План-конспект урока русского языка в 9 классе

Русский язык, 9 класс, урок 34
Тема: Синтаксический и пунктуационный разбор СПП с одной и несколькими придаточными частями.
Цель: образовательная: обобщить и систематизировать знания по теме, формировать умение распознавать виды придаточных, определять их место с СПП, знать способы связи придаточного с главным, правильно ставить знаки препинания; отрабатывать навыки анализа, сопоставления; подготовка к ЕНТ.
Развивающая: активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мышление. Воспитательная: содействовать формированию нравственных качеств.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Вид урока: урок практических работ.
Оборудование: презентация урока, карточки, тесты, схемы.
Оргмомент, целеполагание.
Проверка домашнего задания.
А) заполнить «слепые» схемы: 1-ая схема
Сложные предложения
Союзные ? СПП ? ? изъяснительные ? ?
2-ая схема
Придаточные предложения
? Обстоятельственные ?
? падежные вопросы ? ?

Б) Составление кластера « Виды придаточных предложений»
3. Обобщение и систематизация изученного1) Цифровой диктант ( если верно- цифра 1, если нет – 0)
1. Предложения бывают простые, сложные и составные.
2. Независимое предложение в составе сложноподчиненного предложения называется главным.
3. Простые предложения , входящие в состав сложного , всегда отделяются запятыми.
4. Придаточные определительные всегда стоят после главного предложения.
5. Косвенная речь – это чужая речь, оформленная как придаточное изъяснительное в сложноподчиненном предложении.
6. Придаточные обстоятельственные относятся ко всему главному и присоединяются к нему при помощи сочинительных союзов.Ответ: 010110
2) Определить вид придаточного, указав его в соответствии с номером предложения.
1. Очень важно, чтобы добро побеждало над злом.
2. Ничего не дает такого расцвета таланту, как дружба и простое товарищеское внимание.
3. Товарищ тот, кто вместе с тобой сражается, мыслит, творит.
4. Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой.
5. Был тот предночной час, когда стираются очертания, краски, расстояния, когда еще дневной свет путается, неразрывно сцепившись с ночным .
6. Я должен подумать, чтобы вспомнить, как все было. И трудно было понять, зачем возникают и гаснут эти звуки, кому они нужны и чего они хотят.
Взаимопроверка.
Объяснение строения, видов придаточных, знаков препинания в 5 и 6 предложений.
3) Ознакомление с планом синтаксического разбора СПП (памятки на каждой парте)
4) Практическая работа. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений.
1.Достойным уважения мы называем того, кто делает лучше и прекраснее все, к чему приблизится, чего коснется, о чем заговорит.
2. Благородное сердце также не может подозревать других в низости и коварстве, на которое само оно не способно.
3. Одна туча способна погрузить во мрак целую рощу, так же как одно слово способно омрачить величайшее счастье.
4. Если ты дважды подумаешь, прежде чем один раз скажешь, ты скажешь вдвое лучше.
5. Глубокие мысли всегда кажутся до того простыми, что нам представляется , будто мы сами додумались до них.
6. Как бы быстро ни летело время, оно движется крайне медленно для того, кто лишь наблюдает за его движением. (Афоризмы)
5) Индивидуальные задания:
а) двум ученикам составить 2-3 СПП с придаточными предложениями разных видов;
б) начертить схемы предложений, определить вид придаточных (карточки);
6) Моделирование предложений. Самостоятельная работа. Перестроить предложения с причастными и деепричастными оборотами в СПП . Начертить их схемы, определить вид придаточных.
1. Человек, любящий и умеющий читать , — счастливый человек.
2. Успешно преодолевая свою лень, человек может много добиться.
3. Не трудясь, хлеба не добиться.
7) Сопоставление предложений ( отработка умения различать виды придаточных предложений разных значений с одним и тем же союзом или союзным словом).
1. По его щекам поползли блестящие капельки, какие бывают во время дождя. ( определительное).
2.Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта песня. (изъяснительное)
3. За высокой плотиной было одно место, куда не проникал ветер . ( определительное).
4. Я не знал, куда деваться. ( изъяснительное).
5. Медведь стоял там, где стоял лось .( место).
6. Я не забыл заметить, где поставили наших лошадей. ( изъяснительное)
4. Тестирование ( 2 варианта)
5. Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка. Знаю, умею, — 1 балл, не, не уверен -0
цифровой диктант определение видов придаточных разбор предложений моделирование предложений тестирование (Сложите – сумма баллов – ваша оценка. Не огорчайтесь, если оценка не та, что вы ожидали. У вас есть время исправить).
Домашнее задание : повторить параграфы 15-23, разбор 4 СПП предложений из упр. 352.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *