План урока по русскому языку на тему Виды предложения по цели высказывания

Тема «Виды предложения по цели высказывания»
Форма урока: изучение нового материала
Цели:
Предметные:
Развивать умение обобщить изученное о предложении во 2 классе
учить приемам анализа и синтеза;
повторить правописание безударных гласных проверяемых и непроверяемых ударением.
Метапредметные:
Познавательные УУД: формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы; уметь на основе анализа объектов делать выводы, обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД: научить работать в группе, формировать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД: формировать умение учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом , оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
формировать умение высказывать своё отношение, свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Задачи:
— развивать речь учащихся, мышление, умение доказывать и отстаивать свое мнение, делать выводы;
— воспитывать аккуратность в работе, культуре умственного труда, любовь к русскому языку.
повторить и закрепить знания о предложении, полученные во 2 классе;
развивать речь, внимание, логическое мышление, умение обобщать  и представлять учебный материал в виде схем ;совершенствовать умение детей работать самостоятельно и в группе, воспитывать уважение к товарищам, прививать интерес к родному языку.
Оборудование:
магнитная доска и магниты;
набор слов для работы в парах;
карточки для индивидуальной работы;
проектор
Ход урока.
I. Организационный момент.
— Сегодня  урок  мне хотелось бы начать с притчи.
Однажды один мужчина возвращался домой с работы раньше обычного. Его дом находился на другом берегу реки, поэтому он очень торопился, чтобы не опоздать на паром. Он так редко приходил домой рано. «Как же обрадуется жена, увидев меня!» — думал мужчина.
Но, к сожалению, ему не хватило каких-то пяти минут. Он прибежал как раз в тот момент, когда паром уже отчаливал от берега.
Мужчина очень расстроился, ведь следующего парома нужно было ждать несколько часов.
Он присел возле берега реки, низко склонив голову. Тут к нему подошёл мудрец. Он сказал ему:
— Чего ты печалишься? Просто вставай и иди дальше!
— Но впереди же река! — удивился мужчина.
— Значит, иди по воде!
— Я не умею!
— Теперь умеешь, — сказал мудрец серьёзным и уверенным голосом.
Мужчина посмотрел на мудреца и поверил ему. Ему так сильно хотелось пораньше попасть домой, что он вскочил на ноги и… пошёл по воде. Он действительно пошёл по воде!
Когда он пришёл домой и рассказал жене обо всём, что с ним произошло, она сказала ему:
— Как здорово! Ты сегодня познакомился с очень необычным человеком. Почему же ты не пригласил его к нам в гости?
— Действительно! — подумал мужчина и отправился обратно к мудрецу.
Он перешёл реку и застал мудреца на том же месте.
— Мы с женой были бы очень рады видеть вас у нас в гостях!- обратился к нему мужчина.
— Я не могу, — ответил мудрец, — паром только через несколько часов.
— Зачем нам паром? — удивился мужчина. — Вы ведь можете ходить по воде!
— И всё таки мне пока нужен паром. Я знаю, что я могу ходить по воде, но не верю в это!
-Как вы понимаете смысл данной притчи? ( Важно не только уметь делать что – либо, но и обязательно верить в это.  Прежде всего, верить в свои силы)-Я думаю , что у вас сегодня всё обязательно получится. Желаю успехов на уроке.
.
— А сейчас все хором за мной повторяйте:
Я — способный!
Я со всем справлюсь!
Мне нравится учиться.
Я хочу учиться.
Я хочу много знать.Я буду много знать!
— Сколько вы насчитали предложений?
2. Проверка домашнего задания
— Дома вы составили предложения. Пусть каждый прочитает 1 понравившееся предложение.
3.Обобщение изученного во 2 классе. Работа в парах.
— Ребята мы в прошлом году узнали много нового . каждая группа об этом составляет свою Умную карту.
Работа в группах. Презентация своей работы.
4. Постановка цели.
— В народе говорят:
Говорить без цели — что рисовать на воде.
— Как вы понимаете это высказывание?
Если рисовать на воде рисунка не получится, также и в речи: если говорить без цели, не добьёшься того, чего хотел.  
-Действительно, когда мы говорим, то делаем это с какой-то целью.
А вот с какой ? На этот вопрос мы должны ответить на уроке.
Вывешивается табличка.                                  С какой целью мы говорим?
6. Открытие новых знаний.
а)  — Ребята, во время выполнения задания мы с вами общались.  С какой целью я говорила?
 Дети:
-Чтобы спросить?
— А с какой целью вы говорили?
Дети:
— Чтобы отвечать.
— С какой целью, я сказала 4 предложение.
Дети:
-Чтобы мы записали слова.
Т. е. для того , чтобы побудить вас к действию, а именно к письму.
 -Действительно, общаясь друг с другом мы ставим перед собой определенную цель.
б) Работа в парах.
—  Возьмите карточки . Разложите на столе на три группы- зачем, с какой целью мы говорим.  (задачи общения)
сообщить                                             узнать                                           попросить
повествовать                                       выяснить                                     запретить
объяснить                                            разузнать                                     приказать
обменяться впечатлениями           расспросить                                 проинструктировать
— Прочитайте первую группу слов.  Как бы вы назвали предложения, где цель общения- сообщить, повествовать? ( повествовательные)
— Прочитайте вторую  группу слов.  Как бы вы назвали предложения, где цель общения- узнать, спросить? ( вопросительные)
— Прочитайте третью группу  слов.  Как бы вы назвали предложения, где цель общения- попросить, побудить  к действию? ( побудительные)
( одновременно заполняются поля кластера)
7. Работа с текстом определения.
а) Чтение  про себя.
б) Чтение вслух.
— Продолжите фразу.
Предложения по цели высказывания бывают…(повествовательные, вопросительные, побудительные)
в) Ответы на вопросы автора.
1)  Побудить- склонить к какому- либо  действию . Побудительный- побуждающий к действовать.
2) Вы узнали героев на рисунках? ( Афанасий и его дедушка Фёдор).
-Прочитайте первое предложение. Какое оно по цели высказывания?(  Второе,  третье)
8. Физминутка.
-А сейчас Настя проведет гимнастику для мозга.
Дети выполняют упражнения «Ленивая восмерка», гимнастику для глаз и т.д.
9. Закрепление.
а) Упр. 385.
Игра «Каждому свой домик»
вопросительные         повествовательные                         побудительные
Много дорожек прошёл этот ёжик.
А что подарил он дружку?
Скорее, мой милый Зайка, на ёлку залезай-ка!
Слониха, слонёнок и слон во сне по дельфинам тоскуют.
Нету вороны на крыше, где её крылья и лапки?
Что такое вышина?
  -В нашем упражнении встретились словарные слова. Прочитайте их орфографически.  Запишите однокоренные слова, разберите их по составу.
Выполнение заданий 2-3  из упр.
— Скорее, мой милый Зайка, на ёлку залезай-ка!( .)
-Слониха, слонёнок и слон во сне по дельфинам тоскуют.(?)
-Закройте глаза. Что изменилось?
-Прочитайте предложения с новой интонацией.
10.Самостоятельная работа. Упр. 386.
Выполняется по заданию. По вариантам.
1-повествовательные.
2- побудительные.
2 ученика разбирают глаголы как часть речи. Проверка.
Прилетят-( Что сделают?) , глагол, н. ф. прилететь, буд. вр., мн. ч..
Сделайте-( Что сделайте?), глагол, н. ф. сделать, буд. вр., мн. ч..
— О какой волшебной полочке говорит автор?
-Почему он назвал её волшебной?
-Кто из вас, ребята, помогал птицам зимой?
X. Итог урока.
Вот и закончился урок!
Подведем скорей итог!
– Расскажите, чему учились на уроке?
— Что нового узнали?
– Что получилось? – Что было трудно?
-У каждого из вас на столах лежит кружочки, красный – я все понял, синий – я понял тему, но есть затруднения. Как вы оцените свою работу.
-Урок окончен, спасибо!
 Д. з. Составить  3 предложения  о нашем сегодняшнем уроке разные по цели высказывания. А кто захочет, может составить рассказ.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector