бережно! Не трогайте нас грязными руками.

2.Не пишите и не рисуйте на наших  страницах ни  ручкой, ни карандашом – это так некрасиво! 3.Обязательно при чтении пользуйтесь закладками.

4.Пожалуйста, помогите  нам  оставаться  чистыми, а мы  поможем  вам стать  умными и образованными.

Ваши  друзья  — книги».

 

Учитель:

-Русский  народ  сложил  много  загадок  и  пословиц  о  книгах. Какие вы знаете загадки о книгах?

«Не куст, а с  листочками.

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает».

 

«Говорит она  беззвучно,

Но понятно и не скучно.

Ты  беседуй чаще с ней,

Станешь в сотню раз умней!»

Какие вы знаете пословицы о книгах?

«Хлеб питает тело, а книга – разум».

«Золото добывают из земли, а знания – из книги».

-Почему  знания сравнивают с золотом?

 

Заключение.

Ученик:

Хорошая книга-

Мой спутник, мой друг,

С тобой интересней бывает досуг.

Мы время отлично

Проводим вдвоем

И наш разговор

Потихоньку ведем.

С тобою дорога

Моя далека –

В любую страну

И в любые века.

Ты мне говоришь

Про дела смельчаков,

Про злобных врагов

И смешных чудаков,

Про тайны Земли

И движенье планет…

С тобой ничего

Непонятного нет!

Ты учишь правдивым

И доблестным быть,

Природу, людей

Понимать и любить.

Тобой дорожу я,

Тебя берегу,

Без книги хорошей

Я жить не могу!

 

 Учитель. Мой дружок, дорогой!

День сегодня такой…

Ты закончил «Азбуку».

И ты гордо и важно скажешь:

Я – ученик!

И когда ты уйдешь

В ту неведомую даль,

Ты поймешь, что во всем

Тебе помогла лишь «Азбука».

Так что в путь!

Не робей!

Не грусти, не жалей,

Что закончил «Азбуку».

Я желаю тебе унестись в эту даль,

Научиться решать, научиться дружить.

И в беде помогать, и решительным быть.

Учитель:

-Вы  хорошо потрудились, научились читать и писать, впереди вас ждет много открытий  на уроках русского  языка  и  литературного  чтения.  Я  поздравляю  вас  и  хочу  вручить  каждому  ученику  памятный  диплом  об  окончании  Букваря! 

Список  литературы

1.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. «Букварь» — М., Баласс, 2011

1.Волина В.В. «Занимательное азбуковедение» — М., Просвещение, 1991 

2.Волина В. «Праздник букваря» —  М., Просвещение, 1996г

3.Журналы «Начальная школа»

4. Луи Брайль: Ослепляющее великолепие вечной надежды (www.dislife.ru)

Брайль: чтение руками (www.popmech.ru)

5. И.Ф. Гейльман «Знакомьтесь: ручная речь»

6. А.Зиновьев «Тайнопись кириллицы», 1998 г.

7. М.Кронгауз «Откуда есть пошла славянская письменность», ж-л «Русский язык» 1996 г., №3

8. Е.Немировский «По следам первопечатника», М.: Современник,1983 г.

9. К.Титаренко «Тайна славянской азбуки», 1995 г.

10. К. О русской азбуке. Отрывок из письма // Телескоп. 1832. Ч.7. № 23. С.430-432.

 

 

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *