КТП труд 2 класс Шпикалова

Рабочая программа по художественному труду.

2 класс

Пояснительная записка.

Программа коллектива авторов под руководством Шпикаловой Т.Я. включает программы двух учебных предметов «Изобразительное искусство» и «Художественный труд. Технология», что позволяет обеспечить интеграцию уроков искусства и художественного труда. Интегративные связи между предметами реализуются в процессе синхронного освоения учебного материала и осуществляются на основе общности:

  • развивающих (развитие творческих способностей, проектных, художественно-трудовых умений) и воспитательных (нравственно-этических) задач;

  • основных качеств художественной вещи, изделия (материал, форма, пропорции, декор), а также средств выразительности, рассмотрение и освоение которых осуществляется и на уроках ИЗО, и на уроках художественного труда;

в построении содержания обеих программ предусмотрена:

  • в выборе заданий, материалов и техник;

  • в выборе произведений изобразительного и народного искусства с учетом региональных особенностей;

  • в организации самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся в форме поисковой работы, экспериментов с художественными материалами, а также с бумагой, глиной, тканью, природными материалами.

Программа составлена в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени, отведенном на изучение учебных предметов: изобразительное искусство – 1 час, художественный труд – 1 час на образовательной области «Технология» или из вариативной части базисного учебного плана.

   Содержание программы «Художественный труд» представлено в программе в виде следующих разделов.
      Раздел «Работа с бумагой» ориентирует на овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями и способами работы с бумагой, на художественно-творческую деятельность через познание технологических и художественных свойств бумаги; предполагает овладение опытом практической деятельности по созданию полезных и красивых изделий из бумаги на основе освоения традиционной и современной технологии художественной обработки бумаги, применения средств художественной выразительности в декоративно-прикладных работах (силуэт, композиция, форма и пропорции, объем, пространство).
      Содержание раздела «Работа с текстильными материалами» нацелено на познание технологических, эстетических свойств, способов обработки ткани; предполагает овладение младшими школьниками опытом трудовой деятельности на материале традиционных художественных ремесел: ручного узорного ткачества, ручной набойки, лоскутного шитья, вышивки, знакомит с доступной учащимся начальной школы технологией выполнения элементов традиционного костюмного комплекса.
      Разделы «Работа с глиной (пластилином)» и «Работа с природными материалами» нацелены на ознакомление учащихся со свойствами, приемами обработки и декорирования изделий из пластических и природных материалов. Овладение опытом практической деятельности осуществляется в процессе создания художественных изделий по мотивам традиционных школ народного мастерства из бересты, соломки, глины и др. на основе творческих принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизация).

Ведущая тема 2 года обучения: ВСЯКОМУ  РУКОДЕЛИЮ  ЕСТЬ  ПРИМЕНЕНИЕ.

Работа с бумагой и картоном.

 Развитие эстетического восприятия изделий из белой и цветной бумаги, произведений декоративно-прикладного и народного искусства.
Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с бумагой (ватман) и картоном; 

Формирование трудового опыта в процессе:
      конструирования из бумаги. Виды конструирования из бумаги: воздушные конструкции, включающие детали в технике гофрирования (по мотивам традиционных щепных птиц), плавающие конструкции в технике оригами (катамаран); объемное конструирование на основе цилиндра (по мотивам гжельской керамики и изделий Полховского Майдана);
      конструирования с включением готовых вспомогательных форм: санки с деталями со сквозным узором;
      моделирования из бумаги и готовых вспомогательных форм: ветряки с вращающимися лопастями;
      моделирования и конструирования (сгибание, складывание, вырезывание, склеивание) из бумаги, тонкого картона. Создание изделий по образцу, изображению, технологической карте из бумаги, тонкого картона, упаковочных картонных коробок и других материалов на заданную тему («Ветряк дует всяк», «Птица счастья», предметы чайного сервиза «Краски русской зимы» — имитация гжельской керамики, «Русь белокаменная», «Тридцать три богатыря», «Саночки-катаночки», «Игрушки-тарарушки», карнавальный головной убор);
      выполнения декоративных композиций: в технике художественной вырезанки (по мотивам народных вырезанок); рельефное панно (по мотивам костюма и снаряжения русских богатырей).  

Работа с тканью.

Развитие эстетического восприятия изделий из текстильных материалов, произведений народного декоративно-прикладного искусства — тканых изделий, народного костюма, вышивки, лоскутного шитья.
Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с текстильными материалами.

  Формирование трудового опыта:
      в процессе ознакомления с народной вышивкой на предметах быта и народной одежде. Богатство и разнообразие технических приемов в традиционной народной вышивке. Швы: петельный, стебельчатый, их назначение. Приемы вышивки изделий петельным и стебельчатым швами (сумочка, платочек с монограммой и др.). Декоративная шрифтовая композиция — монограмма — как элемент декорирования вещи. Украшение платочка вышитой монограммой (стебельчатый шов). Разработка эскиза монограммы, перевод ее на ткань способом «на просвет». Освоение стебельчатого шва (украшающий шов по свободному контуру, по наводу). Отделка краев изделия бахромой, петельным швом;
      в процессе ознакомления с лоскутной техникой. Простейшие традиционные композиции в народном творчестве разных регионов России (шитье из полос, квадратов, треугольников). Ритм цвета и силуэтов, тональный и цветовой контраст в традиционных лоскутных изделиях. Приемы кроя и сшивания вручную деталей квадрата-модуля, составление композиции (панно) из квадратов-модулей (мотивы «мельница», «конверт»), изготовление сувениров (салфеток, прихваток и др.). Лоскутная кукла из нескольких деталей, конструирование куклы приемами скручивания, связывания, плетения (кукла-покосница);
      в процессе конструирования из ткани: сумочка-кошелек (лакомка). Знакомство с традиционными вариантами конструкции старинных сумочек и кошельков. Современное значение аксессуаров одежды. Выбор формы, размера изделия. Моделирование выкройки на основе технологической карты. Выкраивание сумочки приемом в разворот. Соединение деталей и декорирование изделия с помощью петельного шва (как украшающего). Дополнение конструкции изделия витым шнуром (ремешок), застежкой.

Работа с пластичными материалами.

  Развитие эстетического восприятия керамических изделий — произведений народного декоративно-прикладного искусства: гончарных изделий, народной глиняной игрушки, традиционных изразцов.
 
Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с глиной (пластилином).

Формирование трудового опыта в процессе ознакомления:
       с народной керамической посудой. Разнообразие, простота, красота и функциональность форм традиционной глиняной посуды: миска, горшок, крынка, кубышка, рукомойник, кувшин-календарь и др. Особенности конструкции глиняной посуды и антропоморфизм (уподобление названий частей сосуда названиям частей человеческого тела): тулово, плечи, горлышко, ручка, носик. Знакомство с работами местных гончаров. Технология лепки жгутиками (круговой налеп) различных вариантов посуды. Освоение способа лепки по мотивам традиционной посуды (горшок, крынка, чашка и др.) способами скатывания, раскатывания (жгутики), кругового налепа, примазывания и заглаживания. Простейшие приемы декора гончарных изделий: печатки, защипы, налепы;
      с народной глиняной игрушкой. Знакомство с произведениями филимоновских народных мастеров-игрушечников: форма, пропорции, цветовое решение, орнаментальные мотивы и композиция росписи. Особенности филимоновской глины синики и традиционный способ лепки из целого куска (из жгута). Народная технология лепки филимоновской глиняной игрушки (из целого куска). Приемы лепки: вытягивание, вдавливание, заглаживание. Лепка традиционных образов с передачей своеобразия формы, пропорций, способов работы («Хозяйство деда Филимона»). Роспись игрушки на уроках ИЗО;
      с традиционными изразцами. Изразцы — «живые» печные картинки. Печь как украшение интерьера и центр всей семейно-обрядовой жизни человека. Муравленые изразцы, образцы декора, приемы лепки. Мотивы лепного декора муравленых изразцов: птица Сирин, фантастические звери, невиданные цветы. Проектирование фриза, панно или силуэта русской печи из декоративных пластин, украшенных лепным декором по мотивам традиционных муравленых изразцов;
      с традиционным печевом. Фигурные, лепные, печатные пряники. Мотивы пряничных узоров. Знакомство с искусством резчиков деревянных пряничных досок. Связь искусства пекарей с традицией русских мастеров резьбы по дереву. Освоение приемов изготовления вырезного пряника: скатывание, сплющивание, вырезание, украшение. Мифологическая основа орнамента печенья-«тетерки». Многообразие элементов орнамента тетерок, варианты соединения элементов в композицию. Освоение приемов лепки: раскатывание, сплющивание, примазывание.

Работа с природными материалами.

      Развитие эстетического восприятия изделий из природных материалов, произведений декоративно-прикладного искусства и народного творчества из бересты, соломки.
      
Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с природными материалами. 

 Формирование трудового опыта:
      
в процессе выполнения аппликации из листьев, цветов, трав, семян. Создание декоративной композиции по мотивам техники золотого шитья для украшения женского головного убора — симметричного узора с учетом формы основы изделия (панно, головной убор — венец и др.);
      
в процессе ознакомления с народной игрушкой из природных материалов. Художественное конструирование игрушек из соломы (конь, птица и др.) по мотивам работ народных мастеров (приемы сгибания, скручивания, связывания, плетеный декор);
      
в процессе знакомства с инкрустацией соломкой. Знакомство с традиционным искусством белорусских мастеров: аппликация и инкрустация изделий соломкой. Подготовка соломки к работе: заготовка, выкраивание деталей геометрической формы, варьирование формы и размеров деталей (полоски, квадраты, прямоугольники, трапеции, треугольники позволяют составить многообразие узоров). Использование природных качеств материала в создании художественного образа: богатство цветовых оттенков, характер поверхности (различное направление волокон, максимально отражающих свет в определенном положении, помогает создать необычный цветовой эффект: золотой, зеленоватый, розовый, серебристый).
      Выполнение пластин с геометрическим орнаментом из соломки по мотивам работ кировских и белорусских мастеров для коллективного панно;
      
в процессе изготовления украшений из бересты. Знакомство с художественными и технологическими свойствами бересты и с использованием ее в работах народных мастеров-берестянщиков. Конструирование украшений (бусы) на основе традиционной технологии.

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 2 класс

      В результате изучения изобразительного искусства и овладения навыками художественного труда ученик должен
      знать/понимать:
      • особенности материалов, используемых в художественно-трудовой деятельности (краски и кисти, пастель, тушь, перо, уголь, мел; бумага, текстильные, природные материалы);
      • цвета солнечного спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);

      • способы и приемы обработки различных материалов (бумага, глина, пластилин, ткань и др.);
      • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
      • разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция);
      • о взаимосвязи красоты и пользы в образе художественной вещи;
      • о народном мастере как хранителе и носителе народных традиций;
      • правила безопасности при работе ручными инструментами;
      • значение слова «береста», понятия «вышитый и тканый орнамент»; названия ниток, тканей, их назначение;
      • условные обозначения, применяемые при художественной обработке бумаги: линии отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея;
      • основы традиционной технологии художественной обработки природных материалов (глины, соломы, бересты), ткани (ткачество на рамке, вышивка, лоскутное шитье и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, склеивание, складывание, конструирование);
      • правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, иглой, шилом;
      
уметь:
      • организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;

      • пользоваться различными приемами обработки бумаги (сгибание, скручивание, гофрирование, сминание и т. п.); выполнять работы в технике оригами, вырезанки, аппликации, папье-маше;
      • использовать различные приемы работы с тканью (шитье, вышивка, ткачество на рамке); выполнять швы петельный и стебельчатый; конструировать народный костюм (аппликация на силуэте фигурки человека);
      • лепить по заранее подготовленным эскизам и по собственному замыслу; лепить на основе традиционных приемов филимоновской игрушки, муравленого изразца; передавать в лепке выразительные формы; сочетать орнамент с формой предмета;
      • решать художественно-трудовые задачи при моделировании и конструировании (на основе имитации) изделий из бумаги, ткани, природных материалов по мотивам народного творчества; пользоваться технологической картой, техническим рисунком, эскизом;
      в процессе художественно-трудовой деятельности проявлять:
      • эмоциональное отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
      • собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
      • нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
      • положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию предметной среды в школе и дома.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД.

(1 час в неделю. Всего 34 часа)

П/П

ТЕМА УРОКА.

ВИД ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

Кол-во часов

ДАТА

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

ОБОРУДОВАНИЕ

1

2

3-4

5-6

7-8

9-10

11

12-13

14

15

16

17

18-19

20

21

22-23

24

25

26

27

28

29

30

31

32-33

34

Земля – источник вдохновения.

Волшебная глина. Лепка с использованием традиционных приемов изготовления керамических сосудов.

Встречаем золотую осень. Украшение симметричным орнаментом из засушенных цветов и листьев силуэтов из бумаги, картона: девичий головной убор.

Золотая соломка. Аппликация из соломки (спичек).

Ветряк дует всяк. Объемное конструирование из бумаги и картона модели ветряка.

Хозяйство деда Филимона. Лепка из глины по мотивам филимоновских игрушек.

Дорог не подарок, дорого умение.

В ткацкой мастерской. Коврик полотняного переплетения из ниток и лент ткани по мотивам традиционного ткачества.

Птица счастья. Объемное художественное моделирование из бумаги по образцам традиционной архангельской щепной птицы – оберега.

В мастерской художников Гжели. Объемное конструирование из бумаги по мотивам гжельской посуды на основе простейших геометрических форм (цилиндр, четырехгранная призма).

Маска, кто ты? Конструирование маски по заданным условиям и эскизу. Коллаж.

Пряники на елку. Лепка из теста по образцу резного пряника с использованием народных традиций.

Русь белокаменная. Плоское и объемное художественное моделирование из бумаги, приемы многократного складывания, симметричного вырезания со сквозным декором (прокалыванием).

Всякому времени — свое ремесло.

Родные зимние пейзажи. Объемное конструирование из бумаги по заданным условиям по мотивам природных форм (русский лес).

Праздничный хоровод. Моделирование куклы из бумаги и ткани на основе двойного силуэта.

Печка, печка, расскажи сказку. Лепка из глины плоскорельефной пластины – изразца по эскизу.

Тридцать три богатыря. Объемное художественное конструирование из бумаги образца богатыря.

Превращение разноцветных лоскутков. Конструирование из ткани прихватки по мотивам традиционного лоскутного шитья из деталей квадратной формы.

Весенняя ярмарка. Конструирование украшений из берестяных полос и деталей треугольной формы.

Саночки – катаночки. Объемное конструирование из бумаги.

Кулички – жаворонушки. Лепка традиционного обрядового печенья «тетерки» из глины (теста).

Радость труда и творчества.

Весна звонкая, бурливая. Художественное конструирование из бумаги по технологическим картам катамарана и парусника (оригами).

Игрушки – тарарушки. Конструирование из бумаги объемного поставка на основе базовой формы – цилиндра.

В швейной мастерской. Конструирование из ткани сумочки по мотивам традиционной « сумочки – лакомки».

Работа с тканью. Приемы витья шнура для сумочки. Сшивание и оформление изделия петельным швом.

Вышитые буквицы. Оформление предмета быта монограммой.

Город мастеров. Конструирование из бумаги, ткани, природного материала по мотивам изделий народных мастеров.

8

1

1

2

2

2

8

2

1

2

1

1

1

10

1

2

1

1

2

1

1

1

8

1

2

1

1

2

1

 

Литература.

1. Щирова А.Н., Макарова Н.Р., Ершова Л.В., Шпикалова Т.Я Технология. Художественный труд. 2 класс. Учебник. – М., Просвещение, 2011.

2. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Макарова Н.Р.Изобразительное искусство и художественный труд. Программа и тематическое планирование, — М.: Просвещение, 2011.

3. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Макарова Н.Р., Щирова А.Н..Художественный труд. 2 класс. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2011.


Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector