Подробный конспект урока «Тун-Пайрам – праздник первого молока» 6 Класс

Подробный конспект урока

Организационная информация

Тема урока

«Тун-Пайрам – праздник первого молока»

Предмет

Технология

Класс

6

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Васильева Наталья Анатольевна, учитель технологи

Образовательное учреждение

МБОУ Жемчужненская СОШ № 1

Методическая информация

Тип урока (мероприятия, занятия)

Урок-экскурсия

Цели урока (мероприятия, занятия)

(образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательная:

Изучить и закрепить знания о культурных традициях и обычаях народов Хакасии.

Развивающая:

Развить почтительное отношение к мировоззрению хакасского народа.

Воспитательная:

Воспитать уважения к историческому и культурному наследию своих предков

Задачи урока (мероприятия, занятия)

1.Сформировать у обучающихся культурный образ хакасского народа в его своеобразии и неповторимости.

2.Овладеть знаниями о региональной культуре.

3.Применить знания и представления о традициях и обрядах.

4.Приобрести опыт участия в обучающих играх.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Компьютерные технологии, метод критического мышления

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

45 минут

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

1.Актуализируются коммуникативные способности и познавательный интерес.

2.Приобретаются и закрепляются знания о культуре и быте хакасского этноса.

3.Формируется уважение традиций хакасского народа.

4.Закрепляется опыт участия в обучающих играх.

5.Расширяется кругозор и обогащается словарный запас.

Необходимое оборудование и материалы

Операционная среда Windows XP, Office XP, презентация, экран.

Картинки с изображением хакасской одежды, музыкальных инструментов и молочных блюд, ваза с веткой берёзы, ленточки синего, красного, белого, зелёного и чёрного цвета и макет костра.

Детям раздаётся текст выступления. На экране 1 слайд презентации.

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

Презентация «Тун-Пайрам – праздник первого молока».

Список учебной и дополнительной литературы

Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),

деятельность учителя и учеников.

Мотивация учащихся.

На доске: 1.Эпиграф урока

Уходящее, нужно сегодня беречь,
Чтоб не стало оно уходящим!”

(Валерий Корнев)

2. Стихи:

Хакасия, край мой, Родные просторы,
Вы мне улыбаетесь морем огней,
Широкие степи, высокие горы.

Навеки в душе сохранятся моей.

(М.Е. Кильчичакова.)

Организационный момент.

Учитель: (слайд 1)

У хакасского народа видное место занимает скотоводческий празд­ник Тун-пайрам, проводившийся в степных районах Хакасии. Тун-пайрам — это праздник первого айрана (кислый напиток, приготовляемый из перебродившего коровьего молока). Он проводился обычно в конце мая — начале июня, после перекочевки скотоводов с зимника на летник. В это время перезимовавший скот поправлялся на первом зеленом корму и появлялись первые молочные продукты. Праздник Тун-пайрам был свя­зан с почитанием скотоводства — основы традиционного хакасского хо­зяйства.

Я со своими помощниками — экскурсоводами приглашаю всех на экскурсию, посвящённую традициям и обрядам проведения этого праздника. А за пультом управления информационной базы данных сегодня у нас будет хранитель музея.

Изучение новой темы

Первый экскурсовод:
К этому празднику готовились заранее:

  1. Заводили первый айран,

  2. Го­товили первые молочные продукты,

  3. Шили новые национальные платья.

В определенный день жители нескольких аалов собирались утром на бли­жайшей горной вершине, где устанавливались березки, коновязь, и раз­водили большой костер. К коновязи привязывали ритуального коня, на­зываемого по-хакасски — «ызых». «Ызых» освящался и считался храните­лем благополучия скота. Почтенный старец подходил к коню, мыл его молоком, окуривал богородской травой «ирбен». К хвосту и гриве привя­зывали ленточки красного и белого цветов, а коня после этого отпускали на волю, сняв уздечку. Выборный старец краплением айрана на ритуаль­ные костер, березки, коновязь благословлял небо, землю и желал, чтобы скот и молочные продукты не переводились у скотоводов.

Второй экскурсовод:

В этот день наглядно показывалось значение молока в жизни людей:

— на стол выставлялось до десятка различных молочных блюд, которыми люди угощали друг друга,

— окропляли Небеса айраном –молочной аракой,

— праздновали наступившее изобилие и сытость.

Первый айран и первая арака считались лекарственными напитками. Поэтому во время праздника их нельзя было проливать на землю.

Третий экскурсовод: (слайд 2)

Соблюдались все ритуалы проведения праздника:

Ритуал — Почитание огня за верность и поддержку в зимние стужи

Динамическая пауза

Все вместе читаем вслух:

Ради жизни на Земле!

Ради счастья на земле!

Встречаем Солнце,

Как встречали наши предки!

Четвёртый экскурсовод: (слайд 3)

Ритуал очищения души -сжигание черных чалама с тремя узлами (прошлые, настоящие, будущие болезни, несчастья, грехи)

Все вместе читаем вслух:

О, мать-огонь!

Очисти нас от скверны зла,

От всех болезней и грехов,

Чтоб мы не врали,

Не завидовали и не болели!

и опускаем в «огонь» чёрные ленточки

Продолжение изучения новой темы

Кроме этого проводился ещё один обряд:

Обряд — Благодарения священной Березе,
символу жизни на земле
(завязывание светлых чалама)

Мы с вами этот обряд проведём в конце нашей экскурсии.

Пятый экскурсовод: (слайд 4)

После ритуальной части устраивались спортивно-массовые меро­приятия. К ним относились конные скачки состязания (чарыс), стрельба из лука (охчаадан атыс) соревнования по силе и лов­кости – это традиционная борьба (курез) и состязание по поднятию камня (хапчац тас). Победителей щедро угощали айраном и аракой.

Шестой экскурсовод: (слайд 4)

Самая популярная часть праздника — это конные скачки (чарыс). Почти каждый сельский житель прекрасно разбирался в лоша­дях и мог отобрать наиболее пригодных для участия в скачках коней.

Существовали строгие правила проведения скачек. Устраивались не­сколько заездов. В первом из них участвовали лошади-двухлетки, во вто­ром — трехлетки, в третьем — четырехлетки, в четвертом — пятилетки, в пятом — все остальные возрастные категории, начиная с шестилеток. В шестом заезде бежали только жеребцы (чорга), в седьмом — только ино­ходцы (сайбыр).

Дистанция заезда — от 3 до 10 км. Старт находился вдали от места проведения праздника, но финиш всегда в центре, и всегда возле него толпились сотни зрителей, ждавшие исхода скачек.

Седьмой экскурсовод: (слайд 4)

Стрельба из лука — второй вид спортивных игр. Меткость в стрель­бе — качество, ценившееся в хакасском обществе и в мирное время, и в военное. И в древности, и в наше время многие скотоводы были одно­временно и охотниками. С появлением огнестрельного оружия стрельба из лука, как военное искусство, стала исчезать и сохранилась лишь как вид спорта.

Восьмой экскурсовод: (слайд 4)

В борьбе (курес) существуют определенные правила.

Соперники делятся по весовой категории. Сначала на поле выходят борцы легкого веса, которых постепенно сменяют все более сильные и ловкие. Борцы-соперники выходят на поле с разных сторон, обвязанные поясом (хур). Они подходят друг к другу и каждый из них дает возмож­ность своему сопернику схватиться руками за пояс (хур). Судья дает сиг­нал и начинается схватка. Обычными приемами борцов являлись: захва­ты ногой, бросок через левое или правое бедро, броски через голову в положении «полулежа» (прогибом) и т. д. При проведении борцовских приемов борцы не должны выпускать из рук пояс (хур) соперника. Побе­дителем считался тот, кто положит на спину или на четыре конечности своего соперника. Первый раунд заканчивался, когда все пары сразятся по одному разу. Судьи разбивают всех победителей на пары и начинается второй раунд. Все повторяется сначала. Наступает момент, когда в каж­дой весовой категории выявляется победитель. Победителей щедро уго­щают айраном, вручают награды.

Девятый экскурсовод: (слайд 4)

Ещё один вид состязания в силе — это поднятие камня (хапчац тас). Он весит около 80 кг. Состязание проходило по установленным правилам: поднять камень до пояса, сделать приседание, подняться в полный рост и перекинуть его через плечо. Победителем этого состязания счита­ется тот, кто больше всех по количеству раз проделает это упражнение Победитель угощается айраном, аракой и получает специально установ­ленный для этого вида состязаний приз.

Десятый экскурсовод:

На празднике Тун-пайрам звучит музыка различных музыкальных инструментов: чатхан, пыргы, хомыс, тюрлё, хобрах и т.д. Со всех аалов съезжаются на конкурс мастера тахпаха. Победителем конкурса среди тахпахчи (исполнителей тахпаха) считается тот, чей тахпах продолжи­тельнее и остроумнее.

Проверка и оценивание знаний

Учитель: (слайд 5)

А теперь давайте вернёмся к началу нашей экскурсии и вспомним о чём сегодня рассказывали нам наши уважаемые экскурсоводы. Я предлагаю вам тест «Самый внимательный». В нём всего 5 вопросов и в каждом по одному правильному ответу. Ваша задача набрать максимальное число ответов, что в свою очередь будет равняться вашей отметке. Итак, готовы? Тогда начинаем.

Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)

Одиннадцатый экскурсовод: (слайд 6)

Закончим наше занятие ритуалом, который дошел до нас из глубины веков. Дерево у хакасского народа это святое понятие и этому посвящён обряд Благодарения Березе. Хакасы просят у богов урожая, благополучия, здоровья и привязывают к березе разноцветные лоскутки.

Я вам предлагаю поучаствовать в ритуале, загадать желание и повязать ленточки (“чалама”) на священную березу. Для того чтобы все ваши желания исполнились, необходимо произнести заклинание хором. Повторяйте все вместе:

О, владыки стихии:

Небо, Солнце, Природа!

Дайте нам счастья, здоровья и удачи!

(3 раза).

Детям выдаются заранее приготовленные ленточки разных цветов и они их повязывают на веточки дерева. Звучит музыка.

— Посмотрите, ребята, какое красивое получилось у нас дерево. Яркие цвета говорят о том, что ваши желания были добрые, позитивные. И нужно верить и ваши мечты и желания обязательно сбудутся!

Спасибо всем! До новых встреч!

Домашнее задание (если это необходимо на уроке)

Создать информационный проект – сообщение или презентация русского народного или немецкого праздника

Дополнительная необходимая информация

Бутанаев В. Я., Верник А. А., Ултургашев А. А.. Народные праздники Хакасии. Учебное пособие. – Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 1999 – 76с.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

http://khakasweb.ru/content/category/5/23/1/index.html

В помощь учителю

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Компьютерные технологии позволяют создать наглядный видеоряд, что в свою очередь позволяет сделать урок познавательным и интересным. Повышается эффективность и интенсивность воспитательного процесса.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Начало следующего урока можно начать с последнего слайда, где находится тест по изученному материалу.

А затем предложить посмотреть готовую презентацию, которую выполнили обучающиеся в качестве домашнего задания или послушать сообщение о праздниках других народов Республики.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector