План-конспект урока для 6 класса по теме: «Наблюдение за ростом и развитием видоизменённого побега (луковицы) в различных условиях»

План-конспект урока по теме: «Наблюдение за ростом и развитием видоизменённого побега (луковицы) в различных условиях».

Учитель биологии МОУ основной школы №6

города Чехова Московской области

Соболева Любовь Николаевна

План урока по теме: Наблюдение за ростом и развитием видоизменённого побега (луковицы) в различных условиях. 6 класс.

Тема урока: Наблюдение за развитием видоизменённого побега – луковицы.

Цели урока:

Образовательные:

  • выяснить, какие условия необходимы для прорастания семян;

  • раскрыть взаимосвязь между условиями и запасами органических веществ.

Воспитательные:

  • воспитывать способности самостоятельно добывать знания;

  • cформировать основные навыки получения и обработки информации.

Развивающие:

  • развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;

  • развивать навыки коммуникативной культуры при работе в парах и всего коллектива.

Тип урока: урок исследование.

Форма работы: фронтальная, групповая.

Оборудование: индивидуальные отчёты детей, таблица «семейство Лилейные», сводная таблица «Наблюдения за ростом листьев корней луковицы».

Познание мира человеком начинается с непосредственного чувственного восприятия – наблюдения. Наблюдения фиксируются, становятся опытом и используются в дальнейшей жизни. Эта модель знакомства с реальным миром свойственна всем – и маленьким, и взрослым. В результате, у каждого остаётся то, что всегда будет принадлежать только ему – личное знание и способ действия.

Эта закономерность познания легла в основу того, как выстраивалось наблюдение на уроках биологии в шестом классе.

Работа была в течение трёх недель и включала несколько этапов.

1 этап. Подготовка к наблюдению.

Наблюдение за ростом корней и листьев.

Поисковая работа:

А) Что такое наблюдение?

Б) Нужно ли проводить наблюдения в повседневной жизни?

В) Зачем необходимо наблюдать?

Что же такое наблюдение?

Примерные ответы:

  • Это изучение другого мира?

  • Это можно увидеть изменения в каких либо объектах?

  • Это когда смотришь и не вмешиваешься?

  • Кто и зачем должен наблюдать?

2 этап. Способ фиксации наблюдений.

Это первое системное наблюдение в жизни шестиклассников, поэтому выбор объекта осуществляется учителем – репчатый лук. Как только ребятам было сообщено о грядущем самостоятельном наблюдении за луком, важно учителю не поддаться на «провокации». Учащиеся получили ответ только о времени наблюдении (три недели), а на остальные вопросы дети отвечали сами.

Как вы думаете, за чем можно наблюдать в луковице?

(как растут корни и листья)

Нужно ли записывать то, что ты увидишь?

(записывать нужно, потому что за три недели можно всё забыть).

Как удобнее фиксировать свои наблюдения?

Наблюдения решили фиксировать в таблице: «Наблюдения за ростом корней и листьев».

дата

Количество корней

Количество

листьев

Длина

листа

Длина корня

Условия

свет, вода,

температура

рисунок

примечание

Ценность таблицы не только в конечном результате, но и в том, что в процессе её создания ребёнок приобретает опыт самостоятельной деятельности, начиная с этапа целеполагания и планирования своих шагов.

3 этап. Наблюдение.

Наблюдение за ростом лука проводилось детьми в домашних условиях. Дети сами, без подсказки подходили к баночка с луком, а учитель интересовался, как проходит наблюдение.

4 этап. Обработка результатов.

По истечении трёх недель все принесли таблицы наблюдений в класс. Обсудив версии, ребята предложили:

  • сравнить между собой результаты своих наблюдений;

  • найти средние значения для роста корней и листьев лука;

  • сравнить между собой результаты, в зависимости от условий, в которых находилась луковица;

  • найти в классе самый «рослый» лук (луковицу, которая дала больше корней, листьев и пр.)

Решили построить графики.

Познание мира человеком начинается с непосредственного чувственного восприятия окружающего его мира.

«Луковая конференция» ________________

График №1.

Наблюдение за ростом листьев и корней.

График №2.

Наблюдение за количеством корней и листьев.

Рост

Количество

листьев

листьев

в мм.

шт.

Рост корней

Количество корней

5 этап. Подготовка сообщений к конференции.

План сообщений.

1. Вступление (цели, условия проведения наблюдений, свои предположения до начала наблюдения).

2. Основная часть (рассказать о самом наблюдении).

3. Сделать выводы о наблюдении, т. е. «почему произошло то, что я увидел?».

6 этап. Проведение конференции

Необходимо:

  • обнародовать результаты наблюдений учащихся: на стендах графики наблюдений и сообщения;

  • провести беседу: что такое «конференция? (конференция – совместно нести, обсуждать, собирать в одно место распределять).

  • вести разговор, собрание в классе.

Цель конференции: представить результаты своих наблюдений и обменяться мнениями по этому поводу.

Для устного сообщения участникам конференции предоставлялось 3-4 мин, после чего следовали ответы на вопросы.

Например, заметили, что у многих луковиц долго не появлялись листья. Заслушали версии:

  • луковицы, приобретённые в магазинах, обработаны специальным составом от прорастания;

  • луковица находится в зимней «спячке»;

  • наблюдения проводилось недолго, возможно, листья появятся позднее;

  • луковице не хватало каких-то условий: питания, света, была плохая вода?

Примеры наблюдений учащихся.

  • Настя Устинова

Я поставила в воду луковицу, и стала вести наблюдения.

Через день у луковицы начали появляться листья, примерно 2 мм. В корневой системе видимых изменений не наблюдалось. Через пять дней корни появились, а на восьмой стали коричневые. Листья проросли на 5см. (2листа).

Для растения созданы условия: вода, воздух, тепло, свет.

С каждым днём корни становились хуже и хуже, а листья набирали силу. Сначала луковица была упругая, а потом мягкая, потому что все питательные вещества поступали в листья.

Вывод: луковица – видоизменённый орган — побег. Она состоит из короткого, уплощённого стебля, так называемого донца. От него отходят мясистые сближенные листовые чешуи, лишённые хлорофилла. Мясистые чешуи выполняют запасающую функцию. Я убедилась, что без корней большого количества листьев не образуется. Корни не дали воду с минеральными веществами в листья и фотосинтез не пошёл, несмотря на увеличение светового дня на 2 часа 16 минут. Предполагаю, что луковица загнила.

  • Куприянов Владик

  1. Я наблюдаю за луком, чтобы узнать, как растёт лук, а именно: скорость прорастания корней и листьев в благоприятных условиях.

  2. Условия: свет, вода, температура (+ 24). Поставил опыт 10 января. Три дня ничего не росло, а 13 января появился корешок и каждый день их становилось больше и больше. Прибавлялось по 1-2 корешку, а длина увеличивалась с 5 мм до 12 мм в день. Через 8 дней появился маленький лист. В день рост увеличивался на 2-6 мм. Через 15 дней выросло 7 листов, самый большой лист 8 см, а самый маленький 1см.

  3. Лук вырос. Для прорастания были созданы благоприятные условия: свет (7 ч. 27мин), вода, + 24 воздуха. Луковица – вегетативное тело, орган — побег.

Вывод: когда посадил лук, я думал, что ничего не вырастет, но потом, когда я дал благоприятные условия, он стал расти. Света стало больше на 2 часа 16 мин. У лука выросли корни и они стали впитывать минеральные вещества. Длина листьев лука стала увеличиваться ежедневно на 1-2 см. С помощью минеральных веществ, света, углекислого газа в хлорофилловом зерне стали образовываться органические вещества, которые пошли на рост листьев. Наблюдая за ростом луковицы, я убедился, вначале растут корни, затем листья.

  • Богомолов Сергей

  1. Я взял небольшую луковицу, посадил её в баночку так, чтобы донышко луковицы только касалось воды. Моей целью было вести наблюдение за ростом корней и перьев.

  2. Луковица росла при комнатной температуре (+19). Банка с луком стояла на подоконнике. На неё падал свет, солнечные лучи и тогда поднималась температура до + 25 С. Ночью на подоконнике было холоднее. Я менял воду каждые 2-3 дня. Через 3 дня появились корни (4мм), а потом начали прорастать зелёные перья лука. Длина и количество корней были средними (15см – самый большой). Длина перьев — 28см, их количество — 8 штук, длинные и густые. Меня удивили недолгие сроки появления корней и максимальное количество зелёных листьев.

  3. Понаблюдав за своей луковицей, я понял, что при комнатной температуре, дневном свете и благодаря тёплым лучам солнца, у луковицы очень быстро растут корни и прорезаются перья. Но не нужно забывать один раз в неделю менять воду. Однажды я уже проращивал лук, но у меня ничего не вышло, т.к. я забывал менять воду и банка с луковицей стояла при прохладной температуре. В результате у меня ничего не вышло. Растениям тоже (как и людям), нужна чистота, тепло, уют — ведь они живые!

  4. Когда я ставил проращивать лук, долгота дня была 07 часов 26 минут, а к 07 февраля – 09 часов 02 минуты. Значит, интенсивнее пошёл процесс фотосинтеза органических веществ.

  • Завьялова Виктория

Я наблюдала за ростом лука (корней и листьев). Для луковицы я создала хорошие условия для прорастания: вода, свет, тёплая температура. Листья начали расти раньше (к 16.01 выросли 2 листа, их длина – 07см). За трёх недельное наблюдение выросло 53 корня, 23листа. Длина корней 15 см., а листа – 21 см.

У меня самый высокий лук!

  • Писаренко Сергей

Я узнал, что если поставить луковицу в воду, то на ней практически одновременно будут расти корни и листья. Они растут за счёт питательных веществ, которыми луковица запаслась летом.

Учащиеся получают задание: рассмотрите построенные графики и свои наблюдения.

Найдите сходство в ваших наблюдениях?

  • Корни начали расти раньше листьев.

  • Длина и количество корней были большими, чем длина и количество листьев.

Назовите отличия:

Различны:

  • скорость и равномерность роста корней листьев;

  • сроки появления их;

  • максимальное количество.

Вывод: результат опыта зависит от размера луковицы, условий (питания, количества света, температуры).

Вопросы, на которые ребята не смогли ответить:

  • Почему не проросла у меня луковица, хотя я создавал все условия?

  • Почему луковица дала корни и листья, а потом запахла и погибла?

Количество вопросов не умоляет достоинства конференции, а наоборот, повышает ее эффективность. Если занятие заканчивается вопросами, то у ребёнка возникает интерес к следующему занятию, искать ответ на свой вопрос, просить помощи у других.

Дополнительный материал о значении, многообразии, истории лука (дети готовили дополнительный материал по желанию):

  • Завьялова Виктория – о многообразии сортов лука.

Лук – семейство Луковые, класс – однодольные растения. Существует около 500 сортов в Северном полушарии. Лук репчатый (наиболее распространён), батун, порей, шалот, шнитт. В луковицах и листьях лука содержится небольшое количество сахара, витамины С и В, эфирные масла, лекарственные и декоративные культуры существуют на всех континентах.

  • Куприянов Владик

Есть такой лук – медвежий или черемша, распространён в Евразии. Высота 30 см. Листья плоские, ланцетовидные шириной 2-5см. Луковица используется как приправа.

Лук – Амулет.

В средние века для защиты от стрел, ударов алебард и мечей воины надевали железные шлемы, латы и прикрывались щитом. Но, не надеясь только на прочность железной брони, многие носили ещё на груди амулеты. Амулету приписывалась волшебная способность предохранять на войне от стрел и от меча. Обычно амулетом служила скромная луковица дикого лука или чеснока.

Наблюдение – один из важных методов в биологии, основанный на чувственном восприятии изучаемого объекта, способствующий формированию у школьников таких приёмов мышления, как: анализ, сравнение, синтез, обобщение.

Цель конференции достигнута:

  1. На основе наблюдений учащиеся овладели практическими умениями:

1.1. проводить измерения;

1.2. работать с заданиями – инструкциями;

1.3. чётко определять цель наблюдения;

1.4. выявлять существенные признаки объектов, явлений, установление их взаимосвязей;

1.5. ориентироваться на фиксацию результатов наблюдений.

  1. Проводить наблюдения:

2.1. за ростом корней и листьев;

2.2. влияния воды, питания, света, т. е. создания условий для развития луковицы.

  1. В результате наблюдений у каждого ученика осталось то, что всегда принадлежит только ему – личное знание и способ действия.

  2. Учащиеся научились представлять результаты своих наблюдений и обмениваться мнениями друг с другом.

Занятия ведутся по учебнику «Биология» 6класс, авторы – И.Н. Пономарева, О.А Корнилова, В.С. Кучменко.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector