Образовательный модуль «Бисероплетение» для 5-8 классов

Зверкова Галина Дмитриевна

зам.директора по УВР, учитель технологии

ГБОУ СОШ, Школа «Здоровья» №883, г. Москва

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»

для учащихся 5-8 классов

в рамках реализации модели урочной и внеурочной деятельности.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный образовательный модуль направлен на обучение детей и развитие их способностей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (от17.12.2010г. №1897) в области декоративно-прикладного искусства и образовательной области «Технология».

Образовательный модуль «Бисероплетение» определяет содержание раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» для учащихся 5-8 классов в области декоративно-прикладного творчества. Также данный модуль можно реализовать в рамках внеурочной деятельности учащихся. По своему содержанию он удачно совмещает художественно-эстетическую и техническую направленности.

Задачи:

  • ознакомить учащихся с правилами цветопостроения в объёмных изделиях, цветовой гаммой и сочетанием цвета и формы на конкретных изделиях;

  • развивать умение создавать форму изделия сочетая пропорции, цветовое решение, фактуру материала;

  • развивать умение композиционного построения изделий из бисера;

  • развивать творческие возможности учащихся, элементы технического мышления, позитивного эмоционально окрашенного отношения к труду;

  • воспитывать чувство красоты;

  • воспитывать самостоятельность, творческую активность, аккуратность, терпение.

Данные задачи решаются в комплексе упражнений, выполнения практических заданий по изготовлению бисерных изделий.

В процессе изучения образовательного модуля «Бисероплетение» предполагается знакомство с разнообразными материалами и техниками плетения, формирование практических умений и навыков выполнение изделий по схеме и представлению, декоративной работы как средство постижения прекрасного.

Практические работы позволяют проследить технологический процесс изготовления различных изделий, которые объединены смысловым и логическим единством.

Образовательный модуль «Бисероплетение» неразрывно связан и непосредственно опирается на знания и умения, полученные на уроках изобразительного искусства и даёт ребёнку в руки ещё один инструмент для выражения своего творческого начала.

Начинается образовательный модуль в 5 классе. Заканчивается в 8 классе.

Давая каждый год по 14 часов.

Материал расположен по мере нарастания сложности. Образцы, выполненные учителем, даны не для копирования, а для наглядного представления процесса работы.

Первый год обучения – плетение на проволоке.

Второй год обучения – плетение двумя иглами (кресты).

Третий год обучения – сетчатое плетение.

Четвёртый год обучения — мозаичное плетение.

На каждом этапе обучения учащиеся изготавливают изделие в соответствии с тематикой поурочного планирования (Приложение 1).

Завершающим этапом обучения является самостоятельная творческая работа учащихся (проект), выполняемая в 8 классе по всему курсу обучения и включающая в себя составление первоначальных эскизов, разработку схем плетения, выполнение изделия и исследовательскую часть освещающую историю и перспективу развития бисероплетения.

класс

Темы программы

Количество учебных часов

по разделу

по теме

5 класс

  1. Вводное занятие.

  2. История бисероплетения.

  3. Плетение на проволоке.

14

1

1

12

6 класс

  1. Задачи курса.

  2. Историческая справка.

  3. Ниточное плетение двумя иглами.

14

1

1

12

7 класс

  1. Задачи курса.

  2. Орнаментальное сетчатое плетение.

14

1

13

8 класс

  1. Задачи курса. Классификация бисероплетения.

  2. Бисерная мозаика.

14

1

13

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ» для учащихся 5-8 классов.

В результате изучения учащиеся первого года обучения (5 класс)

познакомятся:

  • с историей бисера;

  • возможностями бисероплетения, основными приёмами, материалами, инструментами, приспособлениями, применяемыми в бисероплетении;

  • с основными этапами подготовки к работе, требованиям предъявляемыми к бисеру;

  • правилами безопасной работы с ручными инструментами;

  • способами плетения на проволоке: петельное, игольчатое, круговое, параллельное плетение;

  • композицией, ритмом, холодными, тёплыми, хроматическими, ахроматическими цветами;

  • правилами составления схем плетения

овладевают умениями:

  • подготавливать материалы, инструменты, приспособления к работе, подбирать материалы с учётом цветовой гаммы, фактуры, пользоваться инструментами и приспособлениями;

  • выполнять основные способы плетения на проволоке: петельное, игольчатое, круговое, параллельное;

  • составлять, записывать, читать схемы;

  • соблюдать правила безопасной работы с ручными инструментами.

Второго года обучения (6 класс)

познакомятся:

  • с видами цепочек, правилами выполнения цепочек: «2х2», «зигзаг», «цветочек», «восьмёрка», способами окончания работы (прикрепление замочка);

  • с видами крестов, техникой плетения крестов, ролью изделий из жемчуга в русском костюме;

  • с технологией плетения браслета «крест оплетённый»;

  • с технологией плетения изделия « крест приплетённый», с принципом подбора материала к изделию;

  • с правилами расположения цвета на схеме.

овладевают умениями:

  • выполнять виды цепочек: «2х2», «зигзаг», «цветочек», «восьмёрка», прикреплять замочек к изделию;

  • различать понятия: жемчуг, бисер, бусины, стразы;

  • выполнять «крест оплетённый»;

  • выполнять « крест приплетённый», подбирать материал к изделию.

Третьего года обучения (7 класс)

познакомятся:

  • с украшениями русских головных уборов, выполненных сетчатым плетением;

  • с видами сеток, способами сетчатого плетения;

  • со способами нанесения орнамента на сетку;

  • с традиционными русскими праздниками (Пасха);

  • со способами и вариантами оплетения пасхальных яиц, материалами, инструментами, приспособлениями необходимыми для выполнения пасхального яйца, правилами подбора цветовой гаммы.

овладевают умениями:

  • определять виды сеток, выполнять элементы вертикального сетчатого плетения;

  • переносить орнамент на схему плетения, выполнять образец плетения в соответствии с составленной схемой;

  • подбирать материал с учётом цветовой гаммы и цветовых оттенков;

  • выполнять серединку яйца в технике вертикального сетчатого плетения, оформлять середину фольгой, выполнять оплетение макушки яйца по заданной схеме;

  • выполнять украшение яиц;

  • производить контроль над выполняемой работой.

Четвёртого года обучения (8 класс)

познакомятся:

  • с видами мозаики, правилами выполнения мозаичного плетения, особенностями выполнения косой и прямой мозаики;

  • с правилами оплетения камней (пуговиц), со способами оплетения;

  • с правилами построения композиции;

  • с особенностями подбора материала (бисера, стекляруса, , рубленного бисера, бусин и т.д.), с учётом цвета, фактуры, размера.

овладевают умениями:

  • выполнять мозаичное плетение, элементы косой мозаики (листочки);

  • выполнять способы оплетения камней (пуговиц);

  • разрабатывать эскиз изделия;

  • продумать в целом конструкцию изделия и художественное решение;

  • определять количество и пропорции отдельных элементов изделия и способы их соединения.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Основные компоненты:

  • занятия

  • содержание раздела, тем

  • количество часов

  • УУД (характеристика основных видов учебной деятельности учащихся)

Первый год обучения (5 класс) – Приложение 2

занятия

Содержание раздела, тем

Количество часов

УУД

1

Вводное занятие

1

Изучить работы мастеров декоративно-прикладного искусства.

Овладевать безопасными приёмами труда.

Организовывать рабочее место.

1

История бисероплетения.

Виды бисера.

Материалы, инструменты, приспособления.

Основные этапы подготовки к работе.

1

2

Плетение на проволоке.

Виды плетения.

Техника петельного плетения

2

Ознакомиться с различными видами плетения.

Осваивать приёмы пользования инструментами и приспособлениями.

Выполнять петельное плетение.

3

Техника игольчатого плетения

2

Выполнять игольчатое плетение.

4

Техника кругового плетения.

2

Читать схему изделия.

Выполнять элементы плетения в соответствии с предложенной схемой.

Изготовление декоративной бабочки

5

Техника параллельного плетения.

Композиция. Композиционное решение.

2

Подбирать материал для выполнения работы с учётом размера и композиционного решения.

6

Выполнение декоративной бабочки.

2

Выполнить элементы изделия в соответствии с предложенной схемой.

7

Выполнение декоративной бабочки.

Соединение элементов.

2

Выполнить элементы изделия в соответствии с предложенной схемой.

ИТОГО:

12

Второй год обучения (6 класс)- Приложение 3

занятия

Содержание раздела, тем

Количество часов

УУД

1

Задачи курса

1

Ознакомиться с вариантами бисерных украшений в русском костюме.

Отрабатывать точность движений, координацию, глазомер при работе с нитками.

1

Бисерные украшения в русском костюме.

Цепочки и ленты на нитке.

Схема плетения цепочки «зигзаг».

1

2

Ниточное плетение.

Схема плетения цепочек «цветочек», «восьмёрка».

Выполнение образцов цепочек.

2

Осуществлять максимальную подготовку рабочего места для эффективной деятельности.

Осваивать приёмы пользования инструментами и приспособлениями.

3

Кресты. Виды крестов. Жемчуг и русский костюм

Техника плетения крестов.

Выполнение браслета «крест оплетённый».

2

Выполнять «крест оплетённый» в соответствии со схемой.

4

Выполнение образца изделия «крест приплетённый».

2

Выполнять образец «крест приплетённый».

Изготовление объёмного креста.

5

Схема плетения. Подбор материала и цветовой гаммы.

Выполнение элементов объёмного креста.

2

Овладевать умениями по выполнению технологических операций.

6

Выполнение объёмного креста.

2

Выполнять «крест объёмный» в соответствии со схемой.

7

Выполнение объёмного креста.

Сшивание деталей.

2

Сшивать детали изделия.

Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия.

ИТОГО:

14

Третий год обучения (7 класс)- Приложение 4

занятия

Содержание раздела, тем

Количество часов

УУД

1

Задачи курса.

1

Выполнять элементы изделия в соответствии с предложенной схемой.

1

Сетки. Виды сеток.

Сетчатое плетение (вертикальное, горизонтальное)

1

2

Сетка вертикального плетения «3х3».

Выполнение элементов сетки вертикального плетения «3х3».

Выполнение образца плетения в соответствии с составленной схемой.

2

Выполнять элементы вертикальной сетки в соответствии со схемой.

Изготовление «Пасхального яйца»

3

Праздник Пасха. Пасхальные яйца.

Способы и варианты выполнения пасхального яйца.

Материалы, инструменты, приспособления.

2

Выбирать материалы, средства, способы для выполнения технологического процесса.

4

Подбор цветовой гаммы бисера.

Выполнение серединки яйца в технике вертикального сетчатого плетения.

2

Подбирать цветовую гамму.

Овладевать умениями по выполнению технологических операций.

5

Способы оформления средней части пасхального яйца.

Способы оплетения макушки яйца.

2

Планировать время и последовательность выполнения отдельных операций и работы в целом.

6

Оплетение нижней части яйца.

2

Отрабатывать точность движений, координацию, глазомер при выполнении изделия.

7

Варианты украшения яиц.

Украшение «Пасхального яйца».

Окончательная отделка изделия.

2

Осуществлять украшение готового изделия.

Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия.

ИТОГО:

14

Четвёртый год обучения (8 класс)- Приложение 5

занятия

Содержание раздела, тем

Количество часов

УУД

1

Задачи курса.

1

Ознакомиться с классификацией бисера.

1

Классификация бисероплетения.

1

2

Мозаика. Виды мозаики.

Техника мозаичного плетения.

Выполнение элементов косой мозаики (изготовление листочков).

2

Осуществлять перенос схемы на выполняемый элемент изделия.

3

Оплетение камней.

Способы оплетения камней (пуговиц).

Оплетение камней цепочкой «лесенка».

2

Овладевать умениями по выполнению технологических операций.

4

Оплетение камней.

Оплетение цепочкой «цветочек 8 лепестков».

2

Выполнять изделие в соответствии со схемой.

Изготовление декоративного панно

5

Составление эскиза работы.

Композиционное решение.

Подбор материала и цветовой гаммы.

Изготовление элементов композиции декоративного панно.

2

Составлять эскиз работы с учётом цветового решения, фактуры материала.

Определять соответствие композиционного решения функциональному назначению работы.

6

Изготовление элементов композиции декоративного панно.

2

Выполнять элементы декоративного панно в соответствии схемы.

7

Соединение элементов композиции.

Окончательное оформление композиции.

2

Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия.

ИТОГО:

14

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Основные факторы, которые учитель может рекомендовать учащимся при выборе изготовления изделия из бисера:

  • назначение изделия

  • какой материал используется для изготовления изделия (бисер, стеклярус, рубка, бусины).

в процессе обучения учащиеся более полно знакомятся с понятиями: композиции, орнамента, ритма. Если в живописи композиция помогает передать иллюзию пространства, его глубину, то в народном и декоративно-прикладном искусстве мастер композиционными приёмами, наоборот, стремится подчеркнуть объём или плоскость украшаемого объекта.

Композиционное решение большинства бисерных изделий (форма расположения узора-орнамента), отрабатывается на рисунке (эскизе) в учётом выбранной технике плетения. Готовые орнаменты и их элементы можно комбинировать.

Особое внимание при изготовлении изделий из бисера необходимо уделить его цветовой гамме, сочетанию цветов. Основные понятия цвета, цветовых оттенков уже знакомы учащимся из уроков изобразительного искусства, а на уроках технологии учащиеся продолжают совершенствовать умения в подборе цветов, сочетании оттенков при изготовлении изделий из бисера.

Рекомендуемый порядок разработки изделия для учащихся.

  • определить форму изделия и его размеры;

  • продумать в целом его конструкцию и художественное решение;

  • определить количество и пропорции отдельных элементов ( если такие имеются) и способы их соединения;

  • разработать эскиз изделия и его элементов, обратив особое внимание на места их соединений;

  • выбрать технику плетения;

  • составить (подобрать) схемы изделия и его элементов;

  • подобрать (выбрать) или разработать орнамент;

  • проработать расположение узора (орнамента) на изделии в целом и на его отдельных частях;

  • нанести орнамент на схему изделия и его элементов (в условных цветах);

  • подобрать цветовую гамму используемого материала (бисера, стекляруса, рубки, бусин).

Предложенный порядок является общим для всех выполняемых изделий: на проволоке, на двух нитях, на станке и т.д., но начиная курс обучения порядок работы над изделием (в 5 классе), учитель предлагает сам.

В 6 классе даётся возможность выбора готовых вариантов.

В 7 классе — идёт совместно-индивидуальная разработка учителя и ученика.

В 8 классе – порядок работы учащиеся определяют самостоятельно и предлагают учителю только для контроля.

При изготовлении изделий на проволоке не рекомендуется брать проволоку размером менее 0,2 мм, так как она слишком тонкая, и изделие, выполненное на ней не держит форму. Как правило, с такой проволокой детям работать очень сложно. Необходимо приучать детей сразу пользоваться инструментами и приспособлениями, предназначенными для бисероплетения: бисерные иглы, станки для плетения, щипчики для проволоки и т.д.

В 7 классе наиболее сложным в обучении является убеждение учащихся в необходимости и важности проработке на бумаге орнамента и осмысливании ходов плетения.

В 8 классе выбор завершающей работы всегда сложен, всегда ответственен и важно учащимся дать «толчок» для принятия правильного, неординарного композиционного решения. Например,

показать 2-3 декоративных панно выполненных в разной технике и имеющих различные композиционные решения.

Все перечисленные методические рекомендации позволяют совершенствовать учебно — воспитательный процесс с целью активизации учебной и познавательной деятельности учащихся.

Приложение 1

Первый год обучения – плетение на проволоке

Изготовление декоративной бабочки

Второй год обучения – плетение двумя иглами

Изготовление объёмного креста

Третий год обучения – сетчатое плетение

Изготовление «Пасхального яйца»

Четвёртый год обучения — мозаичное плетение

Изготовление декоративного панно

Приложение 2

Первый год обучения.

Приложение 3

Второй год обучения

Приложение 4

Третий год обучения

Приложение 5

Четвёртый год обучения

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ.

  1. Л.Г. Куликова, Л.Ю. Короткова Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки, Москва, издательский Дом МСП 2000г.

  2. М. Зотова, Бисер подарки, Москва «АСТ-ПРЕСС» 1999г.

  3. М.Зотова, Бисер украшения – кабошоны, Москва «АСТ-ПРЕСС» 1999г.

  4. Программа по учебным предметам Технология 5-9 классы (стандарты второго поколения), Москва «Просвещение», 2011 год.

Варианты изделий:

  1. www.biserok.org

Информационные данные:

  1. www. magicbeads.ru

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *