Методика проведения занятия в технике бумагопластика с учащимися изостудии

Методика проведения занятия в технике бумагопластика с учащимися изостудии

Возраст 7-9 лет

Педагог дополнительного образования:

Решетняк Татьяна Михайловна

г. Белгород, 2013 г.

Основной целью изобразительного искусства с детьми младшего школьного возраста, является умение видеть окружающую действительность, формирование познавательного Интереса к искусству, творческая активность. Данный урок предполагает в большем объеме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей природы (цветов, растений), нежели расширенное знакомство с произведениями искусства.

Для выполнения работ в технике бумагопластика учащиеся применяют различные по фактуре виды бумаги, клей.

Каждая художественная техника в той или иной степени развивает у ребенка разные области руки, предплечья и пальцев. Так, например, тонкая графическая работа учит лучшей координации движений, лепка развивает пальцы, а задания выполняемые в живописных техниках, способствует большей свободе и раскованности всей руки. Лучшему освоению пространства, объема, глубины способствует работа с такими материалами, как пластилин, глина и моделирование из бумаги.

Малыши этого возраста с большим успехом передают движения в осязаемом объеме, нежели на плоскости листа. Поэтому необходимо чередовать один вид деятельности с другим.

У всех детей с момента возникновения стремления к разнообразным видам деятельности необходимо формировать художественно образное начало, что является обязательной предпосылкой к продуктивному творчеству.

Очень важно демонстрировать приемы работы с пластическими материалами, в которых образ рождается непосредственно на глазах у них. Демонстрация педагогов способов работы стимулирует формирование знаний, умений и навыков в области практической деятельности, учит свободному владению различными материалами, оставляя за учащимся право творческого выбора. Заканчивая урок, большое значение имеет обсуждение творческих работ учащихся. Это формирует эстетический вкус и эмоционально-оценочное отношение к работам своих товарищей. Очень важен анализ творчества учащихся, проводимый преподавателем.

Общая тема: «Основы композиции»

Тема урока: «Работа с бумагой. Её свойства и возможности»

Цель урока: дать понятие о свойствах и возможностях бумаги, ее роль в искусстве и работе над тематической композицией.

Задачи урока:

  • образовательная: выполнить коллективную композицию на тему:

«Цветы и листья», используя понятия осевой и центральной симметрии, применяя различные возможности бумаги (сгибание, гофрирование, надрезы, текстурные свойства, спираль).

  • -развивающая: мелкая моторика рук, формирование эстетического вкуса.

  • воспитательная: привитие ответственности за результат коллективной работы.

Тип урока: комбинированный — сообщение новых знаний, беседа, практическая работа, закрепление учебного материала.

Методы и методические приёмы: объяснительно-иллюстративные, практические

Оборудование для учителя: подробный план-конспект к теме «Работа с бумагой. Её свойства и возможности». Виды бумаги, цветная и белая бумага, клей ПВА, ножницы, скрепки, планшет, тряпочка, словарь терминов.

Зрительный ряд: Методические пособия к теме «Работа с бумагой. Её свойства и возможности», открытки с изображением цветов, репродукции архитектуры, портрет (худ.).

Виды бумаги:

Картон (тонкий, толстый)

Писчая

Чертежная

Глянцевая

Фото-бумага

Целлофан

Бумага санитарно-гигиенического назначения

Оберточная

Газетная

Наждачная (крупная или мелкая фракция)

Калька

Тисненая

Копировальная

Бархатная

Фольга

Тема: «Работа с бумагой. Её свойства и возможности».

I этап Актуализация опорных знаний

Фронтальная беседа с классом:

Учитель: наш урок начнем с вопроса: «Какая бывает бумага?»

(чертежная, писчая, копировальная, обёрточная, фольга, калька, наждачная, туалетная, картон, газетная. Вообще в настоящее время насчитывается около 600 видов бумаги)

Каждый вид бумаги имеет свою характерную особенность:

а) гладкая — шершавая;

б) прозрачная — непрозрачная;

г) тонкая — толстая.

Элементы игры:

Учитель: сейчас начнем игру «Угадай, какая Я?» (на ощупь определяют вид бумаги)

Вопрос: «Что же может бумага?»

1) оставлять след при накладывании;

2) легко скручиваться или сопротивляться;

3) растягивается или рвется;

4) бумагу можно смять, разорвать, разрезать ножницами;

5) бумага может защищать от солнечного света, холода, сохранять

тепло(обернуть газетами банку с теплой водой)

«Как изменяются свойства бумаги?»

1) от солнца — выгорает, становиться ломкой;

2) от воды — раскисает

3) клей делает бумагу жесткой, толстой;

4) промасленная бумага становиться прозрачной, на ней нельзя писать и

рисовать, но зато она становиться водоотталкивающей.

Вопросы детям:

1) Можно ли из бумаги построить дом?

2) Дышит ли бумага?

3) Можно ли бумагу мыть?

4) На чем люди писали до появления бумаги?

IIэтап Изучение нового материала

Иллюстративно –образный прием

Учитель: а сейчас мы расскажем сказку о том, как родилась бумага.

«Сказка о Дне рождения бумаги»

Как-то собрались вместе гранит, глина, дерево, папирус и кожа, и стали они спорить, кто главнее в бумажном царстве-государстве.

Гранит: Я — самый главный, потому что был первым. Когда люди рисовали на мне, вас и в помине не было. До сих пор ученые находят древние изображения на моих боках.

Глина: Нет я. Именно глиняные таблички, на которых писали люди рассказами последующим поколениям об их предкам.

Глина: Нет я. Именно глиняные таблички, на которых писали люди рассказами последующим поколениям об их предках.

Дерево: — По-моему, друзья, вы ошибаетесь. Ведь деревянные дощечки дошли до нынешнего поколения людей; на дощечках еще китайцы выжигали свои иероглифы. Значит я главнее.

Папирус: — Я проспал ваш спор, уважаемые коллеги, но должен вам заметить, что без папируса вообще ничего не было. Ведь из моих стеблей люди научились изготавливать материал, пригодный для письменности, и моим именем «Папирус» стали называть любую рукопись.

Кожа: — Удивляюсь, разве вы забыли о пергаменте, который прослужил людям дольше вас всех. Это я была самой дорогой, эластичной и износоустойчивой. А город Пергам, прославившийся благодаря мне!?

Папирус: — Вот-вот, гром барабанов далеко слышен, да не известно, где он.

Надулась кожа и замолчала, а гранит, глина, дерево и папирус продолжали свой спор. Они так увлеклись, что и не заметили, как к ним присоединилась вода, песчинки и даже рваное тряпьё и тоже принялись восхвалять себя, доказывая, что без них не было бы ни глиняных табличек, ни папируса, ни пергамента, ни бумаги.

Но тут вдруг в зал вошла королева Бумага.

Королева Бумага — Господа, полно вам спорить. Вы все заняли почетные места в истории появления бумаги, то есть меня. У каждого времени есть свои достойные представители, и не нам решать, кто главнее. Сейчас я по праву занимаю 1-е место, но без вашего участия вряд ли я смогла появиться на свет.

Члены высокого собрания внимательно выслушали бумагу и единогласно решили, что она права, что каждый в силу своего таланта вложил в её производство свой труд. Удовлетворенные исходом спора гранит, глина, дерево, папирус, кожа разъехались по своим домам и еще долго — долго рассказывали внукам, какое неоценимое место они занимают в истории изобретения бумаги.

Вопрос:

  • Что же означает слово «бумага» — ? (от ит. Bombagio — бумажный, от лат. Bombacium — шелковый) — материал для письма, графических и живописных работ, художественных и бытовых изделий.

  • А из чего же и как делают бумагу?

Бумагу делают из древесины, соломы, тряпья и старой бумаги — макулатуры.

Все эти материалы размалывают на специальных машинах + мел — красители — клей — размешивают, и получают однородную массу, из которой выжимают воду, равномерно распределяю, прессуют, сушат, а потом режут на большие и маленькие листы. Маленькие сшивают в тетради и блокноты, а большие скатывают в рулоны. До сих пор еще нельзя сказать точно, когда научились делать бумагу, но предполагают, что она была изобретена, согласно легенде, в Китае в I в. до н.э. Там придумали делать бумагу из древесного луба, а во II в. н.э. — из шелковых волокон, поэтому она имеет такое латинское название. Только через несколько столетий в Европе узнали секреты производства бумаги. Европейская бумага изготавливалась главным образом из льняных тряпок, для рисования она стала применяться с 14 века.

На изготовление бумаги люди затрачивают много труда, поэтому бумагу, как и другие материалы и вещи, нужно беречь.

Художественные возможности бумаги очень широки. Она используется для изготовления силуэтов, папье-маше, бумажной мозаики, оригами, китайских фонариков, воздушных змеев, архитектурных макетов и много другого.

Бумага — излюбленный материал для художественного конструирования.

А теперь я расскажу вам удивительную историю об одной девочке.

«Сказка об умелице-рукодельнице»

Жила-была девочка. Больше всего на свете она любила играть в куклы и вырезать из бумаги затейливые узоры. Кукол она тоже вырезала из бумаги, и наряжала красивые бумажные платья. Однажды она решила построить своим принцессам кукольный домик.

В гости к девочке приходили подружки и они вместе вырезали наряды, цветы, домики, где ставили кроватки стульчики и столы, создавали около домиков сады, в которых росли деревья, цвели волшебные чудесные цветы и били хрустальные фонтаны, а через речку был перекинут легкий Мост с ажурными решетками.

Постепенно подружки построили целый бумажный город, в котором жили маленькие человечки, принцы и принцессы, зверюшки, и даже был свой добрый волшебник.

За умелые руки подружки прозвали девочку Умелицей — рукоделицей.

Но как-то раз у нее пропали ее чудесные ножницы. Наверно злой волшебник украл их, чтобы девочка не могла больше вырезать красоту. Очень горевала умелица. Прошло несколько дней, а чудесные ножницы больше не нашлись.

И вот однажды ей приснился сон. К ней пришел волшебник и сказал, что подарит ей ножницы, но для этого девочка должна будет сделать необыкновенный цветок без помощи ножниц.

Умелица долго думала, как создать такой цветок, ведь очень трудно без ножниц сделать даже листик. Наконец она придумала, как выполнить просьбу волшебника.

Она взяла разноцветную бумагу сложила ее гармошкой, а середину перевязала золотой ниткой, потом распушила гармошку, и получился необыкновенно красивый цветок.

И тут произошло чудо! На окне под лучами яркого солнышка, сверкали, и переливались маленькие серебряные ножницы. Лезвия были сделаны в виде клюва журавля, а кольца увиты фантастическими цветами. Старый добрый волшебник не обманул Умелицу, а подарил ей волшебные ножницы, которые никогда не тупились, и вырезали самые затейливые узоры.

Практическая работа

Вы тоже научитесь искусству складывания и вырезания из бумаги. А для умелых рук, совсем необязательно иметь волшебные ножницы, ведь волшебство спрятано в ваших руках. Но сначала мы познакомимся с чудесными свойствами бумаги.

Одно из волшебных свойств бумаги — плоский лист может стать объемным.

1) Обыкновенный плоский лист можно превратить в объемный

(скомкаем). Мы превратили его в конструкцию, состоящую из вогнутых и выпуклых поверхностей, различным образом отражающих и падающий на них свет.

Вопрос: Что напоминает скомканный лист? (нагромождение скал и т.д.)

Каждая ровная поверхность бумаги ограниченная складками и изгибами называется гранью. Посмотрите на смятый лист со всех сторон. Вы увидите; как меняется освещенность ее граней, заметите определенный ритм в игре света и тени.

2) Итак, объемную форму можно получить из простого листа прямоугольной формы. Если изогнуть лист в противоположных направлениях, мы получим абстрактную форму, радующую глаз (зафиксировать можно с помощью скрепок).

3) Объемную форму из листа бумаги можно получить, если надрезать его так, что бы не распался на кусочки, и части свернуть трубочкой в разных направлениях.

4) Прекрасной возможностью для создания разнообразных предметов из бумаги дают сгибание и гофрирование.

При гофрировании бумагу нужно сгибать то в одну, то в другую сторону с одинаковым интервалом.

5) Простейшая объемная модель — это спираль она может быть круглой или с углами. Прорезь делается от края листа бумаги к его центру по спиральной линии.

6) Для работы с бумагой очень часто необходимо уметь делать квадрат и круг (рассказать, как это делается)

При выполнении этого задания мы с вами сталкиваемся с новым понятием таким, как принцип симметрии.

Симметрия может быть центральной (см. рис. 1 и 2) и осевой (см. рис. 3-7).

Мы видим, что симметричные фигуры разделены на равные части относительно прямой или центра.

Примеры:

Вопрос: Приведите примеры использования осевой и центральной симметрии?

7) Применим наши знания на практике. Будем вырезать центрально — симметричные узоры. Они могут быть круглой и прямоугольной формы (образец учителя).

8) Объемность плоской поверхности бумаги придает еще 1 способ — тиснение

Это довольно сложный способ для вашего возраста, поэтому я просто покажу, как это делается с использованием ножа.

9) Для того, что бы оживить композицию из бумаги, можно придать текстурные свойства пустым ее участкам. Декорирование поверхности достигаем простым приемом:

Делаем в бумаге фигурные надрезы, и выгибаем наружу надрезанные кусочки.

II-я часть урока.

Перед началом работы обратимся к зрительному ряду. Здесь изображены цветы. Вопрос: На что похожи цветы, с кем можно их сравнить?

(на человека: туловище — стебель, голова — бутон, руки — листья) Вспомните образы из сказок «Одуванчик — толстые щеки», сад цветов из «Алиса в зазеркалье». Давайте вспомним названия цветов, и дадим им образные характеристики:

Роза — недоступная колючая красавица; Незабудка — скромная голубоглазая; Гладиолус — важный горделивый; Ромашка — веселая;

Тюльпан — загадочный;

Нарцисс — строгий;

Колокольчик — говорливый суетливый;

Вопрос: Какая симметрия использована в изображении цветов?

IV этап Первичное закрепление изученного материала

Сегодня мы с вами выполним задания в технике аппликации (от лат. Прикладывание — способ получения изображения заключающийся в наклеивании, накладывании или пришивание на какую либо основу разных по цвету кусков бумаги, картона, ткани и др. материалов)

.

Мы будем работать с цветной бумагой. Сегодня вы многому научились, и поэтому я предлагаю выполнить задание на тему «Цветы и листья» с использованием полученных навыков. Работа коллективная.

Ваша задача: Изготовить цветы путем накладывания меньшего на больший, что бы получился объем, применяя центральную, осевую симметрию в изготовлении листьев, декора.

Техника безопасности

Напоминаю об осторожным обращением с ножницами и аккуратности с клеем. Прежде чем склеить изделие — согласовывайте с учителем. Ваши цветы должны быть разных размеров (большие, маленькие) и форм.

V этап Рефлексия

Ответная реакция детей.

Понравилось ли вам сегодня работать на уроке?

Этап урока

Метод

Действие учителя

Действия учащегося

Время

проведения

I часть урока

Актуализация опорных знаний

Фронтальная беседа с классом

Элементы игры

10 мин.

1 этап

Изучение нового материала

Иллюстративно-образный прием

Театрализованное действие

5-10 мин.

2 этап

Информация о производстве бумаги

5 мин.

Сказка об умелице

3 мин.

3 этап

Практическая работа

Приемы работы с бумагой. Знакомство с центральной и осевой симметрией

Повторение за учителем

15 мин.

II часть урока

Беседа с обучающимися

Образная характеристика цветов

Ответы на вопросы

5 мин.

Практическая работа

Изготовление цветов из бумаги

35 мин.

4 этап

Первичное закрепление изученного материала

3 мин.

5 этап

Рефлексия

2 мин.

Используемая литература:

Давыдова Г.Н. «Бумагопластика. Цветочные мотивы», М. «Скринторий» 2003

Неменский Б.М., Фомина Н.Н. «Изобразительное искусство и художественный труд» М. «Просвещение» 1991

Терентьев А.Е. «Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства» М. «Просвещение» 1981

Докучаева Н.А. «Мастерим бумажный мир» С.-П. «Диамант» 1997

Коллективная работа обучающихся.

12

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector