Открытый урок по изобразительному искусству в 5 классе по теме: «НАРОДНАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ОДЕЖДА»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14

Открытый урок

по изобразительному искусству

в 5 классе ( I четверть)

Тема: «НАРОДНАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ОДЕЖДА»

По программе Б.М. Неменского

Учитель: Юрочкина Ю.П.

г. Арзамас

2010 – 2011 уч. год

Тип урока: Объяснение нового материала (сообщение новых знаний)

Цели и задачи:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с особенностями русского народного праздничного костюма.

  • Сформировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.

Развивающие:

  • Развитие навыков создания художественного образа в декоративной композиции.

  • Развитие творческого начала через умение видеть и составлять свой вариант народного костюма.

Воспитательная:

* Воспитывать любовь к своей Родине, интерес к ее истории, патриотические чувства учащихся, умение видеть эстетику и красоту мира через призму народного костюма.

Материалы:

Бумага, карандаш, кисти, акварельные краски, цветные карандаши.

Зрительный ряд:

На доске – словарик новых слов (записан ряд специальных слов с ударением), вывешены рисунки ребят по этой теме, записаны пословицы и поговорки об одежде.

На стенде – закреплены вещи русского костюма из школьного музея (сарафан, рубаха, пояс, платок, лапти).

Учитель показывает книги (специальную литературу с картинками и русские народные сказки).

У учащихся на столах лежат учебники по изобразительному искусству за 5 класс открытые на соответствующей теме с картинками и фотографиями.

Музыкальный ряд:

Русские напевные мелодии, русские народные песни.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Формирование новых знаний.

  1. Вступительное слово учителя.

— Дорогие ребята! Интересовались ли вы когда-нибудь тем, как выглядели наши предки сто лет назад? Крестьяне с древних времен передавали традиции новым поколениям в устройстве дома, обычаях, праздниках, верованиях и, конечно, в одежде. Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, о истории своего народа. Жизнь крестьянина была неразрывно связана с природой, возделыванием земли. А праздники либо завершали какие-либо этапы крестьянской трудовой жизни, либо предшествовали им. Праздники ждали, к ним готовились. А какие наряды надевали в праздники? Этому важному и интересному вопросу и посвящен наш сегодняшний урок – тема его – «Народная праздничная одежда». Вся эта одежда и у мужчин, и у женщин была очень красивой. В ней обязательно присутствовали элементы декора: вышивка, бисер, шитье, шнур, блестки, полосы позумента. Праздничная одежда изготавливалась долго и трудно, все делалось руками мастериц. Такая одежда могла многое рассказать о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет. Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны. Из чего же состояли женский и мужской праздничный костюм.

Слово предоставляется учащимся.

  1. Доклады (сообщения) учеников.

Выходит девочка, одетая в один из видов женского праздничного костюма.

Сообщение ученицы:

— Женская одежда средней полосы и севера России состояла из рубахи, сарафана, епанечки или коротены, а в холодную пору и душегреи. Рубаха – основа женского народного костюма. Шилась она из белого льняного или конопляного полотна. Ее праздничный вариант украшался вышивкой, оберегавшей от дурного глаза. Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол. Считалось, что чем богаче украшена рубаха, тем счастливее ее владелица. Поверх рубахи надевался сарафан, он украшался спереди узорной полосой, тесьмой, кружевом, узорными пуговицами. На сарафан надевалась епанечка – короткая клешеная кофточка без рукавов, которая шилась из парчевой ткани. Головным уборам уделялось особое внимание – их было большое разнообразие, но при этом и четкое разделение на девичьи уборы и уборы замужних женщин. Молодым девушкам разрешалось показывать свои волосы «Девичья коса – всему миру краса» — они носили легкие и воздушные накосники, коруны, венцы, кокошники, ленты, обручи. Женщины должны были тщательно закрывать волосы от постороннего глаза. Отсюда – глухие сороки, кики, повойники, платки. На юге России вместо сарафана носили поневу – домотканую, клетчатую юбку из шерсти. Ее обшивали лентами и тесьмой. Далее, одевался передник, затем «навершник» для оберегания живота женщины, как символа продолжения рода и украшался вышивкой и узорами. И конечно, к праздничной одежде полагалось много украшений – ушные, шейные и нагрудные. Они очень разнообразные по форме, составу, размерам (были из стекла, камня, бусин, бисера, пуха птиц).

После сообщения девочка поворачивается (как бы кружится перед классом, демонстрируя свой наряд), затем проходит по классу и садится на место.

Выходит мальчик так же одетый в русский народный костюм.

Сообщение ученика:

Костюм мужчины был менее затейлив. Его основой была рубаха – косоворотка. Шили ее из белой, синей или красной ткани и украшали вышивкой. Могла быть рубаха и из клетчатой ткани. Рисунок на рубахе располагался особым образом: нагрудные узоры – «передцы» — защищали сердце и легкие, наплечные – «вошвы» — охраняли руки, а наподольные не пускали злые силы снизу. Порты (штаны) были темных расцветок, иногда в полоску. Их заправляли в сапоги или обертывали онучами, а поверх надевали лапти. Поверх рубахи надевали зипун, а на голову шапку из сукна или войлока.

После окончания сообщения мальчик также поворачивается, проходит по классу, демонстрируя свою одежду, затем садится на место.

3. Слово учителя.

— Итак, ребята, вот сколько нового и интересного узнали мы сегодня на уроке о русском народном праздничном костюме. И наш с вами словарный запас пополнился новыми интересными словами – это (обращает внимание класса на доску, где записаны слова). Читает.

Словарик.

Армяк (зипун) сорока

Душегрея повойник

Епанечка (коротена) позумент

Косоворотка онучи

Кожух рубище

Кумач сафьян

Кушак (пояс) сермяга

Коруна телогрея

Кокошник убрус

Кика

Далее учитель обращает внимание детей на стенд и говорит: «А вот здесь, ребята, обратите внимание, вы видите некоторые из вещей нашего национального костюма, которые хранятся и представлены в нашем школьном музее – рассмотрите их, пожалуйста, внимательно. Это рубаха, сарафан, пояс, платок и лапти.

— А теперь, ребята вспомните нашу первую тему в четверти – «Древние образы в народном искусстве» и вот здесь в русском народном костюме (одежде) также они присутствуют – головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому узоры – солнце, луна, звезды, птицы, которые связывают небо и землю. А в узорах и вышивках других частей костюма господствует образ плодородной земли – животные, растения, цветы. Подол рубахи или юбки украшался орнаментом, символизирующим засеянную пашню – дерево жизни, птицы. Пояса украшались головами ящеров, символизирующими подземно – подводный мир.

  1. Физкультминутка.

Проводится двумя учащимися – мальчик и девочка (наклоны туловища, повороты головы, махи руками, разминка кисти рук).

  1. Практическая часть.

Слово учителя:

Ну что же, ребята, теперь мы можем приступить к практической части нашего урока и задача ваша будет выполнить эскиз русского народного праздничного костюма мужского или женского, а можно нарисовать оба костюма.

Обращает еще раз внимание учащихся на доску.

  1. Ребята, посмотрите, пожалуйста, сюда, здесь вы видите выставленные для вас работы ребят прошлых лет обучения по нашей теме. Посмотрите внимательно еще раз, как правильно изображается костюм, все его элементы. Здесь также вашему вниманию представлены пословицы и поговорки. Прочитайте их.

По очереди учащиеся вслух читают пословицы.

  • По одежке встречают, по уму провожают.

  • Хвалят на девке шелк, когда в самой девке есть толк.

  • У бабы рубашки – те же мешки: рукава завяжи, да чего хочешь положи.

  • Курицу не накормишь, а девицу не нарядишь.

  • Девичья коса – всему миру краса.

  • Друг лучше старый, а платье новое.

  • Шуба тепла и мохната – жить вам легко и богато.

— Хорошо, ребята. А теперь приступаем к работе. Перед вами бумага и все необходимые принадлежности. У каждого на парте есть учебник. Откройте его на нашей теме, там вам в помощь будут рисунки и фотографии.

Учащиеся приступают к работе. Учитель проходит по рядам, наблюдая за работой класса. В это время включается негромкая музыка, сопровождающая работу учащихся.

  1. Анализ работ.

Отбираются законченные работы ребят и выставляются у доски. Отмечаются удачные и неудачные варианты.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector