КТП «Я- исследователь» (внеурочная деятельность)

«Я- исследователь» (внеурочная деятельность)

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров»,

  2. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров».

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание занятий

дата

1

Что можно исследовать? Формулирование темы.

1

Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы.

5.09

2-3

Как задавать вопросы? Банк идей.

2

Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».

12,19.09

4-5

Тема, предмет, объект исследования.

2

Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.

Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,

Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.

26,3.09

6-7

Цели и задачи исследования.

2

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?

Уметь: ставить цели и задачи исследования.

3.10

10.10

8-9

Учимся выделять гипотезы.

2

Понятия: гипотеза, провокационная идея.

Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…

Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.

17.10

24.10

10-13

Организация исследования. (практическое занятие.)

4

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.

Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).

Знать:- методы исследования,

Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.

7.11

14.11

21.11

28.11

14-17

Наблюдение и наблюдательность.

Наблюдение как способ выявления проблем.

4

Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).

Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.

Знать: — метод исследования – наблюдение

Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д.

5.12

12.12

19.12

26.12

18-19

Коллекционирование.

2

Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.

Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.

Знать:— понятия — коллекционирование, коллекционер, коллекция

Уметь:- выбирать тему для коллекционирования, собирать материал.

16.01

23.01

20

Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»

1

Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди».

30.01

21-22

Сообщение о своих коллекциях.

2

Выступления учащихся о своих коллекциях.

6.02

13.02

23

Что такое эксперимент.

1

Понятия: эксперимент, экспериментирование.

Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.

Практическая работа.

Знать:- понятия — эксперимент и экспериментирование

Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.

20.02

24

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

1

Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия».

27.02

25-27

Сбор материала для исследования.

3

Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

Знать: правила и способы сбора материала

Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.

6.03

13.03

20.03

28-29

Обобщение полученных данных.

2

Анализ, обобщение, главное, второстепенное.

Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.

Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.

Знать: способы обобщения материала

Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.

3.04

10.04

30

Как подготовить результат исследования.

1

Составление плана подготовки к защите проекта.

17.04

31

Как подготовить сообщение.

2

Сообщение, доклад.

Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.

Знать: правила подготовки сообщения.

Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.

24.04

8.05

32

Подготовка к защите. (практическое занятие.)

1

Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.

15.05

33

Индивидуальная консультация.

1

Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.

22.05

34

Подведение итогов. Защита.

1

Анализ своей проектной деятельности.

29.05

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *