План – конспект урока литературного чтения во 2 классе «Снегурочка» русская народная сказка»

План – конспект урока литературного чтения во 2 «А» классе.

Дата проведения: 7. 12. 2007 год

Тема урока «Снегурочка» русская народная сказка

Цель урока:

  • продолжить знакомство с малыми жанрами фольклорного искусства.

  • познакомить детей с русской народной сказкой « Снегурочка».

  • провести анализ данного произведения и соотнести его с другими жанрами музыкального и изобразительного искусства.

задачи

Обучающие

  • учить, самостоятельно искать и проверять новые знания по теме;

  • учить соотносить поговорки и пословицы с содержанием изучаемого произведения;

  • способствовать обогащению словарного запаса детей, наблюдать за средствами речевой выразительности, проследить за мелодичностью речи.

Воспитательные

  • уважение и любовь к устному народному творчеству;

содействовать формированию коммуникативной компетенции;

  • продолжить формирование нравственного облика учащихся, че средствами урока воспитывать в учениках уверенность в своих силах;

  • рез воплощение в сценическом образе;

  • воспитывать добросовестное отношение к работе на уроке;

  • способствовать развитию креативности мышления учащихся;

  • средствами урока воспитывать в учениках уверенность в своих силах;

Развивающие

  • создавать ситуации для развития познавательного интереса учащихся;

  • ввести учеников через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей;

Образовательные

  • отработка технологической и коммуникативной компетентности при работе на уроке;

  • формирование информационной компетентности при работе с источниками информации.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование:

  • компьютерная презентация по теме « Народное творчество»

  • карточки с отрывками из текста для одного ряда,

  • цветные карандаши,

  • репродукция картины В.Васнецова « Снегурочка»

  • аудиозапись с отрывком из оперы Н.А. Римского- Корсакова «Снегурочка»,

  • мультфильм «Снегурочка».

  • демонстрационная таблица по литературному чтению « Устное народное творчество».

  • Портреты В. Васнецова, и Римского- Корсакова

  • словарь

Формы обучения:

  • групповая

  • фронтальная

  • самостоятельная работа

  • работа под руководством учителя

  • индивидуальная работа

Этапы урока

    • Организационный (психологический настрой)

    • Подготовка к изучению нового материала

    • Ознакомление с новым материалом

    • Изучение нового материала

    • Физкультминутка

    • Закрепление изученного материала.

    • Итог урока.

    • Домашнее задание

ИКТ:

Интерактивная доска, мультимедийный проектор, видеомагнитофон.



1.Организационный момент

(психологический настрой на урок)

-Какое сейчас время года?

(слайд № 1)

( Покажите, что вы замёрзли и съёжились, отогрелись и расслабились)

-Вам случайно попали в лицо снежком, изобразите огорчение.

Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы, какие красивые снеговики у вас получились.

-Вы пришли весёлые домой. Я надеюсь, что с таким настроением мы с вами отлично поработаем на уроке.

  1. Подготовка к изучению нового материала

Мы сегодня совершим небольшое путешествие по страницам волшебной книги и разгадаем, название этой книги и название удивительной страны. (слайд № 2)

я страница ( прочитать, отгадать)

Без рук, без ног, а рисовать умеет.

(слайд № 3)

Белая скатерть, всё поле одела.

— Что мы сейчас с вами отгадывали?

(слайд №4)

2-я страница (прочитать)

Много снега- много хлеба.

Лето собериха- зима поедиха.

Зимою вьюга- летом ненастье.

— Можно сказать, что это предложение.

— Почему?

-А точнее, что это?

(слайд № 5)

— Можно ли сказать, что в них выражена народная мудрость?

(Пословица – краткое народное изречение с поучительным смыслом)

3-я страница (Чтение поговорок)

(слайд №6)

1. Зима кончается, весна начинается.

2. Чему быть, тому не миновать.

3. Люди рады лету, а пчела цвету.

— Что мы прочитали?

( Поговорка- краткое образное устойчивое выражение)

— Как можно объяснить 2 поговорку?

— Как можно объяснить 3 поговорку?

4-я страница (Иллюстрация к сказке « По щучьему велению», «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Колобок»)

(слайд № 7)

Определите, к какому жанру можно отнести эти иллюстрации?

( — русские народные сказки)

На доске:

УСТНОЕ ФОЛЬКЛОР ТВОРЧЕСТВО НАРОДНОЕ

(слайд № 8)

_ Разгадайте, как можно назвать удивительную страну, в которой живут эти произведения?

( устное народное творчество)

Как можно по-другому, назвать устное народное творчество?

— Фольклор.

— Какие жанры в фольклоре вы знаете?

(слайд № 9)

( сказки, загадки, пословицы, заклички, былины).

3.Изучение нового материала

-Мы сегодня с вами будем работать с фольклорным произведением. Как оно называется, мы должны с вами отгадать.

— Кого мы лепили с вами в начале урока?

— Как можно назвать девочку из снега, составьте из предлагаемых букв слово.

(слайд 10) Н Г О К Р У Ч АС Е

( Снегурочка)

— Произведение, с которым мы будем работать, называется « Снегурочка»

— Давайте подберём проверочные слова к слову Снегурочка.

(снег, снеговик, снежный, снежинка, заснеженный….)

— Какая часть слова у них одинаковая?

— (корень)

Словарная работа

— Ребята, на доске написаны слова, которые встретятся в тексте и они вам могут быть незнакомы, мы должны объяснить их значение.

(слайд № 11)

сафьяновые

атласная

лелеять

миновала

нездоровится

смотрят

насмотреться

а)Чтение слов по слогам.

б).Медленное чтение слов

в).Чтение слов про себя.

г).Прочитать слова с восклицание

Работа над лексическим значением слова

— Какие слова вам встретились впервые, какие из них вам непонятны?

Индивидуальная работа со словарём

(слайд № 12)

Сафьяновые сапоги – (САФЬЯН) – тонкая, мягкая окрашенная обычно в яркие тона кожа, выделываемая из козьих или овечьих шкур.

Атлас- сорт шелковой гладкой, блестящей ткани.

Фронтальная работа

Ребята, объясните значение таких слов

Лелеять- нежить, заботиться.

Миновало- прошло.

— Эти слова нам встретятся в тексте.

Знакомство с новым произведением

— Сейчас, я прочитаю вам произведение, а после его чтения вы определите, к какому жанру оно относится.

(Первичное прочтение сказки учителем.1 – 2 части).

— Кто успел проследить за мной? Спасибо !

— Итак. к какому жанру относиться это произведение?

— Сказка.

— Кто автор сказки?

— Народ.

Первичная проверка понимания прочитанного

работа по рядам с заданиями.

1-ряд- в первой части найдите, где говориться о забавах детей.

— Прочитайте.

2-й ряд – карточка с текстом ( как дети лепили Снегурочку).

3- ряд- найти в тексте и прочитать, как жила Снегурочка.

2. Проверка задания 1и 2 рядов.

3. Практическая работа.

Возьмите свои рисунки с изображением Снегурочки. Давайте будем вместе дорисовывать, как постепенно появлялась Снегурочка.

Рисунок- на доске. (Учитель выполняет цветными мелками, а ученики –красками, на индивидуальных карточках с рисунком Снегурочки).

— Покажите, какая у вас получилась Снегурочка?

4. Проверка задания 3- ряда.

5. Физминутка

( выполняется под музыку)

Снег, снег, белый снег

Кружит, падает на всех.

Мы из снега ком слепили,

Потом куклу смастерили,

Снег, снег, белый снег,

Вышла кукла лучше всех.

Знакомство с шедеврами мировой культуры

— С каким произведением мы работаем?

— К какому жанру оно относиться?

Образ Снегурочки творчески вдохновил художников, композиторов.

(слайд № 13)

Показ иллюстрации.

(слайд № 14)

Вот как художник Виктор Васнецов представлял Снегурочку и написал её образ к опере Н. А. Римского- Корсакова « Снегурочка».

Полотно художника находится в Третьяковской галерее.

Премьера оперы Н. А. Римского- Корсакова « Снегурочка» состоялась 29 января 1882 года на сцене Мариинского театра в Петербурге.

Пожалуйста, сядьте поудобнее, давайте закроем глаза, представим, что мы в 19 – м веке и послушаем отрывок из оперы. (прослушивание арии Снегурочки из оперы Н. А. Римского- Корсакова).

— Вы хотите узнать окончание сказки?

Чтение заключительной части сказки.

(читают ученики).

Проверка понимания новых знаний по заключительной части

— Кто успел проследить? Спасибо!

— Прочитайте, как заканчивается сказка.

— Какое настроение вызывает у вас конец сказки?

— Это настроение меняется при чтении?

(Да. От весёлого — к грустному).

Найдите в тексте и прочитайте, какие произошли изменения в природе.

Подтвердите свой ответ словами из текста.

Ролевая игра.

  1. Просмотрите слова девушек, Снегурочки, деда, бабки, и мы разыграем сценку.

  2. Инсценировка отрывка из сказки «Снегурочка».

  3. Найдите в тексте сказки и прочитайте, как исчезла Снегурочка.

( растаяла).

6.Закрепление новых знаний.

-Во что превратилась Снегурочка?

( в облачко).

— Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле?

( из облака зимой может пойти снег и старики смогут снова слепить себе дочку Снегурочку. А летом облачко опять прольётся дождём. И на земле распустятся белые цветы, похожие на Снегурочку).

7. Итог урока.

— Назовите произведение, с которым мы познакомились.

— Можно ли сказку считать волшебной?

— Какие из поговорок, которые мы читали в начале урока можно отнести к сказке?

( зима кончается, весна начинается, чему быть, тому не миновать).

— Сейчас мы посмотрим фрагмент сказки « Снегурочка». Посмотрите и скажите, есть ли разница между текстом произведения и мультфильмом?

( в тексте Снегурочка прыгает через костёр, а в мультфильме растаяла на солнце).

8.Домашнее задание

Подготовьте чтение сказки по ролям. с. 138-141,

рассмотрите иллюстрации и попытайтесь сочинить свою сказку про Снегурочку

— Спасибо! Молодцы, мне было приятно с вами сегодня работать.

Приложение к уроку

(Карточка с отрывком из текста, как лепили Снегурочку).

Так и сделали. Пошли в огород, и давай Снегурочку лепить. Вылепили ручки, ножки, головку. Глазки из светлых льдинок сделали, брови угольком вывели. Хороша Снегурочка!

Оформление доски: приложение 2



Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Много снега- много хлеба.

Лето собериха- зима поедиха.

Зимою вьюга- летом ненастье.

Приложение 6

Зима кончается, весна начинается.

Чему быть, тому не миновать.

Люди рады лету, а пчела цвету.

Приложение 10

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 11

Приложение 12

Сафьяновые сапоги – (САФЬЯН) – тонкая, мягкая окрашенная обычно в яркие тона кожа, выделываемая из козьих или овечьих шкур.

Атлас- сорт шелковой гладкой, блестящей ткани.

приложение 1

Приложение 13

Приложение 14

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector