Общие сведения о частях речи 2 класс

Учебный предмет: русский язык

Класс: 2

Школа: МОУ СОШ п. Верхнемарково

Учитель: Кондратьева Елена Вениаминовна

УМК: Образовательная система «Школа России»

Цель дать понятие о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе

  • Учебные задачи, направленные на достижения личностных результатов обучения: формирование уважительного отношения к иному мнению;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослым;

  • формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

формирование индивидуальных учебно-познавательных мотивов

Учебные задачи, направленные на достижения метапредметных результатов обучения:формирование опыта индивидуальной деятельности в соответствии с заданной ролью;

  • формирование умения кодировать и декодировать информацию; работать с различными видами информации (текстом, таблицей, рисунком, схемой);

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

  • Учебные задачи, направленные на достижения предметных результатов обучения: развитие умения писать под диктовку слова и предложения по правилам русского языка;

  • развитие умения списывать предложения по правилам русского языка;

  • формирование общего представления о частях речи;

  • расширение словарного запаса учащихся;

  • формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;

  • формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению;

развитие умения составлять предложения из данных слов.

Основные понятия: Часть речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол

Ресурсы:

— основные учебник «Русский язык», 2 часть В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, «Русский язык», рабочая тетрадь, 2 часть, В. П. Канакина; -дополнительные рабочая тетрадь; цветные карандаши; карточка с предложением., пособие к учебнику, вырезанные ладошки.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности

Цели: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

— создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

— установить тематические рамки;

— уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Деятельность учителя: приветствие; настрой на работу.

Деятельность ученика: слушание, выполнение инструкции.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

«Знаешь – говори, не знаешь – слушай». Слайд 2.

— Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)

II. Актуализация знаний

Цели:

— организовать актуализацию знаний;

-организует выполнение учащимися заданий

— организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

Деятельность учителя: задаёт вопросы, диктует слова, корректирует ответы учеников, подводит к верному утверждению.

Деятельность ученика: слушание, ответы на вопросы, запись слов, самопроверка, оценивание по заданным критериям, высказывание собственных предположений.

Что помогает людям общаться друг с другом?(речь)

-Почему люди одной страны не понимают людей из другой страны? ( у них разный язык)

-Объясните смысл пословиц(СЛАЙД)

Язык до Киева доведет

Язык царством ворочает.

-Какое слово повторяется в обеих пословицах(язык)

-Напишите это слово подчеркните непроверяемую безударную гласную. А какие значения есть у этого слова?

-Запишите слова по их лексическому значению, выделяя известные вам орфограммы.

1.Большой, обычно продолговатый сосуд для купания, мытья (ванна)

2.Сделанный из молока (молочный)

Запиши:1.Синоним слова «трудиться» (работать) 2.Антоним слова «жаркий» (морозный)

-Запиши однокоренное слово к слову дежурный, которое отвечает на вопрос «что делать?» (дежурить)

(Взаимопроверка) затем проверка по слайду (СЛАЙД)+ новые слова

Самоопределение к деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне

(СЛАЙД)

Лес, снежинка, темный, легкая, яркое, солнышко, зеленеет падает Подумайте, а по какому признаку эти слова можно распределить на группы? Ученики высказывают свои предположения.

— Задайте вопрос к каждому слову. Что вы заметили? (Есть слова, которые отвечают на вопрос какой?; что делать?; кто? что?)

— Что они обозначают? Какую роль они играют в русском языке? Кто определит тему урока? Чему должны научиться?

3. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

Цель – открытие нового способа действия.

Деятельность учителя: создаёт условия для рационально организованных действий ученика по усвоению нового способа действий.

Деятельность ученика: совместная деятельность с учителем, слушание, ответы на вопросы, высказывание собственного мнения, соотнесение своего мнения с мнением другого, принятие учебной задачи, работа по инструкции, работа с разными видами информации, самопроверка с образца.

Откройте учебник на стр. 39

-Какие сказочные герои изображены на картинке? Назовите слова, отвечающие на вопрос кто?

-Назовите слова-названия признаков, относящихся к Горынычу. Назовите действия, которые выполняют герои

-Прочитайте задачи раздела, чему должны научиться

-Откройте страницу 40. Учимся читать научный текст. Какие сведения о языке хочет поведать нам Мудрая сова? Прочитайте самостоятельно текст два раза. Что же называют частями речи? Прочитайте предложение. (Ученик прочитывает предложение вслух)

Какую функцию выполняет каждая часть речи? (Ученик прочитывает предложение вслух)

Какие названия есть у каждой части речи? (Ученик прочитывает предложение вслух)

— Что вам помогло ответить на мои вопросы? (Нам помог научный текст) Но не только текст помогает получить новую информацию, а также и схема.

Давайте с вами отправимся в путешествие по стране Части Речи с Рик Т.Г. и её героями — Юлька Апельсинкина, Женька, Катюша и их учительница Светлана Даниловна

Рассмотрите схему на стр. 41

-Какие жители есть в этой стране? Как они называются одним- словом? (слова-названия)(чтение отрывка об Имени существительном)СЛАЙД

-Какой волшебный предмет был у Имени существительном? (волшебная палочка)

-Во что он превращался с помощью её (Он превращался в любые предметы)

-Рассмотрите схему. Что обозначает имя существительное? На какие вопросы оно отвечает?

Чтение отрывка из книги о имени прилагательном (СЛАЙД)

-Каких слов много в речи Имени Прилагательного?(Много слов, отвечающих на вопросы какая? Какое? Какой? Какие?)

-Какой волшебный предмет был в речи у Имени Прилагательного?(Волшебная кисть)

— Что происходило с предметами, которых касается кистью Имя Прилагательное? Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы они отвечают?

-А теперь в гости к глаголу!(чтение отрывка)(СЛАЙД)

-Что волшебного происходит с дядюшкой глаголом? ( У него было много рук и ног, он все время что-то делает). Что обозначают глаголы? На какие вопросы отвечают?

С какими жителями страны Части Речи вы познакомились?

4. Первичная проверка понимания нового материала. Цель – вербальное фиксирование нового знания.

Деятельность учителя: организует коллективную (игровую) деятельность на выявление уровня осознанности учениками нового учебного материала, подводит к обобщению полученных знаний.

Деятельность ученика: слушание, работа по инструкции, высказывание собственных предположений, участие в игровой деятельности, оценивание своей деятельности и деятельности другого.

Электронное приложение 2 класс. Части речи. Упражнение «Лосята».

— А теперь отложим ручки и немного отдохнём.

Физминутка (тематическая)

-Я называю слова, а вы если слово обозначает предмет присаживаетесь, если признак-прыжок, хлопок, если действие-наклон вперед, затем назад.

— Настроимся на продолжение работы. Послушаем Дарью

У доски читает ученик.

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Слайд

— Из какого произведения эти строки? (Сказка о рыбаке и рыбке. А. С. Пушкин)

— Посмотрите на экран. Прочитайте слова из этой сказки. Помогите лосятам спуститься на землю. Правильно распределите мешочки по корзинам.

Ученики по одному распределяют слова.

— Ребята, мы помогли не только лосятам, но и себе. Чему мы учились? (Учились распознавать части речи) Составьте предложения из данных слов. Запишем одно из них.

Старик поймал золотую рыбку.

— Укажите над словами карандашом части речи. Фронтальная проверка.

сущ. гл. прил. сущ.

Старик поймал золотую рыбку. (СЛАЙД)

— Вернёмся к началу урока. Теперь вы сможете уточнить, на какие группы мы распределили слова. Ученики читают слова и называют часть речи.

Коллективное выполнение упр. 69 стр 41выполнение

Итог урока

Рефлексия

Цель – осмысление своих достижений.

Деятельность учителя: задаёт вопросы на обобщение деятельности на уроке.

Деятельность ученика: высказывание суждений в громкоречевой форме.

Эту большую тему мы будем изучать до конца года. Откройте учебник на странице 39. Прочитайте, что мы будем изучать в этой теме. К выполнению, каких задач мы уже приступили сегодня на уроке? (Учились определять, какой частью речи является слово. Учились распознавать признаки частей речи)

На столе вы видите вырезанную ладошку, каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

  • большой – для меня этот урок был важен и интересен …

  • указательный — я получил, узнал что-то новое…

  • средний — мне было трудно ( не понравилось)…

  • безымянный – на уроке мне было хорошо, комфортно…

  • мизинец – хотелось бы еще узнать…

Используемая литература

1. Русский язык. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений . В 2 ч. Ч2/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.- 2-е изд.-М.: Просвещение, 2012.- 114 с.

2. Рабочая тетрадь, 2 часть, В. П. Канакина

3.Контрольные работы по русскому языку. 2 класс.Ч 2: к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2 ч.»/ О.Н. Крылова.- 2-е изд., стереотип. — :Издательство «Экзамен», 2013.- 80 с.

4. Рик Т.Г. Здравствуйте, Имя Существительное. М: Самовар, 1996.

5. Рик Т.Г. Доброе утро, Имя Прилагательное. М: Самовар, 1996.

6. Рик Т.Г. Здравствуй, Дядюшка Глагол. М: Самовар, 1996.

.

        

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *