Помощь учителя в самооценке и способах самовыражения ученика на уроках изобразительного искусства

Помощь учителя в самооценке и способах самовыражения ученика на уроках изобразительного искусства.

Становление эмоциональной сферы ребёнка предполагает владение сложным механизмом общения с ним. Счастье человеческого общения, взаимопонимание, сопереживание — это качества, которые формируются на уроках культурологических дисциплин. Искусство обладает огромной силой воздействия на душу. Если не развита душа, не развивается всё остальное. За время общения с учителем школьники овладевают образным языком, накапливая художественные знания, умения и навыки.

Художественная деятельность ребёнка находит различные выражения: плоскостное и объёмное; рисование по памяти и представлению, по воображению. Некоторые виды работ выполняются коллективно, после обсуждения индивидуальных эскизов. Этот вид деятельности приемлем при выполнении работ прикладной направленности, проектов. Кроме того возможно проведение несложных тестов, подбор литературных отрывков к художественным произведениям и наоборот, написание мини сочинений, синквейнов, а не только выполнение рисунков. Работая по общегосударственной программе, являясь сторонником развития навыков рисования через классический рисунок, изучения истории культуры в её классическом варианте, стараюсь составить учебные блоки, перерабатывая программу. Дети проходят процесс погружения в рисование с натуры, в графику, живопись, иллюстрацию книг и т.д.

Наблюдая за детьми разного возраста, пришла к выводу, что, чем младше ребёнок, тем более он раскован в своём творчестве. Старшие дети уже не так непосредственны и эмоциональны в возможности самовыразиться в рисунке. Школьники становятся зависимыми в выразительных средствах, резко критикуют свои работы и болезненно воспринимают любое замечание. Многие совсем перестают рисовать, ссылаясь на неумение. Ведь очень часто настроение ребёнка и образность его воплощённой в работе мысли не совпадает с видимым качеством результата.

Огромную роль здесь и играет учёт положительных качеств, помощь в решении мелких проблем или просто предложение выполнить работу совместно с одноклассником или с учителем. Любой творческий процесс сопряжён с находками и потерями, но самое главное-это положительный настрой в работе. Всё остальное приводит к нежеланию заниматься каким-либо видом творчества. Любое творческое занятие должно нести положительный импульс.

Задача учителя не столько научить рисовать, а сколько научить чувствовать. Опираясь на предложенные способы изображения, ребёнок имеет право выбрать тот, который ему подходит ближе. Это приходит после выполнения системы упражнений, которые усложняются от урока к уроку. Дети не копируют учителя, а выбирают возможный вариант по своим силам. К третьему году обучения это приводит к тому, что, зная различные приёмы работы, дети не боятся применять их. Это видно в тематическом рисовании. Школьники уже не спрашивают учителя, как рисовать, а предлагают возможные варианты исполнения. И , если пятиклассник спокойно относится к тому, что предлагает учитель, даже просит показать, как и что рисовать, то старший старшего возраста отказывается от всего, что предложено, но сам может немногое.

На примере уроков по теме «Космос» предлагаю познакомиться с тем, как я работаю над повышением самооценки ученика и возможностью самовыражение через различные приёмы рисования.

Для этого мною разработана система убеждения и упражнений. В 5 классе одинаковое упражнение выполняют все охотно, но так, как у учителя, получается у 1-2 учеников. Вот здесь настаёт момент , когда нужно доказать, что каждый художник видит даже одинаковое п -своему. Приходится создавать только положительный настрой на уроке, знакомить детей с различными материалами и способами изображения. Только единицы решаются отойти от предложенного варианта, но всё-таки они появляются, так как уверены, что на оценку их деятельности это не повлияет, да и отметка будет соответствующая.

В 6 классе ещё есть робость при работе над композицией, передающей содержание темы, но техника выполнения уже не сковывает ученика: это и живопись, и графика.

В 7 классе дети выполняют работу в технике гратографии, где просто не может быть неудачных работ: любое пятно, штрих, линия станут частью работы и приведут к успешному результату. Даже неоконченная работа не проигрывает. Есть результат, есть успех, нет скованности и боязни.

Безусловно, для учителя сложно отрабатывать на уроке несколько техник рисования. Но всё это со временем окупается превращением урока в творческую художественную мастерскую, где есть желание стать художником на несколько минут, проявить свою индивидуальность, не боясь непонимания и нежелательной критики. Бывают случаи нежелания думать творчески, самостоятельно фантазировать, но в большинстве своём дети поддаются на волшебный зов творчества.

Ануфриева О.И.

2012г.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector