Окружающий мир «Обычаи разных народов» 1 класс

МБ ОУ Починковская СОШ

Урок по предмету «Окружающий мир» 1 класс

Тема: «Обычаи разных народов»

Система развивающего обучения Л.В. Занкова

Учитель: Ерохина Е.В.

Место урока в системе уроков: Раздел «Мы – часть окружающего мира».

Педагогическая цель: формировать представление о разнообразии национальных характеров, обычаев, праздников; познакомить с некоторыми праздниками и обычаями.

Предметные результаты:

Обучающийся научится: называть обычаи своей страны, местности; познакомиться с национальной кухней и национальными традициями.

Получит возможность научиться: различать обычаи разных стран, из дополнительной информации извлекать главное и представлять одноклассникам.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Личностные:

у обучающегося будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к учебному материалу, знание основных моральных норм поведения;

Обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; представления о здоровьесберегающем поведении.

Регулятивные:

Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

Получит возможность научиться: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и товарищами.

Познавательные:

Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; проводить сравнение изученных объектов по заданным основаниям (критериям);

Получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.

Коммуникативные:

Обучающийся научится: допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости;

Получит возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная и групповая работа; объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский, деятельностный.

Образовательные ресурсы:

Фотографии, иллюстрирующие обычаи разных народов, интерактивная доска SmartBoard, проектор, компьютер, флипчарт для SmartBoard.

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ИКТ

  1. Эмоциональный настрой

(2 мин)

Личностные: мотивация

учебной деятельности

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья!

Посмотрите внимательно на доску.

Здороваются с гостями

Эмоциональный настрой учащихся.

Слайд №1

Просмотр клипа «Родной край», звучит куплет песни Газинура Хазигалеева.

2. Актуализация опорных знаний. Постановка цели урока.

(2 мин)

Личностные УУД: наличие познавательных интересов.

Познавательные УУД: общеучебные – понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа; логические – умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; установление причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи.

-О каком родном навек крае поётся в этой песне?

-Что такое Россия?

— На земле существует много государств, кто помнит сколько?

-Что имеет каждая страна?

-Какие бывают государства?

— Какое самое большое по площади государство? А самое маленькое?

— В каком государстве проживает больше всего людей?

— На прошлом уроке мы говорили с вами о разнообразии стран мира, о том, какие разные на свете города, люди, живущие в них, языки, на которых они говорят.

-Как вы думаете, есть ли в других странах праздники, которые празднуем мы в России?

-Все ли люди, говоря «да» кивают в знак согласия?

-Все едят одинаковую еду?

— Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить?

— Сегодня мы узнаем о различных обычаях, еде, праздниках разных стран.

В этой песне поётся о России.

Россия – это государство.

Около 200.

Каждая из них имеет свою территорию, столицу, границы, органы власти.

Государства бывают большие и маленькие.

Россия – самое большое, а Ватикан – самое маленькое.

В Китае проживает больше всего людей.

Ответы учащихся.

Предположения учащихся.

Слайд №2

Слайд №3

Слайд №4

3.Усвоение новых знаний и способов действий. (36 мин)

1. Определение способов действий.

(1 мин)

  1. Работа с иллюстрациями учебника.

(3 мин)

  1. Работа в группах сменного состава.

(2 мин)

4.Работа с учебником в микрогруппах

(по 4 человека).

(5 мин)

5.Исследовательская деятельность групп

(3 мин)

6.Продолжение работы с учебником.

(5 мин)

7.Ф/мин под песню «Разрумяными блинами мы весну встречаем с вами»

(2 мин)

8.Продолжение работы с учебником.

(2 мин)

9.Включение в систему знаний о традиционных национальных блюдах и повторение (работа в парах).

(5 мин)

10.Сообщения учащихся о традициях, существующих в родной местности и семьях.

(8 мин)

Познавательные УУД: общеучебные – осуществление поиска нужной информации в учебнике; логические – осуществление анализа, сравнения объектов.

Регулятивные УУД: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные УУД: понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентация на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

— Откуда, из каких источников мы можем обо всём этом узнать?

-Итак, обратимся к учебнику (с. 33).

— Рассмотрите иллюстрации. — Что скажете о нижнем рисунке справа?

— О рисунке в центре?

— Как ведут себя люди на рисунке слева?

— Предположите, что бы это означало?

— Действительно, люди живут в разных домах, в разных странах, у них свой язык, свои обычаи, но в любой стране есть обычай приветствовать друг друга.

— Кто вспомнит больше вариантов приветствия на родном языке?

— Что же мы желаем, приветствуя друг друга?

— Хотите научиться здороваться так, как это принято в других странах – и с помощью слов и с помощью жестов?

— Самое главное – приветствовать другого человека нужно стоя и глядя ему в глаза. Встаньте и поприветствуйте своего соседа по парте и других ребят:

— по-русски: — Добрый день!

— по-французски: — Бонжур!

— по-немецки: — Гутен таг!

-по-английски: — Гуд монинг!

— как люди в племени маори в Новой Зеландии — приветствуя друг друга, потираются носами

— как латиноамериканцы, которые обнимаются при встрече.

Научите дома взрослых здороваться так, как это принято у других народов.

— Какой вывод сделаем?

-Проверим правильность наших утверждений по учебнику. Прочитайте текст на с.33 по группам (4 группы) и расскажите, чтобы все узнали содержание.

-Задайте вопросы друг другу.

— Какие слова вы слышите впервые или значение каких вам незнакомо?

— О значении слов можем узнать из толкового словаря, от взрослых людей.

— Кто же нам объяснит, что такое обычай? Традиция?

-Молодцы! Теперь нам понятны все слова.

Возвращаемся к учебнику с.33. Посмотрите на остальные иллюстрации. Скажите одним словом, что на них изображено?

— Что представляем, когда слышим это слово?

— А какой из этих праздников проводят в России?

-Что такое Масленица? (Масленица – весёлый древний славянский праздник прощания с зимой, длится он целую неделю. Символ Масленицы – солнечный круг, который всё ярче разгорался, удлиняя дни, поэтому пекли блины круглые, как солнышко, девушки водили хороводы и катались на санях вокруг села. И, конечно же, изготавливалось чучело Масленицы, которое сжигалось в последний день.)

-Как вы отмечали этот праздник?

-Масленица – это весёлые песни, задорные частушки, танцы и хороводы, которыми люди встречали весну. Я предлагаю вам послушать песню и немного отдохнуть, подвигаться.

Разрумяными блинами мы весну встречаем с вами

Чучело зимы сжигаем, в хороводе распеваем

Здравствуй милая весна,

Мы с тобой соседствуем.

Здравствуй, красная весна,

Мы тебя приветствуем.

Здравствуй, красная весна,

Мы тебя приветствуем.

Ароматными блинами мы весну прославим с вами.

Все в природе оживает, хитро солнышко мигает.

Я пригрею василей,

Побежит с горы ручей.

Поднимусь повыше я:

«Здравствуй, красная весна!»

Поднимусь повыше я:

«Здравствуй, красная весна!»

-А как называется другой праздник, изображённый на с.33?

-В какой стране проводят карнавалы?

Карнава́л— праздник, связанный с переодеваниями, маскарадами и красочными шествиями, отмечаемый перед Великим постом. Аналогичен нашей восточнославянской Масленице, это тоже своего рода проводы зимы. Сопровождается массовыми народными гуляньями с уличными шествиями и театрализованными представлениями. Участники карнавала надевают яркие многоцветные костюмы и маски любимых героев. По традиции детям можно шутить, разыгрывать взрослых, кататься на карусели.

-Ни один праздник не обходится без праздничного стола.

В США много ресторанов быстрого питания, где можно купить гамбургеры, чизбургеры, хотдоги.

Германия прославилась вкусными сосисками.

Россия – пирогами с мясом, рыбой или икрой, борщом, пельменями и блинами.

Англия – овсяной кашей и пудингами.

Работа в парах – укажите стрелками, какие блюда являются традиционными в каждой из этих стран.

Поднимите руки, кто допустил 2 ошибки? 1 ошибку?

Кто не сделал ошибок?

Молодцы, все старались.

В России традиционно проводятся разные праздники. Всем известен древний обычай встречать гостей хлебом-солью, пожимать руку при встрече (означает, что нет оружия). Доброй традицией стало уступать место в транспорте пожилым людям, уважать старших, заботиться о стариках.

Дома, опираясь на задание учебника на с.33, вы должны были спросить у взрослых, какие обычаи существуют в нашей местности и какие праздники являются самыми любимыми в вашей семье? До урока вы многие уже приносили свои сведения, некоторые оформили их в виде собственных проектов, хотелось бы теперь послушать ваши сообщения.

Мы можем об этом узнать из учебника и других книг, из Интернета, из рассказов учителя и родителей и других взрослых.

— Люди едят разную пищу.

— На людях разная одежда.

— Они касаются носами.

-Приветствие. Знакомство. Различают друг друга по запаху.

Здравствуй(те). Доброе утро, день, вечер. Привет. Салют. Рада тебя (вас) видеть.

Добра, здоровья, счастья.

-Люди в разных странах едят разную пищу, по разному одеваются, у них разное поведение.

1 группа

У людей, живущих в разных концах земли, есть много общего. Но немало и различий: свои законы, обычаи и традиции.

2 группа

Так, жители России в знак согласия кивают головой. Совсем недавно у болгар это означало отрицание.

3 группа

Французы любят жареных лягушек, а мы едим варёных раков.

4 группа

На одном из островов Индийского океана младенцу приписывают сразу 60 лет. С каждым годом его возраст уменьшается. Значит, по их счёту, вам сейчас 52-53 года!

— Какое действие выполняем мы в знак согласия? (киваем головой)

Что это означает у болгар? (нет)

Что любят русские, а что французы? (русские-раков, французы- лягушек)

Что отличает одно государство от другого? (законы, обычаи, традиции)

— Я слышу впервые слово традиции и обычаи.

Работа в группах – одна группа ищет значение слова традиции в словаре, другая ищет значение слова обычаи в словаре, а отдельные ученики пытаются выяснить значения этих слов у взрослых.

— Обычай-унаследованный от предков способ поведения.

Традиция — передача чего-либо.

— На иллюстрациях видим праздники.

— Мы представляем смех, шутки, песни, танцы.

— В России и у нас в селе Починки проводят Масленицу.

Ответы детей.

Рассказы учеников о праздновании Масленицы с демонстрацией фотографий.

Учащиеся выполняют движения под музыку.

— Карнавал.

— Карнавалы проводят в Венеции, Бразилии, Германии, Франции

Работа в парах: (на парте лежит 1 рабочий лист) обсуждают в парах, а затем находят соответствия и соединяют стрелками.

Проверка.

Индивидуальные выступления учащихся.

Слайд №5

Слайд №6

Слайд №7

Слайд №8

Слайд №9

Слайд №10

Слайд №11

Слайд №12

Слайд №13

Слайд №14

Слайд №15

Слайд №16

Слайд №17

Слайд №18

Слайды № 19,20,21,22

Слайд №23

Слайд№24

Слайд №25

Слайд №26

Слайд №27

Слайд №28

4.Подведение итогов.

(3 мин)

Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД: осуществление контроля по результату; принятие и сохранение учебной задачи.

Коммуникативные УУД: умение формулировать своё мнение и позицию.

-Возвратимся к тем вопросам, которые ставили в начале урока.

-Во всех странах одинаковые праздники?

-Все народы имеют похожие традиции и обычаи?

— Какой вывод сделаем?

-Зачем нам нужно знать обычаи и традиции других народов и народов России?

-А сейчас:

Упражнение для глаза

Буквы вычеркни скорей

Те, которые два раза

Встретишь в надписи моей. (индивидуальная работа)

— Какое слово получилось? Толерантность означает уважение, терпение.

Ответы учащихся.

— Люди в разных странах проводят разные праздники, у них разные обычаи и традиции.

— Чтобы уважать и ценить обычаи и традиции, образ жизни, поведение народа.

На партах у каждого ученика лежит 1 рабочий лист, в котором он вычёркивает повторяющиеся буквы

-Толерантность.

Слайд №29

Слайд №30

Слайд № 31

5.Рефлексия и самооценка

(2 мин)

Личностные УУД: осознание учащимися практической и личностной значимости результатов урока.

Регулятивные УУД:

умение оценивать свою работу, положительное отношение к проделанной работе.

На доске изображение лесенки. Возьмите красный магнит, если урок очень понравился, и вам есть о чём рассказать родителям, синий, если урок был хороший, зелёный, если на уроке было скучно, и прикрепите магнит на той ступеньке лесенки, куда бы вы поставили себя на этом уроке.

— Спасибо за урок!

Дети прикрепляют магниты.

Слайд № 32

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector