Панорама опыта работы «Система работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся во внеклассной работе»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №5»

г. Железногорска Курской области

Панорама опыта работы

Система работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся во внеклассной работе

Подготовила: Мартыничева Лариса Алексеевна,

учитель технологии высшей категории

г. Железногорск

2012 г.

Слайд 1 (панорама опыта работы).

В современном образовании внеклассная работа очень важна, как составляющая общего образовательного процесса. Только благодаря внеклассной работе мы, педагоги можем расширить и углубить ЗУН обучающихся, дифференцированно стимулировать интерес ребёнка к образовательной области «Технология», всесторонне развивать интеллектуальные и духовно-нравственные сферы своих учеников.

Слайд 2 (цели и задачи).

Цели и задачи воспитательной работы:

  1. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности школьников.

  2. Содействовать развитию творческих и интеллектуальных способностей обучающихся.

  3. Способствовать воспитанию правильному отношению к общечеловеческим ценностям.

  4. Способствовать развитию навыков созидания и самореализации.

Слайд 3 (особенности организации внеклассной работы).

Особенности организации внеклассной работы:

  1. Педагог имеет большую свободу выбора содержания, форм, средств, методов внеклассной работы, чем при проведении урока.

  2. Результаты деятельности отсрочены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.

  3. Отсутствие контроля за результатами (результаты работы определяются эмпирически через наблюдение за учащимися в различных ситуациях).

  4. Совокупность различных видов деятельности детей, формирующая личностные качества ребенка.

  5. Имеет широкий круг возможности для привлечения социального опыта родителей и других взрослых.

  6. Осуществляется на переменах, после уроков, в праздничные, выходные дни, на каникулах, т. е. во внеучебное время.

Нельзя не отметить требования, которые мы предъявляем к внеклассной работе.

Слайд 4(требования к внеклассной работе).

Требования к внеклассной работе:

  1. Постановка цели.

  2. Прогнозируемый результат.

  3. Оптимистический подход на отсроченный результат.

  4. Личные качества и мастерство педагога, находящегося в постоянном творческом поиске.

Слайд 5(формы внеклассной работы).

Формы внеклассной работы

По объекту воздействия:

  • Индивидуальные (консультации, беседы);

  • Групповые (мастер-классы: «Мозаика на пенопласте», «Фенечки – браслеты дружбы», «Оригами…Новая встреча», «Ах, эти милые французские косички», экскурсии, викторины: «Что вы знаете о ремёслах?», «В старину едали деды»);

  • Массовые (трудовой десант, школьный праздник).

По направлению задачам воспитания:

  • Нравственные.

  • Трудовые.

  • Экологические.

  • Экономические.

  • Познавательные.

  • Развлекательные.

  • Эстетические.

По систематичности проведения:

  • Регулярные (работа творческого коллектива).

  • Эпизодические (вселицейский праздник, например: «День науки, творчества и спорта», Ярмарка вакансий, «Звёзды лицея», День самоуправления)

Слайд 6 («Ярмарка вакансий»).

В нашей школе нет начального звена. К нам приходят учиться дети из разных школ города. С организацией учебной деятельности им помогают классные руководители, а со школьной организацией внеклассной деятельности учащиеся знакомятся на «Ярмарке вакансий».

Слайд 7(выставка на «ярмарке»).

На этом мероприятии все руководители школьных кружков представляют свою деятельность, знакомят детей с результатами своего труда и составляют списки лицеистов, желающих заниматься в выбранном объединении.

Слайд 8(индивидуальная внеклассная работа).

Особое место в развитии творческих способностей детей принадлежит индивидуальной работе с ребёнком. Очень часто в своей деятельности мы обращаемся к исследовательскому методу, которому присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества, т.к. процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций, разработки конструкции изделий и моделирования.

Слайд 9(самостоятельная работы).

Работая самостоятельно над заранее выбранной темой, подбирая различный материал, ученики могут раскрыть своё творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме.

Слайд 10 (работы для души).

В индивидуальных встречах, в процессе подготовки работ для души, для творческих конкурсов и олимпиад отдаём предпочтение беседам и консультациям. Такая организация трудовой деятельности развивает логическое мышление и воображение, формирует устойчивый интерес к выполняемому проекту и настраивает ребёнка на конечный результат.

Слайд 11(групповая внеклассная работа).

Как вы уже поняли у нас в лицее внеклассная работа по предмету, чаще всего, опирается на работу кружков декоративно прикладного творчества и технического моделирования (при этом мы имеем постоянно организованную группу детей). Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышают качество подготовки к учебному предмету.

Слайд 12(групповая внеклассная работа).

Групповые занятия помогают формировать коммуникативные навыки, способствуют
совместному творчеству во имя общей цели, например на занятии «Моделирование швейных изделий методом наколки» группа девочек совместно создавали новые модели одежды, а в процессе викторины, посвящённой народным промыслам, дети смогли проявить свои творческие способности.

Слайд 13 (групповые проекты).

Особое внимание на занятиях кружка уделяем групповым проектам, например при создании какого-либо набора предметов, объединённых одной темой. В творческой группе при этом складываются дружеские отношения, взаимные симпатии, формируется сотворчество. При такой организации труда у детей формируется целый комплекс качеств: умственная активность, смекалка, трудолюбие, стремление к овладению необходимых навыков, ответственность.

Слайд 14, 15, (слайды в слайдах).

Творческие мастерские и мастер-классы призваны помочь овладеть новыми видами деятельности или иначе взглянуть на уже знакомые. Ярким примером организации такой работы являются мастер-классы для отдельных групп детей, например: «Жаворонки, прилетите», «Мозаика на пенопласте», «Ах, эти милые французские косички!», «Фенечки – браслеты дружбы», «Оригами. Новая встреча».

Слайд 16 (викторины, конкурсы).

Викторины для целых классов лицеистов, например: «Путешествие в страну народных промыслов», интегрированное мероприятие с учителем изобразительного искусства «Пасхальный сувенир» помогают школьникам глубже изучить школьный предмет, в неформальной обстановке проявить себя в различных областях человеческой деятельности. При этом очень эффективно работают метод мозгового штурма, разного вида кроссворды, ребусы, логические загадки и творческие задания, что позволяет развивать интеллектуальные и творческие способности школьников.

Смотрите подборку фотографий с городского мероприятия: Творческая мастерская «Пасхальный сувенир».

С целью расширения образовательного пространства лицеистов мы периодически проводим экскурсии в городской музей и школу народных промыслов «Артель».

Слайд 17 (день самоуправления).

Наш опыт показывает, что для массовых, эпизодических мероприятий лучше всего использовать следующие формы работы: вселицейские (общешкольные) праздники, например, «День самоуправления», «День науки, творчества и спорта», творческие конкурсы, например, конкурс букетов ко Дню учителя, выставки работ учащихся на условленную тему, например, выставка работ ко Дню матери «Я и мама своими руками». Необычно и эффективно у нас в лицее проходит день самоуправления. Как правило, это несколько мероприятий и обязательных 4 урока для всех учителей и лицеистов, один из которых урок труда. Перед этим событием мы собираем всех будущих учителей труда и проводим мозговой штурм, на котором выявляем область приложения сил, затем сами «учителя» посещают некий мастер-класс, а полученные умения передают лицеистам. Результат труда всех школьников используется для оформления отчетной выставки.

Слайд 18 (благотворительная ярмарка).

На общелицейском празднике, посвященном дню города мы принимали участие в организации и проведении благотворительной ярмарки-продажи изделий, выполненных руками лицеистов и их родителей. Накануне ярмарки мы помогли детям отобрать рецепты выпечки, оказали консультативную помощь в изготовлении несложных поделок, а в день праздника вместе с учениками развернули торговые ряды для всех желающих. Вырученные деньги лицей передал городскому приюту детей.

Слайд 19 (уборка территории).

К массовому и очень полезному делу, имеющему огромный воспитательный момент, можно отнести уборку пришкольной территории. Детям важно дать понять что их труд необходим обществу, кроме того это и физическая нагрузка, и свежий воздух, и ответственность за выполняемую работу.

Слайд 20, 21 (рост уровня сложности выполняемого изделия).

Организация нашей внеклассной работы основана на эмоциональном аспекте обучающихся и руководителя. Мы стараемся приходить к разуму ребёнка через эмоции и направлять деятельность на совершенствование разнообразных теоретических знаний и практических умений, переходя от простого к сложному. При этом наши кружки позволяют работать по принципу «я хочу знать». Но этого, порой бывает мало, и мы подталкиваем детей к следующему этапу «хочу сделать», вселяем уверенность «могу сделать», помогаем довести работу до конца – «я сделал!» Успех окрыляет, побуждает желание узнать новое, выполнить более сложную работу.

Слайд 22 (за чашкой чая).

На наших занятиях царит неформальная обстановка взаимного уважения, обучающиеся имеют возможность получить эмоциональную разгрузку в тёплой дружеской среде. За чашкой чая можно разделить радость творчества, поделиться небольшими секретами, рассказать о планах, получить совет. При этом дети получают коммуникативные навыки.

Слайд 23 (организация личного времени ребёнка, фото Самошиной Светы).

Являясь руководителями кружков декоративно-прикладного творчества и технического моделирования, мы убедились, что во внеурочной деятельности ребёнок раскрывает свою сущность, в которой сомневается в обычной учебной деятельности, активизирует познавательную активность, формирует общетрудовые навыки, получает уроки полезной деятельности, которую сам организует. Благодаря кружковой работе мы выявляем скрытые способности и интересы обучающихся, учим детей организовывать своё свободное время.

Слайд 24 (работа в разновозрастной группе).

Как правило, в кружок собираются дети одного возраста и выполняют работы в единой технике, например, изготавливают поделки из бисера, шьют мягкую игрушку, занимаются резьбой и моделированием — считается, что работать с такой группой легче. Мы пришли к выводу: ограничивать выбор ребёнка в области приложения сил нельзя, также как нельзя сбрасывать со счетов работу в группах из детей разных классов и параллелей.

Слайд 25 (разновозрастная группа мальчиков).

Опыт нашей школы показывает, что работа в разновозрастной группе имеет свои преимущества. В такой творческой команде младший получает ориентир на более сложные работы, срабатывает принцип мастер-класса. В этом случае младшие охотнее получают новые знания и умения, а старшие играют роль наставника. Бывает и наоборот, например, ученик 5-6 класса (явно не отличник) объясняет ученику 7-8 класса процесс изготовления чего-либо. Такое явление помогает детям почувствовать свою социальную значимость, ощутить ситуацию успеха.

Слайд 26 (общественно полезная работа).

Организованная нами трудовая деятельность во внеклассной работе отражает содержание различных видов труда, в том числе общественно полезного. Результат такой деятельности проявляется в сформированной потребности к труду, в умении занять себя трудовыми умениями, полученными во время помощи работнику библиотеки,

Слайд 27 (ремонт мастерской, подготовка семян).

ремонте учебной мастерской, оформлении актового зала или школьной рекреации к празднику, подготовки посевного материала для школьной клумбы и т.д.

Наша внеклассная работа не останавливается ни на минуту. Для этого подойдёт перемена – во время неё любой желающий может получить консультацию по интересующему его вопросу. На каникулах проводим такие мероприятия, которые сложно провести в обычные дни: экскурсию, мини мастер-класс, викторину, а во время праздничных дней на практике познаём со школьниками обряды и обычаи своего народа.

Слайд 28 (слайд «Представление стенгазет»).

Очень часто время проведения кружка используется нами для продолжения учебной деятельности. После уроков дети с удовольствием изготавливают информационные стенгазеты: «Масленица», «Посты», «Пасха» и др. Учитывая различные интересы обучающихся, тематику газет можно расширять, а результат срабатывает как обратная связь. К стенгазетам по красоте , кулинарии , народным промыслам , новым текстильным и конструкционным материалам обращаемся на уроках.

Слайд 29 (работа в библиотеке, интернете).

Следует заметить, что подбор материала для газет учащиеся производят самостоятельно, используя интернет или работая в школьной библиотеке. Работая самостоятельно над заранее выбранной темой, подбирая различный материал, ученики могут раскрыть своё творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме. Наша роль в этом случае – направляющая и корректирующая деятельность.

Слайды 30, 31, 32 (выставки творческих работ).

Важную роль во внеклассной деятельности имеют всевозможные выставки творческих работ. Такие выставки стараемся приурочить к отдельному мероприятию, например выставка работ к Дню 8 марта, дню открытых дверей.

Можно проводить презентацию работ регулярно, обновляя подготовленный стенд в классе. Очень важным воспитательным значением обладают выставки на уровне города и области.

Детям приятно и почётно знать, что их работы увидит и оценит большое количество людей. Такие выставки мы посещаем организованно на уроках технологии и приглашаем посетить их всех желающих. При этом ребёнок видит результаты труда рук и души других и сам «загорается» желанием творить.

Слайд 33 («Звёзды лицея»).

У нас в лицее есть замечательная традиция: ежегодно на празднике «Звёзды лицея» каждый ученик, занявший какое-либо место в конкурсах, олимпиадах, фестивалях приглашается на лицейскую сцену вместе со своим наставником и чествуется памятным подарком.

Слайд 34 (фото учителей).

Из опыта нашей работы следует: немаловажным фактором организации внеклассной работы является педагог, его интересы, склонности и установки, направленные на получение высоких результатов обучающихся через приоритет к трудовой и творческой деятельности, поэтому стараемся быть для своих учеников современным педагогом, генерирующим идеи. Чтобы всегда оставаться интересным ребёнку и являться авторитетным наставником, продолжаем овладевать современными технологиями, изучаем методическую литературу, совершенствуем систему организации работы, применяя новые методы.

С каждым годом мы убеждаемся: привлечь школьников к работе в творческом коллективе всё труднее и труднее. Загруженность уроками, дополнительным образованием, спортивными секциями не оставляет времени для развития творческого начала ребёнка. Опытный педагог, не терпящий скуки, заорганизованности, строящий внеклассную работу на добровольных началах должен найти время для развития творческой инициативы, фантазии, пробудить живой интерес к изучаемому и стремление полней овладеть знаниями умениями во внеурочной деятельности.

Слайд 35, 36, 37 (грамоты, Бобров А., Самошина С., Харитонов Е.).

Участие наших воспитанников в творческих конкурсах, выставках технического и декоративно-прикладного искусства, предметных неделях, ярмарках-продажи детских работ, олимпиадах по технологии разного уровня способствуют достижению высоких результатов.

Слайд 38, (результат).

  • Повышение интереса к предмету.

  • Выявление творческих личностей.

  • Развитие творческих способностей обучающихся.

  • Приобретение дополнительных навыков (как трудовых, так и социально-значимых).

  • Расширение кругозора и информационного поля ребёнка.

  • Повышение социального статуса обучающихся.

  • Профессиональное самоопределение.

Слайд 39 (спасибо).

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector