Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе
( 68 часов)
Программа по литературе ( 5-11 классы)
Авторы В.Ф.Чертов, Л.А. Трубинина, Н.А. Ипполитова ( 2011 год)
Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2-х частях / Авт.-сост. В.Ф.Чертов, Л.А.Трубина, Н.А.Ипполитова, И.В.Мамонова. — М: Просвещение, 2014 год.
Содержание урока |
Дата |
|
1 |
Вводный урок «Сюжет как метафора жизни» |
|
2 |
«Поучение» Владимира Мономаха. Переплетение конкретно-исторического и общечеловеческого в сюжете «Поучения». |
|
3 |
Роман «Дон Кихот» (фрагменты). Роман Сервантеса и рыцарские романы. «Вечный» сюжет о подвиге во имя прекрасной дамы. |
|
4 |
Дон Кихот как «вечный» образ. Социальная, философская, нравственная проблематика романа. Проблема выбора жизненного идеала |
|
5 |
Трагедия «Ромео и Джульетта». «Вечная» тема любви в трагедии. Основной конфликт |
|
6 |
Образы Ромео и Джульетты как «вечные» образы. Смысл финала трагедии. |
|
7 |
Комедия «Недоросль». История создания комедии. Сатирическая направленность комедии. |
|
8 |
Положительные герои комедии и их конфликт с миром простаковых и скотининых |
|
9 |
Положительные герои комедии и их конфликт с миром простаковых и скотининых |
|
10 |
Социальная и нравственная проблематика. Смысл финала комедии. |
|
11 |
«Характеристика конфликта и способов его разрешения в литературном произведении» |
|
12 |
А.С.Пушкин .Стихотворение «Туча». Своеобразие сюжета. Параллелизм в изображении мира природы и мира людей |
|
13 |
Стихотворения «Узник», «Анчар». Темы свободы и плена, добра и зла. Роль антитезы в композиции. |
|
14 |
Повесть «Станционный смотритель». Традиционный сюжет и его оригинальное переосмысление в повести |
|
15 |
Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека» в русской литературе. Образ повествователя. |
|
16 |
Стихотворения «Три пальмы», «Тучи». Темы свободы и судьбы. Мотивы одиночества и смирения |
|
17 |
Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Своеобразие сюжета поэмы, его историческая основа. Картины русского быта. Образ Ивана Грозного и тема «неправедной власти». |
|
18 |
Нравственная проблематика произведения. Особенности конфликта в «Песне…». |
|
19 |
«Характеристика сюжета и его связи с проблематикой произведения» (практикум) |
|
20 |
Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Повесть «Тарас Бульба». Историческая основа повести. |
|
21 |
Образы Остапа и Андрия и средства их создания. Принцип контраста в изображении братьев. |
|
22 |
Образы Остапа и Андрия и средства их создания. Принцип контраста в изображении братьев. |
|
23 |
Образ Тараса Бульбы. Трагизм конфликта отца и сына |
|
24 |
Прославление товарищества. Патриотическая тема и тема предательства в повести |
|
25 |
Смысл финала повести. Письменный ответ на вопрос об основном конфликте повести |
|
26 |
«Анализ эпизода эпического произведения» (практикум) |
|
27 |
И. С. Тургенев. Слово о писателе. Рассказы «Бирюк», «Лес и степь». Биографическая основа рассказов. История создания цикла «Записки охотника». Образ охотника |
|
28 |
Мастерство в изображении жизни народа. Сочувственное отношение к бесправным, обездоленным. |
|
29 |
Художественные особенности рассказа «Бирюк». Роль пейзажа в рассказе. |
|
30 |
Ф. И. Тютчев. Слово о поэте. Стихотворения «Фонтан», «Еще земли печален вид…», «Неохотно и несмело…». Философская проблематика стихотворений |
|
31 |
А. А. Фет. Слово о поэте. Стихотворения «Кот поет, глаза прищуря…», «На дворе не слышно вьюги…», «Вечер». Параллелизм в описании жизни природы и жизни человека. Особенности сюжета в лирических произведениях. |
|
32 |
«Пейзаж в эпическом и лирическом произведении» (практикум) |
|
33 |
Н. А. Некрасов. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда», «В полном разгаре страда деревенская…». Изображение народных характеров. Проблема социальной несправедливости |
|
34 |
Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа сюжета поэмы. Образ русской дворянки и средства его создания. Социальная и нравственная проблематика произведения. |
|
35 |
М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» . Особенности сказочного сюжета. Социальная и нравственная проблематика сказок Салтыкова-Щедрина. Сатирическое обличение общественных пороков. Проблема взаимоотношений народа и власти. |
|
36 |
Сказка «Премудрый пискарь». Своеобразное художественное осмысление проблем российской действительности. Художественная функция гротеска и эзопова языка |
|
37 |
А. П. Чехов. Рассказ «Смерть чиновника». Смысл названия рассказа. Особенности сюжета и композиции. |
|
38 |
Осмеяние трусости и угодничества. |
|
39 |
Рассказ » Маска». Роль художественной детали в рассказе. Авторская позиция и юмор в рассказе (грустный юмор рассказа) |
|
40 |
И.С. Шмелёв » Страх». Образ исторического события в литературном произведении. Герои и прототипы |
|
41 |
Е.И. Замятин » Дракон». Образ исторического события в литературном произведении. Соединение вымысла и правдоподобия, достоверности и художественной условности. |
|
42 |
А.А. Фадеев » Разгром» ( фрагменты). Образ исторического события в литературном произведении. История в восприятии и оценке автора и героев |
|
43 |
И. А. Бунин Рассказ «Подснежник». Историческая основа произведения. Тема прошлого России в рассказе. |
|
44 |
А. И. Куприн. Рассказ «Куст сирени». Особенности сюжета рассказа. |
|
45 |
Жизнерадостное настроение и жизнеутверждающее начало в рассказе |
|
46 |
В. В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Своеобразное решение темы назначения поэта и поэзии в сюжете и образной системе стихотворения. |
|
47 |
А. А. Ахматова. Стихотворения «Мужество», «Постучись кулачком — я открою…». Историческая и биографическая основа стихотворений. Патриотическая тема в стихотворениях о войне.
|
|
48 |
Н. А. Заболоцкий. Стихотворения «Я не ищу гармонии в природе…», «В этой роще березовой…», «Гроза идет». Параллелизм изображения жизни природы и жизни человека. Философская проблематика стихотворений. |
|
49 |
«Тропы и поэтические фигуры» (практикум) |
|
50 |
М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Роль портретной детали и картин весенней природы Изображение трагедии народа в военные годы |
|
51 |
Образ простого русского человека, труженика и воина. События в биографии героя. |
|
52 |
Проблема нравственного выбора в рассказе |
|
53 |
Смысл названия рассказа. Истории Андрея Соколова и Вани как типичные истории военного времени. |
|
54 |
Сочинение о биографии литературного героя |
|
55 |
В. М. Шукшин Рассказ «Срезал». Изображение события в жизни героя как средство раскрытия характера. Сочетание смешного и серьезного, бытового и возвышенного |
|
56 |
Рассказ «Чудик». Своеобразие шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей. |
|
57 |
«Рецензия на самостоятельно прочитанное литературное произведение или театральную постановку» (практикум). Рецензия как жанр литературной критики и публицистики. Виды рецензий. |
|
58 |
«Рецензия на самостоятельно прочитанное литературное произведение или театральную постановку» (практикум). Обсуждение примерного плана рецензии на одну из новинок художественной литературы. Подготовка к написанию рецензии. |
|
59 |
П.Мериме » Видение карла XI». Э.А. По » Низвержение в Мальстрём». Жанровые признаки новеллы. Особая роль необычного сюжета, острого конфликта, драматизма действия, строгость построения новеллы |
|
60 |
О.Генри » Дары волхвов» . Сила любви и преданности. |
|
61 |
А. К. Дойл «Знак четырех». Особый тип построения сюжета в детективах. Конфликт добра и зла, разрешающийся торжеством добра |
|
62 |
Г. К. Честертон «Лиловый парик». Особый тип построения сюжета в детективах. Конфликт добра и зла, разрешающийся торжеством добра |
|
63 |
А.Кристи » Тайна египетской гробницы». Преступник и сыщик как непосредственные участники конфликта. Соединение двух сюжетных линий (совершение преступления и раскрытие преступления) в благополучной развязке. |
|
64 |
Р. Шекли » Страж-птица». Фэнтези как особый вид фантастической литературы. Связь фэнтези с традицией мифологии, фольклора, рыцарского романа. |
|
65 |
Дж. Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно». Присутствие романтического принципа двоемирия, конфликта мечты и реальности. |
|
66 |
А.Азимов » Поющий колокольчик» . Присутствие романтического принципа двоемирия, конфликта мечты и реальности. |
|
67 |
Презентация новых изданий произведений фантастической литературы |
|
68 |
|