План-конспект открытого урока ИЗО: «Объемные изображения в скульптуре» 6 класс

МОУ Брызгаловская СОШ

Камешковский район

Владимирская обл.

План-конспект открытого урока ИЗО:

«Объемные изображения в скульптуре»

Учитель ИЗО

Жмурина С.Н.

Пос. им. К. Маркса 2013 г.

Цель: Организовать деятельность обучающихся для обеспечения его личностного роста, самореализации, создания творческой продукции и с её помощью развить компетенции:

  • Личностные: воспитание уважения и интереса к художественной культуре мировой цивилизации; формирование активного и заинтересованного отношения к познанию, а также готовности и способности к самообразованию на основе мотивации и осознания творчества как созидательной, преобразующий мир деятельности человека; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно- творческую деятельность; формирование коммуникативных навыков в процессе сотрудничества с учителем и сверстниками при выполнении работ. Метапредметные: умение ориентироваться в зрительном материале; проявлять заинтересованное отношение к образованию, интегрировать полученные знания и представления в смежных предметных областях (зоология, география); умение реализовать приобретённые знания, умения и навыки во внеурочной деятельности; умение принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого познавательного материала, проливающий свет на предмет изучения, умение классифицировать произведения, определяя их родство по художественным признакам, осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивать результат; Предметные: осознание роли скульптуры в жизни людей и её выразительных возможностях, знать виды скульптурных изображений, связь объёма с окружающим пространством и освещением, художественными материалами, применяемыми в скульптуре, и их свойствами; творчески участвовать в обсуждении и выполнении проектов, макетов, (эскизов).

  • Тип урока: урок решения учебной задачи.

Оборудование:

  • Презентация по теме урока «Объемные изображения в скульптуре »

  • Изображения скульптурных форм.

  • Пластилин, баночки с водой, ткань для протирки рук, подкладочные салфетки, ножи для пластилина, стеки, проволока для каркаса, алюминиевая фольга.

  • Демонстрационные таблицы «Приёмы лепки» (раздаточный материал).

  • Макет участка парка.

Словарь: скульптура, лепка, рельеф, барельеф, горельеф, анималистический жанр.

План урока

  1. Организационный момент. Стихотворение В. Коркина «Я и солнышко».

  2. Мотивация.

  3. Актуализация знаний. Презентация по теме урока.

  4. Физкультминутка.

  5. Создание ситуации. Практическая работа.

  6. Выставка детских работ. Защита.

  7. Домашнее задание.

  8. Итог урока. Оценивание. Осознание собственной деятельности.

Ход урока. 1. Организационный момент. Проверка готовности рабочего места.

Стихотворение В. Коркина «Я и солнышко» Солнышко ясное встало. — Доброе утро! – сказало. — Доброе утро! – кричу я прохожим, Весёлым прохожим… Но если проснёшься, А дождик в окно Стучит да стучит И без солнца темно, Доброе утро, Друзья, всё равно… Придумано мудро: — Доброе утро!

2. Мотивация. — Ребята, скажите, произведение какого вида искусства вы видите у меня в руке? (скульптура).

— И каждый здравомыслящий человек задаст себе вопрос: для чего нужна скульптура? (для украшения, красоты, эстетического вида). Каждый из нас был в парке возле Дома Культуры. Сейчас там есть волейбольная площадка, зона для концертных выступлений и скамейки, памятник погибшим героям, а вот зоны для отдыха детей нет. Я вам предлагаю украсить эту зону парковой скульптурой животных. Но с условием, что эта площадка будет эстетически радовать взгляд и воспитывать подрастающее поколение. Можно скульптуру разместить на макете. А для этого нам надо систематизировать наши знания о скульптуре. На какие вопросы мы будем отвечать? — Что такое скульптура? — Какая она бывает, т. е. какие её основные виды? — Из какого материала её изготавливают? 3. Посмотрим презентацию. Актуализация знаний. — Слово «скульптура» первоначально означало высекание, вырубание (ваяние) фигур из твёрдых материалов. Впоследствии этим понятием обозначались и произведения, создаваемые посредством лепки. Материал предъявляет скульптору свои требования при работе с ним. От материала зависит, каким образом скульптор его будет обрабатывать. Художественное произведение в скульптуре создаётся путём лепки, резьбы, высекания или отливки. Мягкие материалы – это глина, пластилин, воск. Работая с этими материалами, скульптор, собственно говоря, занимается лепкой – он вылепливает, постепенно наращивая объём будущей статуи. Твёрдые материалы – это различные камни – мрамор, известняк, песчаник, а также дерево и слоновая кость. Особняком среди материалов скульптора стоят металлы: бронза, медь, чугун и золото. Способ изготовления металлических скульптур особый – сначала создаётся модель будущего произведения, а затем с неё делают металлическую отливку.

Мудрые мысли: «Тот и не был скульптором. Кто скажет вам: мне всё равно: можно ту вещь исполнить и в мраморе, можно и в бронзе», — писал русский скульптор И. Ефимов.

— По форме изображения различают скульптуру круглую и рельефную. Круглая скульптура — это скульптура, осматриваемая с разных сторон и связанная с природным окружением. Монументальная (от латинского moneo – «напоминаю») скульптура – это памятники, воздвигнутые в честь исторического события или изображающие выдающегося человека. В памятниках проявляется способность скульптуры воплощать в обобщённых образах великие идеи. Мраморные и бронзовые статуи часто встречают нас на аллеях старинных парков, украшают фонтаны. Такая скульптура обычно не выражает больших, значительных идей. Она служит для украшения природной среды: искусная рука ваятеля словно соревнуется с природой в создании совершенных форм. Скульптура может быть предназначена и для жизни в интерьере. Это так называемая скульптура «малых форм». Такие статуэтки созданы для долгого рассматривания, «собеседования» с хозяевами дома. Их выполняют особенно тщательно, уделяя особое внимание мелким деталям и подробностям. У мелкой пластики чаще всего нет постамента, лишь иногда – небольшая подставка. — Есть вид скульптуры, который больше приспособлен к рассказу, повествованию – это рельеф. Изображение в рельефе строится на плоскости, оно выступает над плоскостью или углублено в неё. Рельефная скульптура — это скульптура, в которой изображение является выпуклым или углубленным по отношению к плоскости фона. — В зависимости от того, насколько объёмно изображение фигуры, мы можем выделить барельеф – низкий, достаточно плоский рельеф. Используют на медалях и монетах, для украшения архитектурных сооружений. Горельеф – высокий рельеф, скульптурное изображение отступает от фона и даётся почти в полный объём. В горельефе фигуры кажутся очень выпуклыми, почти круглыми. Иногда они выглядят как статуи. Вспомним приёмы лепки. Основные приёмы у вас лежат на парте. 4.Физкультминутка. 5. Самостоятельная работа детей. Скульптор создаёт своё произведение в расчёте на определённое окружение. Место, где будет стоять скульптура, определяет её размер, материал, из которого она будет изготовлена, и художественные особенности её формы. Для того чтобы получилось произведение искусства, необходимо отображать самое важное и существенное, убрать ненужные детали, что-то выделить, подчеркнуть, преувеличить. Скульптор не копирует, он творит, создаёт новую форму. — Сегодня каждому из вас предстоит побывать в роли скульптора и выполнить фигуру какого-либо животного. Изображение животных во всех видах изобразительного искусства называют анималистическим жанром. Вам предстоит подумать одну минуту и определить, как вы будите украшать зону детского отдыха парковой скульптурой. В каком материале. Реалистичными или сказочными животными. Проголосуем. Разделимся на группы. Можно скульптуру разместить на макете. Перед работой пластилин нужно разогреть в руках и размять, чтобы он стал мягким, пластичным. Если внимательно посмотреть, то в этом комке можно увидеть намёк на будущее изображение. Обозначить голову, туловище животного, не прилепляя отдельные кусочки, а как бы выдавливая их из целого куска. Посмотрите на особенности строения животных. Вспомните правила безопасности при работе с острыми предметами.

6. Выставка детских работ. Защита своей скульптуры.

7. Домашнее задание. Познакомиться со скульптурными формами нашего края (использовать ресурсы библиотеки и интернета). По желанию: подготовить сообщение, презентацию по теме.

8.Итог урока. Оценивание. Осознание собственной деятельности. Рефлексия.

Что нового вы узнали сегодня на уроке? — Что обозначает слово «скульптура»? — Перечислите виды скульптуры. — Перечислите материалы скульптора.

— Вот и подошёл к концу наш урок. Сегодня вы все потрудились на славу. Благодарю вас за сотрудничество.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector