«Приставка, её роль в слове. (Повторение) Различение приставок и предлогов. Развитие умения находить в словах приставки» 3 класс

Учитель: Работина Светлана Викторовна

Предмет: русский язык Класс: 3 «Д»

Тема урока: «Приставка, её роль в слове. (Повторение) Различение приставок и предлогов. Развитие умения находить в словах

приставки»

Цели урока:

совершенствовать знания учащихся о приставках, об их роли, основных правилах правописания приставок,

формировать умение применять на практике правила правописания приставок, проверить знания учащихся в словарно – орфографической работе,

развивать орфографическую зоркость, познавательную активность, творческую фантазию, интерес к русскому языку;

воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой; формировать самостоятельность, умение работать в паре, в коллективе.

Тип урока: урок повторения изученного материала.

Вид: урок решения познавательных задач – урок путешествие.

Метод: продуктивный.

Оснащение: учебник Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева « Русский язык» 3 класс

Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя

Этапы урока

Содержание этапа

1

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

эмоционально настроиться на предстоящую учебную деятельность.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

подготовить детей к работе на уроке;

проверить подготовленность рабочего места учащихся к уроку,

организовать внимание класса к работе на уроке,

включить в учебный ритм,

создать у учащихся положительный, эмоциональный настрой.

Метод: создание игрового момента

Форма работы: фронтальная

Приветствие учителя на данном этапе усиливает мотивы обучающихся, ориентирует на предстоящую деятельность.

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

— Сегодня мы будем исследователями.

Выводы по результатам исследований сделаем в конце урока.

— Откроем тетради, запишем:

Шестое декабря.

Классная работа.

Результат: готовность класса и оборудования к уроку, включение учащихся в деловой ритм.

2

Постановка проблемы

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

Определить проблему, осознать, принять и предложить способы её решения.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

организовать деятельность учащихся на поиск решения проблемы, стоящей перед уроком,

нацелить на познавательную активность через прием создания проблемной ситуации.

Форма работы: фронтальная

Метод: проблемно-поисковый

На доске кроссворды:

По горизонтали:

  1. Сшили их из чёрной кожи,

В них теперь ходить не можем.

И на слякотной дороге

Не прмокнут наши ноги. (Сапоги)

— С какой гласной напишем это слово? (С гласной а)

Какое стихотворение для запоминания вы придумали?

( Сапоги ты с а пиши,

Я желаю от души!

И тогда получишь 5 —

Грамоты и не унять! (Записываю в кроссворд: сапоги)

  1. Куда бежит – сама не знает.

В степи ровна, в лесу плутает,

Споткнётся у порога.

Что это? (Дорога, пишу с о: здесь сочетание – оро))

  1. Ты учишь буквы складывать, считать,

Цветы растить и бабочек ловить,

На всё смотреть и всё запоминать,

И всё родное русское любить. (Ученик, главное для него: учение, поэтому буду писать с е) (Записываю ученик)

  1. Что за комната такая!

Очень светлая, большая.

Парты ровными рядами,

А за партами мы сами. (Класс, пишу с двумя сс, запомнил, потому что в классе много парт, вот и много с)

  1. Рядом с дворником всегда я.

Разгребаю снег кругом.

И ребятам помогаю

Делать горку, строить дом. (Лопата пишу с о – ассоциация со словом лопасть)

По вертикали:

  1. Перед корнем подставляем

Эту часть как называем? (Приставка) (Записываю)

1 с

а

6 п

о

г

и

2 д

о

р

о

г

а

3 у

ч

е

н

и

к

с

т

4 к

л

а

с

с

в

к

5 л

о

п

а

т

а

По горизонтали:

  1. В этой узенькой коробке

Ты найдёшь карандаши,

Ручки, кисти, скрепки, кнопки –

Что угодно для души. (Пенал)

— С какой гласной напишем это слово? (С гласной е)

Какое стихотворение для запоминания вы придумали?

(Пенал купили мне,

Пишу я в слове е!) (Записываю в кроссворд: пенал)

  1. Многолюден, шумен, молод,

Под землёй грохочет город.

А дома с народом тут

Вдоль по улице бегут. (Метро с е)

— Какое стихотворение нам поможет?

(Метро и метр не похожи,

В метро есть е и в метре тоже.)

  1. Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его – всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт.

Мы встречаем новый год. (Декабрь, пишу с е)

(Где напишем букву е?

Ну, конечно, в декабре! (Записываю в кроссворд)

  1. Сверху ряска,

А наступишь – вязко. (Болото, здест сочетание – оло)

По вертикали:

  1. В предложении на службе

  2. С падежом всегда он в дружбе,

  3. На него показывает

  4. И слова все связывает. (Предлог)

1 п

е

н

а

л

р

2

м

е

т

р

о

3 д

е

к

а

б

р

ь

4

б

о

л

о

т

о

о

г

Кто может назвать тему урока? (Правописание приставок и предлогов)

Сегодня мы отправляемся в необыкновенное путешествие в один из городов Грамматики, город Приставок и Предлогов.

Какая проблема будет выполняться? (Правописание предлогов и приставок) В городе есть остановки: чтобы доехать до следующей остановки, нужно выполнить задание. У вас есть проездные билеты – тесты, которые в конце путешествия вы должны будете сдать заполненными.

Результат: планирование учебных действий по решению поставленной проблемы, путём словарно-орфографической работы.

3

Сообщение темы и целей урока

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

сформулировать тему и цели урока;

учиться сотрудничать в учебном процессе со сверстниками, отстаивая свою точку зрения и принимая позицию других.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

создать условия для формулирования темы и целей урока обучающимися.

Принятые задачи сохраняются при выполнении учебных действий и регулируют весь процесс их выполнения.

Форма работы: фронтальная

Метод: словесный (беседа)

1.– Итак, тема нашего урока (тему формулируют учащиеся: Во время путешествия мы будем учиться различать приставки и предлоги, правильно писать их со словами.)

2. — Какие бы вы поставили перед собой задачи? (Наблюдать за приставками и предлогами, правильно писать их со словами, развивать речевую деятельность, формировать умение применять на практике правила правописания приставок.)

Результат: цели и задачи сформулированы учащимися в сотрудничестве с учителем.

4

Повторение

Цель которая должна быть достигнута обучающимися:

в процессе работы над текстами упражнений выяснить, что такое приставка,

что такое предлог, найти сходство и различие их место в слове, тексте, употребление в речи.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока.:

формировать умение применять на практике правила правописания приставок и предлогов.) Выработка умений оперировать полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи.

Форма работы: фронтальная, словесная, самостоятельная, практическая, работа в парах, тестирование, игровая.

Метод: проблемно-поисковый

Поиграл да поплясал,

Посчитал да помечтал,

Поел, полежал, пошил, попел,

А потом порисовал да в тетрадке пописал,

А потом пошёл, поспал.

А приставки ты узнал? (Ответы…)

-Почему по, а не па? (Приставки па не бывает)

— Что такое приставка? (Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка пишется со словом слитно, т.к. это часть слова)

— Что такое предлог?

(предлог – это часть речи. Предлог пишется со словом раздельно, т.к. это часть речи)

-Со словами какой части речи предлоги никогда не употребляются? (С глаголами).

— Как отличить приставку от предлога? Между предлогом и словом можно вставить вопрос, либо другое слово).

Правописание приставок и предлогов – это орфограмма. А теперь будем упразняться различать приставки и предлоги.

Работа по учебнику: № 143.

Спишите с комментированием…

На доске: ____________________+ приставка = новое слово. Расшифруйте.

144. По заданию.

Остановка «Отдыхай-ка» Физминутка

Я зачитываю слова, если слово с приставкой, то вы встаёте, если с предлогом, то садитесь.

Долить, до школы, подводный, под стулом, забегу, вышел, подошёл.

Едем дальше.

Остановка: «Выбирай-ка»

На ваших столах стихотворение А.Барто «Морковный сок» Прочитайте про себя.

— О чём этот текст?

Найдите 5 слов с приставками и обозначьте в тексте.

Едем дальше.

Остановка «Исправляйка» (Взаимопроверка этого текста)

Отправляемся дальше…

Остановка «Поиграй-ка»

На доске: зашёл, забег, запад, заход (запишите слова – выделите приставку). Найдите лишнее слово.

Едем.

Остановка «Поработай-ка»

Учебник №145. Осложнённое списывание, самостоятельная работа с комментированием.

146. К заданию поставили проблемный вопрос – Почему авторы учебника предложили понаблюдать за этими словами?(Приставка и корень).

У вас есть проездные билеты – тесты, которые в конце путешествия должны быть заполненными. Возьмите их в руки и заполните, ведь наше путешествие подошло к концу, т.е. правильный вариант обводите в кружок.

  1. Приставка служит для:

А) связи слов в предложении,

Б) для образования новых слов.

2. Предлог со словами пишется:

А) слитно,

Б) раздельно.

3. Приставка стоит:

А) перед корнем,

Б) после корня.

4. Приставка – это…

А) часть слова,

Б) часть речи.

5. В каких из этих слов есть приставка:

А) замок,

Б) записка.

(Взаимопроверка)

— Кто справился с заданием, помашите мне проездными билетами. И сдайте мне их. А кто не справился? Вам необходимо будет ещё совершить поездку в город Приставок и Предлогов.

— Уважаемые исследователи, что мы можем добавить в копилку знаний о приставках и предлогах? (Они различаются:…)

Результат: в процессе работы над текстами упражнений выяснили, что такое приставка,

что такое предлог, нашли сходство и различие, их место в слове, тексте, вспомнили, как употреблять их в речи, развивали умение логически строить цепь собственных суждений

7

Рефлексия.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

оценить значимость учебных действий для самого себя.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

формировать осознанность и критичность учебных действий;

осознание того что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

развивать способности обучающихся разумно и объективно анализировать свою деятельность с точки зрения их соответствия замыслу и условиям

Форма работы: фронтальная

— В конце любого исследования необходимо сделать выводы, как ученые вы должны поделиться с миром своими открытиями.

— Что интересного вам запомнилось в нашем путешествии и о чем вы бы хотели рассказать своим родителям, друзьям?

— Что удалось открыть?

— О чём хотелось бы ещё узнать?

Развитие способностей учащихся разумно и объективно анализировать свои суждения, свою деятельность с точки зрения соответствия темы и целей урока.

Результат: осознание обучающимися значимости учебных действий.

8

Итог урока.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

получить информацию о результатах учения

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Метод: устный опрос

Форма работы: фронтальная

Вот и закончилось наше путешествие по городу Приставок и Предлогов. Много остановок было на нашем пути. Ваши ответы помогли водителю автобуса благополучно завершить поездку. Жители города Приставок и Предлогов довольны вами, ведь вы чаще всего верно их различали и правильно писали со словами. Обычно после путешествия рассказывают, что видели, делали, запомнили.

— Кому было легко выполнять задания?

— Что вам помогало?

— У кого возникли трудности?

— Что было непонятным?

— Над чем еще предстоит поработать?

— какую работу мы провели вначале урока(Словарно-орфографическую.)

Организация объективации для обучающегося, изменений в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений.

Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку.

Организация учебного сотрудничества учителя с обучающимися, основанном на взаимном уважении, доверии и признании индивидуальности каждого обучающегося.

Результат: адекватность самооценки обучающегося оценке учителя. Получение обучающимися информации о результатах учения.

9

Задание на дом

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

понять цели, содержание и способы выполнения домашнего задания;

записать домашнее задание

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Метод: словесный .

Форма работы: фронтальная.

Информация о домашнем задании, проверка того, как обучающиеся поняли содержание работы и способы её выполнения, соответствие содержания домашней работы уровню развития учащихся. Д/з: Упр. 1, стр.110

Результат: применение учащимися полученных знаний на практическом уровне.

13

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *