Методическое сообщение «РАЗВИТИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ВОКАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ В ДЕТСКОМ ХОРЕ»

МОУ ДОД ДДШИ г.Добрянка

Методическое сообщение

«РАЗВИТИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ВОКАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ В ДЕТСКОМ ХОРЕ»

Преподавателя

II квалификационной

категории

Братчиковой Н. А.

2009 год

  1. Технология постановки певческого голоса.

одни педагоги в своей работе над постановкой голоса считают главным дыхание, другие – работу гортани, третьи – резонаторы и т.д. Я присоединяюсь к тем педагогам, которые в процессе обучения необходимые навыки развивают одновременно (гармонически): и дыхание, и резонаторы, и гортань – а так же музыкальность, дикцию, умение грамотно произвести фразу и др.

П. Тронина., певица.

Красивый певческий звук невозможен без техники дыхания, правильного открытия рта, удобного для пения положения головы и гортани. Саму технологию формирования звука можно условно разделить на пять этапов:

  1. Настройка голоса на высокую позицию. Освоение техники пения закрытым и прикрытым ртом.

  2. Освоение элементов певческого звукообразования с помощью гласных и согласных.

  3. Освоение техники округления и прикрытия звука.

  4. Развитие кантилены, беглости (подвижности) голоса.

  5. Развитие художественной (эмоциональной) выразительности голоса.

  1. Начинаем распевку с «мычания» или «нычания» (пение на согласные М и Н) т.е. с настройки голоса на высокую позицию звук звонкий, светлый, полетный. На пиано. Данные упражнения исполняются по полутонам вверх или вниз. Пример 1.

  2. Йотированная гласная Я (й + а) хорошо настраивает голос на высокую позицию звука и помогает отрабатывать движения нижней челюсти вниз. Повторяющиеся звуки в данном сочетании («соль» — пауза – «соль») помогают сохранять высокое головное звучание на середине и низах (благодаря согласным С и Ль). На последнем звуке «соль» всегда делается сброс дыхания и непроизвольный вдох для пения упражнения в следующей тональности. Пример 2.

При пении упражнений и попевок важно правильно отрывать рот. На А, Я, О следует хорошо открывать рот, опуская или даже слегка покачивая нижнюю челюсть вниз. На гласные И, Е, Ы – рот сильно не открывается. Они поются как бы сквозь зубы, зато при слегка оттопыренных губах вперед. Словосочетания резонативных йотированных гласных и согласных (зи, ни, йо, я, у, соль) хорошо раскрывают природный тембр голоса, способствуют формированию высокой позиции звука, развитию опоры дыхания, четкой дикции, а так же облагораживают и округляют звук.

Параллельно с упражнениями практикую пение попевок, фраз из текстов произведений, вокализов. На попевках хорошо отрабатывать четкость дикции и закреплять плавность голосоведения со словом.

На фразах из вокализов хорошо отрабатывать технику дыхания, широту и кантиленность звука (р.н.п. «Ах ты степь широкая…»)

  1. Прикрытие звука является основным механизмом певческого звукообразования и требует от педагога вдумчивого к нему отношения…

Р. Юссон

Франц. ученый, певец.

Искусство пения – это искусство округления и прикрытия звука.

От правильного округления и прикрытия зависит развитие не только верхнего участка диапазона голоса, но и всех других его качеств тембра, силы, полетности, кантилены, подвижности, выносливости и т.д.

Для прикрытия звука важно удачно подобрать гласную или ее сочетание с согласной наиболее удобной для голоса обучающегося. Прикрытие звука осуществляется за счет образования «купола». Голос не только больше притемняется, но и изменяется в своем качестве, особенно в тембре.

Чтобы звук получился округленным, необходимо научиться прикрывать переходные ноты (от грудного регистра к головному). На этих звуках можно помогать легким полузевком или зевком. Пример 5.

Гласная А есть основа голоса

Ф. Ламперти, певец

Подходит всем типам голосов.

Гласные И, Е наиболее звонкие способствующие полетности звука. Эти гласные повышают гортань, удобны для высоких голосов.

Гласная У резонативная, придает звуку не только объем, но и звонкость, металличность, способствуя этим его прикрытию, автоматически подключается певческое дыхание. Часто гласную У применяют для прикрытия звука у низких голосов.

Для прикрытия звука в качестве ведущей, можно использовать гласную О. Она смягчает работу гортани и колебания голосовых связок, способствует поднятию мягкости неба, наводит на ощущение зевка и глубокого вдоха. Упражнения на гласную О любят практиковать в хоровом пении с целью смягчения «плоскости» «пестроты», снятия «крикливости».

Округлению и прикрытию звука способствуют сонорные согласные М, Н и особенно З.

Согласные Л и Р хорошо способствуют образованию твердой атаки звука и выравниванию динамического диапазона голоса «Родина моя», «Во поле береза стояла»

Округление и прикрытие звука с помощью метода эмоциональной настройки.

Ее можно использовать в двух целях:

  1. Для улучшения выразительности пения, получаемой в результате произнесения вокального текста с различным эмоциональным подтекстом (весело, грустно, с надеждой и т.д.).

  2. Для улучшения вокальной техники, включая навыки округления и прикрытия звука.

Образы, активизирующие героические или отрицательные эмоции – (торжество, гнев, упрек и т.д.) вызывают глубокий вдох, низкое положение гортани. Подходит басам, альтам. Образы, вызывающие веселое восторженное состояние (весело, игриво, порхаючи и т.д.) подходят высоким голосам.

  1. Совершенствование певческого голоса основывается на развитии его плавности и подвижности КАНТИЛЕНА является важнейшим достоинством вокальной техники. Певучесть, кантиленность – результат правильной техники голосообразования и звуковедения. Достигается ровным и максимальным по длительности произношением гласных и быстрых и четких произношений согласных. Развитие кантилены требует хорошо развитого певческого дыхания. Упражнения, следует петь так, чтобы был в одной позиции, а вибрато при переходе от звука к звуку оставалось устойчивым. Кантиленное пение, питаемое истоками народной песни (для которой характерна протяжность, распев) предельно насыщено психологическими нюансами, исходящими не только из музыки, но и из содержания словесного текста произведения.

Упражнения и попевки на легато являются основой выработки кантилены. Такие упражнения с постепенно удлиняющими фразами хорошо развивают певческое дыхание. Так же, как и целенаправленная тренировка певческого дыхания на удлинения выдоха способствует плавности, связности звуковедения. Упражнения и попевки поются на удобные гласные или слоги, непроизвольно настраивающие голос на звонкое прикрытое звучание. Каждое упражнение следует петь с тенденцией широты, удлинения звучания. «АХ ТЫ НОЧЕНЬКА» р.н.п. Пример 6.

ПОРТАМЕНТО – один из видов кантилены, представляет собой способ соединения соседних звуков легким умеренным скольжением.

Переход ко второму звуку должен быть плавным, сначала как бы едва касаясь его. Прием портаменто используется как в народном пении (особенно в цыганских песнях и романах), так и в классическом вокале, в целях усиления эмоциональной выразительности музыкальной фразы.

ГЛИССАНДО — исполнительский прием соединения одного звука с другим посредством плавного скольжения без выделения отдельных промежуточных ступеней.

Портаменто чаще используется самим певцом, глиссандо указывается в нотном тексте. Пример 7.

ФИЛИРОВКА ЗВУКА – это умение усиливать и ослаблять звук без изменения его высоты и качества звучания. К освоению филировки принято приступать на более поздних этапах обучения. Начинать освоение филировки лучше в следующей динамической последовательности: от меццо форте к форте.

Так же показаны и вспомогательные упражнения, трезвучия, арпеджио, пассажи на усиление в центре и ослабление силы звука по краям. Затем филирование звука сменяется в обратном направлении. Пример 8.

Так же показаны упражнения, сочетающие в себе выдержанные звуки, ходы на удобные мелодические интервалы, удобное произношение гласных и согласных.

«РО — ДИ — НА»

Развитие беглости (подвижности) певческого голоса.

Беглость, или подвижность, голоса отчасти является природным качеством. Однако умение петь очень быстро, подвижно достигается все -таки упорным трудом.

Упражнения в быстром темпе являются своеобразной гимнастикой для голосового аппарата, особенно для гортани, делая ее гибкой, эластичной, свободной от напряжений. В результате улучшается качество звука и выносливость голоса.

Для освоения навыка быстрого подвижного пения можно петь уже знакомые упражнения и попевки, но в более подвижном темпе. Здесь срабатывает закон так называемой физиологической инерции. Пример 9.

Освоение навыка пения на стаккато, то есть отрывистым коротким звуком, крайне важно для всех типов голосов.

Произношение должно быть легким, четким. Недопустимо пение на стаккато с помощью массированных толчков дыхания. Певческий выдох должен осуществляться непрерывно, спокойно, как во время пения на легато. Сила звука должна быть небольшой. Чтобы звуки не тяжелели, не делались слишком крупными, объемными не следует поднимать мягкое небо в пении, делать купол. Ноты стаккато надо делать плоскими, близко к зубам.

Для начинающих учащихся показано освоение стаккато поэтапно. Сначала звуки поются протяжно («ленивое» стаккато), затем быстро. Пример 10.

ТРЕЛЬ – мелодическое украшение, состоящее из двух быстро чередующихся соседних звуков. Выполнение трели достигается не отдельным интонированием верхнего и нижнего звука, а умением укрупнить, «раскачать» свое вибрато до такой степени, чтобы отчетливо были слышны верхний и нижний звуки в интервале секунды. Колебания на одном звуке не допускаются.

Правильное исполнение трели возможно при свободной и очень подвижной гортани. Упражнение на трель следует осваивать медленно, следя за чистотой интонации соседних нот. Сначала поются упражнения на чередование двух звуков с ускорением. Вначале трель должна быть непродолжительной. Когда обучающиеся почувствуют свободное движение гортани, трель можно делать более длительной. Пример 11.

Умение использовать трель с усилением и ослаблением звучания производит хороший эффект на слушателя.

Трель – один из самых сложных и самых полезных видов вокальной техники беглости. Способность к трели – особый психодвигательный дар. Трель необходима для активизации тонуса работы гортани, дыхания, приобретения свободы и легкости пения.

  1. Осваивать навык пения на пиано и мецца воче (вполголоса) и сохранять при этом тембр и четкость дикции – значительно труднее, чем петь громко, на форте. Чтобы запеть на пиано, нужно снизить силу звука, не меняя при этом певческой позиции. То есть имитировать форте, а петь на пиано.

При пении на мецца воче звук меняется. В голосе преобладает голосовое звучание, но звук переходит не в фальцет, а в легкий микст (укрепление фальцета). Пример 12.

Примечание:

  1. При смене нюансов: форте – пиано, пиано – форте нельзя менять положение рта, глотки и гортани;

  2. При пении на мецца воче положение артикуляционных органов рта и глотки может изменяться согласно изменению качества звука (перехода на микст);

  3. По мере израсходования дыхания необходимо усиливать работу губ, щек и носа. Это поможет удержать звук ровным, предотвратить его от ненужного углубления, опрокидывания назад.

Применение форте, пиано, мецца воче зависит от характера музыки и содержания словесного текста вокального произведения. Например в одном произведении хорошо сочетается контрастное форте и пиано, в другом – форте и мецца воче.

Умение петь на пиано и мецца воче – показатель высокой певческой культуры и технического мастерства.

ВОКАЛИЗЫ – это средства закрепления и дальнейшего совершенствования техники пения. Отсутствия слов дает возможность больше сосредоточиться на технике звуковедения и выразительности музыкальной фразы. Исполняются вокализы либо на гласный слог (А, МА, Я), либо с названием нот. Кроме учебных вокализов существуют концертные вокализы, дающие возможность показать красоту певческого голоса.

Совершенствование вокальной техники тесно связано с эмоционально – художественной стороной пения, с умением передать голосом все элементы содержания, заложенные в произведении.

Вывод: Развитию вокальной техники способствуют поставленная цель, доброжелательная и творческая обстановка (атмосфера), спокойное состояние учащихся, без которого трудно добиться свободы самоощущения.

Для успешного проведения определенного вида работы необходимо поддерживать состояние уверенности в благополучном его завершении. Человека, в котором глубоко гнездятся такие недостатки, как конфузливость, неопределенность, нерешительность – невозможно научить хорошо петь одними только, пусть даже самыми лучшими техническими приемами. Но в то же время нельзя пренебрегать ими, так как работа над развитием вокальной техники является составной частью формирования вокального мастерства.

Использованная литература

1. М. Егорычева «Упражнение для развития вокальной техники», Киев, 1980 2. П. И. Сикур «Воспою тебе» 2006г. Москва

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *