«Лиса, заяц и петух». Русская народная сказка. Л. Пантелеев «Две лягушки»

«Лиса, заяц и петух». Русская народная сказка. Л.Пантелеев «Две лягушки».

Цель: учить различать народные и авторские сказки (слайд 1).

Задачи:

  1. Формировать умение осмысленного чтения.

  2. Показать на примере литературного произведения необходимость бороться, преодолевать трудности, выдерживать жизненные испытания стойко.

  3. Формировать умение вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание, искать в нем ответы на вопросы.

  4. Развивать аналитические способности, предполагающие наблюдение и анализ сложившейся ситуации.

  5. Развивать речь, обогащая ее художественным словом, творческое мышление, воображение.

Оборудование: учебник Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. и др. Литературное чтение. 1 кл. 1ч., 2012г., ЭП к учебнику, презентация, мультимедийный проектор, экран, иллюстрации к сказкам, выставка книг.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Примечание

1. Орг. момент

Цель: концентрация внимания учащихся.

— Здравствуйте, ребята.

— Проверьте, все ли готовы к уроку, у всех ли есть учебник:

Пусть сказки друзьями заходят в дома.

Читать будем их, набираться ума.

Сказка верный друг детей,

С ней живется веселей (слайд 3)

-Ребята, как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

2.Актуализаци опорных знаний

Цель: подготовить учащихся к восприятию нового материала; учить различать народные и авторские.

— Давайте прочитаем девиз нашего урока.

«В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!». (слайд 4)

— Догадались? Правильно, о сказке.

Скажите, какие бывают сказки? Назовите народные сказки. Назовите авторские сказки. А чем различаются авторские и народные сказки?

— Найдите лишнюю фразу среди данных (слайд 5):

Книжный шкаф ……

Жили – были …..

По щучьему веленью ……

Научная конференция……

Я там был мед пиво пил …..

Тяжел камень ……

— Что объединяет эти все фразы?

Скажите, с каких слов обычно начинается сказка? (Жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве; в тридевятом царстве, в тридесятом государстве). А как называется эта часть сказки? (зачин).

(слайд 6)

Какими словами сказка обычно заканчивается? (я там был, жили они долго и счастливо, стали они жить поживать и добра наживать). А как называется эта часть сказки? (концовка). (слайд 6)

— А между зачином и концовкой что находится? (основная часть). (слайд 6)

— Это основные этапы сказки.

Ребенок читает на слайде девиз урока.

Коллективная работа

Физкультминутка

— Ребята, давайте немного отдохнем.

Электронное приложение.

3.Изучение нового учебного материала.

Цель: формировать осмысленное чтение, умение анализировать жизненные ситуации и умение найти выходы из этой ситуации.

-Скажите, чем отличается сказка от других жанров произведений? (волшебством, чудом, волшебными предметами). Какую функцию выполняют волшебные предметы?

-А в каких ситуациях человеку нужна помощь? А вы были в таких ситуациях?

— В каких произведениях герои попадали в беду и кто им помогал?

— Я не случайно заговорила с вами об этом. Сегодня мы познакомимся с произведениями, в которых герои попадают в сложную ситуацию. И посмотрим, как они из нее будут выходить.

Сказка называется «Лиса, заяц и петух». Выскажите предположение, кто из трех героев может попасть в беду и почему.

— Давайте посмотрим, как все происходило на самом деле.

-Послушайте внимательно сказку. (Аудиозапись).

— Понравилась ли вам сказка?

— Оправдались ли наши предположения?

— Кто из героев вам понравился больше? Почему?

— А теперь прочитайте сказку в полголоса.

— Какие непонятные слова вам встретились? (заулочкам). А где мы можем узнать его значение? (в словаре на стр.92). (работа с информацией).

— Какие герои нам встретились в сказке?

— Давайте проследим, кого на протяжении всей сказки встречал зайчик. Найдем их разговор в сказке. (работа с книгой). С каких слов начинается их разговор? Чем заканчивается эта встреча?

— Кого встретил зайчик следующим? Найдите их разговор. С каких слов начинается? Чем заканчивается?

— (слайд 7)

Давайте найдем качество каждого героя:

Заяц — беззащитный;

Лиса – хитрая;

Петушок – смелый;

Собаки – пугливые (трусливые);

Медведь – трусливый.

— Посмотрите, какому диалогу соответствует каждое качество? Найдите моменты в сказке, где герои проявили эти качества.

— Что можно сказать о зайце? О лисе?

— Почему лиса испугалась?

— Кто оказался настоящим другом зайчика? Почему?

— Скажите, какими качествами должен обладать настоящий друг?

— Ребята, а у вас есть настоящие друзья? Почему вы так считаете?

-Подумайте, что общего в поведении собаки и медведя. Чем отличается поведение петушка?

— Ребята, а какой мы можем дать совет зайчику? (слайд 8) («не падай духом»).

Используется метод беседы, который поможет подготовить детей к восприятию материала и настроить на учебную деятельность.

Учитель опирается на знание детьми ранее изученных сказок.

Развивается умение внимательно слушать.

Дети читают в полголоса. (жужжащее чтение).

Физкультминутка

— Ребята, вы, наверное, устали? Давайте немножко отдохнем.

Электронное приложение.

4.Закрепление изученного материала.

Цель: формировать умение соотносить характеры персонажей сказки с характерами людей.

— Ребята, рассмотрите иллюстрации к сказкам на страницах учебника. Какими словами из сказки можно подписать рисунок. (работа с иллюстрацией).

-Давайте представим, что мы актеры и попробуем сыграть героев на сцене.

-Давайте вспомним, как говорят герои. Как передадим их характер?

— С какой интонацией надо произносить их реплики?

-Передайте при чтении настойчивость петушка, его терпение, желание, во что бы то ни стало помочь зайчику.

-Опишите выражение лица героев, одежду. Какие вы используете краски, чтобы передать настроение героев?

-А теперь послушайте другую сказку Л.Пантелеева «Две лягушки». По названию сказки можно догадаться о ком будет речь? Что будет происходить в сказке? (аудиозапись).

-Расскажите, что приключилось с лягушками. Как они попали в горшок со сметаной?

-Сравните, как вела себя каждая лягушка. Кто из них тебе больше понравился? Почему?

-Скажите, чем эти сказки похожи, а чем отличаются?

-Скажите, какая мысль их объединяет?

Работа с иллюстрацией.

Используется метод словесного рисования.

Используется метод драматизации.

5. Рефлексия

Цель: проверка умения учащимися осмысливать содержание сказок и выделять главную мысль.

— А вы попадали в похожую трудную ситуацию? Какие качества вы проявляли?

— Скажите, какой совет мы можем дать всем, кто попадает в беду?

6.Задание на дом.

Цель: пробуждать у учащихся интерес к сказкам.

— Нарисуйте иллюстрацию к наиболее понравившемуся эпизоду сказки и объясните, почему вы выбрали этот момент.

Используемая литература:

[1] Климанова Л. Ф. Уроки чтения : 1 кл. : метод. пособие к учеб. «Литературное чтение. 1 класс» / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М. : Просвещение, 2008.—94 c.

[2] Учебник Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. и др. Литературное чтение. 1 кл. 1ч., 2012г.

[3] http://hdvideocom.allalla.com/dve-lyagushki-panteleev-aleksey.html

[4] http://prochtu.ru

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector