Открытый урок по музыке на тему: «Волшебная сила музыки»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРАСНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Открытый урок по музыке

на тему:

Разработала Шевченко М.В.,

учитель музыки

I квалификационной

категории

МОУ «Красненская СОШ»

2012 год

Тема урока: «Волшебная сила музыки»

Тип урока: мультимедийный, экспериментальный, проектный.

Методы: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, проектные.

Цель урока: Выявить особенности влияния музыки на

психоэмоциональное состояние школьников.

Задачи: 1. Воспитывающая: воспитать интерес и любовь к музыке,

духовно-нравственные чувства.

2. Развивающая: развить музыкальную память, музыкальный

слух, чувство ритма, навыки хорового пения, творческие

навыки.

3.Обучающая: научить петь лёгким, прикрытым звуком,

чисто интонировать, слушать музыку и понимать её

содержание, научить ценить всё, что нас окружает.

Оборудование: портреты композиторов П.И.Чайковского, Э.Грига,

В.А.Моцарта, исследовательские работы учащихся,

ПК, раздаточный материал, аудиооборудование.

Литература: Программа по музыке под редакцией

Д. Б. Кабалевского, М. – «Просвещение», 2004.

Оформление класса: На доске тема урока, эпиграф: «Цель музы­ки —

возбудить душевное волнение. Никакое другое

искусство не пробужда­ет столь возвышенным образом

благородные чувства в сердце человека».

П.И.Чайковский, проектная доска, ПК.

Ход урока:

Звучит 2-я тема 1-й части Симфонии №6 Петра Ильича Чайковского. Учащиеся входят в класс. Исполняется музыкальное приветствие:

Сейчас музыкальный начнётся урок,

Об этом сказал нам весёлый звонок.

Сказал, заливаясь на ноте высокой:

«Друзья, поздравляю с началом урока!» — 2 раза.

— Добрый день, добрый день!

Песни петь нам не лень!

— Здравствуйте, ребята!

— Здравствуйте!

После музыкального приветствия ребята рассаживаются по местам.

Учитель: Ребята, вы сегодня заходили в класс под красивую музыку, которую вы уже слышали ранее на наших уроках. Давайте вспомним название данного произведения и имя композитора, сочинившего такое замечательное произведение и жанр, в котором оно написано. (Ответы учащихся). Ребята, а какие чувства вызывает в вас эта музыка? (Ответы учащихся).

На наших уроках звучала разная музыка. Разная не только потому, что её сочинили композиторы многих стран, а потому, что выражала она различные человеческие чувства, потому что в ней были воплощены разнообразные стороны человеческой жизни. Мы с вами уже говорили о величайшей силе искусства – способности музыки воздействовать на сердце человека, наполнить его радостью, нежностью, гордостью, печалью, состраданием, смелостью и мужеством. Мы также много говорили о влиянии музыки на чувства, эмоции и даже на здоровье человека, о её преобразующей силе. Приводили и анализировали примеры такого влияния из жизни знаменитых людей.

Ребята, сегодня я вам предлагаю провести на уроке небольшой эксперимент. Тема нашего урока «Волшебная сила музыки»

Рис. 2.2.1. Результат исследования функционального состояния

школьников до прослушивания музыки и после.

Где: 1 – самочувствие, 2 – активность, 3 – настроение

На данном рисунке мы видим, что самочувствие учащихся после прослушивания музыки возросло с 3,3 до 4,2 баллов, активность поднялась с 3,3 до 4,1 балла, а настроение увеличилось с 4 до 4,7 баллов.

Проанализировав полученные оценки функциональных состояний (САН) учащихся 4-го класса, можно сделать вывод о том, что восприятие музыки дало положительный эффект. В результате улучшение само­чувствия отмечено у 70% учащихся, повысилась степень активность у 60% учащихся, а положительное изменение настроения наблюдалось также у 60% учащихся. Данные результаты мы можем увидеть на рисунке 2.2.2.


Рис. 2.2.2. Результаты функционального состояния

учащихся 4-го класса в % соотношении

Где: 1 – самочувствие, 2 – активность, 3 – настроение

Дополнительно было проанализировано функциональное состояние девочек и мальчиков отдельно до прослушивания музыки и после. Результаты данного анализа представлены на рисунках 2.2.3. и 2.2.4.

Проанализировав функциональное состояние девочек и мальчиков отдельно, было выявлено, что у девочек оно более высокое как до прослушивания музыки, так и после. Самочувствие у мальчиков после прослушивания музыки улучшилось до 3,5 баллов, у девочек – до 5 баллов. Активность у мальчиков возросла до 3,8 баллов, у девочек – до 5 баллов. Настроение у мальчиков поднялось до 4,6 баллов, у девочек – до 7 баллов. Но в целом положительный рост функционального состояния после прослушивания музыки был замечен как у девочек, так и у мальчиков.

Таким образом, было доказано, что музыка благотворно влияет на здоровье человека, в частности, на его эмоциональное состояние.

Рис. 2.2.3. Оценка функционального состояния мальчиков

и девочек до прослушивания музыки.

Где: 1 – функциональное состояние мальчиков, 2 – функциональное состояние девочек до прослушивания музыки.

Рис. 2.2.4. Оценка функционального состояния мальчиков

и девочек после прослушивания музыки.

Где: 1 – эмоциональное состояние мальчиков, 2 – эмоциональное состояние девочек после прослушивания музыки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По данной проблеме нами была изучена литература, проведено исследование и сделана математическая обработка полученных результатов. Проанализировав полученные оценки функциональных состояний (САН) учащихся 6-го класса, можно сделать вывод о том, что восприятие классической музыки дало положительный эффект. В результате улучшение самочувствия отмечено у 70% учащихся, повысилась степень активность у 60% учащихся, а положительное изменение настроения наблюдалось также у 60% учащихся.

Изучив и проанализировав материалы по теме данного исследования, были сделаны следующие выводы:

1) музыка способна порождать особую энергетику множественного воздействия;

2) музыка обладает многогранной преобразующей силой, в том числе –оздоравливающей;

3) терапевтические возможности музыкального искусства известны с древнейших времен и нашли научное подтверждение в наше время.

Выдвинутая гипотеза о том, что духовное развитие человека сред­ствами музыкального искусства благотворно влияет на состо­яние его здоровья, была подтверждена в ходе практической исследовательс­кой деятельности. Полученные результаты тестирования учащихся 6-го класса подтвердили наше предположение.

Регистрационный бланк

ФИО_____________________________________________________________

Пол______________________________________________________________

Возраст___________________________________________________________

Дата проведения___________________________________________________

Инструкция

Сначала оцените свое самочувствие (С) и поставьте цифру в соответствующей ячейке.

Аналогично оцените степень активности (А) и настроение (Н).

Значения цифр: 1 – очень плохое, 2 – плохое, 3 – удовлетворительное, 4 –хорошее, 5 – отличное.

Таблица 1.

«Функциональное состояние до прослушивания музыки»

Функциональное

состояние

До прослушивания

музыки

«1»

«2»

«3»

«4»

«5»

С (самочувствие)

А (активность)

Н (настроение)

Таблица 2.

«Функциональное состояние после прослушивания музыки»

Функциональное

состояние

После прослушивания

музыки

«1»

«2»

«3»

«4»

«5»

С (самочувствие)

А (активность)

Н (настроение)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

МЕТОДИКА «ГРАДУСНИК»

(экспресс-вариант методики САН)

Цель применения: оперативная оценка функционального состояния (самочувствия, активности и настроения).

Функциональное состояние

1

2

3

4

5

С (самочувствие)

А (активность)

Н (настроение)

Значения цифр: 1 – очень плохое, 2 – плохое, 3 – удовлетворительное, 4 –хорошее, 5 – отличное.

Инструкция

Сначала оцените свое самочувствие (С) и поставьте цифру в соответствующей

ячейке.

Аналогично оцените степень активности (А) и настроение (Н).

Оценка результатов

Интегральный коэффициент высчитывается по формуле:

САН = (С+А+Н): 3

Использовать экспресс-диагностику САН можно, начиная с младшего школьного возраста (9-10 лет) при соответствующей подготовке детей и

объяс­нении им основных понятий.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВАВ ОЗДОРОВЛЕНИИ ОРГАНИЗМА

Если у вас угнетенное депрессивное состояние или, наоборот, вы перевозбуж­дены, не можете уснуть или сосредоточиться, то не спешите принимать ле­карства. Попробуйте выйти из этих состояний с помощью музыки.

Этапы прослушивания музыкального материала при выходе из депрессив­ного состояния:

1. Мелодии задумчивые, грустные по настроению.

2. Мелодии не такие печальные.

3. Мелодии радостные и веселые.

Этапы прослушивания музыкального материала при выходе из возбужден­ного состояния:

1. Быстрые, веселые мелодии.

2. Мелодии менее радостные.

3. Мелодии плавные и задумчивые.

Слушая музыку, вы постепенно войдете в «музыкальный поток», и ваше настроение незаметно изменится в лучшую сторону.

Рекомендации психотерапевтов:

1. Музыкальная программа не должна состоять более чем из 4-5 произве­дений общей длительностью 15-20 минут. Лучше, если это будут не песни.

2. Во время прослушивания желательно находиться в одиночестве, в изолированном от посторонних звуков помещении с приглушенным светом.

3. Лучше сидеть на диване или в кресле в удобном положении, с закрыты­ми глазами, полностью расслабившись.

4. Перед прослушиванием скажите себе (и поверьте в это): «Сейчас я по­слушаю одну, две, три мелодии, и моя меланхолия (депрессия, бессон­ница и др.) исчезнет»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

«Музыкальная аптечка»

Снять стресс поможет романти­ческая музыка Ф. Шуберта, Р. Шумана, П.И. Чай­ковского, Ф. Листа.

Произведения Л.В. Бетховена утешают, успокаивают, наполняют мужеством.

«Аве Мария» Ф. Шуберта, «Лунная соната» Л.В. Бетховена, «Лебедь» К. Сен-Сан-Са, «Метель» Г. Свиридова – вместе с гипнозом и иглоукалыванием – по­могают от алкоголизма и курения.

Бодрящая музыка П.И. Чайковского, А.Н. Пахмутовой и А. Таривердиева – от неврозов и раздражительности.

Язва желудка и двенадцатипер­стной кишки исчезает при прослушивании «Вальса цветов» из балета П.И. Чай­ковского «Спящая красавица» и ме­лодичной музыки В.А. Моцарта.

При переутомлении поставьте записи музыки Луи Армстронга, Дюка Эллингтона, Элвиса Пресли, а при син­дроме хронической усталости послушайте «Утро» Э. Грига, «Рассвет над Москвой-рекой» (фрагмент из оперы М.П. Мусоргского «Хованщина»), романс «Вечерний звон», мотив песни «Рус­ское поле», «Времена года» П.И. Чайковс­кого, музыку Брамса.

Полное расслабление вы можете получить от «Вальса» В. Шостаковича из старого кинофильма «Овод», орке­стра Ф. Пурселя, мелодии Ф. Лея из к/ф «Мужчина и женщина», роман­са Г. Свиридова из музыкальных иллю­страций к повести А.С. Пушкина «Метель»

Нормализует кровяное давление и сердечную деятельность «Свадеб­ный марш» Мендельсона.

«Картинки с выставки» М.П. Мусоргс­кого умиротворят в гневе.

Снимает головную боль и мигрень прослушивание знаменитого Полонеза М. Огиньского, Мелодии К. Глюка, «Юморес­ки» К. Дворжака, «Весенней песни» Мен­дельсона, музыки Д. Гершвина.

ОКОНЧАНИЕ ПРИЛ. 3

Нормализует сон и работу мозга сюита «Пер Гюнт» Э. Грига, органная музыка И.С. Баха.

При депрессии – «Хабанера» из оперы Ж. Бизе «Кармен», «Турецкий марш» В.А. Моцарта, «Триумфальный марш» из «Аиды» Д. Верди. А ноктюрны Ф. Шопена, наоборот, способны выз­вать депрессию.

При плохом аппетите рекомендуется слушать музыку «Битлз» и фортепианные концерты Ф. Листа, а пение хором «Реквиема» В.А. Моцарта, по мне­нию музыкотерапевтов, укрепляет им­мунитет человека.

Тонизирующая музыка – тот же полонез М. Огиньского, «Чардаш» Монти, музыка из к/ф «Шербургские зон­тики» М. Леграна и просто хороший джаз и рок-н-ролл.

Самоанализ урока.

  • Урок типовой – охвачены все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, вокальная работа, музыковедение.

  • Урок комплексный – в равной мере чередуется деятельность учащихся, направленная на повторение и закрепление пройденного материала, музыкальных навыков и умений с восприятием и усвоением новой информацией.

  • Урок экспериментальный – на протяжении всего урока проводится эксперимент по выявлению силы воздействия музыки на эмоциональное состояние школьников.

  • Урок мультимедийный – на уроке используется компьютерное оборудование, презентация, показ слайдов, аудиозаписи.

  • Урок проектный – учащиеся подготовили по теме урока исследовательский проект.

  • Урок личностно-ориентированный, потому что каждый ученик имел возможность выбрать самостоятельно тему исследования, каждый имел возможность выразить своё отношение к уроку на этапе рефлексии.

  • Структура урока – блочная. Композиционная структура – урок-исследование. Все виды деятельности подчинены достижению основной цели и поставленных дидактических и воспитательных задач.

  • Модулирование урока построено по принципу сквозного развития: каждый последующий блок является продолжением предыдущего.

  • Время деятельности учащихся на уроке и нагрузка не превышает допустимых норм. Смена видов деятельности служит физиологической и психологической разрядкой для детей, применяются здоровьесберегающие технологии.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

  1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе / О. А. Апраксина – М., 1983. – С. 61 – 63.

  2. Барышева Т.А., Шекалов В. А. Креативный ребенок: Диагностика и развитие твор­ческих способностей / Т. А. Барышева, В. А. Шекалов — Ростов-на-Дону, 2004 (Серия «Мир вашего ребенка»).

  3. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения. / П. П. Блонский. С. 103

  4. Большая Советская Энциклопедия. Электронное издание CDROM. 2003.

  5. Ветлугина Н. П. Музыкальное развитие детей / Н. П. Ветлугина. – М., 1997.

  6. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выгодский // Книга для учителя, 3-е издание. – М., Просвещение, 1991. – 93 с.

  7. Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков. Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России» М., С. 44 – 47

  8. Замятина Т. А. Современный урок музыки. / Т. А. Замятина – М., 2007. – С.10 – 17.

  9. Лобанова Е.А. Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки / Е. А. Лобанова // Образова­ние в современной школе. 2005. № 9. С. 44-57.

  10. Лобанова Е. А. Возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий / Е. А. Лобанова // Музыка в школе, 2005, №3.

  11. Овчинникова Т. Музыка для здоровья / Т. Овчинникова. – С-Пб.: Союз художников, 2004

  12. Петрушин В.И. Слушай, пой, играй / В. И. Петрушин. — М.: ВЛАДОС, 2000.

  13. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия / В. И. петрушин. – М.: Владос, 2000.

  14. Прилуцкая Н. В. Формирование интереса к музыке у школьников / Н. Ф.

Прилуцкая // Музыка в школе. – 2007. — №№ 3, 4.

15. Райгородский Б.Д. Что может музыка / Б. Д. Райгородский // Музыка в

школе. 2004. № 4. С. 61-62.

16. Шанских Г. Музыка как средство коррекционной работы / Г. Шанских //

Искусство в школе, 2003, №5.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться. Аристипп
globuss24.ru © 2024 – образование для всех
00
вверх