Открытый урок на тему: «Легко ли быть Песталоцци?» 3 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 33 с углубленным изучением английского языка»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Открытый урок на тему:

«Легко ли быть Песталоцци?

(Главы из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку?»)

Учитель начальных классов

Шайдуллина Эльвира

Исмагиловна

г. Нижнекамск, 2014 г.

Класс: 3

Тема: «Легко ли быть Песталоцци? (Главы из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку?»)

Цели: познакомить с творчеством Г. Куликова;

развивать умение воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

развивать умение осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

работать над развитием четкости произношения;

воспитывать интерес к чтению.

Наглядность и оборудование: учебник, интерактивная доска, рабочая тетрадь

Ход урока.

  1. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания

— Вам понравилось в Школе клоунов? Что в ней необычного? Чему учат?

В Школе клоунов учат самостоятельно мыслить, не дают знания в готовом виде, ученики сами их добывают, например, с помощью опытов; учат быть внимательными к мнению других, слушать друг друга; учителя ведут себя «строго», но «весело», постоянно опираются на жизненный опыт своих учеников, развивают у них чувство юмора.

— Расскажите об учениках Школы клоунов, какие у них характеры.

Клоун Шура: скромный молодой юноша, считает себя культурным (слушает радио) и немного странным: если он о чем-то подумает, то это сразу появляется. Но он не прав: это замечательное свойство, можно сказать, что Шура – волшебник.

Клоун Наташа: молоденькая девушка, мечтает стать самым знаменитым клоуном, хочет выступать по телевизору и сниматься в кино. Считает себя культурной, потому не дерется, не плюется, где не надо.

Клоун Саня: юный охотник, прилетел из тайги со своим верным Полканом, с которым никогда не расстается. Саня любит животных и умеет их терпеливо и упорно воспитывать, но он рассеянный, часто не может сосредоточиться. Саня умеет играть на баяне.

Товарищ Помидоров: взрослый человек, чисто выбритый, с галстуком и большим портфелем. Он прибыл в Школу по ошибке, потому что собирался на курсы повышения завхозов, но, так как считает, что его руководство ошибаться не может, остался на занятия.

Хорошо открыть Школу клоунов по обучению дельфинов. Дельфины – очень умные животные, их легко обучать. Суть занятий будет заключаться в обучении дельфинов дежурству там, где купаются дети, играть с ними и спасать тонущих детей. Главная прелесть этой школы в том, что она будет находиться на море, где всегда тепло, и можно общаться с самыми добрыми животными – дельфинами.

  1. Развитие умений.

  1. Работа с текстом до чтения.

— Сегодня мы с вами познакомимся с произведением Геомара Куликова «Как я влиял на Севку»

— Послушайте биографию писателя

Геомар Куликов родился 28 мая 1924 года в Москве, его отец был зоологом, профессором Тимирязевской сельскохозяйственной академии, мать работала в библиотеке Тимирязевской академии, но в основном занималась воспитанием детей.

В 30-е годы семья несколько раз переезжала, так как был риск, что отца могут арестовать. Сначала они жили в Кирове (нынешняя Вятка), где Геомар Куликов учился в средней школе, затем в городе Балашиха Московской области. Там он окончил школу, там же его застало начало Великой Отечественной войны.

Некоторое время вместе с семьей он жил в эвакуации в Сибири, а в 1943 году отправился добровольцем на фронт. Участвовал в действиях 11 гвардейской дивизии 3-го Белорусского фронта. По окончании войны Геомар Куликов учился в Московском библиотечном институте. С 1951 года работал редактором Всесоюзного радио, с 1954 года – заведовал литературно-драматическим вещанием на Магаданском радио. В 1956 году вернулся в Москву, где продолжал работу на радио и параллельно начал публиковать рассказы и заметки в юношеских журналах – «Пионер», «Юный натуралист». В 1962 году вышел первый авторский сборник рассказов «Переходящий кубок» («Советская Россия»).

Геомар Куликов написал много произведений: «Как я влиял на Севку», «Повесть о Демидке и медной копейке», «Тайный гонец», «Юрьев день», «У Дона Великого на берегу», «Пушкарь Собинка», «Спокойствие не восстановлено»

2. Словарная работа.

Кандидатура – лицо, которое предлагается к избранию, то же, что и кандидат.

Манера разговаривать – особенность разговаривать.

Нотации – наставления, выговоры, упреки, морали – поучения.

3. Первичное чтение.

Части 1, 2 дети читают вслух.

— Что из первой части мы узнали о самом Севке?

— Почему автор повести так пренебрежительно называет его Севка?

— Какой прием использовал автор, дав Севке такую смешную фамилию?

— А сейчас читаем вторую часть без комментариев.

— Что можете сказать о Севке? Легко ли будет нашему герою (его зовут Костя Горохов) на Севку повлиять?

Часть 3 читаем вслух, ведем диалог с автором.

До конца уроков я ломал голову; как подступиться к Севке? (То есть, что пытается решить Костя?) Я понимал: голыми руками Севку не возьмешь. (То есть легко все не получается, надо найти какой-то подход.) Нужен какой-то особый подход. Но сколько ни примерялся, ничего путного не получалось. Только на последнем уроке меня осенила блестящая идея. (Как вы думаете, какая идея пришла в голову нашему герою? А вы на его месте, чтобы делали?)

Едва прозвенел звонок, я подошел к Севке.

— Слушай, Мымриков, мне дали поручение подтянуть тебя.

Севка со вкусом зевнул. (Не очень-то ему, интересны эти разговоры!)

— Раз дали – выполняй. Кто ж тебе мешает? Только учти, — Севка сделал многозначительную паузу, — на меня не рассчитывай. А то знаю, тебе дали поручение, а я – отдувайся: сиди и решай всякие там дурацкие задачки…

— Положим, задачки тебе теперь не придется решать совсем.

— Итак, кто же герой повести?

— Что им предстоит?

Попробуйте предположить как будут развиваться события.

4. Физ. мин.

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело

5. Чтение главы второй, части 1, 2 читаем вслух.

В части 2 ребята учатся во вторую смену; что Севка, оказывается, может выглядеть и вести себя прилично (когда думает, что дома взрослые); что означает слово неусидчивый.

— Что нового узнали о Севке?

— Сработал ли Костин план? Как вы думаете, почему?

— Попробуйте предположить, что будет дальше.

6. Начало работы над характеристикой героев.

Задание 3, страница 25 рабочей тетради

I – вариант – записывает слова, характеризующие Севку; II – вариант – Костю.

Севка – последний ученик, неусидчивый, веселый, шалопай, неаккуратный (не любит умываться, чистить зубы), с чувством юмора.

Костя – серьезный, с чувством юмора, ответственный, усидчивый, неплохой психолог.

— Что мы делали?

(Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, высказывали свое отношение к героям.)

  1. Итог урока

— Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *