Открытый урок для 8 класса «Особенности скелета человека»

Тема урока «Особенности скелета человека». 8 класс.

Учитель биологии МАОУ СОШ№9 Викулова Зоя Леонидовна.

Цель: установить особенности, характерные для скелета человека и причины, их вызвавшие.

Тип урока: урок – исследование.

Оборудование: таблицы, модель скелета собаки и человека.

«Много есть чудес на свете,

Человек – их всех чудесней».

Софокл.

Мы продолжаем познавать себя – один из более 1,5 миллионов видов живых существ, населяющих планету Земля, имя которому Человек разумный. Как вы думаете, имеет ли скелет человека отличительные особенности строения?

(Объявляется тема урока – Особенности скелета человека и цель: установить особенности, характерные для скелета человека и причины, их вызвавшие.)

Класс разбивается на 6 групп по 4-5 человек, каждая группа получает один из шести вариантов заданий.

Результатом работы в группе должно стать выявление отличительных особенностей разных отделов скелета человека и установление причин, которыми обусловлены появившиеся изменения.

Вариант№1.

Сравнить череп человека и млекопитающего: какой отдел более развит у животного? А у человека? Как вы думаете, почему?

Вариант№2.

Сравнить позвоночник человека и млекопитающего животного: чем отличается позвоночник человека от позвоночника животного по форме? По строению позвонков? Чем вы объясните такие особенности в позвоночнике человека?

Вариант№3.

Сравнить грудную клетку человека и млекопитающего животного: чем отличаются по форме грудные клетки? Как вы объясните это различие?

Вариант№4.

Сравнить тазовый пояс человека и млекопитающего животного: в чем отличие формы таза у человека и животного? С чем связаны эти отличия?

Вариант№5.

Сравнить строение верхней конечности человека и млекопитающего: какая часть конечности имеет отличительные особенности? Как вы объясните это? Какое значение для человека имеют эти отличия в строении?

Вариант№6.

Сравнить строение нижней конечности человека и млекопитающего: какие особенности строения отличают нижние конечности человека? Чем они обусловлены? Какое значение для человека имеют эти особенности скелета?

По окончании работы в группах в классе проходит обсуждение результатов и заполнение в тетради таблицы «Особенности скелета человека».

Отдел скелета

Особенности скелета человека

Причины появления этих особенностей

Череп

Преобладание мозгового отдела над лицевым

Увеличение объема головного мозга, развитие речи

Позвоночник

Изгибы, массивность костей поясницы, срастание позвоночного крестца

Прямохождение, смещение центра тяжести

Грудная клетка

Расширена в стороны

Прямохождение

Таз

Широкий, в виде чаши, сросшиеся кости

Прямохождение, смещение центра тяжести

Верхние конечности

Подвижные кости кисти, противопоставленный большой палец

Трудовая деятельность

Нижние конечности

Массивные кости, сводчатая стопа

Прямохождение. Смещение центра тяжести

Итогом урока является формирование вывода по уроку и его запись в тетради: скелет человека имеет отличительные особенности, причинами появления этих особенностей являются прямохождение, развитие трудовой и мыслительной деятельности, появление речи. Эти факторы являются определяющими антропогенеза.

Домашнее задание: стр.100-115, вопросы стр.107, 115.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector