Методическая разработка урока психологии для обучающихся 1-3 классов «Мы все такие разные»

Методическая разработка урока психологии

для обучающихся 1-3 классов

«Мы все такие разные».

Цель: Развитие самосознания, рефлексивных способностей и толерантности детей младшего школьного возраста.

Задачи:

  1. Знакомство детей с предметным содержанием понятия «характер», «настроение», с чертами характера. Обогащение запаса слов, используемых для обозначения черт характера.

  2. Продолжить развитие произвольности поведения.

  3. Актуализация нравственных представлений о хороших и плохих чертах характера.

Методическое оснащение:

  • Психологические альбомы;

  • Цветные карандаши;

  • Доска;

  • Мел;

  • 3 прозрачных стакана с водой;

  • Кусочек глины;

  • Блестки;

  • Ложечка десертная;

  • Мягкие игрушки средних размеров: собачка, мишка, зайчик;

  • Красные фишки из картона (25 штук);

  • Магнитофон;

  • Видеопроектор;

  • Запись динамичной и релаксационной музыки;

  • Слайды.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

— Здравствуйте. Я рада вас видеть здесь сегодня. Пожалуйста, садитесь… ПОСЛУШАЙТЕ СЕБЯ!

— А теперь, пожалуйста, скажите: каким цветом можно охарактеризовать ваше настроение, состояние «здесь и сейчас»?

  1. Настрой на занятие.

Если ученики говорят: серое, светло-серое, желтое, голубое, зеленое, черное, коричневое, синее, светло-синее, светло-коричневое и т.д., то с детьми необходимо провести «разогревающее» упражнение, например «Волну хлопков».

Игра «Волна хлопков»

Цель: «разогрев» группы, настрой на предстоящую работу.

Инструкция: Я встаю с вами в круг и делаю хлопок, который «передаю» своему соседу слева или справа. Он передает его дальше в том же направлении по кругу. То есть идет «волна хлопков». Запускать и останавливать ее буду я. Будьте внимательны – я могу пустить «волну» навстречу уже идущей. Ваша задача не сбиться и не остановить «волну» до тех пор, пока этого не сделаю я.

Если же ученики говорят: красное, ярко-красное, малиновое, вишневое, ярко-желтое, ярко-розовое и т.д., то с детьми необходимо провести игру на релаксацию, успокоение, например, упражнение «Замри».

Игра «Замри»

Цель: релаксация, успокоение группы, настрой на предстоящую работу.

Инструкция: Выйдите из-за столов на середину класса. Сейчас я включу музыку. Пока она звучит, вы можете двигаться, танцевать и т.д., но как только она прекратится, вы должны замереть в той позе, в которой вас застала эта пауза в музыке. Кто нарушает данное правило – выбывает из игры и садится на место. Всем понятно задание? Тогда начинаем.

  1. Подготовка к восприятию нового материала.

— Ребята, давайте подумаем, чем люди не похожи друг на друга?

— А кроме внешности, чем они еще отличаются?

— Правильно, своим поведением, характером, настроением. Сегодня мы узнаем, что такое характер, темперамент, поведение и настроение, и сделаем это с помощью сказки. Но прежде давайте прочитаем тему нашего занятия.

Дети читают название темы занятия на доске.

— Итак, что значит «Мы все такие разные»? Как вы это понимаете?

— Да, это значит, что люди различаются своими характерами. Одни — добрые, другие – злые, одни–щедрые, а другие–жадные и т.п. Еще люди по-разному себя ведут и настроение у всех людей всегда разное.

  1. Работа по теме.

  • Задание «Назови противоположную черту характера»;

  • Чтение «Сказки о Деревьях – Характерах» (с использованием слайдов);

  • Задание «Мое Дерево — Характер» (с использованием аудиозаписи).

— Перед тем, как начать изучать новую тему я предлагаю вам поиграть.

Игра «Назови противоположную черту характера».

Цель: обогащение словарного запаса.

Инструкция: вы уже знаете, какие бывают черты характера. Сейчас мы проверим, кто их знает лучше всех? Я буду называть одну черту характера, а вы должны будете сказать противоположную. Например, я говорю, «злой», а вы – «добрый». Выкрикивать ответы с места нельзя, я буду учитывать только ответы тех учеников, которые поднимают руку. Итак, приготовьтесь!

Психолог называет поочередно, то положительную, то отрицательную черту характера. За каждый правильный ответ дает фишку красного цвета. Лучший знаток черт характера определяется по общей сумме набранных фишек.

Таблица-памятка «Черты характера»

Добрый – злой

Смелый – трусливый

Щедрый – жадный

Общительный – замкнутый

Умный – глупый*

Заботливый – равнодушный

Честный – лживый

Скромный – хвастливый

Вежливый – грубый

Трудолюбивый – ленивый

Аккуратный – неряшливый

Находчивый – тугодум

Доверчивый – подозрительный

Отзывчивый – черствый

Простодушный – хитрый

Покладистый – упрямый

Осторожный – рискованный

Гордый – униженный

Дисциплинированный – шаловливый

Настойчивый – беспечный

Благородный – подлый

Целеустремленный – легкомысленный

Справедливый – несправедливый

Доброжелательный – высокомерный

*Звездочкой отмечены качества, которые не являются чертой характера, но дети часто используют их при характеристике людей и сказочных персонажей.

— Ребята, а сейчас я хочу вас познакомить с собачкой, которая поможет понять нам, разобраться в нас самих. Эту собачку зовут Дружок. У него есть друзья Зайчик и Мишка. Однажды с ними случилась такая история (сопровождается показом мягких игрушек).

Сказка.

У Дружка всегда бывают разные настроения, впрочем, как у всех сказочных жителей страны сказок.

Дружок долгое время путешествовал, исходил много дорог, побывал во многих странах. Он очень соскучился по своим друзьям и решил проведать их, рассказать о своих приключениях. Сначала он пришел к Зайке, он стряпал тортик. У него получился прекрасный вкусный торт, он был им доволен. Зайчик очень обрадовался Дружку, напоил его чаем с тортом. Дружок вышел из дома Зайчика очень веселым, довольным. Его настроение было ясным и «чистым», как вода в этом стакане (показываю первый стакан с чистой водой) (слайд «Улыбающееся лицо») По слайду проводится обсуждение на тему «Мимика радости».

Дружок, довольный, вприпрыжку побежал к Мишке. Мишка сидел и плакал, потому что он случайно разбил любимую вазу мамы и теперь не знает, что делать. Дружку сразу стало грустно, плохо и обидно за своего друга, его настроение стало мутным, темным (бросаю во второй стакан кусочек глины) (слайд «Огорчённое лицо, обида») По слайду проводится обсуждение на тему «Мимика обиды, огорчения».

Что же сделать, чтобы помочь Мишке? Надо что-то предпринять!

Дружок быстро собрал всех друзей на совещание: «Что будем делать?» Долго совещались друзья и, наконец, в голову Дружку пришла отличная идея – нужно подарить маме Мишки новую, лучшую вазу, ту, которую он привез из страны цветов. Эту вазу невозможно было разбить, она меняла свой цвет от настроения хозяина. И настроение Дружка в тот же миг стало блестящим и искрящимся, как салют (бросаю в третий стакан блестки и размешиваю) (слайд «Лицо озарённое идеей») По слайду проводится обсуждение на тему «Мимика озарения».

До сих пор ваза, подаренная Дружком, стоит в доме Мишки. С тех пор она никогда еще не была темной и мутной.

Обсуждение по сказке:

— Какие настроения бывают?

— А почему ваза не темнеет и не мутнеет?

— Что будет происходить в семье, когда вазочка помутнеет, засверкает, станет ясной?

— А почему ваза изменяет свой цвет? (потому что меняется настроение)

— Ребята, наши герои живут в сказочном лесу, а в этом лесу растут сказочные деревья — характеры.

Сказка о Деревьях – Характерах.

В некотором удивительном мире, в прекрасной долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, росли… Деревья – Характеры. Это были необычайные деревья. Они своим внешним видом отражали характеры людей, живших далеко-далеко за горами.

У каждого Дерева- Характера от ствола отходили четыре мощных ветви, а от них – множество маленьких. Эти четыре ветви имели свое название: первая называлась ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ, вторая – ОТНОШЕНИЕ К ДЕЛУ, третья имела имя ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ, четвертая – ОТНОШЕНИЕ К ВЕЩАМ. У каждого Дерева – Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность.

На одном Дереве – Характере ветвь ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ была вытянута, потому что несла веточку ПРАВДИВОСТИ, а на другом была скручена кольцом ветка ЛЖИ. Где-то ветвь ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ вызывающе торчала веточкой САМОВЛЮБЛЕННОСТИ, где-то опускалась почти до земли от своей ПРИНИЖЕННОСТИ, а где-то спокойно поднималась к солнцу среди других как воплощение СКРОМНОСТИ. Ветви ОТНОШЕНИЯ К ВЕЩАМ на некоторых Деревьях – Характерах скрючились от ЖАДНОСТИ, а на других обилием листвы обнаруживали свою ЩЕДРОСТЬ.

Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу.

Под некоторыми Деревьями – Характерами трескалась земля – такими они были тяжелыми. (слайд «Карабас- Барабас, Баба-Яга, Кощей Бессмертный» и т.д.)

Другие Деревья – Характеры сплошь были покрыты иголками и поэтому были очень колючими (слайд «Шапокляк, Лиса Алиса и Кот Базилио» и т.д.).

А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были очень прямые характер (слайд «Маугли, Царевна Несмеяна, Пеппи Длинный Чулок»).

Твердые Деревья — Характеры не смогла бы распилить даже бензопила (слайд «Маугли, Маленькая Разбойница, Железный Дровосек» и т.д.),

а легкие Деревья-Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за землю корнями (слайд «Дюймовочка, Винни Пух, Чебурашка, Золушка» и т.д.). Были среди них красивые и безобразные, высокие и стройные, низкие и даже стелющиеся по земле.

Так непохожи были Деревья–Характеры друг на друга, потому что они росли на разных почвах, по-разному согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. (А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно?)

Порой налетала в долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья – Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла.

Были и такие, что не склонялись даже под сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви.

У каждого человека сказочного героя и даже у Дружка в этом лесу есть свое Дерево, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать в этом лесу, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в него не может никто, и узнать какой у тебя характер, можно только изучая самого себя и свои поступки.

Обсуждение по сказке:

— Расскажите, о чем вы узнали из нее?

— Вспомните, какие характеры бывают?

— Как вы думаете, растет ли в этом волшебном лесу ваше Дерево – Характер? А какое оно?

— Возьмите свои листочки, приготовьте фломастеры, напишите в самом верху листа название рисунка «Мое Дерево – Характер» и нарисуйте его.

Дети рисуют под релаксационную музыку. Психолог ходит и подбадривает сомневающихся учеников.

  1. Подведение итогов.

На доске создается экспозиция из детских рисунков.

Игра «И я…»

Цель: повышение самооценки, развитие рефлексивности.

Инструкция: сейчас я буду называть черту характера. Если у кого-то такая черта есть, то он на счет «три-четыре» должен сказать: «И я!» Например, я говорю «Я отзывчивая. Три–четыре…». Тот, кто считает себя отзывчивым, говорит: «И я!». Понятно? Итак,

— Я добрая. Три-четыре…

— Я общительная…

-Я честная…

— Я дисциплинированная…

— Я смелая…

— Я скромная… и т.д.

— Спасибо. А теперь посмотрите на свои рисунки и обратите внимание на то, какие они все разные. У одних – толстые деревья, у других – тонкие и т.д. Одни – грустные, другие – веселые.

Все мы очень разные, тем мы и прекрасные. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и закончим наш урок словами ещё одного сказочного героя — кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!» (дети проговаривают фразу сначала шёпотом, далее средним голосом, а последний раз – громко).

7

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector