Мастер-класс «Релаксация в школе как неотъемлемая часть формирования здоровья»

Ивакина Е.Н., учитель физической культуры МОУ «Дубовская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области с углубленным изучением отдельных предметов»

Мастер-класс

Авторская разработка.

«Релаксация в школе как неотъемлемая часть формирования здоровья»

Цели мастер-класса:

1. Содействовать мотивации применения релаксации в школе для достижения высоких результатов в обучении школьников и психофизиологической устойчивости организма, как педагогов, так и учащихся.

2. Познакомить коллег с приёмами предупреждения чрезмерного утомления.

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется опыт по теме: «Релаксация в школе как неотъемлемая часть формирования здоровья»

Идеи укрепления здоровья, борьбы за долголетие волновали умы выдающихся деятелей науки всех времен и народов. Извечен был вопрос – как человеку преодолеть неблагоприятные влияния окружающей среды на организм и сохранить хорошее здоровье, быть физически крепким, сильным и выносливым с тем, чтобы прожить долгую и творчески активную жизнь?

Приоритетным направлением «Стратегии модернизации образования» является воспитание «Человека», стремящегося использовать свои знания, умения, навыки в различных жизненных ситуациях, самостоятельно добывать необходимые сведения, решать проблемы, выносить свои суждения, обосновывать их и отстаивать свою точку зрения.

Видеофильм

А это возможно лишь при крепком физическом и психофизиологическом здоровье.

Активно участвуя в опытно-экспериментальной работе школы, использую здоровьесберегающие технологии на своих уроках. Регулярно включаю в урок систему упражнений оздоровительной направленности, применяю упражнения для регуляции дыхательной, сердечно — сосудистой, нервной функции организма, навыки психической саморегуляции:

Например:

а) при эмоциональном «всплеске» (регуляция дыхания – задержка дыхания на вдохе, резкий выдох через рот);

б) при стрессовых воздействиях (выполнение быстрых движений под громкую музыку);

в) при возникновении конфликтных ситуаций между учащимися на уроке физической культуры (применение статических поз до 5 минут при полной неподвижности и произвольном дыхании); и, естественно, релаксацию (полное расслабление всех мышц).

Во время этих занятий используется звуковое сопровождение. Это помогает ученикам услышать пение птиц, шелест деревьев, плеск воды, шум прибоя, почувствовать тепло ласкового солнца.

На уроках физической культуры используются специальные упражнения для формирования правильной осанки, для укрепления отдельных мышечных групп, для повышения эмоциональности уроков используется музыкальное сопровождение. На уроках гимнастики разучиваются комплексы ритмической гимнастики. Что вы сейчас могли увидеть в видеофильме (закончить).

Однако по жизни все мы, и дети, и взрослые попадаем во власть отрицательных эмоций. В наши дни много говорят о стрессе…..

— Вы знаете, что такое стресс? (дать возможность сказать участникам …)

Стресс — это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием различных внешних воздействий.

Избежать стрессов, к сожалению, невозможно, и каждый из нас рано или поздно испытывает их. Поскольку стресс связан с любой деятельностью, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает, точнее — не живет.

-Как вы думаете, часто ли мы находимся в стрессовом состоянии? (да)

Конечно, не стоит думать, что стресс — это абсолютное зло. Физиологи опытным путем доказали, что небольшой, несильный и недолгий стресс даже полезен мозгу и организму в целом, так как оказывает мобилизующее влияние на деятельность организма. Но нельзя забывать о том, что факторы, влияющие на возникновение стресса, никуда не исчезнут, а их так много в нашей жизни, что если возложить все надежды только на лекарства, то таблетки и микстуры придется принимать несколько раз в день. В этом заключается актуальность данного вопроса и нашего занятия в целом. Поэтому самый оптимальный выход из положения — освоить приемы релаксации.

Вот об этом и пойдёт сегодня речь.

Если «стресс» — это напряжение, то «релаксация» — состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий.

Релаксация — метод воздействия на мышечный тонус с целью снятия повышенного нервно-психического напряжения, выравнивания эмоционального состояния. Она заключается в резком сокращении определенной группы мышц с последующим длительным и как можно более полным расслаблением.

В технике релаксации выделяется четыре основных компонента, важных для получения расслабления:

спокойная окружающая обстановка;

психический механизм — звук, слово, фраза повторяемые тихо, либо сосредоточение взгляда на каком-то предмете;

состояние пассивности — не надо беспокоиться о том, насколько правильно вы выполняете упражнение, и просто отгонять посторонние мысли, мешающие сосредоточению;

удобная поза.

Формы игрового метода релаксации могут быть различными. Чаще всего я использую:

1.Психотехнические игры, цель которых — снятие психической напряженности, развитие внутренних психических сил ученика; среди основных типов игр можно выделить следующие:

  • игры-релаксации,

  • адаптационные игры,

  • игры-формулы,

  • игры-освобождения.

Регулярное выполнение каждым учащимся психотехнических игровых упражнений поможет ему правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать и эффективно управлять собой.

2.Игровые методы разрешения конфликта. Эти методы основываются на развитии способности у обучаемых рефлексии, т.е. воспроизведению в сознании мыслей и чувств человека, с которым произошла ссора.

3.Игры для развития интуиции.

4.Позиционные игры. В ходе этих игр ребёнок учится занимать позицию, оптимальную для общения с другим человеком.

Релаксация является одной из ступеней или одним из приемов аутогенной тренировки. Она может быть полной, когда весь организм находится в состоянии расслабленности и покоя, а может быть частичной, когда мы расслабляем отдельные части тела с помощью специальных упражнений.

Понаблюдайте за собой.

-В какой позе вы сидите?

-Удобно ли вам?

-Почему вы сидите ссутулившись?

-Почему сидите на краешке стула, скорчившись и поджав ноги?

( вы сидите свободно, расслабленно, не напряженно, следовательно, вам спокойно, комфортно, вы расслабленны)

(если поза напряженная значит и чувствуете вы себя не комфортно)

Вывод, необходимо научиться расслабляться.

В своей книге «Искусство быть собой» известный врач — психотерапевт Владимир Леви пишет: «Сочетаний разнообразных зажимов — неисчислимое множество. Понаблюдав немного за собой, вы сможете обнаружить свои «любимые», и тогда имеет смысл заняться ими специально».

Существуют специальные упражнения для саморасслабления.

Сбрасывание «зажимов» лица — хорошее средство сохранения самоконтроля в напряженных ситуациях.

Я приглашаю всех присутствующих на конкурсе выполнять вместе со мной релаксационные упражнения.

  1. Сморщите лоб, подняв брови, показав «удивление» — расслабьтесь. Постарайтесь сохранить лоб абсолютно гладким в течение минуты.

  2. Нахмурьтесь, как бы говоря, я «сержусь» — расслабьте брови.

  3. Расширьте глаза, показав «страх» — расслабьте веки.

  4. Расширьте ноздри как бы «вдыхая запах».

  5. Зажмурьтесь, показав «ужас» — расслабьте веки; сузьте глаза — расслабьте.

  6. Поднимите верхнюю губу, сморщив нос, показав «презрение» — расслабьте.

  7. Оскальте зубы , проявив «ярость» — расслабьте щеки и рот.

  8. Оттяните вниз нижнюю губу — «отвращение» — расслабьте.

Во всех этих упражнениях была главная задача — усилить мышечное чувство лица и контроль тонуса мимической мускулатуры.

А следующее упражнение нацелено на полное не только физиологическое, но психологическое расслабление:

Это упражнение — “Внутренний луч”

Для того чтобы выполнить упражнение, надо принять удобную позу.

Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, “охлаждаются” глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками (пауза).

Заканчивайте упражнение словами: “Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!”

Выполняя упражнение, вы получите удовольствие, даже наслаждение. Выполните упражнение несколько раз — сверху вниз.

В успокаивающей части аутогенной тренировке, я применяю такой приём релаксации, как полное расслабление всех мышц тела.

Релаксация

Напряженье улетело…

и расслабленно все тело,

и расслабленно все тело…

Будто мы лежим на травке…

на зеленой мягкой травке…

Греет солнышко сейчас…

Руки теплые у нас…

Дышится легко… ровно… глубоко…

Губы чуть приоткрываются,

все чудесно расслабляется…

Нам понятно, что такое

Состояние покоя!

Появляется приятное ощущение легкости.

Весь мой организм отдыхает… и набирается сил…

Для более полного эффекта восприятия чувственными образами в занятия включаю звуковые сопровождения.

«Нахожусь в лесу», где слышны пение птиц, шелест деревьев; «У озера» — плеск воды, кряканье уточек; «У моря» — греет ласковое солнце, тепло песка, шум прибоя.

Моделирование: все участники мастер-класса делятся на группы и выполняют предназначенные для них роли.

Ученики

Ученики выполняют задания учителя.

Учитель

Учитель проводит релаксационное упражнение «Облака» и игру «Небо» с учениками.

Негатив

Что не устраивает в работе применения приемов релаксации на уроках?

Позитив

Что устраивает в работе применения приемов релаксации на уроках?

Эксперты

Подведение итогов, анализ результатов применения приемов релаксации

на уроках.

Упражнение «Облака»

Цель: развитие мимики, воображения.

Я читаю стихотворение, а вы должны изображать облака, которые в этом стихотворении.

По небу плыли облака,

А я на них смотрел,

И два похожих облачка

Найти я захотел.

Вот облачко веселое

Смеется надо мной:

-Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!

Я тоже посмеялся с ним:

-Мне весело с тобой!

И долго-долго облачку

Махал я вслед рукой.

И вдруг по небу грозное

Страшилище летит

И кулаком громадным

Сердито мне грозит.

Ох, испугался я, друзья,

Но ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище

Пустилось наутек.

(Н.А. Екимова)

Игра- релаксация. «НЕБО»

Цель: ощущение покоя, обретение способности управлять своими мыслями.

Закройте глаза. Представьте прекрасное голубое небо. По небу двигаются облака.

Ты наблюдаешь за ними. Если о чем-то думаешь, пусть мысли улетят вместе с облаками.

Ты сосредоточен на небе. Очень спокоен, уравновешен и счастлив, ты ощущаешь покой, тишину, радость.

Теперь медленно открываем глаза, и некоторое время сидим спокойно. Прислушиваемся к себе.

Рефлексия:

Понравилось ли вам проведенные мною упражнение для развития мимики, воображения?

Что вы испытывали во время проведения игры-релаксации?

— Актуально ли применение в современной школе техник релаксации? В чем именно?

Мгновенная социометрия.

Возьмите за руки двух человек, с которыми вам приятно общение.

Прощание: подарите друг другу воздушный поцелуй.

И в заключении я хочу рассказать притчу, немного сократив её:

В старинном городе жил великий мудрец. И один человек решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу я у мудреца: «Скажи о, мудрейший! Какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет — живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, если он скажет — мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит». Так все и случилось. Человек поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках? О, мудрейший! — живая или мертвая?» И тогда мудрец, который действительно был мудрым человеком, сказал: «Все в твоих руках…» Так и я хочу вслед за мудрецом моим мастер-классом сказать – всё в ваших руках….

Список используемой литературы:

  1. Оздоровительные технологии в школе / Советова Е.В. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.-288 – (Здравствуй, школа!)

  2. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008. -272 с.

  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4. М.: «ВАКО», 2004-296 с.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector