Олимпиада по истории России для обучающихся 9 класса

Олимпиада по истории России для обучающихся 9 класса

2008-2009 учебный год

1. Выбери правильный ответ

Задание A1.

    Создателем «Науки побеждать» был

1) А.В. Суворов;  

2) А.Д. Меншиков;  

3) Петр I;  

4) Г.А. Потемкин.

Задание А2.

    В результате Бородинского сражения

    1) армия Наполеона перешла к обороне;  

    2) было заключено перемирие;  

    3) французская армия начала утрачивать стратегическую инициативу;  

    4) была освобождена Москва.

Задание A3.

    А.М. Горчаков, А.С. Пушкин, И.И. Пущин были выпускниками

    1) Московского университета;  

    2) Царскосельского лицея;  

    3) Училища колонновожатых;  

    4) Института восточных языков.

Задание A4.

    Прочтите отрывок из грамоты, направленной из Москвы в г. Владимир, и укажите, о чьем избрании на царство в ней рассказывается.
    «По милости Божьей собрались бояре и воеводы, князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой да стольник воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский со всеми ратными людьми и очистили царствующий град Москву от польских и литовских людей. А без государя никакие дела не делаются, и о людях божиих заботиться некому. И мы со всем собором и всяких чинов выборные люди о государском избрании долго думали и решили ни литовского, ни шведского короля, ни их детей, ни иных не греческого закона веры на Владимирское и Московское государство не избирать и Маринки и ее сына на государство не хотеть, потому что мы видели неправду польского и шведского королей… Решили мы избрать на Владимирское и Московское государства и на все великие государства государя из московских родов, кого Бог даст».

1) Бориса Годунова;  

2) Лжедмитрия I;  

3) Василия Шуйского;  

4) Михаила Романова.

Задание A5.

    Что из названного относится к итогам внешней политики Ивана IV?

    1) завоевание Россией выхода в Балтийское море;  

    2) присоединение к России Сибирского ханства;  

    3) окончание зависимости Руси от Золотой Орды;  

    4) потеря Россией Смоленских и Черниговских земель.

Задание А6.

  Что из названного относится к результатам и последствиям церковных реформ середины XVII в.?

    1) упразднение патриаршества;  

    2) раскол церкви;  

    3) исправление церковных книг по древнерусским источникам;  

    4) создание Синода, подчинение церкви государству.

Задание A7.

    Какое из указанных положений закрепляло Соборное уложение 1649 г.?

    1) урочные лета;  

    2) единый для всей страны срок перехода крестьян от одного владельца к другому;  

    3) престиж личности царя и авторитет власти;  

    4) объявление России империей.

Задание A8.

    Что из названного произошло в царствование Николая I?

    1) составление Свода законов Российской империи;  

    2) учреждение военных поселений;  

    3) основание Царскосельского лицея;  

    4) продажа Аляски Соединенным Штатам Америки.

Задание A9.

Кто из названных правителей пришел к власти в результате дворцового переворота?

    1) Алексей Михайлович, Петр II;  

    2) Петр I, Павел I;  

    3) Екатерина I, Петр III;  

    4) Елизавета Петровна, Екатерина II.

Задание A10.

    Что такое «отрезки»?

    1) земля, которую отрезали у помещиков;  

    2) земля, которой наделялись крестьяне по реформе 1861 г.;  

    3) часть крестьянского надела, оказавшаяся «лишней» по сравнению с установленной в 1861 г. нормой;  

    4) земля, переходившая в государственный фонд.

2. Объясни термины

Б1 Установите соответствие между понятиями, терминами и их определениями.

        Термины
    1) вира
    2) полюдье
    3) удел
    4) вече.

        Определения
    А) доля члена княжеского рода в родовом владении
    Б) штраф за совершенное преступление
    В) часть дани и оброка, отдаваемая церкви
    Г) объезд князем с дружиной подвластных земель для сбора дани
    Д) народное собрание.

  Б2  Как названы в Русской Правде управляющие княжескими вотчинами?

1) закуп;  

2) тиун;  

3) рядович;  

4) смерд.

Б3 Что в старину означало слово «браный»?

1) Имеющий отношение к войне;

2) Вытканный узорами;

3) Обработанный бороной;

4)Богохульный;

Б4 Кого в России конца XVIII в. Называли «архаровцами»?

1)   Полицейских;

2) Пожарных;

3)  Бродяг; 

4) Цыган;

Б5 Как раньше в России называли взятку?

1)  Воробей в рукаве;

2)Барашек бумажке;

3) Петушок в кармане;

4)Поросенок в корзинке;

3. О ком, о чем идет речь?

Задание B1

   Прочтите отрывок из документа XVIII в. и назовите автора этого обращения.
     «Великий государь и над цари царь достойный император Петр Федорович, разсудя своим мнением ко всем моим верно-подданным послать сей мой имянной указ и протчая и протчая и протчая.
    Да будет вам известно всем, что действительно я, я сам великий. И веря о том без сомнения, знайте мне подданные во всяких сторонах…
    И пожаловал вас землею, водою, солью, верою и молитвою, пажитью и денежным жалованием, за что должны вы служить мне до последней погибели. И буду я вам за то против сего увещевательного указа отец и жалователь…
    Император сам Петр Третей руку приложил».

Задание B2

    Прочтите отрывок из письма декабриста Г.Е. Батенькова и назовите имя государственного деятеля, о котором идет речь.
    «Граф имел обширную и непреклонную волю…
     Деятель он был неутомимый, и хотя главное его предприятие – военные поселения – общим мнением не одобрялись и были причиною неумолимого на него негодования, однако же он несмотря ни на что и мерами слишком крутыми дал ему обширное развитие».

_____________________________________________________________________________

Задание B3

  Прочтите отрывок из грамоты, направленной из Москвы в г. Владимир, и укажите, о чьем избрании на царство в ней рассказывается.

    «По милости Божьей собрались бояре и воеводы, князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой да стольник воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский со всеми ратными людьми и очистили царствующий град Москву от польских и литовских людей. А без государя никакие дела не делаются, и о людях божиих заботиться некому. И мы со всем собором и всяких чинов выборные люди о государском избрании долго думали и решили ни литовского, ни шведского короля, ни их детей, ни иных не греческого закона веры на Владимирское и Московское государство не избирать и Маринки и ее сына на государство не хотеть, потому что мы видели неправду польского и шведского королей… Решили мы избрать на Владимирское и Московское государства и на все великие государства государя из московских родов, кого Бог даст».

_____________________________________________________________________________

Задание B4

  Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя императрицы, о которой идет речь.
    «Неудавшаяся личная жизнь рано овдовевшей императрицы парадоксальным образом сказалась на управлении страной. Еще в Митаве самым близким к ней человеком стал курляндский дворянин Эрнст Бирон. С ним, приехавшим вскоре после воцарения императрицы в Москву, она не расставалась ни на минуту. Она постоянно нуждалась в его обществе, делила с ним все горести и радости… Власть Бирона над ней была поистине безгранична, и вполне понятно, что ни одно важное решение не принималось без его участия».

Задание B5

   Прочтите отрывок из документа и укажите пропущенную фамилию генерала, о котором в нем говорится.
    «Относительно нужно сказать, что общераспространенное мнение о нем как о человеке выдающемся было весьма далеко от истины. Не может быть сомнения, что он был человек безумной храбрости, предприимчивости, но талантов, присущих крупному вождю, он не выказал, может быть, потому, что не имел случая, а вернее, потому, что не обладал ими… С политической стороны генерал, затеявший поход против Керенского, оказался сущим младенцем по наивности, непониманию обстановки и мягкости характера, отдавшей его в руки окружавших авантюристов весьма невысокого разбора».

____________________________________________________________________________

4. Установите соответствие

Задание Г1

    Установите соответствие между фамилиями деятелей русской культуры XVIII в. и сферами их деятельности. К каждому из 4-х элементов (1, 2, 3, 4) подбирается один соответствующий элемент из обозначенных буквами (А, Б, В, Г, Д).

        Фамилии
    1) М.В. Ломоносов
    2) А.К. Нартов
    3) В.Л. Боровиковский
    4) В.В. Растрелли.

        Сферы деятельности
    А) театр
    Б) наука
    В) архитектура
    Г) техника
    Д) живопись.

_______________________________________________________________________

 

Задание Г2

  Установите соответствие между событиями истории Древней Руси и именами их участников.

        События
    1) создание «Повести временных лет»
    2) военный разгром хазар
    3) объединение Новгорода и Киева
    4) начало правления варягов на Руси.

        Участники
    А) Рюрик
    Б) Олег
    В) Ярослав Мудрый
    Г) Нестор
    Д) Святослав Игоревич.

___________________________________________________________________________________________________________________

Задание Г3

 Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей XVII – XVIII вв. и их деятельностью. К каждому из 4-х элементов (1, 2, 3, 4) подбирается один соответствующий элемент из обозначенных буквами (А, Б, В, Г, Д)

        Фамилии
    1) В.В. Голицын
    2) Б.П. Шереметев
    3) Н.И. Панин
    4) Г.А. Потемкин

        Деятельность
    А) фаворит царевны Софьи, глава Посольского приказа
    Б) граф, воспитатель Павла I, руководил коллегией иностранных дел
    В) военачальник, сподвижник Петра I
    Г) граф, фаворит Елизаветы Петровны, создатель Академии художеств
    Д) генерал-фельдмаршал, светлейший князь Таврический, фаворит Екатерины II.

____________________________________________________________________________________________________________________

Задание Г4

Установите соответствие между событиями и датами:

 1) 1378    А) битва на Калке
 2) 1240   Б) битва на Воже
3) 1223  В) Ледовое побоище
 4) 1242   Г) Невская битва

__________________________________________________________________________

Задание Г5

Установите соответствие между событиями и датами:

1) 1581 А) Крещение Руси

2)1762 – 1796 Б) Судебник Ивана Грозного

3) 988 В) Царствование Екатерины II

4)1700 – 1721 Г) Указ о введении заповедных лет

5) 1550 Д) Северная война

____________________________________________________________________________

Ключ к заданиям олимпиады

1. Выбери правильный ответ

А1 – 1, А2 – 3, А3 – 2, А4 – 4, А5 – 2, А6 – 2, А7 – 1, А8 – 2, А9 – 4, А10 – 3.

МАКСИМАЛЬНОЕ ЧИСЛО БАЛЛОВ – 10

2. Объясни термины

Б1: 1 – Б, 2 – Г, 3 – А, 4 – Д

Б2 – 2

БЗ – 2

Б4 – 1

Б5 – 2

МАКСИМАЛЬНОЕ ЧИСЛО БАЛЛОВ – 8

3. О ком, о чем идет речь?

В1 – Пугачев Е.И.

В2 – Аракчеев А.А.

В3 – Михаил Романов

В4 – Анна Иоанновна

В5 – Корнилов Л.Г.

МАКСИМАЛЬНОЕ ЧИСЛО БАЛЛОВ – 5

4. Установите соответствие

Г1: 1-Б, 2-Г, 3-Д, 4-В.

Г2: 1-Г, 2-Д, 3-Б, 4-А.

Г3: 1-А, 2-В, 3-Б, 4-Д.

Г4: 1-Б, 2-Г, 3-А, 4-В.

Г5: 1-Г, 2-В, 3-А, 4-Д, 5-Б.

МАКСИМАЛЬНОЕ ЧИСЛО БАЛЛОВ – 21

МАКСИМАЛЬНОЕ ЧИСЛО БАЛЛОВ ЗА ОЛИМПИАДУ– 44

8

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector