Курс внеурочной деятельности по литературе «Святая Русь»

«Курс внеурочной деятельности по литературе «Святая Русь»»

Работу выполнила:

Курушина Маргарита Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Авторский лицей Эдварса №90»

г. Ульяновска

Ульяновск

2014

Содержание

Пояснительная записка к курсу «Святая Русь»……………………….. 3

Предполагаемые результы образования ……………………………….7

  • Личностные результаты…………………………………………….7

  • Метапредметные результаты……………………………………….8

  • Предметные результаты…………………………………………….8

Основное содержание курса………………………………………………10

Учебный план………………………………………………………. ……..11

Календарно-тематическое планирование…………………………………12

Библиографический список.……………………………………………….19

Программа курса «Святая Русь»

Пояснительная записка

Федеральные государственные стандарты второго поколения предполагают обязательные занятия детей во внеурочное время. Такие занятия расширяют представления учащихся об окружающем мире, выходят за рамки предметного обучения, развивают личностный потенциал учащегося, вместе с тем формируя основные мировоззренческие позиции ребёнка.

Внеурочная деятельность учащихся определяется

нормативно-правовой базой:

  • Федеральным государственным стандартом начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009,  зарегистрирован в  Минюсте России 22.12.2009, регистрационный № 17785 );

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г.  № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г.). Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357«О внесении изменений в федеральной государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373».

Курс внеурочной деятельности по литературе «Святая Русь» призван решить задачи духовно-нравственного развития и  воспитания обучающихся и может рассматриваться как самостоятельный курс в контексте изучения литературы 6-7 классов.

Курс внеурочной деятельности «Святая Русь» предназначен для учащихся 6-ых или 7-ых классов и рассчитан на 34 учебных часа (1 час в неделю), куда включена как аудиторная, так и внеаудиторная работа. Программа дополняется дидактическим материалом и компьютерной поддержкой (презентации, музыкальное сопровождение к урокам, анкетирование, возможные темы творческих и проектных работ и т.д.). На занятиях предполагается обращение к художественным текстам (рождественские рассказы Ф.М.Достоевского («Мальчик у Христа на ёлке»), А.П.Чехова («Детвора», «Мальчики»), святочные рассказы Н.С.Лескова, «страшные» (крещенские) рассказы» В.А.Жуковского, рассказ А.П. Платонова «Юшка» и т.д, ).

Актуальность курса

Современная образовательная среда остро ставит вопросы необходимости духовно-нравственного воспитания подростка, приобщения его к культурному наследию и многовековым традициям народа, понимание которых невозможно без понимания основных православных истин, в почитании которых издавна воспитывались многонациональные поколения наших предков.

Вместе с тем многие сегодняшние подростки убеждены, что законы нравственности и морали уступают место прагматизму и оправданному, с их точки зрения, эгоизму, где каждый человек на первое место ставит материальные ценности. Ослабевает институт семьи, одновременно в обществе, особенно среди молодёжи, наблюдаются девиантные формы поведения (в том числе алкоголизм, наркомания).

Именно поэтому так важно обратить подростка к пониманию глубинных духовно-нравственных законов и осмыслению их непреходящей ценности.

Новизна курса:

В литературе духовные основы православия практически не изучаются (по учебникам Меркина – только в 7 классе «Повесть о Петре и Февронии»). Следует отметить, что для понимания поступков многих литературных героев необходимо понимать особенности мировоззрения православного общества, рассматривать их прочтение в контексте традиционной на Руси веры – православия. Возможно, в какой-то мере эти проблемы решает предмет «Основы мировых религий и светской этики», однако формы работы внеурочной деятельности гораздо шире, предполагаются внеаудиторные занятия, нестандартные формы деятельности, экскурсии, творческие проекты. Отличительная черта курса – неформальное погружение в материал, его восприятие и приятие.

Предполагаемые формы занятий:

Аудиторные:

  1. Эвристическая беседа

  2. Урок-открытие

  3. Урок-исследование

  4. Дебрифинговые занятия

  5. Интегрированные занятия (музыка, живопись, ОП)

  6. Работа в группах

  7. Литературная гостиная

  8. Защита проектов

  9. Конференция

Внеаудиторная:

  1. Экскурсии

  2. Посещение выставок

Цели:

  • Воспитание в обучающихся осознания ценности православной культуры и приобщение детей к этим ценностям;

  • Воспитание и социализация духовно-нравственной личности

  • Достижение учащимися метапредметных результатов

  • Знакомство детей с богатством литературных жанров, связанных с православным календарём

Задачи:

  • Дать представление о православии как о духовно-нравственной основе Руси

  • Формировать умение учащихся рассматривать литературные произведения в контексте православной культуры

  • Развивать эмоциональную сферу детей

  • Дать представление о литературных жанрах, относящихся к категории календарной литературы и основанной на православном веровании (рождественский рассказ, святочная литература, крещенских рассказ, пасхальный рассказ),

  • Создать стойкую мотивацию на последующее самостоятельное изучение темы

  • Формировать у учащихся универсальные учебные действия: умений опознавать, анализировать, классифицировать факты, оценивать их с точки зрения норм морали,

  • Формировать коммуникативные навыки, в том числе умений работать с текстом; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Основные принципы построения курса:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся;

  • преемственность с технологиями учебной деятельности;

  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

  • опора на ценности воспитательной системы школы;

  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Предполагаемые результаты реализации программы

Личностные результаты

  • становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

  • понимания границ собственного знания и незнания, стремление к преодолению этого разрыва;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

  • умение опознавать, анализировать, классифицировать литературные жанры, связанные с православным календарём, прочитывать литературные произведения в контексте православной нравственности

  • достичь определённого успеха в сфере коммуникативных навыков учащихся, умения работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Метапредметные

Направленность курса на интенсивное духовно-нравственное и эмоциональное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую литература выполняет в системе школьного образования. В процессе изучения курса ученик получает возможность совершенствовать универсальные учебные действия (УУД), которые базируются на видах речевой и мыслительной деятельности. В процессе изучения курса «Святая Русь» совершенствуются и развиваются следующие УУД: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками работы в группах, в различных формах ситуаций общения), регулятивные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию), познавательные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация, умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом).

Предметные результаты.

В результате изучения курса «Святая Русь» ученик должен

знать/понимать

  • роль православия в становлении и развитии общества и русской литературы

  • смысл понятий: жанр календарной православной литературы

  • основные нормы православного этикета;

уметь

  • определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения православной культуры в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • увеличения словарного запаса;

  • развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственными действиями.

Основное содержание курса

1.Введение. (1ч)

Что вы знаете о православии?

2. Русская культура и русская литература в контексте православия. (30ч.)

2.1. Русская культура в контексте православия (10 ч.)

Влияние православия на русскую культуру. Памятники архитектуры, изобразительного искусства, творения музыки, основанные на мировоззрении православия. Региональный компонент содержания образования: святые места Симбирска-Ульяновска.

(предполагается экскурсия по святым православным местам).

2.2. Русская литература в контексте православия (21 ч)

Православные мотивы в литературе. Жанровое богатство календарной православной литературы. Рассказы рождественские, святочные, крещенские, пасхальные (Бестужев-Марлинский «Страшное гадание», В.И.Даль «Крещенский сочельник», А.Куприн «Рассказ бездомного человека», Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке», А.П.Чехов «Студент» или «Святою ночью»). Литературные герои в прочтении православной культуры (А.Платонов «Юшка», В. Крапивин «Колыбельная для брата»). Уроки Библии.

3. Итоговое занятие. Защита творческих проектов.(2ч.)

Учебный план

п/п

Тема урока, раздела

Кол-во часов

Введение

1

1.

Русская культура в контексте православия

10

1.1.

Влияние православия на русскую культуру

1

1.2.

Памятники православной архитектуры России. Посещение памятников православной архитектуры Симбирска-Ульяновска (экскурсии).

3

1.3.

Православие в живописи

2

1.4

Православие в музыке

2

1.5

Итоговое занятие по теме. Защита творческих проектов

2

2

Русская литература в контексте православия

20

2.1.

Влияние православия на русскую литературу

1

2.2.

Жанровое богатство календарной православной литературы

2

2.3.

Чудо Рождества (Рождественские рассказы в русской литературе)

2

2.4.

«Подари мне звезду» (Святочные рассказы в русской литературе. «Страшное гадание» Бестужев-Марлинский)

2

2.5.

Крещенские рассказы (рассказ В.И.Даля «Крещенский сочельник»)

2

2.6.

Пасхальные рассказы (А.Куприн «Рассказ бездомного человека», АП.Чехов «Святою ночью» или «Студент» — на выбор учащихся)

2

2.7.

Итоговое занятие по жанровому своеобразию православной календарной литературы. Защита творческих проектов

2

2 .8.

Литературные герои в прочтении православной культуры.

1

2.9

«Силу подлости и злобы одолеет дух добра» (Б.Пастернак) Христианские традиции гуманизма в рассказе А.П. Платонова «Юшка»

2

2.10

Христианские мотивы в повести В.Крапивина «Колыбельная для брата»

2

2.11

Книга Книг. Уроки Библии

2

3.

Итоговое занятие

Защита творческих проектов

2

1 час — резервный

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол.

час.

Дата

Планируемые результаты

Формы организации

познавательн.

деят.

Формы организ.

самостоят

деят.

Форма

контроля

Наглядн., ИКТ

Д/з

1

Введение

1

Осмысление важности христианского контекста для русского менталитета

Анкетирование

Беседа

Компьютерная презентация

Русская культура в контексте православия

2.

Влияние православия на русскую культуру

1

Формирование у учащихся представления о неразрывности связи русской культуры с православной верой.

Синтез и сопоставление, анализ и умение делать выводы.

Дебрифинговое занятие

Возможна заочная или очная экскурсия о святым местам Симбирска-Ульяновска

Рефлексия собственной деятельности

Итоговая самоаналитика учащихся.

Работа с интернет-ресурсами, компьютерная презентация. Возможна экскурсия

3

Памятники православной архитектуры России. Посещение памятников православной архитектуры Симбирска-Ульяновска (экскурсии).

3

Показать величие православной архитектуры России, представить некоторые особенности храмовой архитектуры православного Симбирска-Ульяновска

1.Урок-открытие

2.Экскурсия в православные храмы Симбирска-Ульяновска

1. работа в микрогруппах над созданием презентаций

2.итоговая аналитика занятия

1. представление проектов презентаций учащихся

Экскурсия в православные храмы Симбирска-Ульяновска, компьютерные презентации

4

Православие в живописи

2

Показать особенности представления православия в живописи.

Представить некоторые особенности храмовой архитектуры православного Симбирска-Ульяновска

1.Эвристичекая беседа

2.Посещение выставки, представляющей православие на Руси

Подготовка материала к творческой работе

Создание собственной творческой работы

Посещение выставки, возможна компьютерная презентация

5

Православие в музыке

2

Показать особенности представления православия в музыке.

Представить некоторые особенности храмовой архитектуры православного Симбирска-Ульяновска

1.Эвристичекая беседа

2.Прослушивание музыкальных произведений православной тематики.

Подготовка материала к творческой работе

Создание собственной творческой работы

Посещение выставки, возможна компьютерная презентация

6

Итоговое занятие по теме. Защита творческих проектов

2

1.Умение представить результат деятельности группы

2. Воспитывать умение работать в группах и отвечать за результат деятельности

Защита проектов групп по выбранной учащимися теме

Компьютерные презентации

Русская литература в контексте православия

18

7

Влияние православия на русскую литературу

1

Дать представление об особенностях отображения православия и православных истин в литературе.

Формирование грамотной, аргументированной диалогической и монологической речи учащихся

1.Эвристичекая беседа

2. Выступления учащихся

Подготовка материала к творческой работе

компьютерная презентация

8

Жанровое богатство календарной православной литературы

2

Понимание значения словосочетания «литература в контексте православия». Понимание значимости прочтения русской литературы в контексте православия. Дать представление о жанровом разнообразии православной календарной литературы.

Формулировать цели деятельности выражать свое мнение и аргументировать его.

1.Занятие — знакомство

2. Исследование

Работа в группах.

Составление глоссария

Компьютерная презентация

9

Чудо Рождества (Рождественские рассказы в русской литературе)

2

Дать представление об особенностях рождественского рассказа.

Занятие-открытие Исследование

Отбор материала для самостоятельной творческой работы

Компьютерная презентация

10

«Подари мне звезду» (Святочные рассказы в русской литературе. «Страшное гадание» Бестужев-Марлинский)

2

Дать представление об особенностях святочного рассказа.

1.Занятие — знакомство

2. Исследование

Работа в группах.

Составление глоссария

Отбор материала для самостоятельной творческой работы

Компьютерная презентация

11

Крещенские рассказы (рассказ В.И.Даля «Крещенский сочельник»)

2

Дать представление об особенностях крещенского рассказа.

Эвристическая беседа

2. Исследование

Выступления учащихся

Составление глоссария,

Отбор материала для самостоятельной творческой работы

Компьютерная презентация

12

Пасхальные рассказы (А.Куприн «Рассказ бездомного человека», АП.Чехов «Святою ночью» или «Студент» — на выбор учащихся)

2

Дать представление об особенностях пасхального рассказа.

Эвристическая беседа

2. Исследование

Выступления учащихся

Составление глоссария,

Отбор материала для самостоятельной творческой работы

Компьютерная презентация

13

Итоговое занятие по жанровому своеобразию православной календарной литературы. Защита творческих проектов

2

Обобщить полученные знания по жанровому своеобразию православной календарной литературы

Защита проектов учащихся

14

Литературные герои в прочтении православной культуры.

1

Дать представление об особенностях отображения православия и православных истин в литературных образах.

1.Эвристичекая беседа

Подготовка материала к творческой работе

Выступления учащихся

компьютерная презентация

15

«Силу подлости и злобы одолеет дух добра» (Б.Пастернак) Христианские традиции гуманизма в рассказе А.П. Платонова «Юшка»

2

С помощью литературоведческого анализа представить отражение христианских традиций в рассказе А.П.Платонова «Юшка»

Занятие — исследование

Подготовка материала к творческой работе

Выступления учащихся, представление творческих работ

компьютерная презентация

16

Христианские мотивы в повести В.Крапивина «Колыбельная для брата»

2

С помощью литературоведческого анализа представить отражение христианских традиций в рассказе В.Крапивина «Колыбельная для брата»

Занятие — исследование

Подготовка материала к творческой работе

Выступления учащихся, представление творческих работ

Подготовить выступление по теме

компьютерная презентация

17

Книга Книг. Уроки Библии

2

Дать представление о Библии как главной книге, отражающей законы христианской нравственности.

Анкетирование.

Занятие — презентация

Выступления учащихся.

Решение исследовательской задачи

Подготовить выступление по теме

Компьютерная презентация

18

Итоговое занятие

Защита творческих проектов

2

Подведение итогов курса. Защита творческих проектов.

Библиографический список

  1. . Дронов, М. О Библии и библейском учении / М. Дронов // Литература в школе. – 1990. – No 2.

  2. .Кураев, А. Школьное богословие. Взрослым о детской вере / А. Кураев. – М.: Паломник, 2003.

  3. Айзерман, Л. С. Достоевский профильный и непрофильный / Л. С. Айзерман // Литература в школе. — 2011 — No1.

  4. Баран Хенрик. Дореволюционная праздничная литература и русский модернизм / Авторизованный перевод с английского Е.Р. Сквайрс // Поэтика русской литературы начала ХХ века. — М., 1993.

  5. Вифлеемская звезда: Рождество и Пасха в стихах и прозе. Составление и вступление М. Письменного. — М.: Детская литература, 1993.

  6. Душечкина Е.В. Русская ёлка: История, мифология, литература. — СПб.: Норинт, 2002.

  7. Душечкина Е.В. Русский святочный рассказ: становление жанра. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995.

  8. Ёлка: Книжка для маленьких детей. — М.: Горизонт; Минск: Аурика, 1994. (

  9.  Качурин, М. Г. Библия и русская литература. Хрестоматия / М. Г. Качурин. – С-Пб: Каравелла, 1995.

  10. Петербургский святочный рассказ. Составление, вступительная статья, примечания Е.В. Душечкиной. — Л.: Петрополь, 1991.

  11. Русская классическая словесность в проблемном поле религиозной филологии (д.ф.н., проф. О.В.Зырянов — зав. каф. рус. лит. Уральского гос. ун-та им. А.М.Горького; (Екатеринбург) );

  12. Святочные истории: Рассказы и стихотворения русских писателей [о Рождестве и Святках]. Составление и примечания С.Ф. Дмитренко. — М.: Русская книга, 1992.

  13. Святочные рассказы. Предисловие, сотавление, примечания и словарь М. Кучерской. — М.: Детская литература, 1996.

  14. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения).

  15. Фурсов, А. И обрати пещеру в камень / А. Фурсов // Духовно- нравственное воспитание. Научно-просветительский журнал. – 2003. – No 2.

  16. Черкезова, М. В. Библейские мотивы в русской литературе. Дидактические материалы / М. В. Черкезова // Литература в школе. – 1997. – No 2.

  17. Чудо рождественской ночи: Святочные рассказы. Составление, вступительная статья, примечания Е.В. Душечкиной и Х. Барана. — СПб.: Художественная литература, 1993.

1

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector