КТП труд 3 класс Шпикалова

3 класс

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД.

  

    Содержание программы «Художественный труд» представлено в программе в виде следующих разделов.
      Раздел «Работа с бумагой» ориентирует на овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями и способами работы с бумагой, на художественно-творческую деятельность через познание технологических и художественных свойств бумаги; предполагает овладение опытом практической деятельности по созданию полезных и красивых изделий из бумаги на основе освоения традиционной и современной технологии художественной обработки бумаги, применения средств художественной выразительности в декоративно-прикладных работах (силуэт, композиция, форма и пропорции, объем, пространство).
      Содержание раздела «Работа с текстильными материалами» нацелено на познание технологических, эстетических свойств, способов обработки ткани; предполагает овладение младшими школьниками опытом трудовой деятельности на материале традиционных художественных ремесел: ручного узорного ткачества, ручной набойки, лоскутного шитья, вышивки, знакомит с доступной учащимся начальной школы технологией выполнения элементов традиционного костюмного комплекса.
      Разделы «Работа с глиной (пластилином)» и «Работа с природными материалами» нацелены на ознакомление учащихся со свойствами, приемами обработки и декорирования изделий из пластических и природных материалов. Овладение опытом практической деятельности осуществляется в процессе создания художественных изделий по мотивам традиционных школ народного мастерства из бересты, соломки, глины и др. на основе творческих принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизация).

Ведущая тема года. ЧТО  КРАЙ,  ТО  ОБЫЧАЙ,  ЧТО НАРОД, ТО  И  МАСТЕРСТВО.

Работа с бумагой.

      Развитие эстетического восприятия изделий из белой и цветной бумаги, произведений декоративно-прикладного и народного искусства.
      
Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с бумагой: бумага (ватман, обойная, тонированная) и картон; инструменты и материалы для скрепления (ножницы, шило, циркуль, бокорезы, клей ПВА, проволока); способы технологической обработки бумаги: прокалывание, скручивание; многократное прямолинейное складывание под углом (радиальное) — гофрирование; сквозное вырезывание на многократно сложенной заготовке; формирование сложных модулей из бумажной ленты; плетение из полос — «косичка»; склеивание; оригами; аппликация; работа по технологической карте; простейшие базовые формы техники оригами (блин, змей, двойной квадрат); чтение условных обозначений (вырезать, сложить и расправить, склеить, складка «молния», повернуть в одной плоскости, перевернуть на другую сторону, выгнуть наружу, вогнуть внутрь, проколоть, подумать). Развитие знаний о культуре работы с бумагой, картоном, готовыми вспомогательными формами; правила организации рабочего места. Приемы выбора бумаги (по цвету, фактуре, плотности, текстуре); разметка по шаблону, по сгибу, по готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовок, сложенных многократно. Выполнение разнообразных плоских и объемных изделий из бумаги с помощью приемов складывания, оригами, художественного вырезывания; аппликации; организация рабочего места; практическая работа по технологической карте; организация выставок творческих работ и экскурсии по ним; коллективная оценка результатов работы.
      
Формирование трудового опыта в процессе:
      
конструирования из бумаги. Виды конструирования из бумаги: воздушные конструкции в технике оригами — колокольчики и птицы; плавающие конструкции по мотивам традиционной русской ладьи; объемное конструирование из полос картона (по мотивам традиционной щепной игрушки); куклы в народных костюмах на основе цилиндра и конуса с деталями в технике многократного прямолинейного складывания под углом, сквозного вырезывания из многократно сложенной заготовки; прокалывание, скручивание; формирование сложных модулей из бумажной ленты; плетение из полос — «косичка»; аппликация; конструирование с включением готовых вспомогательных форм: сосуды (по мотивам традиционной гжельской майолики); домик для птиц с деталями в технике художественной вырезанки (по мотивам традиционной резьбы по дереву); ларцы-теремки с деталями в технике художественной вырезанки (по мотивам кованого металлического декора); архитектурная постройка — терем (по мотивам традиционной теремной архитектуры);
      
моделирования из бумаги и готовых вспомогательных форм: динамическая игрушка по мотивам традиционной богородской деревянной игрушки;
      
изготовления изделий из бумаги и картона: поднос (тонкий картон) (по мотивам жостовских традиционных изделий); светец (по мотивам традиционных металлических светцов);
      
составления декоративных композиций: в технике художественной вырезанки (по мотивам народных вырезанок); рельефное панно (по мотивам костюма и снаряжения русских богатырей).

