Организация проектной деятельности учащихся по биологии как способ формирования УУД

Тишина Олеся Юрьевна, учитель биологии МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Дмитриева»

Организация проектной деятельности учащихся по биологии как способ формирования УУД

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности.

Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного усвоения новых знаний, умений, развивают творческую инициативу, способствуют выработке навыка самостоятельного мышления.

В основе Стандарта лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает активную учебно – познавательную деятельность учащихся. С этой позиции метод проектов является одним из эффективных методов, так как позволяет получить практически все метапредметные результаты обучения.

При использовании метода проектов я направляю деятельность учащихся на творческое усвоение научных знаний и овладение методами научного познания.

Развитие творческой активности в значительной степени зависит от самостоятельности его поисковой деятельности, так как знания, приобретенные в результате собственного поиска, становятся основой для получения новых знаний.

В своей практике я использую проекты различной типологии: исследовательские, творческие, индивидуальные, парные, групповые, краткосрочные, долгосрочные.

Часто включаю проектную деятельность в обычный урок. Такие задания стимулируют учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску закономерностей. Это задания на работу с готовыми гербарными экземплярами, коллекциями и моделями органов растений, животных и человека.

Начиная с 5 класса, с курса природоведения, я включаю учащихся в проектную деятельность с подготовки информационных проектов в виде сообщений, с которыми они выступают на уроках: «Химические и физические явления в природе», «Растения Курской области», «Памятники природы».

Учащиеся 6-х классов при изучении биологии растений проводят исследовательские проекты: «Влияние условий освещения на пожелтение листьев», «Влияние факторов среды на прорастание семян», «Вода в жизни растений».

Например, при изучении темы «Лишайники» учащиеся по группам, самостоятельно, работая со справочными материалами, а также с ресурсами сети Интернет, готовили проекты «Разнообразие лишайников», «Среда обитания лишайников», «Значение лишайников в природе и жизни человека». Таким образом, в ходе проведения данного урока в реализацию проектной деятельности был вовлечен каждый учащийся класса.

Особый интерес у учащихся вызывают исследовательские проекты в разделе «Человек и его здоровье», направленные на изучение механизмов функционирования и регулирования систем органов и организма в целом.

При изучении данного раздела в 8 классе учащиеся чаще всего выполняют мини – проекты в качестве домашних заданий к уроку: посчитать пульс до и после нагрузки, измерить артериальное давление, температуру тела, установить зависимость между нагрузкой и уровнем энергетического обмена, составить рацион своего питания и другие.

Кроме того, учащиеся под моим руководством выполняют и долгосрочные проекты. Так, при изучении темы «Опорно – двигательная система» были разработаны проекты «Сколько весит портфель?», «Упражнения для правильной осанки».

В теме «Пищеварение» наиболее интересными стали проекты: «Нужно ли школьнику завтракать?!», «Здоровое питание – здоровый образ жизни», «Вся правда о чипсах и сухариках».

Большое внимание проектной деятельности уделяю в разделе «Общая биология» (9-11 класс). Например, при изучении темы «Генетика человека» каждый учащийся 11 класса составлял генеалогическое древо своей семьи и писал исследовательский проект «Моя родословная».

При изучении темы «Происхождение и развитие жизни на Земле» в 10 классе учащиеся составляли проект виртуальной экскурсии в прошлое. Это групповой проект, где каждый играл свою роль: директора музея, создателей экспозиций по историческим эрам, экскурсоводов, которые составляли текст экскурсии, презентации в электронном виде.

Важной составляющей формирования УУД на уроках биологии является творческая деятельность, которая также реализуется через проектную деятельность. Учащиеся готовят разнообразные творческие проекты: выставки, сочинения, кроссворды, школьные биологические газеты, фоторепортажи.

Творческие проекты можно организовывать не только на уроках, но и на экскурсиях. При проведении экскурсии в 7 классе по теме «Знакомство с многообразием животных в природе» учащиеся собирали материал о животных Курской области, который обобщили в творческом проекте «Животный мир родного края». Данный материал был представлен в виде биологической газеты с фоторепортажем, с предложенными мерами по сохранению видового разнообразия животного мира.

Особое направление в формировании УУД через проектную деятельность – это внеклассная работа по биологии. Мною проектная деятельность во внеклассной работе реализуется через работу школьного биологического кружка «Юные исследователи», а также работу естественно – научной секции школьного научного общества «Эрудит». Во внеклассной работе по биологии учащиеся в основном работают над межпредметными проектами, включающими вопросы биологии, химии, географии, экологии, истории: «Как питались на Руси и в России», «Химический состав клетки», «Влияние азотных удобрений на рост и развитие растений», «Вода – самое удивительное вещество на Земле». Подобные проекты, на мой взгляд, помогают учащимся сформировать представление о целостности окружающего мира.

Важным аспектом для формирования УУД является вовлечение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность через школьное научное общество обучающихся «Эрудит».

За пять лет работы ШНОО «Эрудит» учащимися под моим руководством были подготовлены многочисленные проекты: «Состав меда», «Витамины и здоровье человека», «Лук – полезный друг», «Влияние алкоголя на организм человека», «Изучение влияние воды на организм человека», «Определение уровня здоровья старшеклассников». Ежегодно результаты своей проектной деятельности учащиеся представляют на школьной научно – практической конференции.

Анализируя опыт своей работы по организации проектной деятельности по биологии, можно сделать вывод, что данная работа стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию, развивает как интеллектуальные, так и творческие способности учащихся. У них формируются поисковые, коммуникативные, познавательные умения. Кроме того, они способны планировать, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы.

Библиографический список

1. А.Г.Асмолов и др. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. – М.: Просвещение, 2010

2. Г.И.Лернер Роль УМК в формировании УУД на уроках биологии// Биология в школе. – 2010 год, №8

3. Русских Г.А. Технология проектного обучения// Биология в школе. – 2003 год, №3

4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: Аркти, 2004

5

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector