Мастер-класс по теме: «Путешествие в Кукольную страну»

НАЗВАНИЕ МАТЕРИАЛА:

Мастер – класс по теме «Путешествие в Кукольную страну».

Ф.И.О. АВТОРА:

Чистякова Людмила Ивановна

МЕСТО РАБОТЫ:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Седельниковская средняя школа №2» Омской области

ДОЛЖНОСТЬ:

Учитель начальных классов.

Тема: «Путешествие в Кукольную страну».

Цель: Формирование элементарных навыков актёрского мастерства и оформительской работы путём репетиции кукольного спектакля.

Задачи: 1). Развивающие: развивать речь учащихся, их эмоциональную сферу; умения анализировать текст, сопоставлять, выделять главное и существенное, сравнивать характеры героев, определять идею произведения, обогащать словарный запас;

2). Познавательные: формировать общеучебные умения осознанного, правильного, выразительного чтения текста; умения понимать авторский замысел текста, давать характеристики действующих лиц; работать над тональностью (особенностями интонации); расширить знания о театре кукол; умение работать с куклой.

3). Воспитательные: заинтересовать кукольным театром; воспитывать интерес и любовь к творчеству С.В. Михалкова, внимательно относится к мнению другого человека; желание честно жить и трудиться. Оборудование: Раздаточный материал для изготовления афиш, листы, краски, клей, слова басни, куклы, рисунки кукол театра.

Ход занятия:

1.Организационный момент. (Эмоциональный настрой).

Здравствуйте, ребята!

Я рада нашей с вами встрече,

Надеюсь, нам будет интересно!

Мы сегодня будем слушать,

Наблюдать и оформлять,

Выводы делать и рассуждать,

А ещё мы поиграем в куклы…

А чтобы занятие пошло каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

2.Вводная беседа.

— Ребята, без чего невозможно детство?

— Какая игрушка ваша самая любимая?

— Для чего нужны игрушки?

Игрушки запечатлели в себе историю человечества. Они очевидцы и свидетели. А ещё игрушки – воспитатели, учителя и наставники. Вот какая серьёзная вещь – игрушки. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в Кукольную страну. В конце нашего занятия я проверю, как вы были внимательны и сообразительны, с помощью небольшой викторины о кукольном театре.

— Кто из вас смотрел кукольный спектакль раньше?

— Чем отличается обычный спектакль от кукольного?

Да, актёры там – куклы, и куклы необыкновенные: они умеют ходить, летать, разговаривать, плакать и смеяться. Сегодня вы в этом убедитесь. В давние времена по городам и сёлам нашей страны во время народных праздников и гуляний выступали «Петрушечники». Они развлекали публику, показывали смешные сценки, распевали весёлые куплеты, высмеивали местные порядки или известных людей. Главным героем этих представлений был Петрушка. Существуют самые разнообразные куклы для самодеятельного кукольного театра: от маленьких, высотой всего 9 сантиметров, кукол на пальчик, до больших, в рост с человека. Устройство традиционных театральных кукол различно. Куклу, которую надевают на руку актёра, при этом указательный палец актёра проходит в голову куклы, а большой и средний – в рукава её костюма, такая кукла называется перчаточная кукла. Есть куклы, которые в размерах больше перчаточной, их поднимают над ширмой с помощью вставленного внутрь стержня, к рукам куклы прикреплены палочки, которыми двигает кукловод. Руки куклы сгибаются в локтях, голова может поворачиваться и наклоняться, эту куклу называют – тростевая кукла. Есть игрушки, которые изображают людей и животных в полный рост. Они управляются не снизу, а сверху. Кукловод, находящийся выше куклы, держит в руках крестовину, где сходятся все нити, идущие от куклы. Количество нитей может доходить до тридцати. Эта кукла называется – кукла – марионетка. Ещё есть в кукольном театре куклы с «живой рукой», люди – куклы.

3.Знакомство со сказкой по мотивам басни Сергея Михалкова

«Заяц – симулянт».

В прошлом году на 96 году жизни ушёл из жизни замечательный человек: классик отечественной литературы, поэт, писатель, драматург. Наверное, нет у нас в стране такого человека, который бы не был знаком с его творчеством. (Он сочинил замечательное стихотворение «Дядя Стёпа»).

— О ком я веду речь?

Да, талант Сергея Владимировича Михалкова многогранен. Сегодня я хочу вам предложить интересную басню писателя, под названием «Заяц – симулянт».

— Чем басня отличается от рассказа или сказки?

Да, в баснях высмеиваются недостатки людей. Послушайте и ответьте после прочтения: что высмеивается в этой басне?

— Чтение педагогом басни:

Ведущий:

Наступил как-то Медведь Зайцу на любимую мозоль.

Заяц:

Ой! Ой! Спасите! Помогите!

Ведущий:

Испугался добряк Медведь. Жалко ему стало Зайца.

Медведь:

Извини меня, пожалуйста! Я ведь не нарочно! Я нечаянно тебе на ногу наступил!

Заяц:

Что мне от твоих извинений! Остался я теперь без ноги! Как я теперь прыгать буду!

Ведущий:

Взял Медведь Зайца и отнёс к себе в берлогу. Положил на свою койку. Стал Зайцу лапку перевязывать.

Заяц:

Ой! Ой! Ой! Ой! Я сейчас умру! Как мне больно!

Ведущий:

Стал Медведь Зайца лечить, поить, кормить. Утром проснётся, первым делом интересуется.

Медведь:

Ну, как лапка, Косой? Заживает?

Заяц:

Ещё как болит! Вчера вроде лучше стало, а сегодня так ломит, что и вовсе встать не могу!

Ведущий:

А когда Медведь уходил в лес, Заяц срывал повязку с ноги, скакал по берлоге и распевал во всё горло:

Заяц:

Мишка кормит, Мишка поит — ловко я провёл его!

А меня не беспокоит ровным счётом ничего!

Ведущий:

Обленился Заяц, ничего не делая. Стал капризничать, на Медведя ворчать.

Заяц:

Почему ты меня одной морковкой кормишь? Вчера морковка, сегодня опять морковка! Искалечил, а теперь голодом моришь? Хочу сладких груш с мёдом!

Ведущий:

Пошёл Медведь мёд и груши в лес искать. По дороге встретил Лису.

Лиса:

Куда ты, Миша такой озабоченный идёшь?

Медведь:

Мёд и груши для Зайца искать! Наступил я нечаянно Зайцу на лапку и искалечил его, теперь забочусь о нём, а ему ничего не помогает…

Лиса:

Не за тем идёшь! Тебе за врачом надо идти!

Медведь:

А где его найдёшь?

Лиса:

А зачем искать? Разве ты не знаешь, что я второй месяц при больнице работаю? Проводи меня к своему Зайцу, я его быстро на ноги поставлю!

Ведущий:

Привёл Медведь Лису в свою берлогу. Увидел Заяц Лису — задрожал. А Лиса посмотрела на Зайца и говорит:

Лиса:

Плохи его дела, Миша! Видишь, какой у него озноб? Заберу-ка я его к себе в больницу! У меня Волк по ножным болезням большой специалист! Мы с ним вместе Зайца лечить будем!

Ведущий:

Только и видели Зайца в берлоге!..

Лиса:

Вот он и здоров!

Медведь:

Спасибо тебе Лиса! Век живи — век учись!

Ведущий:

Проводил добряк Медведь Лису и завалился на свою койку, потому что всё время, пока у него жил Заяц, сам он спал на полу

— Какова мораль басни? (Век живи – век учись).

-Что писатель высмеивает в этой басне? (нежелание честно жить и трудиться)

— Как вы думаете, какие цели преследует эта басня — сказка?

(Показать, что добро, дружба, взаимопомощь всегда побеждают зло).

— Как вы понимаете название сказки «Заяц – симулянт»?

В словаре С.И. Ожегова слово «симулянт» означает следующее: это человек, который притворяется, симулируя что-нибудь.

— Что симулировал Заяц? (болезнь)

4.Распределение ролей пьесы – сказки по желанию учащихся:

— Понравилась басня?

— Какую роль вы бы хотели сыграть и почему?

Распределение: Слова автора, Медведя, Зайца, Лисы.

Самостоятельное чтение слов. Работа над интонацией. Выбор кукол.

5.Изготовление афиш.

Не всем достались роли в спектакле, но вам предстоит немаловажная работа. Представьте, никто ничего не знает о предстоящем спектакле, который, стараясь изо всех сил, делали артисты… Значит, театр будет пуст, зрителей не будет.

— Кто может помочь созвать зрителей на кукольный спектакль?

Да, это художники, они привлекают внимание к спектаклю при помощи рекламы. Давайте и мы начнём делать афиши-рекламы. Афиша должна привлекать внимание и сообщать самое главное о спектакле. На афише должен быть рисунок и текст, они должны быть видны издалека.

-Какая ещё информация должна быть на афише?

Поэтому, лучше, если изображение будет яркое, броское, а текст – кратким и ясным. Подумайте, куда вы разместите свои рекламы, чтобы пришло больше зрителей.

Самостоятельная работа «художников».

6. Обсуждение характеров выбранных героев.

-К какому из героев нашей сказки подходят слова:

добродушный и скромный, (Медведь)

хвастливый и ленивый, (Заяц)

хитрый и смекалистый, (Лиса)

спокойный и рассудительный (Ведущий)?

-Какими вы видите своих героев?

7.Этюды и упражнения с куклами.

Упражнения и этюды – это азбука для начинающего актёра – кукольника.

— давайте научим куклу ходить;

— упражнения, которые помогут воссоздать различные свойства характера;

— этюды – перемещения: поза – жест – движение.

8.Репетиции по эпизодам.

— Пересказ сказки;

-Какую интонацию следует выбрать, читая слова того или иного героя?

— Чтение по ролям;

— На какие фрагменты можно разделить басню?

— С чего началась вся история?

— Какой новый персонаж появился?

-В чём поучительность басни? Какие слова об этом говорят?

— Репетиция с куклами.

9.Итог занятия:

— Итак, подходит к концу наше Путешествие по Кукольной стране.

— Понравилось ли вам занятие?

— Как называется сказка, которую мы репетировали?

— Кто автор слов сказки?

Поведём небольшой итог нашему занятию, ответами на вопросы викторины:

1.Как называли главного героя, который смешил и развлекал публику в давние времена в городах и сёлах нашей страны?

2.Как называется кукла, которую надевали на руку, при этом указательный палец актёра проходил в голову куклы, а большой и средний в рукава её костюма?

3.К этой кукле прикреплены палочки, её поднимают над ширмой с помощью вставленного внутрь стержня?

4.У этих кукол нити прикрепляются к её голове, рукам, ногам.

5.Как называется человек, который руководит куклой?

ПРОВЕРКА:

1.Петрушка.

2.Перчаточная кукла.

3.Тростевая кукла.

4.Куклы-марионетки.

5.Кукловод.

-За каждый правильный ответ поставьте +. Проверим, у кого сколько плюсов?

На следующих занятиях мы бы с вами продолжили работу над спектаклем. Нам предстоит сделать художественное и музыкальное оформление пьесы – сказки, подготовить программки, доделать афиши и, конечно же, хорошо отработать роли и успешно представить кукольный спектакль на суд зрителей.

Спасибо за хорошую работу, мне было с вами интересно работать.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ.

Руководитель кружка: Чистякова Людмила Ивановна.

ТЕМА: Путешествие в Кукольную страну.

ЦЕЛЬ: Формирование элементарных навыков актёрского мастерства и оформительской работы путём репетиции кукольного спектакля.

ЗАДАЧИ: 1). Развивающие: развивать речь учащихся, их эмоциональную сферу; умения анализировать текст, сопоставлять, выделять главное и существенное, сравнивать характеры героев, определять идею произведения, обогащать словарный запас;

2). Познавательные: формировать общеучебные умения осознанного, правильного, выразительного чтения текста; умения понимать авторский замысел текста, давать характеристики действующих лиц; работать над тональностью (особенностями интонации); расширить знания о театре кукол; умение работать с куклой.

3). Воспитательные: заинтересовать кукольным театром; воспитывать интерес и любовь к творчеству С.В. Михалкова, внимательно относится к мнению другого человека; желание честно жить и трудиться.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ:

Этап занятия

Задачи этапа

Содержание деятельности

1 этап

Организационный момент.

Эмоциональный настрой на работу.

Создание психологического настроя на учебную деятельность, активизация внимания.

2 этап

Вводная беседа.

Обеспечить мотивацию обучения и принятие цели занятия. Расширить знания детей о театре кукол.

Проверка у детей имеющихся знаний и умений для изучения новой темы. Сообщение темы и плана занятия. Ознакомление с новыми понятиями.

3 этап

Знакомство с басней.

Воспитывать интерес и любовь к творчеству С.В. Михалкова, внимательно относится к мнению другого человека. Проверка понимания текста.

Сведения о С.В. Михалкове. Чтение педагогом басни «Заяц-симулянт». Беседа с учащимися о замысле и содержании произведения.

Этап занятия

Задачи этапа

Содержание деятельности

4 этап

Распределение ролей пьесы.

Формировать общеучебные умения осознанного, правильного, выразительного чтения текста. Развитие самостоятельности.

Распределение ролей по желанию учащихся. Самостоятельное знакомство с текстом.

5 этап

Изготовление афиш к спектаклю.

Формировать общеучебные умения оформления афиши. Развивать эстетический вкус и интерес к постановке спектакля.

Объяснение и самостоятельная работа учащихся по изготовлению афиш – реклам к спектаклю с готовыми заголовками.

6 этап

Обсуждение характеров выбранных героев.

Умение давать характеристики действующим лицам; работать над тональностью (особенностями интонации). Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.

Беседа с учащимися, обсуждение характеров героев.

7 этап

Этюды и упражнения с куклами.

Умение работать с куклой.

Практическая работа с куклами.

8 этап

Репетиции по эпизодам.

Умение совмещать работу с куклой и чтение текста.

Пересказ басни. Чтение по ролям. Игра с куклами.

9 этап

Итог занятия.

Проконтролировать усвоенный материал. Дать анализ и оценку достижения цели занятия, наметить перспективу.

Проведение викторины. Самооценка детьми своей работы. Выставка афиш-реклам. Определение перспективы следующих занятий.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *