МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ И ЛИТЕ-РАТУРЕ НА ТЕМУ: «БЫТЬ МОЖЕТ, ВСЯ ПРИРОДА – МОЗАИКА ЦВЕТОВ…» (ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ)

1001 идея интересного занятия с детьми

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ И ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ: «БЫТЬ МОЖЕТ, ВСЯ ПРИРОДА – МОЗАИКА ЦВЕТОВ…»
(ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ)

Фадеева любовь Владимировна, МБОУ «Средняя школа №2 им. Е.В. Камышева», г. Гагарин, Смоленская область, учитель биологии.

Предмет (направленность): биология.

Возраст детей: 11 лет, 5 класс.

Место проведения: класс.

Задача урока: познакомить учащихся с особенностями и многообразием покрытосеменных растений.

Цели:

Познавательные: формирование умения выде­лять и сравнивать существенные и несущественные при­знаки для построения анализа.

Регулятивные: формирование умения в со­трудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, само­стоятельно вносить необходимые коррек­тивы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце.

Коммуникативные: формирование умения пла­нировать общие способы работы в совмест­ной деятельности под руководством учителя.

Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего совре­менному уровню развития науки и общест­венной практики.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся узнают о характерных при­знаках и многообразии покрытосеменных растений; у них формируются понятия «цветок», «жизненные формы».

Метапредметные: связь с литературой, искусством

Личностные: у учащихся развиваются представления о единстве органического мира на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установлении усложнений их строения.

Основные понятия урока: покрытосеменные растения, цветок, однолетние, двулетние и многолетние растения, жизненные формы.

Деятельность учащихся: лепка из пластилина, работа в парах, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении строения покрытосеменных растений, выполнение лабораторной работы, составление синквейна, коллаж.

Тип урока: комбинированный с использованием презентации.

Основное содержание урока.

1.Эмоциональный настрой на урок.

-Дети, вам тепло? (Да!)

-В классе светло? (Да!)

-Прозвенел уже звонок? (Да!)

-Вы готовы учиться? (Да!)

-Значит можно всем садиться.

Учитель литературы:

-Ребята, как вы думаете, почему два учителя, ведущие разные предметы, стоят перед вами. (Ответы учащихся). Сегодня у нас необычный урок: вы узнаете новый материал по биологии, сможете проявить свою эрудицию, творческие способности. Пусть сегодняшний урок принесёт нам радость общения, наполнит наши и сердца наших гостей тёплыми, добрыми чувствами.

2.Загадки.

Учитель литературы:

— Для того чтобы узнать тему урока, попробуйте отгадать загадки.

А) Стоят в лугах сестрички – золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)

Б) Над лугом парашютики качаются на прутике. (Одуванчики)

В) Эх, звоночки, синий цвет, с язычком, а звону нет.(Колокольчики)

Учитель биологии

Разнообразен и прекрасен мир растений:

Мхи, водоросли, папоротники, плауны

И семенные: сосны, туя, пихты, ели,

Но властелины царства не они.

Символом сегодняшнего урока будет цветок. Растения, которые хотя бы один раз в своей жизни цветут, называются цветковыми. У этих растений есть ещё другое название, что позволяет им занимать господствующее положение на Земле. Работа в парах поможет вам определить это название.

3.Работа в парах.

Систематизируйте гербарные экземпляры на 3 группы

Высшие споровые

Голосеменные

?

Как называется эта группа растений? О чём говорит это название? Почему эти растения занимают господствующее положение на Земле?

4.Работа с учебником с демонстрацией слайдов.

Попробуем дать общую характеристику отдела Покрытосеменные с помощью учебника п. 23, с. 127-129

— Самая молодая и многочисленная группа царства Растения.

— Имеют цветок- орган семенного размножения, из которого развивается плод с семенами, защищёнными от неблагоприятных условий.

— Разные жизненные формы: деревья, кустарники, кустарнички, травы.

— По продолжительности жизни: однолетние, двулетние, многолетние.

— Имеют различные среды обитания (растут в воде, в безводной пустыне и т.д.)

— Разные стебли: прямостоячие, вьющиеся, ползучие…

— Разные по форме и размерам листья, корни.

Среди покрытосеменных много культурных растений: овощные, хлебные, плодово-ягодные, масличные, лекарственные, декоративные, технические.

5.Рефлексия. Учитель литературы.

-Ребята, кому это задание показалось понятным, несложным, поднимите синий кружочек. А кто затруднялся — красный.

6. Физкультминутка. Учитель литературы.

— Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Нелегко познать цветок. Чтобы понять его, попробуем на минутку сами превратиться в цветы.

— Представим себя маленьким сморщенным семечком (сжаться в комочек, спрятать голову в колени и закрыть её руками). Садовник бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает за ними.

С тёплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти. (Дети поднимаются).

У него раскрываются листочки (руки тянутся кверху), растёт стебелёк (вытягивается тело), появляются цветоносы с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты).

Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), и росток превращается в красивый сильный цветок.

Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам-соседям (улыбки соседям), кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей).

Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивания руками, головой, телом). Ветер срывает лепестки и листья (опускаются руки, голова), цветок сгибается, клонится к земле и ложится на неё. Ему грустно.

Но вот пошёл зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернуться). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно.

Скоро опять наступит весна и оно оживёт!

Молодцы! Продолжаем урок.

7. Лабораторная работа. Учитель биологи.

Предлагаю выполнить л/р. «Органы цветкового растения».

Орган — часть растения, которая выполняет определённую функцию (корень- укрепляет, всасывает питательные вещества, запасает; стебель- удерживает почки ,листья, проводит вещества; листья — дыхание, испарение, фотосинтез; цветок- орган семенного размножения плод-защита, распространение семян ).

1 уровень.

Подпишите на рисунке органы цветкового растения и сделайте вывод о том, какие органы появились у цветковых растений.

2 уровень.

Разгадайте кроссворд (функции органов цветкового растений).

8.Рефлексия. Учитель литературы.

-Ребята, кто выполнил работу легко, поднимите синий кружочек. Кто затруднялся — красный.

9. Творческие работы. Синквейн. Коллажи. Учитель литературы.

— Ребята, за короткое время вы успели выполнить несколько серьёзных заданий. Попробуем сделать ещё одно, призвав в помощь свою фантазию. Разделимся на три группы:

Первая группа ребят составит синквейн по теме нашего урока (Цветы),

ученики второй и третьей группы будут трудиться над коллажами, не забывая придумать им названия. Всё, что нужно для выполнения работы, находится у вас на партах. В вашем распоряжении 4 минуты
10.Оценивание творческих работ учащихся учителем литературы.

11.Оценки по лабораторной работе объявляет учитель биологии.

12.Домашнее задание. Учитель биологии.

1 уровень. Изучить п.23.

2 уровень. ТПО 77,78.

3 уровень. Стихи, загадки, мифы о цветковых растениях.

13. Рефлексия. Учитель биологии.
У вас на парте лежат цветы из пластилина, которые вы заранее изготовили дома. На доске расположены цветы — символы этапов нашего урока. Прикрепите свой цветок к тому, какой этап урока вам понравился. Вспомним — это

  • загадки

  • работа в парах с карточками

  • работа с учебником

  • физкультминутка

  • лабораторная работа

  • творческая работа (синквейн, коллаж)

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

В.В. Пасечник, Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс, г. Москва, Дрофа, 2012 год

В.В. Пасечник «Рабочая тетрадь» к учебнику «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс»

4

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector