Оксиды. Определение, состав, номенклатура, классификация и структурные формулы, 8 класс

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением английского языка» Ново – Савиновского района г. Казани

Конспект урока по химии
в 8 классе

«Оксиды. Определение, состав, номенклатура, классификация и структурные формулы»

подготовила

учитель химии и естествознания

Чекункова Елена Владимировна

Казань, 2011

Конспект урока по химии в 8 классе

Тема урока: «Оксиды. Определение, состав, номенклатура, классификация и структурные формулы»

Цель урока: начать формирование понятия оксидов; научить давать названия на примере формулировки определения оксидов; по молекулярным формулам вещества научить записывать структурные формулы оксидов.

Образовательные задачи:

— обеспечить в ходе урока усвоение понятия «оксиды»,

— обеспечить формирование умения работать в группе, вести дискуссию по теме;

— обеспечить обобщение изученного материала и закрепление знаний по теме.

Развивающие задачи:

— развитие умения применять новые знания на практике;

— умение обнаруживать отличительные и сходные признаки;

— формирование умения анализировать, сопоставлять, и обобщать знания по теме.

Воспитательные задачи:

— воспитание осознанной потребности в знаниях;

— совершенствовать умение выслушивать мнение каждого члена коллектива, делать самостоятельные выводы;

— развитие любознательности;

— совершенствование учебных умений, навыков, развитие любви к предмету и к науке;

— формирование культуры речи.

Тип урока:

урок изучения нового материала, и применения новых знаний на практике.

Место данного урока в теме: первый урок в теме «Классификация сложных неорганических веществ».

Метод:

комбинированный (словесно – наглядно – практический).

Структура урока:

  1. Организационный момент. Постановка задачи.

Вещества очень разнообразны. По определенным признакам их объединяют в группы, то есть классифицируют. Сегодня мы с вами познакомимся с одним из классов соединений – оксидами.

2. Обсуждение нового материала.

Обсуждение ведем по этапам:

1) экспериментальное установление свойств оксидов,

2) вычленение существенного признака оксидов и формулировка определения,

3) «знакомство» с наиболее известными нам оксидами.

Учебная деятельность будет заключаться в описании свойств некоторых оксидов и в поиске существенного признака. Для этого на ученических столах ставятся раздаточные материалы: в пробирках находятся оксид меди(II), оксид магния, оксид железа (III), оксид кремния, оксид углерода (IV), вода. Кроме того, на учительском столе находится пробирка, наполненная оксидом азота (IV).

Учащимся предлагается заполнить таблицу в тетради, отметив разнообразные свойства оксидов (различное агрегатное состояние, окраску, температуру плавления). Слайд 2 с таблицей высвечивается на экране, учитель вместе с учащимися заполняет ее, открывая «шторки» колонок последовательно.

Наблюдения учащихся: оксиды могут быть в различных агрегатных состояниях. Так, например, оксид меди(II), оксид магния, оксид железа (III), оксид кремния – твердые вещества; вода – жидкая; оксид азота (IV) и оксид углерода (IV) — газы. Самый тугоплавкий – оксид магния. Его температура плавления 28250С. У всех твердых веществ температура плавления очень высокая. По мере перехода из твердого в газообразное состояние у веществ температура плавления понижается. Самая низкая температура плавления среди образцов оксидов – у углекислого газа (оксида углерода (IV).

Анализируем различные свойства веществ – оксидов. Затем предлагаем найти общее свойство оксидов. Дети обращают внимание на то, что в состав каждого оксида входят атомы кислорода. Обращаем также внимание на то, что кроме кислорода в оксидах есть наличие еще одного химического элемента. Формулируем определение и записываем его в тетрадь (работаем со слайдом 3). Оксидыэто соединения, состоящие из атомов двух элементов, одним из которых является кислород в степени окисления -2. Общая формула оксидов ЭхОу, где х – число атомов элемента, у – число атомов кислорода.

Далее учимся давать названия оксидам – работа со слайдами 4 и 5 – обращаем внимание ребят на элементы, валентность которых постоянная и не указывается в названии оксида ( это элементы I, II группы главной подгруппы, а так же алюминий и цинк. У элементов I группы главной подгруппы степень окисления во всех соединениях равна +1; у элементов II группы главной подгруппы+2; у цинка – всегда +2, а у алюминия+3). В названиях оксидов данных элементов их валентность не указывается. Во всех остальных случаях валентность элементов, образующих оксид, указывается римской цифрой в скобках. Например, Fe2O3 – оксид железа (III) (читается: «оксид железа три»), P2O5 – оксид фосфора (V) (читается: «оксид фосфора пять»).

На следующем этапе урока учимся написанию структурных формул веществ – оксидов. Для того чтобы составить структурную формулу оксида, необходимо вспомнить, что все валентные возможности атомов мы показываем черточками. В оксидах атомы кислорода связаны только с атомами другого элемента и не связаны между собой. Число связей (черточек) у атома кислорода должно быть равно двум, а у атома элемента число связей должно быть равно его степени окисления:

  • МgО Мg О

  • SO2 О S О

  • Аl2O3 О Аl О Аl О

С какими оксидами в жизни вы встречались, ребята?

Ответы учащихся: вода (теперь мы знаем, что это — оксид водорода)

оксиды железа — ими богаты руды; кто-то скажет о кислотных дождях, возникающих из-за наличия сернистого газа в атмосфере; несомненно, вспомнят о углекислом газе…

Ребята, а что вы можете сказать про самые известные нам оксиды, про воду, углекислый газ?

Ответы учащихся: из курса естествознания мы знаем, что вода – единственное вещество на земле, которое одновременно может находиться в трех агрегатных состояниях – в жидком , твердом и газообразном; температура кипения воды 1000С, температура плавления льда 00С; вода при нагревании от 0 до 40С сжимается, а при дальнейшем нагревании – расширяется; вода – хороший растворитель, и т.д.

Ребята, посмотрите на слайд. Возможно, мы еще что-то не вспомнили…На слайде 8 представлена информация о известных из жизни детям оксидов – воде, углекислом газе и оксиде кремния. Поочередно выбираем представленные на слайде картинки и знакомимся с информацией, представленной на них.

А теперь, ребята, давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили материал сегодняшнего урока. Внимательно читаем задание на экране. Выполняем его, и проверяем с вариантом, предложенным на экране.

Задание 1. Из приведенного перечня веществ выпишите только формулы оксидов:

CaO, HNO3, SiO2, KOH, H2SO4, P2O5, MgO, CaCO3, HF, HNO3, Al(OH)3, B2O3

Ответ: CaO, SiO2, P2O5, MgO, B2O3.

Задание 2. Назовите следующие оксиды: а) СаО, б) SO2 и SO3, в) Аl2О3, г) Мn2О7 и МnО, д) СrО3 и Сr2О3 .

Ответы:

а) оксид кальция,

б) оксид серы (IV) и оксид серы (VI),

в) оксид алюминия

г) оксид марганца (VII) и оксид марганца (II),

д) оксид хрома (VI) и оксид хрома (III).

Задание 3. Составьте молекулярные и структурные формулы указанных оксидов: а) оксид калия, б) оксид бария, в) оксид серы (VI).

Ответы: а) К2О К О К

б) ВаО Ва О

в) SO3 О S О

О

Задание 4. Не производя вычислений, скажите, в каком из оксидов массовая доля кислорода больше: 1) H2О; 2) Li2О; 3) Сu2О; 4) Аg2О

Напоминание: массовая доля элемента рассчитывается по формуле:

(O) = Ar (O). / M(вещества)

В данных оксидах содержится один атом кислорода. Следовательно, в числителе в каждом варианте будет одинаковое число, а именно 16 – относительная атомная масса кислорода. А в знаменателе – молярная масса всего вещества, которая есть сумма относительной атомной массы элемента, образующего оксид, и кислорода. Самый тяжелый элемент из предложенных – это серебро. Следовательно, молекулярная масса оксида серебра (I) будет наибольшей, а содержание кислорода в нем – наименьшее. Таким образом, получаем ответ: наибольшая массовая доля кислорода в оксиде водорода – в воде.

Ребята, спасибо за урок. Записываем домашнее задание.

5. Домашнее задание: п 25, стр. 84 задания 4,5 письменно; выучить определения; составить карточку с заданиями для друга.

Подведение итогов работы учащихся.

Список использованной литературы:

  1. Химия. 8 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская. – М.: ООО «Издательство Оникс», 2006.

  2. Хомченко Г.П. Пособие по химии для поступающих в ВУЗы. – 4-е изд.,испр. и доп. – М.:ООО «Издательство Новая волна»,2004.-480 с.

  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/

  4. http://www.egorlyk.ru/forum/

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector