«Я- исследователь» (внеурочная деятельность)
-
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров»,
-
Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров».
Тема занятия |
Кол-во часов |
Содержание занятий |
дата |
|
1 |
Что можно исследовать? Формулирование темы. |
1 |
Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы.
|
5.09 |
2-3 |
Как задавать вопросы? Банк идей. |
2 |
Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».
|
12,19.09 |
4-5 |
Тема, предмет, объект исследования. |
2 |
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования. Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования, Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.
|
26,3.09 |
6-7 |
Цели и задачи исследования. |
2 |
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование? Уметь: ставить цели и задачи исследования. |
3.10 10.10 |
8-9 |
Учимся выделять гипотезы. |
2 |
Понятия: гипотеза, провокационная идея. Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если… Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы. |
17.10 24.10 |
10-13 |
Организация исследования. (практическое занятие.) |
4
|
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент. Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.). Знать:- методы исследования, Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию. |
7.11 14.11 21.11 28.11 |
14-17 |
Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем. |
4
|
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.). Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”. Знать: — метод исследования – наблюдение Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д. |
5.12 12.12 19.12 26.12 |
18-19 |
Коллекционирование. |
2 |
Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию. Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала. Знать:— понятия — коллекционирование, коллекционер, коллекция Уметь:- выбирать тему для коллекционирования, собирать материал. |
16.01 23.01 |
20 |
Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» |
1 |
Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди». |
30.01 |
21-22 |
Сообщение о своих коллекциях. |
2 |
Выступления учащихся о своих коллекциях. |
6.02 13.02 |
23 |
Что такое эксперимент. |
1 |
Понятия: эксперимент, экспериментирование. Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента. Практическая работа. Знать:- понятия — эксперимент и экспериментирование Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента. |
20.02 |
24 |
Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях |
1 |
Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия». |
27.02 |
25-27 |
Сбор материала для исследования. |
3 |
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования. Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). Знать: правила и способы сбора материала Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала. |
6.03 13.03 20.03 |
28-29 |
Обобщение полученных данных. |
2 |
Анализ, обобщение, главное, второстепенное. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения. Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”. Знать: способы обобщения материала Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное. |
3.04 10.04 |
30 |
Как подготовить результат исследования. |
1 |
Составление плана подготовки к защите проекта. |
17.04 |
31 |
Как подготовить сообщение. |
2 |
Сообщение, доклад. Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Знать: правила подготовки сообщения. Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др. |
24.04 8.05
|
32 |
Подготовка к защите. (практическое занятие.) |
1
|
Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”. |
15.05 |
33 |
Индивидуальная консультация. |
1 |
Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите. |
22.05 |
34 |
Подведение итогов. Защита. |
1 |
Анализ своей проектной деятельности.
|
29.05 |