Методическая разработка урока по русскому языку на тему Подлежащее( 3 класс)

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе
по теме «Подлежащее»
Тема: Подлежащее (урок 29)
Класс: 3
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Цель: осуществление поиска новых идей разрешения проблемной ситуации.
Задачи: образовательная: способствовать совершенствованию умения находить подлежащее в предложениях, выраженного именем существительным, местоимением, сочетанием слов;
Развивающая: содействовать развитию внимания, мышления, памяти.
Воспитательная: создать условия для воспитания культуры общения, активизации интереса к предмету.
Планируемые результаты:
Предметные: решать учебные и практические задачи – формировать умение ставить вопросы к словам, определять грамматическую основу предложения, способы выражения подлежащего в предложении.
Метапредметные:
Регулятивные: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, оценивать правильность выполнения заданий, осуществлять контроль;
Познавательные: формировать умения находить способы решения проблем поискового характера, производить отбор интересующей информации, учиться рассуждать, анализировать, обосновывать свой ответ.
Коммуникативные: формировать умение вести диалог, строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы.
Личностные: планирование учебного сотрудничества – определять соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета, осознавать цели и ситуации устного общения; формирование положительной мотивации к обучению, интереса.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Дидактический материал: индивидуальные карточки-помощницы, карточки для работы в паре, интернет — ресурсы.

№ Этап урока Деятельность
учащихся Деятельность
учителя Методический комментарий
1 Организационный момент и психологический настрой
(3 мин) 1.Организуют рабочее место.
2. Игра-приветствие. Дети вместе с учителем встают в круг, берутся за руки, моделируют солнце, обмениваются теплом ладошек, ходят по кругу и проговаривают слова, желают друг другу дачи 1.Организация рабочего места.
2. Ребята, подарите друг другу хорошее настроение:
— «Здравствуй, солнце, я твой лучик. Здравствуй, я – от сердца ключик
— «Здравствуй, друг, здравствуй, друг. Ты прекрасней всех вокруг!».
— Солнышко почувствовало тепло наших ладошек, сердец, улыбок и послало нам удачу и успех.
Протяните левую руку и возьмите удачу. Протяните правую руку и возьмите успех. Доброжелательная атмосфера – эмоциональное и духовное объединение, необходимый элемент для перехода к совместной познавательной деятельности и установления межличностного контакта.
2 Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
(5 мин) 1.В парах производят взаимопроверку домашнего задания. 1. Уточняющие вопросы:
— Напомните, какое было домашнее задание?
-какие вопросы возникли при выполнении?
— где можно было найти информацию? К кому обратиться за советом?
2. Обсудите в паре выполнение домашнего задание и оцените друг друга.
3. Чистописание.
Уточняющие вопросы позволяют учителю представить картину усвоения знаний предыдущего занятия.
3 Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (10мин) 1.Формируют группы.
2. Вспоминают правила «мозгового штурма», повторяют хором:
Принимать все идеи, даже абсурдные.
Никакой критики.
— 1 группа работает с предложением: Валя с Галей пошли в театр.
(Учащиеся записывают версии на альбомных листах и вывешивают на доске):
1.Подлежащее – слово Валя, потому что отвечает на вопрос «Кто?»и оно выражено именем существительным.
2.Подлежащее – слово театр, потому что это имя существительное отвечает на вопрос «что?».
3. В этом предложении два подлежащих – «Валя» и «театр», так как оба слова имена существительные и отвечают на вопросы «кто?» и «что?».
4. В предложении подлежащее выражено сочетание слов «Валя с Галей».
Указывают основные признаки подлежащего.
Делают выводы.
1. Работа с рубрикой»Давай подумаем» по решению проблемной ситуации.
У. — Ребята, наш друг Федя считает, что подлежащее может быть только именем существительным, потому что имя существительное отвечает на вопросы кто или что? И подлежащее отвечает на такие же вопросы. Давайте понаблюдаем за текстом, написанным на доске, найдём в предложениях подлежащее и подумаем, прав ли Федя.
— Наша учебная задача: для решения проблемы проведём «мозговой штурм».
— Как будем достигать цели? Формируем группы и повторяем правила «мозгового штурма»
2. Выслушаем обсуждение версий.
У.1. Мы не согласны с версией 2. Слово «театр» на вопрос «Что?» и является именем существительным, а слово «Валя» на вопрос «Кто?» Разве может в предложении быть два подлежащих, отвечающих на разные вопросы?
— Ребята, помогите нам ? Может такое быть? Почему?
Предлагает поработать в парах над версией 4.
Результаты работы в парах проверяются коллективно «Мозговой штурм» выполняется поэтапно:
1этап. Выдвигаются и записываются на доске все предложенные версии.
2этап.
Обсуждение версий начинается с тех, неправильность которых очевидна (версия 2, затем версия 3, послеобсуждения которых отвергается и
версия 1). Более пристального внимания заслуживает версия 4, которую
дети при желании могут обсудить впарах или группах.
По такому же принципу происходит выдвижение и обсуждение версий предложения: Они посмотрели известный спектакль.
3 этап. Обработка результатов, вывод.
4 Первичное закрепление:
— в знакомой ситуации (типовые)
— в изменённой ситуации (конструктивные) ( 10мин) 1.Читают информацию в учебнике.
2. Читают задание к упражнению №1.
Группа разбивается на пары. Школьники распределяют роли: «журналист» и «специалист». «Журналист» берёт интервью, затем дети меняются ролями.
Оцениваю работу групп.
3. Выполняют упражнение по выбору

Сравнивают свою работу с эталоном на доске.
1.Найдите вывод в учебнике. Верное ли решение приняли мы в ходе коллективного обсуждения?
2.Организует работу с упр.1.
-Прочитайте задание к упр.1
-Какая наша учебная задача? Выполните задание, используя приём «Трёхшаговое интервью».
3. Дифференцированное задание. Выполнение упражнений по выбору 2или 3с последующей самопроверкой.
Приём «Трёхшаговое интервью». «Подчеркни подлежащее в предложениях». Этот приём разрешает противоречия в игровой форме, у детей формируется культура общения
5 Физминутка(2мин) Выполняют движения Включает музыкальный видеоролик Упражнение снимает утомление и способствует расслаблению мышц рук
6 Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) (12мин) Составляют рассказ по выбору о подлежащем и способах его выражения
Сигнализируют готовность.
Рассказывают, слушают, добавляют.
Договариваются и выполняют его письменно. Организует презентацию работ, привлекает участников к обсуждению
Осуществляет коррекцию знаний,
обеспечивает усвоение понятия и правильное воспроизведение его.
7 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (3мин) Записывают в дневники задание.
Задают вопросы. Даёт рекомендации. Осуществляет педагогическую поддержку
8 Рефлексия (подведение итогов) Предоставляют схему «Подлежащее»
Подлежащее» — имя существительное, местоимение, сочетания слов.
— Какое открытие сделали на уроке? Представьте его в виде схемы.
— Продемонстрируйте карточку настроения Спасибо за урок!

Список литературы
1. Иванов, С.В. Русский язык: Комментарии к урокам: 3 класс/ С.В.Иванов, М.И.Кузнецова — М.: Вентана-Граф, 2012.
2. Иванов, С.В. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: 2 ч. Ч.1 / С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, Кузнецова и др. -3 изд., перераб. — М.:Вентана-Граф, 2012 -192с.: ил.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector