Практикум
по решению экономических задач
в классе социально – экономического профиля (2 часа)
Класс: 10 (социально — экономический)
Учителя:
Журкова Н.Р., учитель математики
Кононова С.Н., учитель экономики
Тема занятия: «Спрос. Предложение. Рыночное равновесие».
Цель занятия: Организовать деятельность учащихся для самостоятельного применения математических знаний при решении экономических задач.
Задачи:
-
создать условия для практического применения умений учащихся оперировать ранее полученными знаниями.
-
способствовать развитию практической математической компетентности учащихся.
-
воспитание рефлексивной культуры учащихся, готовности к пересмотру своих суждений в свете убедительных аргументов.
Тип учебного занятия: комплексного применения знаний и способов действий.
Раздаточный материал: карточки с вариантами заданий.
Техническое обеспечение:
-
документ – камера;
-
видеопроектор;
-
презентация «Спрос и предложение. Рыночное равновесие».
Структура занятия:
Дидактическая цель |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Показатели результативности |
|
Организационный |
Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии. |
Сообщает цель занятия и план его проведения. |
Внимательно слушают. |
Готовность класса к занятию. Быстрое включение учащихся в деловой ритм. |
Актуализация знаний |
1. Актуализировать знания учащихся по теме «Спрос и предложение. Рыночное равновесие» |
1. Учитель экономики осуществляет повторение основных понятий и законов по теме по слайдам презентации; организует тренаж учащихся по демонстрационным слайдам. 2. Учитель математики осуществляет повторение правил построения графика линейной функции, составления уравнения функции по ее графику. |
1. Выполняют устный тренаж по демонстрационным слайдам. 2. Решают предложенные задачи, задают вопросы |
Правильное и осознанное выполнение учащимися предложенных заданий. |
Этап применения способов деятельности |
Обеспечить применение математических знаний и способов деятельности при решении экономических задач |
Учитель математики разбирает решение экономической задачи математическим методом |
Слушают, задают вопросы. |
Углубление знаний учащихся |
Закрепление знаний и способов деятельности. |
Обеспечить закрепление математических знаний учащихся при решении экономических задач. |
1. Учитель экономики организует работу учащихся в группах по карточкам — заданиям. 2. Учителя консультируют, осуществляют контроль над деятельностью учащихся. |
Выполняют задания самостоятельно |
Самостоятельность учащихся в выполнении заданий. |
Коррекции |
Скорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий учащихся |
Корректирует решения по мере необходимости |
Представители от каждой группы разбирают решение своей задачи, остальные учащиеся слушают и задают вопросы |
Правильность, полнота, осознанность выступлений учащихся |
Контроля |
Выявление качества и уровня усвоения учащимися умения применять математические знания при решении экономических задач |
Наблюдает |
Выполняют задания по карточкам.
|
Активная деятельность всего класса в ходе выполнения заданий. Правильность решений. |
Подведение итогов. Рефлексия. |
Смотивировать учащихся на рефлексию своей деятельности, других учащихся. |
Подводит итог занятия, дает качественную оценку деятельности учащихся, подводит учащихся к пониманию интегративности математических знаний. |
Учащиеся осуществляют рефлексию своей деятельности на занятии, взаимодействия с другими учащимися. Анализируют степень применения математического аппарата при решении физических задач. |
Открытость при высказывании своих мыслей, умение дать качественную оценку своей деятельности. |
Домашнее задание |
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
Информирует о домашнем задании – придумать задачу по теме. Осуществляет инструктаж по выполнению. Проверяет понимание способов выполнения задания. |
Слушают, задают вопросы. |
Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с их учебными возможностями. |
Диагностическая карта
Класс: Фамилия:
Умею |
|||
Что такое спрос |
|
Строить график спроса и предложения по заданным уравнениям |
|
Что такое предложение |
|
Находить значения величины спроса или предложения при заданном значении цены по уравнениям |
|
Что такое рыночное равновесие |
|
Находить значения величины спроса или предложения при заданном значении цены по представленным графикам |
|
Когда возникает излишек товаров на рынке |
|
Находить графически равновесную цену и равновесный объем |
|
Когда возникает дефицит товаров на рынке |
|
Находить аналитически равновесную цену и равновесный объем |
|
Как изменяется положение кривых спроса и предложение на графике при изменении внешних факторов |
|
Рассчитывать величину дефицита или излишка товаров на рынке |
|
При каких условиях изменяется спрос и предложение на товары (услуги) |
|
По двум заданным значениям цены и объема товаров (услуг) составлять уравнение спроса и предложения |
|
Карточка — задание
Задача 1. (устно)
В результате рекламной кампании население стало предпочитать порошок «Ариэль» порошку «Тайд». Какой из данных графиков иллюстрирует кривую спроса на порошок «Ариэль» и какой на порошок «Тайд»? Р
Цена, руб.
Кол-во, пач.
Кол-во, пач.
Цена, руб.
Р
Задача 2. (устно)
На плодородных землях Украины одинаково хорошо растут гречиха и пшеница. Предположим, что цены на гречиху резко возросли в связи с тем, что население узнало о ее целебных свойствах. Какой из данных графиков иллюстрирует кривую предложения на гречиху и какой на пшеницу?
Цена, руб.
Кол-во
Кол-во
Цена, руб.
Р
S
Задача 3.
Функция спроса населения на данный товар: Q= 7 – P.
Функция предложения: Q= -5+2P, где
Q — объем спроса в млн. штук в год;
Q — объем предложения в млн. штук в год;
P – цена в тысячах рублей.
1. Постройте графики спроса и предложения данного товара, откладывая на оси абсцисс количество товара и на оси ординат – цену единицы товара.
2. Как можно найти равновесную цену?
-
Где на графике можно увидеть ситуацию дефицита? Избытка?
-
Какое количество товара продано по цене 5 тыс. р.?
-
По какой цене покупатели желают купить 4 млн. штук товара?
Работа в группах
Задача 1
Спрос на куртки описывается уравнением: Q= 2400 – 100P, а предложение курток – уравнением Q= 1000 +250P, где Q – количество курток, купленных или проданных за день, P – цена 1 куртки в тысячах рублей.
-
Определите параметры равновесия на рынке курток.
-
Какое количество курток было бы продано по цене 3000 рублей за 1 штуку?
-
Какое количество курток было бы продано по цене 5000 рублей за 1 штуку?
Задача 2
Кривая спроса на компьютеры описывается уравнением: Q= 600 – 2P, а кривая предложения описывается уравнением: Q= 300+4P, где Q – объем спроса или предложения в месяц (штук), P – цена в тысячах рублях.
-
Каковы равновесные цена и объем товара?
-
Что случится, если цена будет установлена правительством на уровне 30 тыс. рублей? Охарактеризуйте это качественно и количественно.
Задача 3
Функция спроса на товар имеет вид: Q= 700 – P, а функция предложения:
Q= — 200 +2P, где P – цена в рублях, Q – тыс. штук.
-
Определить равновесную цену и равновесный объем.
-
Что случится, если продавцы – монополисты установили цену на уровне 400 рублей? Охарактеризуйте это качественно и количественно.
Задача 4
Объем спроса и предложения на туалетную воду изменяется в соответствии с изменением цен на нее следующим образом:
Цена, р. |
Величина предложения, штук |
|
40 |
10 |
10 |
30 |
20 |
20 |
20 |
30 |
30 |
10 |
40 |
40 |
А) запишите уравнения и постройте графики кривых спроса и предложения;
Б) Определите равновесную цену и равновесное количество;
В) Если продавцы – монополисты установили продажную цену на уровне 35 р., к чему это приведет?
Самостоятельная работа
1 вариант
Спрос на бананы описывается уравнением QD = 2400-10Р, а предложение на реализацию бананов – уравнением QS = 1000 + 25Р, где Q – количество килограммов бананов, купленных или проданных за день; Р – цена 1 кг. бананов (в р.).
-
Определите параметры равновесия на рынке бананов.
-
Какое количество бананов было продано при цене 30 р. за 1 кг?
-
Какое количество бананов было бы продано при цене 50 р. за 1 кг?
2 вариант
Кривая спроса на портфели для школьников описывается следующим уравнением QD = 6000 – 2Р, где QD объём спроса в месяц (в штуках), р – цена (в р.) Кривая предложения описывается уравнением QS = 3000 + 4Р.
-
Каковы равновесная цена и объём товара?
-
Что случится, если цена установлена правительством на уровне 100 р.?
-
Охарактеризуйте это качественно и в количественном выражении.
3 вариант
Спрос и предложение на сливочное масло выражены функциями: Qd = 50 – P, Qs = 10 + 2Р. где Q – количество килограммов сливочного масла, купленных или проданных за день; Р – цена 1 кг. масла (в р.).
-
Каковы равновесная цена и объём товара?
-
Что случится, если цена установлена правительством на уровне 20 р.?
-
Охарактеризуйте это качественно и в количественном выражении.
4 вариант
Спрос на кофе описывается уравнением QD = 500 — 6Р, а предложение на реализацию кофе – уравнением QS = 4Р — 100, где Q – количество банок кофе, купленных или проданных за день; Р – цена 1 банки кофе(в р.).
-
Определите параметры равновесия на рынке кофе.
-
Какое количество банок кофе было продано при цене 30 р. за 1 банку?
-
Какое количество банок кофе было бы продано при цене 80 р. за 1 банку?
Презентация по теме «Спрос и предложение. Рыночное равновесие»
Учебное занятие Применение производной в физике и экономике».
Дата: 21.03.09
Предмет: математика, экономика и физика
Учителя: Кононова С.Н.и Журкова Н.Р
Тема учебного занятия: «Применение производной в физике и экономике».
Цель: обеспечить понимание того, что решение многих экономических и физических задач осуществляется с помощью производной;
Задачи:
-
-обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала;
-
— способствовать развитию математической компетентности у учащихся;
-
— организовать рефлексию собственного опыта учащихся.
Дидактическое и техническое обеспечение: интерактивная доска, ММ лекция, карточки с заданиями, рефлексивные карты.
Тип занятия: учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала.
Структура занятия:
Дидактические задачи |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Показатели реального результата |
|
Организационно мотивационный момент |
Подготовка учащихся к работе |
Аргументирует выбор цели, информирует учащихся об основных этапах занятия. |
Слушают, задают вопросы. |
Готовность класса и быстрое включение в работу. |
Подготовка к основному этапу урока. |
Актуализация опорных знаний и умений. |
Задает вопросы на знание формул дифференцирования элементарных функций, правил дифференцирования, правила дифференцирования сложной функции. |
Отвечают, устанавливают соответствия в формулах дифференцирования на интерактивной доске. |
Хорошие знания учащихся правил и формул дифференцирования |
Усвоение новых знаний и способов действий |
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление учащимися изучаемого материала |
Организует деятельность учащихся по изучению нового материала и первичному закреплению, демонстрируя мультимедийную лекцию с использованием интерактивной доски |
Слушают, анализируют, делают записи в тетради. |
Осмысление и первичное закрепление учащимися физического смысла производной, решение физических задач с помощью производной, решение экономических задач на нахождение максимальной прибыли. |
Первичная проверка понимания изученного |
Установить, усвоили или нет учащиеся понимание нового материала |
Проверяет понимание учащимися нового материала. Выявляет пробелы и ликвидирует неясности осмысления учащимися изученного. |
Работают в группах, решая задачи физического и экономического содержания. |
Осознанность нового материала большинством учащихся класса |
Отработка умений и навыков учащихся по решению физических и экономических задач |
Обеспечение усвоения знаний и способов действий |
Предлагает учащимся выполнить задания на решение задач по механике (физика), на нахождение максимальной прибыли (экономика). |
Выполняют самостоятельную работу. |
Максимальная самостоятельность в процессе выполнения работы. |
Осуществление контроля знаний и умений учащихся |
Выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями. |
С помощью интерактивной доски предлагает учащимся проверить выполненные задания |
Осуществляют самопроверку выполненных заданий по образцу |
Получение быстрой и достоверной информации об уровне достижения учащимися планируемой работы. |
Рефлексия |
Мобилизация учащихся на рефлексию и оценку способов действия и достигнутых результатов. |
Направляет обсуждение. |
Высказывают свое мнение о результатах своей работы, эмоциональном состоянии. |
Открытость учащихся в осмыслении своих действий по достижению цели занятия. |
Подведение итогов занятия |
Анализ успешности достижения цели |
Делает выводы, задает домашнее задание |
Получают информацию о реальных результатах, инструктаж о выполнении домашнего задания. |
Адекватность самооценки учащихся. |
Задание №1
Подчеркните правильный ответ
Задание №2
Решите задачи
-
Материальная точка движется прямолинейно по закону х(t) = -2+4t+3t2. Выведите формулу для вычисления скорости движения в любой момент времени t. Найдите скорость в момент времени t = 3с (х- координата точки в метрах, t- время в секундах)
-
Координата движущегося тела с течением времени меняется по закону:
а) x = 2t+4t2,
б) x = 1+ 2t2 + t3 .
Найдите скорость и ускорение в момент времени t = 2 с. (х- координата точки в метрах, t — время в секундах)
-
Точка движется прямолинейно по закону x(t) = —+3t2 -5 (х — координата точки в метрах, t — время в секундах). Найдите момент времени t, когда ускорение точки равно 0; скорость движения точки в этот момент.
-
Найдите силу F, действующую на материальную точку массой m, движущуюся прямолинейно по закону x(t) = 2t3-t2 при t = 2.
Презентация MS Power Point к практикуму
Кононова Светлана Николаевна, учитель физики и экономики ЛГ МОУ «Гимназия №6» г. Лангепас