Работа с тканью.

      Развитие эстетического восприятия изделий из текстильных материалов, произведений народного декоративно-прикладного искусства — узорных тканых изделий, народного костюма, тамбурной вышивки, лоскутного шитья из полос.
      
Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с текстильными материалами. Традиционные способы выполнения узорной ткани (сравнение технологий набойки, узорного ткачества, вышивки); производство тканей, переплетение нитей в тканях (полотняное, саржевое, шелковое); нитки для ткачества (сравнение с нитями для шитья и вышивки); инструменты и приспособления для ручного узорного ткачества (дощечки), для набойки (манеры); их устройство, приемы изготовления; приемы декора ткаными и набивными узорами, тамбурной вышивкой предметов быта, народного костюма. Конструирование изделий по технологической карте; организация рабочего места; предварительное планирование работы по технологической карте; сотрудничество при выполнении коллективных работ; самоконтроль, самостоятельная оценка работы.
      
Формирование трудового опыта в процессе:
      
ознакомления с традиционным узорным ткачеством. Узорное ткачество на дощечках — традиционное народное искусство и ремесло. Красота и практическое назначение тканых изделий (пояса-обереги). Цветовая гамма, форма и ритм узоров тканых поясов в северном и южном народном костюме. Устройство и приемы изготовления приспособления для узорного ткачества — дощечек. Выбор материалов: толстые цветные нити (шерстяные, хлопчатобумажные). Освоение простейшего приема ткачества поясов из нитей 2—3 цветов на двух дощечках. Изготовление пояса или закладки. Оформление изделия кисточками и помпонами;
      
ознакомления с народной вышивкой на предметах быта и народной одежде. Особенности колорита, сюжеты и образы вышивки различных регионов России. Изделия народных мастеров родного края. Традиционная вышивка тамбурным швом («цепочка», «петля с прикрепом»); мотивы и колорит тамбурной вышивки; композиция вышивки на изделии (салфетка, украшенная тамбурной вышивкой «цепочка», «петля с прикрепом» по мотивам традиционной вышивки скатертей, полотенец). Оформление краев салфетки бахромой;
      
ознакомления с лоскутной техникой. Лоскутное шитье — традиционный вид домашнего рукоделия в разных регионах России; использование различных техник лоскутного шитья в творчестве современных мастеров. Цветовая гармония, символика цвета и технологические приемы выполнения квадратов-модулей. Лоскутное шитье из полос (способы «изба», «колодец»). Приемы выделения зрительного центра, достижения эффекта объема в лоскутном квадрате-модуле. Конструирование салфетки, прихватки или лоскутного коврика (коллективное панно) из квадратов-модулей на основе традиционных мотивов «колодец» или «изба». Соединение деталей при помощи шва «за иголку», окантовка края изделия прямой тесьмой;
      
ознакомления с искусством текстильного коллажа. Выбор материалов для коллажа. Приемы проектирования многоцветной композиции из лоскута в технике коллажа из набивных тканей (коллективного панно). Использование лент, тесьмы и других материалов для оформления панно на тему «Мое лето».

Работа с пластичными материалами.

      Развитие эстетического восприятия керамических изделий — произведений народного декоративно-прикладного искусства: гончарных изделий, фигурных сосудов скопинских мастеров.
      
Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с глиной (пластилином). Сравнение свойств различных пластичных материалов; современный пластичный материал — пластика, ее свойства, приемы работы с пластикой; приспособления для лепки из пласта — готовые формы (пластиковые баночки, стаканчики); приемы раскатывания пласта глины, разметки деталей с помощью прокатывания и отпечатывания готовой формы; выполнение сосуда сложной формы путем соединения нескольких частей; способы декора сосуда-образа; приемы украшения сосудов-образов лепным декором (декоративными налепами, отпечатками); организация рабочего места; предварительное планирование работы по технологической карте; сотрудничество при выполнении коллективных работ; самоконтроль, самостоятельная оценка работы.
      
Формирование творческого опыта в процессе конструирования из пластичных материалов: сосуды-образы по мотивам скопинской керамики на основе изученных приемов лепки.

Работа с природными материалами.

      Развитие эстетического восприятия изделий из природных материалов, произведений декоративно-прикладного искусства и народного творчества из бересты, соломки. Коврики-циновки в творчестве народных мастеров России, Японии, Вьетнама, Китая, Киргизии. Изделия из бересты народных мастеров северных областей России и Сибири: кузовки, корзинки, туеса, хлебницы, обувь, украшения.
      
Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с природными материалами. Овладение приемами обработки природных материалов: подготовка соломы, травы, бересты к конструированию и плетению. Соломка (блеск, теплый цвет, легкость), ее свойства (гибкость, пластичность); стебли трав как материал для конструирования бытовых изделий и украшений; береста как материал для плетения, ее свойства (гибкость, пластичность, прочность). Инструменты и приспособления для обработки природных материалов. Организация рабочего места; предварительное планирование работы по технологической карте; сотрудничество при выполнении коллективных работ; самоконтроль, самостоятельная оценка работы.
      
Формирование трудового опыта в процессе:
      
художественной обработки бересты. Приемы выполнения объемных бусинок из бересты способами складывания и плетения. Варианты конструирования украшений из заготовленных берестяных бусинок;
      
художественной обработки соломки. Салфетка из соломки (стеблей травы). Конструирование из природных материалов по мотивам традиционных восточных циновок; декор соломенных ковриков с помощью вышивки на основе шва «вперед иголку». Подвесные объемные украшения (мобили). Проектирование из природных материалов новогодних украшений из соломки по мотивам традиционных рождественских подвесных конструкций способами связывания и нанизывания; приемы конструирования деталей декора из ниток, тесьмы, соломки (солнышки, подвески, кисточки); приемы сборки изделий из соломки способом связывания, приемы выполнения модулей из соломки в форме октаэдра; приемы сборки и декора подвесных конструкций из одного или нескольких модулей; декорирование изделий кистями, подвесками из нитей, кусочками ткани и цветной бумаги.

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 3 класс.

      В результате изучения художественного труда ученик должен:
      знать/понимать:
      • доступные сведения о памятниках культуры и искусства, связанные с историей, бытом и жизнью своего народа; ведущие художественные музеи России и своего региона;
      • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

      • названия ручных инструментов, их назначение, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
      • разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);
      • основы традиционной технологии художественной обработки и конструирования из природных материалов (глины, соломы, бересты), ткани (набойка, ткачество на дощечке, вышивка, лоскутное шитье и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, склеивание, складывание, конструирование), глины (лепка из пласта по готовым формам, приемы лепного декора);
      
уметь:
      • организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
      • правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;

       • решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь технологической картой облегченного типа, техническим рисунком, эскизом, с учетом простейших приемов технологии в народном творчестве;
      • выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани;
      • выполнять тамбурный шов и украшать изделие народной вышивкой;
      • лепить и украшать декором сосуды по мотивам керамики Гжели, Скопина, конструировать изделия из соломки по мотивам работ киргизских и белорусских мастеров;
      • конструировать динамические и статические игрушки по мотивам традиционных работ богородских народных мастеров;
      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
      • выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
      • высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
      • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;
      • воспитывать положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию предметной обстановки в школе и дома.

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 3 класс.

      В результате изучения художественного труда ученик должен:
      знать/понимать:
      • доступные сведения о памятниках культуры и искусства, связанные с историей, бытом и жизнью своего народа; ведущие художественные музеи России и своего региона;
      • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

      • названия ручных инструментов, их назначение, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
      • разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);
      • основы традиционной технологии художественной обработки и конструирования из природных материалов (глины, соломы, бересты), ткани (набойка, ткачество на дощечке, вышивка, лоскутное шитье и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, склеивание, складывание, конструирование), глины (лепка из пласта по готовым формам, приемы лепного декора);
      
уметь:
      • организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
      • правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;

       • решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь технологической картой облегченного типа, техническим рисунком, эскизом, с учетом простейших приемов технологии в народном творчестве;
      • выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани;
      • выполнять тамбурный шов и украшать изделие народной вышивкой;
      • лепить и украшать декором сосуды по мотивам керамики Гжели, Скопина, конструировать изделия из соломки по мотивам работ киргизских и белорусских мастеров;
      • конструировать динамические и статические игрушки по мотивам традиционных работ богородских народных мастеров;
      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
      • выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
      • высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
      • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;
      • воспитывать положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию предметной обстановки в школе и дома.


Примерное планирование уроков  художественного труда в 3 классе.


урока труда

Тема урока художественного труда.
Вид творческой работы.

I четверть. Уроки 1—8

Тема четверти: Всяк молодец на свой образец

1

      Ситцевое многоцветие. Текстильный коллаж

2

      Жостовские фигурные… Традиционные формы подносов. Конструирование подноса из бумаги (картона). Приемы складывания, симметричного вырезывания, надрезы, клеевое соединение

3

      Необычные превращения соломки. Конструирование коврика-циновки из соломки по мотивам традиционных изделий народов мира

4

      Продолжение темы урока 3. Приемы украшения соломенного коврика цветными нитками

5

      Лети, лети, бумажный змей! Конструирование змея из бумаги. Прием симметричного вырезывания, клеевое соединение

6

      Лоскуток к лоскутку. Лоскутное шитье способами «колодец», «изба»: конструирование модулей из полос ткани. Сшивание швом «за иголку». Окантовка изделия прямыми полосками ткани

7

      Завершение темы урока 6. Коллективная лоскутная композиция из мотивов-модулей

8

      Гжельская майолика. Конструирование из бумаги по мотивам гжельской майолики. Приемы складывания, симметричного и асимметричного вырезывания, склеивания

Рекомендуемые для ознакомления в I четверти:

      произведения изобразительного искусства: М. Нестеров. Осенний пейзаж; Н. Присекин. Прохладно. Вид на Веледниково; А. Курнаков. Дорога на Знаменку; В. Овчаров. Осенний пейзаж; Г. Бочаров. Тайга; А. Бородин. Пейзаж с грибами; А. Герасимов. Пионы; М. Сарьян. Цветы Калаки; А. Дейнека. Гладиолусы с рябиной; А. Осьмеркин. Подсолнухи и рябина; Е. Кругликова. Георгины. Монотипия; И. Машков. Натюрморт с маками и васильками; В. Серов. Яблоки на листьях; З. Серебрякова. Корзина с кабачками; З. Серебрякова. Виноград; В. Рохлин. Натюрморт с геранью; В. Стожаров. Романовский лук; И. Машков. Натюрморт. Тыква; П. Кузнецов. Цветы и дыни; Б. Кустодиев. В трактире; В. Крылов. Чайка; Б. Щербаков. Рожь поспевает; В. Шелков. За полярным кругом;
      
произведения народного декоративно-прикладного искусства: И. Страхов. Осень. Панно. Федоскино; памятники архитектуры — Преображенская церковь, Кижи; жостовские подносы — М. Митрофанов, Н. Гончарова, Н. Антипов, И. Леонтьев; воздушные змеи — Япония, Китай; лоскутные коврики; гжельская майолика.

II четверть, уроки 9—16

Тема четверти: Каждому молодцу ремесло к лицу

9

      Теремок для пернатых. Конструирование по мотивам теремной архитектуры из картона и упаковочных коробок. Приемы вырезывания, гофрирования, складывания

10

      Завершение темы урока 9. Украшение терема подзорами, полотенцами и т. п. Приемы симметричного вырезывания из бумаги

11

      Красна изба столом да скатертью. Вышивание салфетки тамбурным швом, швом «с прикрепом»

12

      Завершение темы урока 11

13

      Куют кузнецы для лучины светцы. Конструирование светца из полос бумаги. Приемы скручивания, складывания, вырезывания, гофрирования, склеивания

14

      Выковал кузнец сказочный ларец. Конструирование из готовых форм (упаковочные коробки). Украшение резным декором

15

      Рождественские фантазии. Конструирование из соломки объемных конструкций — подвесок на основе октаэдра

16

Завершение темы урока 15

Рекомендуемые для ознакомления во II четверти:

      произведения изобразительного искусства: А. Кравченко. Зима; А. Бородин. Гости; В. Каневский. Снегирь. Синица-пухлячок. Синица-лазоревка; Т. Маврина. Звенигород; Т. Яблонская. Зимний день в Седневе; А. Пластов. Первый снег; А. Малетин. Родина. Мезенские берега; К. Воробьев. Февраль; Н. Гончарова. Московская зима; Т. Шувалова. Автопортрет; Б. Крылов. Вечерний натюрморт; В. Прибытков. Окраина в снегу; Д. Шмаринов. Тройка; П. Паруханов. Митя в новогоднем костюме; А. Журавлева. Зима. Екатерина санница. Варвара. Анна зимняя. Месяцеслов; произведения местных художников;
      
произведения народного декоративно-прикладного искусства: Дом Ошевнева. Кижский музей под открытым небом; Фасад избы. Нижегородская область; Аленький цветочек. Шкатулка. Федоскино; В. Кочкин. Ростовские кружева. Финифть. Ростов; меховая одежда — Ханты-Мансийский округ; вязаные варежки — Финляндия, Норвегия; изображения теремов, хором; тамбурная вышивка на предметах быта; кованые изделия — ларцы, сундуки, светцы; традиционные подвесные украшения — «пауки».

III четверть, уроки 17—26

Тема четверти: Всякий портной на свой покрой

17

      Тканые узоры. Ткачество на дощечках. Конструирование дощечек из картона, заправка нитей в дощечки, подготовка уточной нити

18

      Завершение темы урока 17. Приемы тканья поясов (закладок) способами «к себе», «от себя». Отделка кисточками края тканого изделия

19

      Город белокаменный. Художественное конструирование из бумаги плоскорельефного панно по мотивам традиционной русской архитектуры

20

      Завершение темы урока 19

21

      Защитники земли Русской. Объемное конструирование из бумаги кукол в мужском костюме

22

      Берестяные бусы. Конструирование из бересты (или бумаги) украшения-оберега

23

      Богородские потехи. Конструирование из бумаги динамической игрушки по мотивам богородской. Приемы симметричного и асимметричного вырезывания, прокалывания, склеивания

24

      Завершение темы урока 23

25—26

      Красны девицы. Объемное конструирование из бумаги кукол в народном костюме

Рекомендуемые для ознакомления в III четверти:

      произведения изобразительного искусства: О. Савостюк. Маша; З. Серебрякова. За завтраком; Н. Рерих. Сеча под Керженцем; В. Фонеев. Зарайский кремль; В. Астальцев. Даниловский монастырь в Переславле-Залесском; В. Федосеев. Борисоглебск; В. Фонеев. Кирилло-Белозерский монастырь; И. Билибин. Преображенный Китеж. Эскиз декорации; А. Дейнека. Оборона Севастополя; Н. Присекин. Куликовская битва; О. Савостюк, Б. Успенский. Победа. Плакат; Ю. Циркунов. Тревожная группа; Ю. Кугач. Дмитрий Донской; Л. Большакова. Пасхальный натюрморт; Н. Рерих. Весна священная; А. Остроумова-Лебедева. Весенний мотив; З. Шевандронова. Птицы весенние; В. Хлызов. Белые ночи под Тобольском; В. Бялыницкий-Бируля. Весенний день; Т. Маврина. Клусово; У. Тансыкбаев. Моя песня; В. Телин. Родительский день; Л. Малеева. Рязанские девочки; М. Врубель. Девочка на фоне персидского ковра; В. Суриков. Сибирская красавица; Н. Кузнецов. Текстильщицы; Б. Нурали. Портрет Хамеджи; А. Бенуа. Петербургские балаганы. Эскиз декорации; М. Врубель. Царь Берендей. Морской царь. Майолика; М. Врубель. Снегурочка. Эскиз костюма; М. Врубель. Царевна Лебедь; Н. Рерих. Эскиз костюма князя Игоря; А. Головин. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова; Н. Рерих. Эскиз костюма девушки; И. Билибин. Юноша. Эскиз костюма; И. Билибин. Царевна-Несмеяна; И. Билибин. Жар-птица; И. Билибин. Стрельчиха перед царем и свитой;
      
произведения народного декоративно-прикладного искусства: народный костюм Русского Севера — олонецкий, новгородский, тверской, архангельский; народный костюм южнорусский — курский, орловский, тамбовский, воронежский, тульский; Б. Ермолаев. Куликовская битва. Палех; В. Липицкий. Масленица. Коробочка. Федоскино; народные игрушки из Сергиева Посада, Семенова, Федосеева, Полховского Майдана, Богородского; В. Грудинин. Александр Попович и княжич Василько. Ростов; Н. Малоземов. Вид кремля города Ростова Великого. Финифть. Ростов. Тканые пояса Русского Севера и Юга, украшения из бересты — вологодские, архангельские, карельские и др.; богородская динамическая игрушка.

IV четверть, уроки 27—34

Тема четверти: Всяк на свой манер

27

      Пасхальный сувенир. Изготовление сувенирных колокольчиков (лепка из глины, пластилина или конструирование из бумаги)

28 — 29

      Цветы России на павловских платках и шалях. Изготовление манер из картона, шнура и других материалов с силуэтами цветов (композиция замкнутого орнамента). Выполнение набойки на ткани (гуашь)

30

      Встречаем птиц. Конструирование образа птицы. Оригами

31

      Скопинские фантазии из глины. Лепка (конструирование) сосуда сложной формы на основе комбинирования простых деталей по мотивам скопинской керамики. Декор: рельеф, контррельеф, налепы, оттиски

32

Завершение темы урока 31

33 — 34

      Мое долгожданное лето. Декоративная рельефная композиция из глины (цветного пластилина). Использование различных приемов лепки. Коллективная работа

      Рекомендуемые для ознакомления в IV четверти:

      произведения изобразительного искусства: А. Рылов. Зеленый шум; А. Дейнека. Будущие летчики; А. Герасимов. После дождя; В. Поленов. Московский дворик; И. Машков. Фрукты с сельскохозяйственной выставки. Айва и персики; И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу; Н. Дубовской. Закат солнца; Н. Крымов. Утро; И. Айвазовский. Радуга. Черное море; Р. Судковский. Бурное море; А. Рылов. В голубом просторе; Э. Калныньш. Седьмая балтийская регата; А. Алексеев. Пейзаж с чайками; Б. Кустодиев. Купчихи; В. Орешников. Розы; Н. Присекин. Салют Победы; П. Оссовский. Салют Победы. В 1945-м; А. Ушин. Салют Победы. Из серии «Блокада»; Г. Орлова. Салют. Гобелен; П. Кончаловский. Сирень в корзине; П. Кончаловский. Сирень, хрустальная ваза и корзина; Д. Налбандян. Сирень;
      
произведения народного декоративно-прикладного искусства: павлово-посадские шали; ковер Зили. Дагестан; прялка. Мезень. Россия; тарелка — Мексика; лобовая доска. Городец; Гравюра. Германия; расписная дверь. Русский Север; керамика Скопина; маски — Индонезия, Китай; ваза — Корея.

Календарно – тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями программы:

  • Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство и художественный труд. /Школа России. Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч. Ч 2. / [ М.А. Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова и др.]. – 2-е изд.,дораб. –М..Просвещение, 2011.

по учебнику:

  • Щирова А.Н., Макарова Н.Р., Ершова Л.В., Шпикалова Т.Я Технология. Художественный труд. 3 класс. Учебник. – М., Просвещение, 2011.

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с учебным планом на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год.

Календарно-тематическое планирование уроков художественного труда. (34 часа)

п/п

Тема урока.

Вид творческой работы.

Кол-во часов

Дата

Основные понятия

Межпредметная связь

Оборудование. Доп. материал к уроку.

По плану

Факт.

I четверть. Всяк молодец на свой образец. ( 8 ч)

1

Ситцевое многоцветие. 

Текстильный коллаж.

1

Текстильный коллаж

ИЗО

http://pedsovet.su/load/337-1-0-17364/

2

 Жостовские фигурные… 

Традиционные формы подносов. Конструирование подноса из бумаги (картона). Приемы складывания, симметричного вырезывания, надрезы, клеевое соединение.

1

ИЗО

П/С № 11, 2005

3

 Необычные превращения соломки. 

Конструирование коврика-циновки из соломки по мотивам традиционных изделий народов мира

1

Плетение при помощи нитей

Литературное чтение

4

  Продолжение темы урока 3. 

Приемы украшения соломенного коврика цветными нитками

1

5

 Лети, лети, бумажный змей! 

Конструирование змея из бумаги. Прием симметричного вырезывания, клеевое соединение.

1

ИЗО

6

      Лоскуток к лоскутку. 

Лоскутное шитье способами «колодец», «изба»: конструирование модулей из полос ткани. Сшивание швом «за иголку». Окантовка изделия прямыми полосками ткани

1

Лоскутная мозаика

7

  Завершение темы урока 6. 

Коллективная лоскутная композиция из мотивов-модулей

1

Лоскутная мозаика

8

      Гжельская майолика. 

Конструирование из бумаги по мотивам гжельской майолики. Приемы складывания, симметричного и асимметричного вырезывания, склеивания

1

Русская майолика

ИЗО

II четверть. Каждому молодцу ремесло к лицу. (8 ч)

9

      Теремок для пернатых. 

Конструирование по мотивам теремной архитектуры из картона и упаковочных коробок. Приемы вырезывания, гофрирования, складывания

1

Гофрирование, скалдывание

ИЗО, окружающий мир

10

 Завершение темы урока 9. 

Украшение терема подзорами, полотенцами и т. п. Приемы симметричного вырезывания из бумаги.

1

11-12

      Красна изба столом да скатертью.

 Вышивание салфетки тамбурным швом, швом «с прикрепом»

2

Тамбурный шов, шов «с прикрепом»

ИЗО, музыка, окружающий мир

13

  Куют кузнецы для лучины светцы

Конструирование светца из полос бумаги. Приемы скручивания, складывания, вырезывания, гофрирования, склеивания

1

14

   Выковал кузнец сказочный ларец. 

Конструирование из готовых форм (упаковочные коробки). Украшение резным декором

1

Резной декор

ИЗО, музыка, окружающий мир

15-16

      Рождественские фантазии. 

Конструирование из соломки объемных конструкций — подвесок на основе октаэдра

2

Р.Гибсон.Карнавал. –М., РОСМЕН, 1997

III четверть. Всякий портной на свой покрой.( 10 ч.)

17

  Тканые узоры. 

Ткачество на дощечках. Конструирование дощечек из картона, заправка нитей в дощечки, подготовка уточной нити

1

Ткачество

ИЗО, музыка, окружающий мир

18

 Завершение темы урока 17. 

Приемы тканья поясов (закладок) способами «к себе», «от себя». Отделка кисточками края тканого изделия

1

19-20

 Город белокаменный. 

Художественное конструирование из бумаги плоскорельефного панно по мотивам традиционной русской архитектуры

2

Окружающий мир

21

 Защитники земли Русской. 

Объемное конструирование из бумаги кукол в мужском костюме.

1

Литературное чтение, музыка

22

  Берестяные бусы. 

Конструирование из бересты (или бумаги) украшения-оберега.

1

Береста, украшения-обереги

23-24

 Богородские потехи. 

Конструирование из бумаги динамической игрушки по мотивам богородской. Приемы симметричного и асимметричного вырезывания, прокалывания, склеивания.

2

Богородская деревянная игрушка

Окружающий мир

25-26

Красны девицы

Объемное конструирование из бумаги кукол в народном костюме.

2

Конструирование

Литературное чтение, музыка

IV четверть. Всяк на свой манер.(8 ч.)

27

  Пасхальный сувенир. 

Изготовление сувенирных колокольчиков (лепка из глины, пластилина или конструирование из бумаги)

1

Пасхальный сувенир

Окружающий мир

28-29

      Цветы России на павловских платках и шалях. 

Изготовление манер из картона, шнура и других материалов с силуэтами цветов (композиция замкнутого орнамента). Выполнение набойки на ткани (гуашь)

2

Павлово посадские шали, композиция из растительного орнамента

ИЗО

30

 Встречаем птиц. 

Конструирование образа птицы. Оригами

1

ИЗО, окружающий мир

31-32

  Скопинские фантазии из глины. 

Лепка (конструирование) сосуда сложной формы на основе комбинирования простых деталей по мотивам скопинской керамики. Декор: рельеф, контррельеф, налепы, оттиски

2

Декор, рельеф, контррельеф, налепы, оттиски.

33-34

  Мое долгожданное лето. 

Декоративная рельефная композиция из глины (цветного пластилина). Использование различных приемов лепки. Коллективная работа

2

Литературное чтение, музыка.

Литература.

1. Щирова А.Н., Макарова Н.Р., Ершова Л.В., Шпикалова Т.Я Технология. Художественный труд. 3 класс. Учебник. – М., Просвещение, 2011.

2. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Макарова Н.Р.Изобразительное искусство и художественный труд. Программа и тематическое планирование, — М.: Просвещение, 2011.

3. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Макарова Н.Р., Щирова А.Н..Художественный труд. 3 класс. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2011

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector