Одушевленные и неодушевленные имена существительные (2 класс) — Урок русского языка

УМК « Школа России» Русский язык 2 класс

Тема: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Цели: формировать умение отличать слова, отвечающие на вопросы кто? от слов, отвечающих на вопрос что?; учить находить существительные в тексте, подбирать их самостоятельно;, классифицировать имена существительные на одушевленные и неодушевленные; вырабатывать навыки грамотного письма.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Встаньте правильно.

Тихо садитесь.

Из открытого колодца

Солнце медленно встает.

Свет его нам улыбнется,

Новый день оно начнет.

— С отличным настроением начинаем наш урок!

  1. Работа над темой урока. (учебник)

1) — Выписать названия птиц.

воробей

ворона

сорока

— Отгадайте загадки.

а) Ты откуда, ты откуда б) На кормушку возле нашей форточки

Прилетел к нам, красногрудый? Села удивительная птица:

— Облетел я всю Сибирь. В черной шапочке она,

— Как зовут тебя? ……… (снегирь) В желтой кофточке.

Птица называется ……. (синица)

— Допишите слова – отгадки в 1 столбик в 1 столбик.

снегирь

синица

— Прочитайте слова, которые мы записали.

— К какой части речи они относятся?

— На какой вопрос отвечают эти существительные? (кто?)

— Что обозначают эти слова? (живые предметы)

кто?

(карточки помещаем на доску)

живые предметы

одушевленные

ВЫВОД: имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? и обозначают живые предметы называются – одушевленными именами существительными.

2) Игра «Доскажи словечко» , записываем слова во второй столбик.

а) Воробей влетел в окно б) Что там за серая птица на поле

Воровать у нас ……….(пшено) Важно клюёт ………(зерна) на воле.

в) была зелёной, маленькой, г) Избушка новая,

Потом я стала аленькой. Для всех столовая,

На солнце почернела я, Зовёт обедать,

И вот теперь я спелая. (ягода) ……..(крошек) отведать.

— Прочитайте слова второго столбика.

пшено

зёрна

ягода

крошки

— К какой части речи относятся слова (существительные)

— На какой вопрос отвечают эти существительные? (что?)

— Почему? (обозначают неживые предметы)

что?

( карточки помещаются на доску)

неживые предметы

неодушевленные

ВЫВОД: имена существительные, которые отвечают на вопрос что? и обозначают неживые предметы. Называются неодушевленными именами существительными.

  1. Постановка темы и целей урока.

Кто сможет сформулировать тему урока? (одушевленные и неодушевленные имен существительные)

Какие цели перед собой поставим? ( узнать, какие существительные относятся к одушевленным и неодушевленным; научиться определять одушевленные и неодушевленные существительные)

— Какую цель достигли?

— Сделаем вывод: какие существительные относятся к одушевленным, а какие

к неодушевленным

4. Физминутка.

5. Закрепление изученного материала.

а) Работа в парах.

КАРТОЧКА № 1

Девочка, завод, молоко, машина, карандаш, ученик, тетрадь, дежурный, мальчик, петух, собака, стакан, пенал, учитель.

— Прочитайте слова, к какой части речи они относятся?

— Подчеркните одушевленные зелёным цветом, а неодушевленные синим цветом.

— Выполняем проверку задания.

Б) Комбинированное письмо. (запись на доске)

Скрипит мороз, сердит мороз,

И снег сухой и колкий.

И вяз озяб, и дуб замёрз.

Насквозь продрогли ёлки.

— Объясните выделенные орфограммы.

— Какие орфограммы повторили?

— Найдите существительные. Что можете о них сказать?

КАРТОЧКА № 2

Скрипит ____________, сердит ________________ ,

И _____________ сухой и колкий.

И _____________ озя ( б/п) и _____________ замер (з/с),

Насквозь продрогли ______________ .

— Прочитайте. Что заметили?

— Запишите, вставляя пропущенные существительные.

(слова для справок: мороз, снег, вяз, дуб, ёлки)

— Подчеркните неодушевлённые существительные.

6. Составление рассказа по картинке и вопросам.

— Кому ещё тяжело перезимовать?

— Зимой очень трудно птичкам. Им холодно и негде найти пищу. Как мы можем помочь

— Рассмотрите иллюстрацию. Расскажите, что вы видите.

— Кто сделал кормушку для птиц?

— Чем дети кормят птичек?

— Какие лица у ребят? Почему?

— Что можете сказать о птичках?

КАРТОЧКА № 3 ( иллюстрация кормушки, детей )

КАРТОЧКА № 4

  1. Когда птичкам холодно и голодно?

  2. Кто сделал им кормушку?

  3. Что дети туда насыпали?

  4. Кто прилетел к кормушке?

  5. Как отнеслись к этому дети?

— Прочитайте первый вопрос. Составьте ответ. Какое слово в ответе добавите? Напишите его вместо слова-вопроса. (Зимой птичкам холодно и голодно). Запишите предложение.

— Прочитайте второй вопрос. Ответим на него. (Ребята сделали кормушку) Запишите предложение.

— Работа над третьим вопросом.

— Какие слова вы используете в ответе из вопроса. Какие добавите? Где возьмём эти слова? ( во 2 столбике) Запишите предложение.

Дети насыпали туда …….. зерна и крошки

…….. пшено и ягодки

— Четвертый вопрос. Какое предложение получится? Форма какого слова измениться? Где взять слова-помощники? (в 1 столбике)

Прилетели ……. синицы и воробьи.

……. Снегири и синицы.

— Прочитайте последний вопрос. Какой ответ составите? Попытайтесь в ответе не использовать слова вопроса.

КТО?

_____________ ___________ . Малыши рады.

— Прочитайте текст, который у нас получился.

— Как можно озаглавить текст?

I вариант – подчеркните одушевленные существительные

II вариант – подчеркните неодушевленные существительные

— Что поможет вам правильно выполнить задание (вопрос)

  1. Рефлексия деятельности на уроке.

— О чем сегодня говорили на уроке?

— Какие цели ставили перед собой?

— Как отличить одушевленные существительные от неодушевленных?

— Я предлагаю вам оценить сою работу. Возьмите птичку и раскрасьте её красным цветом – если вы поняли новую тему и можете рассказать об этом другим; жёлтым цветом раскрасит птичку тот, кто сомневается, что всё понял; а те, кто не разобрался в теме урока раскрасит птичку коричневым цветом.

На доске плакат с изображением кормушки, дети приклеивают птичек на кормушку

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector