План-конспект урока ИЗО в 6 классе по теме: «Декоративный орнамент. Буквица»

МОУ Брызгаловская СОШ

План-конспект урока ИЗО в 6 классе

по теме:

«Декоративный орнамент. Буквица»

Учитель ИЗО

Жмурина С.Н.

Вид занятия: декоративное рисование.

Цель: создание условий для формирования творческого восприятия мира, творческого подхода к работе, развития общей эрудиции и кругозора.

Задачи:

  • Развитие графических умений и навыков;

  • Воспитанник коллективистских качеств, взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности, самостоятельности;

  • Дать сведения об истории письменности, рукописных книг, книгопечатанья, каллиграфии и принципах образования шрифта.

Оборудование: Для учителя – таблицы, музыкальное сопровождение.

Для учащихся – альбом, фломастеры, линейка, карандаши.

Зрительный ряд: Образцы шрифтов, детские работы по заданию, образцы рисованных букв.

Тип урока: комбинированный.

План урока.

  1. Организация класса. Проверка готовности к уроку.

  2. Игра «Загадывание загадок» 1-2-3-1 ряду. «Мозговой штурм». По итогам – победители.

  3. Историческая справка о письменности. 4 сообщения.

  4. Работа над заданием.

  5. Практическая работа. (музыкальное сопровождение)

  6. Домашнее задание.

  7. Просмотр работ. Итог урока.

Ход урока.

  1. Проверка наличия инструментов, необходимых для работы.

  2. Вам дано было (домашнее) задание: найти загадки о письме, буквах, книгах.

Проводим игру: первый ряд задаёт загадку второму ряду, второй – третьему, третий – первому.

  1. Письменность, как и звуковая речь, это средство общения между людьми. Она служит для передачи информации на расстоянии и во времени. Письменность является частью общей культуры. История развития письменности знает 4 основных вида письма (см. приложение):

  • Пиктографическое

  • Идеографическое

  • Слоговое

  • Буквенно-звуковое

Палеография – наука, изучающая историю письменности. (сообщение учащегося)

Каллиграфия – искусство написания декоративного шрифта.

Книга включает несколько основных элементов украшения: обложка,

иллюстрация, буквица, титульный лист и д.р.

Художники украшают книгу орнаментами, вязью (орнаментом из букв), изображениями и декоративными элементами. Старинные книги часто украшались декоративными элементами и буквицами, придуманными и нарисованными от руки. В рисунках использовались растительные и животные элементы. Внешний вид этих букв сразу создавал определённое настроение читателя, настраивал его на верное понимание прочитанного.

  1. Работа над заданием. Вам необходимо на листе изобразить пословицу или поговорку с использованием буквицы.

Этапы работы:

  • Расположить лист (вертикально, горизонтально), разлиновать.

  • Оставить место для «буквицы», написать текст печатными буквами, соблюдая правила.

  • Нарисовать «буквицу», учитывая необходимость её угадывания.

  • Выполнить в цвете (домашнее задание).

  1. Физкультурная минутка. Разминка для пальцев.

  2. Практическая работа.

  3. Подведение итогов: «Экспресс-просмотр» (композиция, стилистика, декорированность).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Пиктографи́ческое письмо́ — вид письменности, знаки которой (пиктограммы) обозначают изображённый ими объект.

Пиктографическое письмо использовалось на заре письменности разными культурами: месопотамской, египетской, китайской, ацтекской и др. Пиктографическое письмо сохранилось у единственного народа — наси, живущего в предгорьях Тибета.

Теоретически, надписи пиктографическим письмом могут быть поняты людьми, говорящими на разных языках, даже если пиктографические письма этих языков различны.

Пиктографические письменности насчитывают тысячи знаков. Сложность и ограниченность системы (она может описывать только объекты) объясняют движение таких систем в сторону идеографических письменностей. Движение это сопровождается расширением смысла знаков, а также упрощением и канонизацией начертаний каждого знака. Примеры пиктографического письма — кодексы индейцев Месоамерики.

Иероглифическое письмо. В иероглифическом письме зачастую трудно различить исходное изображение, лежащее в его основе. В иероглифах появляются типичные конструктивные элементы, повторяющиеся в разных знаках. Вероятно, причиной этого было стремление человека упростить запись письменного текста, упростить обучение письму. Тем не менее, иероглифическое письмо по-прежнему сохраняло существенный недостаток: оно не имело никакой связи с произношением слова. В результате письменная и устная речь существовали как бы по отдельности. Кроме того, в языках, для которых характерно изменение формы слова в зависимости от его синтаксической роли, приходилось дополнять иероглифы специальными обозначениями для форм слов.

Сло́говое письмо́ (иногда силлаби́ческое от фр. syllabe — слог) — вид фонетической письменности, знаки которой обозначают отдельные слоги. Обычно символ в слоговом письме представляет собой факультативный согласный звук со следующим за ним гласным. В среднем слоговые азбуки (называемые также силлабариями) насчитывают 80-120 символов. Слоговое письмо используется в микенском варианте греческого, языке чероки, языке ваи, креольском языке ндьюка на основе английского (письменность афака), язык И в Китае, слоговое письмо нюй-шу народа яо, древнефилиппинская письменность алибата. Также во многом слоговым является логографическое письмо в китайском языке, языке майя, и в клинописи. Иногда их называют логосиллабические языки.

Фонетическое письмо — «пиши, как слышишь». Существует заблуждение, что писать так очень легко, но на самом деле для этого надо освоить транскрипцию. Все говорят, да и слышат тоже, очень по-разному. Попробуйте узнать вот это слово: псайш. А ведь именно так (в беглой речи!) мы произносим представляешь.

Но даже если все научатся записывать звучащую речь, проблема договора о единообразии всё равно останется: можно написать здраствуйте, можно здрассьте или драсьти — какой вариант выбрать «для всех»? У белорусов, например, принято фонетическое письмо, но не надо им завидовать! Без орфографии всё равно не обойтись: всем одинаково приходится писать старажытны (древний), вадаспад (водопад). В русской орфографии тоже есть фонетические написания, но таких правил немного.

Пиктографическая письменность

Идеографическое письмо

Слоговое письмо майя

И
сторические образцы шрифтов:

капитальное квадратное письмо

римское письмо

готический шрифт


антиква

рустическое письмо

декоротивная вязь

скоропись

к

глаголица

полуустав

устав

ириллица

12

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector