Методическая разработка уроков по изучению темы «Образ художественной культуры Японии» 7 Класс

ГБОУ ПЕТЕРГОФСКАЯ ГИМНАЗИЯ

ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА II

Методическая разработка уроков

по изучению темы

«Образ художественной культуры Японии»

Программа Б.М.Неменского

«Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл.»

(поурочное планирование цикла уроков)

Разработка: Бычкова С.В.,

учитель ИЗО и черчения.

2011-2012

Образ художественной культуры Японии.

Урок 1. Март 2011;7 класс

Тема: Изображение природы

Тип урока: Урок общеметодической направленности с элементами исследования.

Технологии: Здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, ориентированного обучения исследовательской деятельности.

Решаемые проблемы: каковы особенности и технологии японского рисунка и способы его изображения. Чему учит этот рисунок.

Виды деятельности: формирование у учащихся умений восприятия реализации новых знаний ( технологий, способов действия). Формирование у учащихся деятельных способностей и способностей к структурированию изучаемого предметного содержания.

Предметные: научится выявлять и применять характерные художественные приемы : мазок и вырисовывание иероглифов.

Метапредметный УУД:

Познавательные: уметь ориентироваться в разнообразии способов художественного письма японского художника К.Хокусая, уметь строить собственный сюжет пейзажа с элементами исследовательского характера.

-Регулятивные: выбирать действия с соответствии с поставленной задачей. Развивать воображение, творчество, навыки работы с акварелью, гуашью.

-Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию в рисунке.

-Личностные УДД: формирование «стартовой» мотивации к изучению истории художественной культуры Японии; формирование социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии народов и их культур.

Задача на урок: Изобразить природу через детали, характерные для японских художников (ветка дерева с птичкой; тростник; ветка цветущей вишни и т.п.)

Оборудование: Для учителя-репродукции японских художников;

для учащихся – графические материалы.

Зрительный ряд: Репродукции произведений К.Хокусая; образы японской природы, изображенные на свитках и ширмах.

Литературный ряд: Японская поэзия.

ПЛАН УРОКА.

  1. Беседа о художественной культуре Японии.

  2. Знакомство с искусством икэбана.

  3. Знакомство с творчеством художника К.Хокусая.

  4. Особенности живописи японских художников.

  5. Постановка художественной задачи.

  6. Практическое выполнение задачи.

  7. Подведение итогов.

  8. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

Беседа.

Учитель. Японию называют страной восходящего солнца. До сих пор стоят древние тысячелетние мавзолеи, храмы, города и парки с поэтическими названиями: «Свет Солнца», «Ворота Солнечного Света», «Застывшая симфония».

Белоснежные шапки горы Фудзи, огромные волны, круги гор в облаках цветущей вишни, прозрачные струи водопадов, нежные цветы передают радость жизни, неповторимость каждого ее мгновения.

Японский народ чутко и глубоко любит природу. Он воспел в своих сказках и поэзии цветение слив и вишен, красную листву кленов и первый снег. Сказка в Японии – это отдых после трудового дня. «Если днем рассказывать, то мыши будут смеяться», — говорят японцы.

Японцы умеют любоваться луной, водопадами, каждой маленькой травинкой. Они поклоняются красоте, считают, что окружающие человека вещи должны вызывать потребность видеть и ощущать их, испытывать радость, находить в них эстетическое удовольствие. Каллиграфическое искусство органично связывает живопись и поэзию.

Учитель предлагает послушать отрывок из японской поэзии и поделиться своими впечатлениями от услышанного:

Гляжу – опавший лист Идешь по облакам,

Опять взлетел на ветку. И вдруг на горной тропке

То бабочка была. Сквозь дождь – вишневый цвет.

Кито

Бушует осенний вихрь! Над ручьем весь день

Едва народившийся месяц Ловит, ловит стрекоза

Вот-вот он сметет с небес. Собственную тень.

Какэй Тие-ни

Выпала роса, Вот выплыла луна

На всех колючках терна И самый мелкий кустик

Капельки висят. На праздник приглашен.

Японские художники подписывают свои картины каллиграфическим письмом-гравюра со стихами, которую можно послать друзьям с поздравлением.

Суримоно — картина прямоугольной формы (гравюра со стихами)

Какемоно – свиток прямоугольной формы (пейзаж)

Поэзия и гравюра – выражение внутреннего мира художника, поэта.

Кацусика Хокусай – живописец, график, поэт, писатель. Он родился в Токио. Работая с 10 лет в книжной лавке , он полюбил старых ксилографов. Художник начинает работать как иллюстратор, мастер станковых гравюр и живописец. Позже основной темой творчества Хокусая стал пейзаж. Символ Японии- Фудзияма. Создавая серию видов Фудзи, Хокусай видел природу, среди которой человек трудится, живет. Запечатлевая в своих пейзажах самые различные ландшафтные мотивы, Хокусай подчер-

кивал драматичность отношения между неустанной деятельностью людей и невозмутимым спокойствием природного бытия.

Удивительные явления японской культуры – это ландшафт-

ные сады и икэбана. Миниатюрные домашние садики по своим размерам не превышают размеров комнаты. Растут в них крошечные, карликовые деревья ,дубы, клены, лиственницы размером всего 30-50 см. Японцы могут часами любоваться садом камней, садом на воде. В них маленькие искусственные водопады и ручьи, крошечные павильоны и горбатые мостики.

Икэбана – это самостоятельный вид изобразительного искусства. Цель «икэбана» — выражать красоту и соотношение цветов и других предметов. Это и средство самовыражения. Даже используя одни и те же материалы, разные люди могут вложить в них разные настроения.

Для сравнения японской и русской пейзажной живописи, посмотрим картины И.Левитана, И.Шишкина и попробуем прийти к выводу, что в отличие от европейских мастеров художники Японии изображают мир, природу, пристально вглядываясь в детали. И в этом заключается особенность восточной живописи.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Зарисовка пейзажа на узких листах бумаги. Дети делают зарисовки в стиле японской гравюры (суримоно, какемоно). На узких листах бумаги изображаются ветки сливы или сосны, тростники, луна, стрекозы и бабочки. Главное – передать изящество, скудность, выполнить тонкую и изысканную работу.

Показ учителем приемов рисования тростников, трав, волн, веток сливы, цветов и др. тонкой кистью тушью или акварелью.

Учитель дает следующие советы:

  • Очень важно красиво скомпоновать ветку или стебель тростника на листе.

  • Подумайте заранее, создавая целостный образ, где будут изображены насекомые, птицы.

  • Линии рисунка должны быть выразительными.

  • Листья и цветы старайтесь компоновать группами, не разбрасывая их по одному.

  • Не делайте изображение многоцветным, возьмите за основу три цвета.

  • Можно добавлять в выбранные цвета черную краску, она даст сдержанные, изысканные тона.

  • Нужно работать жидкими красками, чтобы изображение получилось прозрачным, как у японских мастеров.

Следующий раз вы узнаете о художественном образе национальной одежды – кимоно.

Итог урока.

Анализ ошибок. Оценка работ учащихся.

Экспресс-выставка лучших работ.

Урок 2 . Март 2011. 4 класс.

Тема: Образ человека в японской культуре.

Тип урока: Урок общеметодической направленности с элементами исследования.

Технологии: Здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, ориентированного обучения исследовательской деятельности.

Решаемые проблемы: каковы особенности рисования японского традиционного костюма и способы его изображения. Чему учит этот рисунок.

Предметные: научится выявлять и применять характерные художественные приемы : мазок и вырисовывание иероглифов.

Метапредметный УУД:

Познавательные: уметь выделять средства художественной выразительности в живописи; уметь ориентироваться в разнообразии способов художественного письма японского национального костюма.

-Регулятивные: развивать композиционное мышление, творчество, навыки работы с акварелью, гуашью, выбирать действия с соответствии с поставленной задачей.

-Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию в рисунке.

-Личностные УДД: формирование «стартовой» мотивации к изучению истории художественной культуры Японии; воспитание уважения к культуре другого

народа, формирование социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии народов и их культур.

Задача на урок: Зарисовка фигуры в кимоно или портрета по впечатлению (портрет японской красавицы).

Оборудование: Для учителя – методические таблицы, репродукции и фотографии.

Зрительный ряд: Репродукции с изображением образа японской женщины в национальном костюме.

Литературный ряд: Японская поэзия.

Музыкальный ряд: Японские народные мелодии.

ПЛАН УРОКА.

  1. Беседа о традиционной одежде – кимоно.

  2. Знакомство с творчеством японских художников.

  3. Особенности зарисовок фигуры в кимоно.

  4. Постановка художественной задачи.

  5. Практическое выполнение задачи.

  6. Подведение итогов.

  7. Домашнее задание.

ХОД УРОКА.

Беседа.

Учитель. Древние гравюры сохранили художественный образ людей Древней Японии. Портреты красавиц, актеров, бытовые сценки изображены в работах художников.

Нежный, тонкий, идеальный овал лица, миндалевидные узкие и длинные глаза, соболиные густые или тонкие брови, словно в удивлении приподнятые вверх, высокая прическа, уложенная и скрепленная гребнями и шпильками, дополняет образ японки.

Учитель обращает внимание учащихся на средства выражения, которыми пользуется художник: фигура японки нарисована линиями, похожими на струйки водопада, плавными, текучими, изящными, тонкими. Сложные прически японок напоминают волны в море.

На примере произведений японских художников, учитель знакомит учащихся с национальной одеждой кимоно (прямой халат с уложенным в бант на спине широким поясом и широкими рукавами), которое дополняют особое белье, специальная обувь, различного вида накидки, а также украшения для прически. Учащиеся сравнивают силуэт, форму и декор национального японского костюма с окружающей средой и находят их связи.

Учитель. Традиционная одежда — кимоно сохранилось и до наших дней. Желтые, розовые, голубые кимоно – халат с широкими рукавами из шелковой ткани с набивным или тканым рисунком. Рисунки для кимоно имеют удивительно гармоничные цвета, соответствующие традициям Востока. Так, начало весны отмечено зеленым, первый день лета – красным, осень – белым, зима – черным, праздник урожая – желтым цветом.

Женское кимоно украшено цветущими ветками, птицами и цветами, изображением деревьев и водопадов, зонтиками и веерами.

Покрой японского кимоно в основном сложился в VII веке и за минувшие тринадцать столетий лишился лишь своих свободных линий. Однако даже в современном виде кимоно облегает женскую фигуру не для того, чтобы выявить, а для того, чтобы скрыть естественные очертания. В костюм, кроме кимоно, включены еще два нижних халата, большой пояс – оби с бантом сзади, закрепленный тесьмой из одиннадцати нитей (единство духа двух любимых людей), таби – белых носок с одним пальцем, сандалей – гета с ремешком через один палец. Широкий пояс с бантом на спине носится выше талии, делая японку плоской спереди и горбатой сзади. Японка стягивает себе не только талию, но и торс, обрекая грудь на участь цветка, сжатого страницами гербария.

Не только внешний облик, но и поведение японской женщины резко меняется в зависимости от того, в чем она одет. В кимоно она всегда строго следует старинному этикету. Насколько грациозен каждый ее жест в национальном костюме, когда, опустившись на колени, она раздвигает седзи (халат), настолько неуклюжей выглядит она на татами в короткой юбке.

Причудливость стиля костюма очень похожа на струящийся водопад, миниатюрный садик. Длинные рукава спускаются мягко. Широкий пояс с бантом сзади дополняют костюм.

В праздничные дни, в дни скорби или торжеств, отдавая дань древним традициям, японцы надевают кимоно.

Женщина в кимоно –

Как цветок,

Как ручей.

Своеобразно лицо: тонкие брови и узкие глаза, как две рыбки, изящный носик и губы, похожие на лепестки розы. Такими увидели японских красавиц художники Утомаро и Хокусай.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Зарисовка фигуры в кимоно или портрета по впечатлению.

Рисование портрета японок.

Показ учителя:

Нежные, плавные, текучие линии кимоно напоминают бутон. Полы халатов струятся внизу, как ручей.

а) Зарисуйте фигуру японки в кимоно с зонтиком или с веером, стоящую или сидящую на коленях. Эти рисунки можно выполнять и акварельными красками, и гуашью.

б) на портрете необходимо передать нежный овал лица и пышную изящную прическу.

Эстетическая оценка работ

— В чем вы видите красоту японского костюма?

— Какой образ женщины сложился у вас?

— Как, по-вашему, сохраняется традиционный японский костюм, когда он используется?

— Расскажите, какую роспись ткани для кимоно вы использовали?

Итог урока.

Анализ работ, подведение итога урока.

Экспресс – выставка лучших работ.

Уборка рабочих мест.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *