Тема урока:
« Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида +7»
Цели урока:
— ознакомить с вычислительными приемами, рассчитанными на примеры с переходом через десяток, развить устные вычислительные навыки, уметь решать задачи;
— развивать логико-математическую речь, внимание, аналитическое мышление, формировать умение выделять свойства и существенные признаки;
— воспитывать интерес к предмету.
Формирование универсальных учебных действий:
1. Регулятивные УУД:
— формулирование темы и цели урока с помощью учителя;
— обучение высказыванию своего предположения на основе полученных знаний;
— определение успешности выполнения задания в диалоге с учителем.
2. Познавательные УУД:
— наблюдение и оглашение выводов.
3. Коммуникативные УУД:
— слушание и понимание речи своих одноклассников, ведения диалога.
4. Личностные УУД:
— формирование навыков взаимопомощи, самооценки, положительной учебной мотивации, понимания смысла учебной деятельности, умения ставить себя на место другого человека, учиться оценивать свою и чужую деятельность.
Оборудование: учебник «Математика» 1 класс М.И.Моро, ПК, проектор, поделки «Золотые ключики» .Ход урока.
Организационный момент. (2 мин)
—Здравствуйте! Садитесь!—Ребята! К нам сегодня на урок пришел Буратино. (На экране появляется изображение куклы Буратино). Он хочет научиться у вас, как красиво и аккуратно писать. Поможем ему? Давайте попробуем. (Чистописание в тетрадях 3-5 мин).
Устный счёт.(8 мин.)
—Молодцы! Сегодня все постарались на «отлично». А теперь в тетрадях запишите ответы нашего сегодняшнего устного счёта.
1) На сколько 10 меньше чем 7?
2)Найдите сумму чисел 9 и 1.
3)Первое слагаемое 6, второе—3. Найдите сумму чисел.
4)10 уменьшите на 3.
5)Найдите разность 7 и 5.
6)У Буратино 5 монет по 1 рублю. Сколько ручек он купит, если ручка стоит 4 рубля.
7) 1дм 5см переведите в сантиметры.—А теперь меняемся тетрадями и проверяем работу друг друга. Если есть ошибки, исправляем и ставим оценку карандашом на полях.
Актуализация знаний. (15 мин.)—Ребята, нужно помочь Буратино. У него было 5 монет по 1 рублю, а Папа Карло дал ему ещё 7 таких же монет. Он никак не может их сосчитать. Поможем ему? Но как?
—Правильно. Прибавляем число частями. Сначала прибавим столько, чтобы получилось 10 , то есть доводим число до 10. Сколько монет не хватает Буратино для этого?
—Правильно –5. Напишите и покажите Буратино: сумма каких чисел 7. Да 5 и 2. На доске записывает один ученик.
7=5+2
— Как мы будем доводить до 10.
5+5=10
—А что делать с оставшимися монетами?
—Правильно, к 10 прибавляем ещё 2 монеты.
10+2=12 то есть 5+5+2=12
—Ребята! Буратино благодарит вас за помощь. Но он опять перемешал свои монеты. Теперь в первой куче 7 монет, а в другой —5. Как вы думаете, сколько теперь стало у него монет? Почему?—Правильно, от перемены места слагаемых сумма не меняется. У него так же 12 монет.—А теперь попробуем решить задачу потруднее.
7+8
—Какие варианты решения есть у вас?
8=3+5
7+3=10
10+5=15 по-другому 7+3+5=15. Значит 7+8=15
Как нам решить следующий пример: 7+9?
9=6+3
7+3=10
10+6=16 по-другому 7+3+6=16. Значит 7+9=16
—Молодцы ! Вы справились и с этой проблемой. Как вы думаете какая тема сегодняшнего урока?
—Да. Давайте ещё раз объясним Буратино, как надо сложить примеры однозначных чисел с переходом через десяток вида +7.
—Буратино говорит вам «Спасибо».
Физкультминутка:
Раз—подняться, потянутся, Два—нагнуться, разогнуться, Три—в ладоши 3 хлопка, Головою 3 кивка. На 4—руки шире, Словно крылья, а не гири. 5—руками помахать, 6—за парту тихо сесть.
Закрепление(8 мин.)
—Мы с вами и на предыдущих уроках учились слагать примеры однозначных чисел с переходом через десяток вида +3,+4,+5,+6, сегодня ещё и вида +7. А теперь проверяем, все ли освоили эти темы. Учащиеся 1-го ряда в роли учителя. Они задают примеры на изученную тему, а остальные отвечают. Затем меняемся ролями.—Хорошо, а теперь Буратино в роли учителя. Он приготовил вам несколько задач. К каждой задаче он нарисовал схему. Задач 4, а схем 5. Какая задача лишняя? Почему?
1. Мальвина и Пьеро рисовали ромашки. Мальвина нарисовала 9 ромашек, а Пьеро 5. Сколько всего ромашек нарисовали Буратино и Пьеро?
2. Мальвина в своем саду сорвала 17 слив, а яблок на 7меньше. Сколько яблок сорвала Мальвина?
3. Карабас-Барабас утром чихнул 7 раз, а вечером 9 раз. На сколько раз больше чихнул он вечером, чем утром?
4. Пьеро и Артемон решали примеры. Пьеро решил 7 примеров, а Артемон на 2 примера меньше. Сколько примеров решил Артемон?
—Молодцы, ребята! Вы все понравились нашему другу Буратино. В знак благодарности он вам дарит золотые ключики, которые помогут вам открыть новые сундуки знаний. Он прощается с вами до новых встреч. —До свидания, Буратино!
Рефлексия
—Ребята, вам понравился сегодняшний урок? А что не понравилось?—Как вы думаете, вы пополнили свои сундуки знаний? Что нового вы узнали?
Оценивание
—Какую оценку вы себе поставили бы? Почему?—А вы, ребята, согласны с такой оценкой? Почему?
Домашнее задание.—Записываем домашнее задание. На странице 70 №1,2. Прочитайте про себя. Что не понятно?(разъяснение)
—На этом наш урок закончен, благодарю вас за активную работу. До свидания.