Пример интеграции уроков изобразительного искусства и истории и культуры Санкт — Петербурга

ГБОУ СОШ №421

Петродворцового района

Пример интеграции

уроков изобразительного искусства

и

истории и культуры Санкт — Петербурга

Выполнил:

Ануфриева Ольга Ивановна

ГОУ СОШ №421

учитель изобразительного искусства

Санкт – Петербург

2011год

Содержание

I Вступление

II Разработка урока

III Заключение

IV Литература

V Приложение

Вступление

В 5 классе в программу по изобразительному искусству включены уроки – беседы. Тема одного из уроков « Виды изобразительного искусства». Учащиеся знакомятся с основными видами искусства, а на остальных уроках учатся различать их, узнавать в произведениях, применять в практической деятельности. На уроках тематического рисования дети рисуют, применяя знания, полученные ранее. Рисуем с натуры, по памяти, по воображению. Проведение некоторых уроков тематического рисования требует дополнительных знаний, но на уроках изо не всегда хватает времени. Поэтому я решила использовать некоторые уроки истории и культуры Санкт – Петербурга для расширения кругозора учащихся, разработав несколько уроков, объединённых одним замыслом: расширить круг материалов по каждому виду искусства и связать теоретические знания урока изо и урока ИКП-б. Поработав с литературой по истории города и пригородов, просмотрев фотографии из своей коллекции и из интернета, получила возможность сделать ряд презентаций, которые можно использовать, как развивающие не только на уроках, но и во внеклассной работе. Эти материалы можно применять в полном объёме или фрагментарно, исходя из задач урока. Данный урок предполагает продолжение, как на уроке изо (рисование деревьев, кустарников, пейзажей), так и на уроках ИКП-б для ознакомления с историей своей «малой Родины» (Стрельна, Петергоф).

В 5 классе дети узнают, что в искусстве есть следующие виды: живопись, графика, скульптура, декоративное творчество и архитектура. Каждый вид искусства имеет свои черты и составляющие. Поэтому, говоря о каждом виде, можно использовать материал краеведческого характера, что позволит совмещать изучение предметов родственного цикла и улучшать систему оценивания работы учащихся. Пояснительные записи на кадрах презентации можно не читать полностью, а кратко изложить детям. Некоторые слайды попросить прокомментировать учеников. Этот урок под контролем учителя можно доверить провести старшеклассникам, которые расскажут о парках, прочитают стихи.

Урок в 5 классе

Тематическое рисование предполагает проведение ряда уроков, где дети учатся рисовать деревья, кустарники, пейзажи. Такие уроки всегда предваряются просмотром репродукций, фото с изображением природы. Я решила сделать это на примере садово-парковых ансамблей нашего района.

Тема урока: Пейзаж

Урок №1— Подготовка к рисованию пейзажа. Заочная экскурсия по паркам.

Цели и задачи:

Закрепление и расширение знаний о видах искусства. Знакомство с некоторыми парковыми комплексами Стрельны и Петергофа.

Подготовка к рисованию природы (пейзажа).

Воспитание у детей интереса к истории Стрельны и Петергофа.

Для работы на уроке необходимо иметь технические средства, так как весь урок построен на просмотре видеоматериалов и работе с ними.

У учащихся альбомы, карандаши

1

Детям предлагается вспомнить виды изобразительного искусства, написать ответы в альбоме.

Просматриваем слайды №3,4,5,6,7.Дети отвечают на вопрос о видах искусства, называют их, читая записи в альбоме.

Вспоминаем, что такое пейзаж.

2

Слайд №8 — понятие «Ландшафтная архитектура»

Слайд № 9,10,11, 12 о регулярном парке.

Вопрос к детям: « Скажите, это живая природа или здесь работали садовые мастера?»

Дети высказывают своё мнение о просмотренных фотографиях.

Делаем вывод: Регулярный — это парк или сад, где всё пространство имеет чёткую симметрию и геометричность.

Слайд № 13 история появления пейзажного парка.

Вопрос к детям о характере вида природы. Дети высказывают свои предположения о пейзаже.

Вывод: Пейзажный – это парк, который напоминает дикую природу, не имеет чёткой формы, а содержит места уединения, украшен архитектурными формами и прудами.

Далее переходим к знакомству с пейзажными парками Петергофа и Стрельны (Сл. №. 14,15).

Слайд №16,17, 18, 19— Английский парк в Петергофе.

Первый пейзажный парк в Петергофе — Английский – был разбит при Екатерине II в конце 18 века. Устройство парка было поручено английскому садовому мастеру Джемсу Медерсу и архитектору Джакомо Кваренги. При Петре I перегородили протекавший в овраге Троицкий ручей, и образовался большой пруд с извилистыми берегами и островками. Он состоит из трёх частей, которые были соединены с Ропшинским каналом, наполнявшим его ключевой водой. Охотничий зверинец на берегах упразднили и разбили парк с красивым прудом, островами, извилистыми дорожками. На берегу большого пруда был выстроен красивый дворец.Слайд № 20, 21,22,23, 24- Луговой парк (Озерковый).

Аллея в 2 км соединяет Верхний парк XVIII века с парком, созданным в середине XIX века под руководством архитектора А.Штакеншнейдера, инженера М.Пилсудского и садовых мастеров П.Эрлера и П.Архипова. Его площадь более 85 гектаров. Название парк получил от устроенной группы бассейнов-водохранилищ.

Это пруды: Никольский, Самсониевский, Орлиный, Руинный, Круглый, Мельничный, Сапёрный, Бабигонский, Церковный. На островах и берегах отлично сочетались природные ландшафты и архитектурные объекты. На высотном месте был возведён дворец Бельведер, напоминавший античный храм.

Слайд № 25,26, 27,28— Колонистский парк.

Создан в 1837-1847 г.г. по проекту садового мастера П.Эрлера и инженера- гидротехника М.Пилсудского. Охотное болото было превращено в большой Ольгин пруд, где на островах возвели Ольгин и Царицын павильоны, сделали небольшой прудик с «островом кроликов».

Слайд № 29,30, 31,32— парк «Александрия»

Бывшая резиденция Николая I — оазис благополучия и семейного очага, где пейзажи сочетались с уютными дворцами и миниатюрными сооружениями, носившими воспитательный или развлекательный характер. Территория около дворца « Коттедж» была расчищена, на залив открылся прекрасный вид, а в парке высажены деревья разных пород таким образом, чтобы цветовая гамма давала живописное сочетание в любое время года. Деревья 30 пород (около30 тыс.) доставлялись почти со всей России и из других стран. До сих пор парк украшают могучие дубы.

Строительство вели архитектор А.Менелас, садовые мастера Ф.Вандельсдорф, Н.Родионов, А.Гомбель, а затем П.Эрлер.

Слайд №33- Стрельна.

В формировании облика загородной резиденции использованы, как регулярные, так и пейзажные парки.

С севера около «Попутного деревянного дворца Петра I расположен регулярный сад с чёткой симметрией фонтанов и центральной лестницы, а на юго-западе разбит «огород» и устроены пруды с живой рыбой.

Большой Каменный (Константиновский ) дворец и парки около него должны были стать вершиной замысла Петра I, «Русской Версалией»,

Но только в XIX веке архитекторы Мейер и Штакеншнейдер реставрируют Нижний (регулярный), Собственный, Детский и Английский парки.

Слайд № 34, 35, 36- Орловский парк.

В 1834-39 годах архитектор П.Садовников в усадьбе графа А. Орлова создаёт парк в пейзажном стиле. Построен дворец в стиле готического замка, искусственная руина, готический колодец и домик привратника из природного камня, ворота и колодец с подъёмным механизмом. На остров «Любви» в Большом (Заводском), ныне Орловском пруду, ведёт туфовый мостик. Пройдя через круглые лабиринты, гость попадал в домик с «секретом»: на него поднималось чучело большого медведя, приводимое в движение механизмом. Рядом с руиной выкопали пруд и запустили туда рыбок.

Слайд №37- Михайловский парк.

История формирования Михайловского парка и усадьбы занимает несколько десятков лет. С XVIII века на этой территории существовали усадьбы, принадлежавшие разным владельцам. Ансамбль, состоящий из нескольких дворцов, оранжерей, церкви Св. Ольги и других строений, окружён великолепным парком с прудами, земляными горками, террасами и лугами, выходящими к Финскому заливу. Деревья и кусты, высажены особыми живописными группами, что создаёт неповторимый облик природы и прекрасную цветовую гамму. Дворцовые постройки создавали разные архитекторы, но более позднюю реконструкцию и строительство осуществлял архитектор Г. Боссе в XIX веке.

3

Слайд №38,39 — предложить детям ответить на вопросы о видах парков, показать слайды №38, 39.

Сделать выводы о видах парков

Слайд №40- домашнее задание:

Посетить с родителями Орловский парк

Сделать фотографии (по желанию)

Прочитать о парке, подобрать стихотворение (по желанию)

Приготовить альбомы, краски, карандаши!

Заключение

Работа над данной темой является актуальной, так как дети мало знают об истории местности, где живут. Многие родители приехали из других регионов и не имеют представления о том, что проживают в местах, являющихся частью культурного наследия. Задача перед учителем познакомить детей через уроки искусства с ценностями, которые находятся в Стрельне и Петергофе, научить детей видеть прекрасное рядом с собой, ценить и беречь сохранившиеся памятники ландшафтной архитектуры. Данные разработки могут быть использованы не только на отдельном уроке, но и в качестве материалов для внеклассной работы с детьми, беседы с родителями, фрагментарно на уроках изо, краеведения и истории

Литература и приложение

1.Горбатенко С.Б. Петергофская дорога. — СПб: Европейский дом, 2001 2.Первушина Е.В. Усадьбы петербургской интеллигенции XVIII-начала XX века. Владельцы, обитатели, гости. -СПб: Паритет, 2008

3.Первушина Е.В. Загородные императорские резиденции. Будни, праздники, трагедии. –СПб :Паритет,2007

4. Юхнёва Е.Д. Из Петергофа в Стрельну. Путеводитель.-СПб: Паритет, 2006

5.Презентация, технологическая карта

6. Фото Ануфриевой О.И. и материалы с ресурса Яндекс-фото

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector