ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 4 КЛАСС «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ»

Бедакова Ольга Николаевна

МБОУ СОШ № 9 Ст.Тамань

Краснодарского края Темрюкского района

Учитель начальных классов

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

4 КЛАСС

Навстречу Пушкинскому юбилею

ТЕМА «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ»

Цель: Показать детям через сказки А.С. Пушкина, как автор по-разному может передать основную мысль текста; учить, понимать прочитанный текст, развивать речь, воображение; прививать любовь к родному языку.

Оборудование: Портрет А. С. Пушкина, картина «У Лукоморья», детские рисунки к сказкам, выставка книг, карточки для индивидуальной работы, зеркало, золотая рыбка, магнитофон, магнитофонные записи.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент.

2. Вступление.

Тихо играет музыка, к опере «Руслан и Людмила», учитель читает стихотворение:

Ваш милый образ снится мне,

С пером, бумагой, при луне.

Все ваши строчки хороши,

Частичка вашей в них души.

Стихи и сказки под пером

Ожили враз, и в каждый дом

Вошёл прекрасный наш поэт.

Он гений, в этом спору нет.

3. Сообщение темы и цели урока.

Уч. Как вы думаете, ребята, кому посвящены эти строки? Выслушав ответы детей, учитель показывает тему на интерактивной доске.

4. Рассказ об А.С. Пушкине.

С самого раннего детства нам знакомы стихи и сказки А.С. Пушкина.

Нет ни одной семьи, где бы ни было его книг, нет ни одного человека, который бы ни знал его замечательных сказок. Поэт очень тонко видел красоту природы, выразительно и точно передавал её в стихах.

В сказках оживали самые необычные , яркие образы и персонажи.

Сегодня нам предстоит заглянуть в этот прекрасный мир сказки.

На море, океане,

На острове Буяне

Стоит дуб золочёный

На столе бык печёный.

Садись, кушай,

Мою сказочку слушай.

Сказка начинается,

Двери открываются!

5. Риторическая задача.

Уч. Но на дверях замок висит. Для того, чтобы его открыть, необходимо обратиться к нему, используя вежливые слова, обращая внимание на интонацию, силу голоса, жесты, мимику.

После выполнения этой задачи, двери открываются. На доске слайд с изображением дуба, на цепях сидит кот.

Уч. Молодцы! Двери открываются и встречает нас Лукоморье, сказочная страна, созданная Пушкиным. Кот учёный просит нас составить как можно больше слов, используя буквы красивого слова «ЛУКОМОРЬЕ». Если мы заглянем в «Словарь русского языка» СИ. Ожегова, то прочитаем, что ЛУКОМОРЬЕ — это морской залив.

Ученики составляют слова и записывают их в тетрадь.

ЛУК, МОРЕ, КОМ, КОЛ, МУЛ, ЛОМ, КУЛЬ, РОМ ,РОК,ОКО,УКОЛ…

6. Упражнение «Фотограф».

Уч. Потренировали память, пополнили словарный запас новыми словами, а теперь потренируем глазки. Несколько секунд я буду показывать иллюстрации из сказок Пушкина, а вы должны вспомнить название и эпизод. Говорим красиво, словами из сказки.

Иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке».
Старика старуха забранила:
«Дурачина, ты, простофиля!

Не сумел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с неё корыто, Наше то совсем раскололось.»

Иллюстрация к «Сказке о мёртвой царевне…»
« Жизнь моя!

В чём, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица, Я пожалую тебя.

7. Работа с текстом.

Уч. Золотой петушок принёс нам карточки с текстами. Из какой сказки петушок? — «Сказка о золотом петушке».

Ученик читает текст у доски. «Сказка… Какое красивое слово. Кажется, слово само светится и звенит. Звенит серебряным волшебным звоном, как колокольчик тройки, уносящий нас в удивительный мир приключений и чудес. Пушкин сам любил сказки, просил нянюшку рассказывать их ещё и ещё. Сюжеты народных сказок послужили ему для написания своих сказок.

Уч. Что такое основная мысль текста? Чтение отрывка из поэмы «Руслан и Людмила»

Уч. Подготовьтесь ответить на вопрос: каких героев собрал поэт у Лукоморья. (Чтение по цепочке)

Уч. Кого из героев запомнили?

  1. Физминутка.

Уч. Кот учёный из сказочной страны Лукоморье предлагает нам отдохнуть. Кот учёный, кот мурлыка Учит деток танцевать. Левой ножкой, правой ножкой, Раз, два, три, четыре, пять.

9. Работа над текстом.

Уч. Сказки Пушкина нравятся одной маленькой девочке, которая написала об этом так: (текст на доске) Я очень люблю сказки А.С.Пушкина. Впервые о сказках я узнала, когда была совсем маленькой. По телевизору я смотрела

мультфильмы, фильмы — сказки и очень полюбила рыбака и рыбку, учёного кота и царевну Лебедь. Они добры и готовы помочь тем, кто попал в беду. Теперь я сама часто перечитываю сказки и учу их наизусть.

Уч. О чём рассказала нам девочка?

  • Она рассказала о том, что впервые узнала сказки Пушкина и полюбила их.
    Уч. Что основное хотела сказать девочка?

  • Она сказала, что любит сказки Пушкина, что ей нравятся многие сказочные
    герои.

Уч. Вы правильно определили основную мысль. Найдите ту часть текста, в которой прямо выражается основная мысль.

— Основная мысль выражена в первом предложении: «Я очень люблю сказки Пушкина.. .Её прямо выражают слова «Я люблю», «полюбила рыбака и рыбку». Да и то, что девочка перечитывает сказки, учит их наизусть, говорит о том, что она любит сказки А.С. Пушкина.

Уч. Значит, основная мысль текста может быть выражена в заглавии текста, в отдельных предложениях, в его словах и словосочетаниях.

10. Речевая ситуация.

Уч. А теперь давайте вспомним «Сказку с мёртвой царевне…» Только ли за красоту любили и уважали молодую царевну?

  • Нет, ещё за доброту и, за короткий нрав.
    Уч. А какой была царица?

  • Злой, завистливой.

Уч. Какое у неё любимое занятие?

— Смотреться в зеркало.

«Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

Уч. Знаете ли вы, что возраст самых древних зеркал около пяти тысяч лет? Это были, как правило, золотые или бронзовые диски, тщательно отполированные с одной стороны и с узорами на другой. Для того, чтобы было удобно смотреться, к дискам приделывалась ручка. Какие средства общения использует царица, глядя в зеркальце? — Мимику, жесты, интонацию. Обыгрывание ситуации: дети с зеркальцем исполняют роль царицы.

11. Выставка книг: «В мире много сказок, грустных и смешных. И
прожить на свете нам нельзя без них.»

Уч. Да, действительно. Всему хорошему и доброму учат нас сказки А.С. Пушкина. Посмотрите, сколько их пришло к нам на урок. На перемене вы сможете поближе рассмотреть книги.

12. Рефлексия.

Уч. Заканчивается наша встреча с поэтом, но мы его не
забудем. Он заслужил память всего народа. Мы вспоминаем сказки и этим
поэт живёт с нами, живёт в наших сердцах.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный. К нему не зарастёт народная тропа…

Литература.

  1. Сборники стихов и сказок А.С. Пушкина.

  2. «Словарь русского языка» СИ. Ожегова

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector