Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности «Развитие речи» 3 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Развитие речи» разработана в соответствии с авторской программой курса «Речь» Т.Н.Соколовой в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также учебного плана МБОУ СОШ №154 на 2013-2014 уч. год и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №154 г.о. Самара.

Цели курса:
-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;
— совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,
— повышать уровень языкового развития школьников,
— воспитывать познавательный интерес к родному языку,
— решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачи курса:
— обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
— создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
— формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Общая характеристика курса

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Качественное и количественное обогащение словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением однокоренных слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т. д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов и их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное составление словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи, навыками понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

Содержание курса

Содержание курса «Развитие речи» включает в себя следующие линии:
Слово
Предложение и словосочетание
Текст
Культура общения
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.
Занятия построены следующим образом:
Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.

Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;
личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению «Развитие речи» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс-33 часа в год, 2-4 классы- 34 часа в год. Общий объём учебного времени составляет 135 часов.

Программа курса

3 класс
Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в те
·ксте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Предложение и словосочетание
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Текст
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
знать:
— многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
— изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
— стили речи: разговорный и книжный;
уметь:
— распознавать типы текстов;
— устанавливать связь предложений в тексте;
— распознавать стили речи;
— выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Развитие речи»

Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:
коммуникативные:
— вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
— договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
— участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
— строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
— выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
— быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
— оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
— адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
— владеть монологической и диалогической формами речи.
познавательные:
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
— моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
— использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
— выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
— вычитывать все виды текстовой информации: фактическую, подтекстовую, концептуальную;
— пользоваться словарями, справочниками;
— строить рассуждения.
личностные:
— ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
— осознание роли речи в общении людей;
— понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
— устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
-уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи; — интерес к изучению языка.
регулятивные:
— адекватно воспринимать оценку учителя;
— вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
— в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
— составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
— в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Описание учебно-методического обеспечения курса
-Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. 3 класс / Т.Н.Соколова. – М.: Издательство РОСТ, 2012.-96 с. – (Юным умникам и умницам).
— Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Рабочие тетради для детей 8-9 лет: В 2-х частях / Т.Н.Соколова. – М.: Издательство РОСТ, 2013. -3-е изд., ил. – (Юным умникам и умницам).
Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Просвещение .1992
Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: просвещение, 1992
Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002

13PAGE 15

13PAGE 14115

15

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector