9 класс
Календарно -тематический план
Наименование разделов и тем. |
Кол-во часов |
Сроки |
Тип урока |
Виды деятельности |
Планируемый результат |
Виды контроля |
Дом. задание |
||
план |
фактт |
||||||||
|
Раздел I Хозяйство России |
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Введение Понятие «хозяйство». Структура хозяйства |
1 |
|
|
Урок изучения нового материала
|
Вводная беседа Частично поисковая беседа |
-называть сферы (сектора) хозяйства — объяснять термины: структура хозяйства, отрасль, межотрас левые комплексы. |
Фронталь ный |
§1, выучить определения
|
|
Этапы развития хозяйства |
1 |
|
|
Урок актуализации знаний и умений |
Эвристическая беседа |
-называть аграрные, индустриальные, постиндустриальные страны, — объяснять основные этапы развития хозяйства России, изменения в структуре хозяйства. |
Фронтальный устный опрос |
§2, выучить определения
|
|
Географическое районирование |
1 |
|
|
Урок актуализации знаний и умений |
Беседа по результатам анализа карт |
-называть географическое районирование, административно-территориальное устройство, приво дить примеры разных субъектов РФ, выделять и показывать на карте географии ческие районы страны.
|
Индивидуальный устный опрос |
§3, выучить определения
|
|
Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы |
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Сельское хозяйство. Растениеводство. П.р. Анализ карт «Зерновые культуры», «Технические культуры», «Агроклиматические условия» |
1 |
|
|
Практи кум |
Учебное исследование по картам, решение географических задач, составление таблицы по результатам сравнения карт, заполнение контурных карт |
-называть основные отрасли сельского хозяйства, виды с/х угодий; — показывать на карте и объяснять географию размещения основных зерновых и технических культур. |
Индивидуальный письменный опрос |
§4, сообщения
|
|
Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства. П.р. Объяснение географической зональной специализации с/х Анализ карты «Животноводство» |
1 |
|
|
Практи кум |
Выполнение П.р. Анализ карты «Животноводство» |
-знать биологические особенности разных видов и пород домашних животных; — выделять и называть подотрасли животноводства; — объяснять географию размещения и особен ности зональной специализации, |
Индивидуальный письменный опрос |
§5, выучить определения
|
|
Агропромышленный комплекс. Лёгкая и пищевая промышленность П.р. Агропромышленный комплекс (к/к) |
1 |
|
|
Исследо вание |
Выполнение П.р , индивиду альная работа по заполнению контурных карт |
-знать социальные, экономические, экологические проблемы, связанные с АПК. Особенности развития третьего звена АПК. |
Коллектив ный, индивиду альный
|
§6, вопросы 1-6
|
|
Лесной комплекс П.р. Анализ карт «Растительность», «Животный мир» |
1 |
|
|
Урок актуализации знаний и умений |
Выполнение П.р. Составление таблицы по результатам сравнения карт заполнение контурных карт |
-знать , что ЛПК — водоемкое и энергоемкое пр-во. Внутриотраслевые связи; |
Индивидуальный письменный опрос, работа с картами атласа |
§7, выучить определения, анализ карт
|
|
Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность. П.р. Чтение карт, характеризующих особенности географических отраслей ТЭК |
1 |
|
|
Урок изучения нового материала |
Частично-поисковая беседа. Сопоставление карт атласа |
-называть отрасли, входящие в состав ТЭК; — объяснять изменения структуры потребляемого топлива; — называть и показывать главные районы добычи угля. |
Индивидуальный письменный опрос |
§8, Записи в тетради, анализ карт стр.46-47, 50 |
|
Электроэнергетика |
1 |
|
|
Комбини рованный |
Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт |
— объяснять особенности размещения электростанций на территории страны, их влияние на состояние окружающей среды. |
Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа |
§9, выучить новые понятия |
|
Металлургический комплекс. П.р. Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургических производств |
1 |
|
|
Практи кум |
Составлять характеристику одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам
|
— приводить примеры и показывать на карте главные районы черной и цветной металлургии; — объяснение влияния различных факторов на размещение металлургических производств |
Фронтальный устный опрос |
§10, вопросы 1-4 |
|
Машиностроительный комплекс. П.р. Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроения или лесного комплекса |
1 |
|
|
|
Определение главных районов размещения отраслей наукоёмкого и металлоёмкого машиностроения. Выполнение П.р |
-знать внутри- и межотраслевые связи, специализацию и кооперирование машиностроения |
Индивидуальный письменный опрос |
§11, выучить определения |
|
Химическая промышленность. П.р. Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности |
1 |
|
|
Практи кум |
Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам
|
-называть и показывать главные районы химической промышленности; — объяснять значение термина «межотраслевые связи», возникновение экологических проблем, связанных с химическими производствами. |
Индивидуальный письменный опрос |
§12, анализ карт |
|
Транспорт П.р. «Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (на основе карт).» |
1 |
|
|
Практи кум |
Характеристика одной из магистралей по типовому плану |
-приводить примеры крупных магистралей страны, — объяснять влияние природных условий на работу отдельных видов транспорта и влияние транспорта на состояние окружающей среды. |
Фронтальный устный опрос |
§13, сообщения |
|
Информационная структура |
1 |
|
|
Комбини рованный |
Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа |
— сравнивать уровень информатизации и развития разных видов связи в отдельных районах России. |
Индивидуальный устный опрос |
§14, конспект |
|
Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Тест |
1 |
|
|
Комбини рованный
|
Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа. Выполнение заданий теста. |
-знать понятия- сфера услуг, рекреационное хозяйство, экологический туризм. |
Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа и контурными картами |
§15,выучить новые понятия |
|
Территориальное разделение труда. П.р. Выделение на контурной карте главных промышленных и с/х районов страны |
1 |
|
|
Практи кум |
Выполнение П.р , индивиду альная работа по заполнению контурных карт |
-знать главные промышленные, сельскохозяйственные, рекреационные районы страны. Территориальное (географическое) разделение труда, определяющие его факторы. |
|
§16, вопросы 1-6 |
|
Раздел II Районы России |
27 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 1. Европейская часть России. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Восточно-Европейская равнина. Тест по I разделу. |
1 |
|
|
Урок изучения нового материала |
Учебное исследование по картам, решение географических задач, выполнение заданий теста. |
-называть и показывать на карте основные формы рельефа, реки, озера, природно-хозяйственные зоны, месторождения полезных ископаемых, объекты — природные памятники |
Фронтальная Беседа. Тест |
§17, учить номенклатуру |
|
Волга. П.р. « ГП и характеристика реки Волги» |
1 |
|
|
Практи кум |
Выполнение П.р. |
— называть крупнейшие города на Волге ,экологические проблемы, -уметь давать характеристику реки |
|
§18, сообщения, презентация |
|
Центральная Россия: состав, географическое положение |
1 |
|
|
Комбини рованный |
Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению контурных карт |
Называть и показывать на карте: границы района, древние города, — объяснять природные и историко-географические особенности Центральной России. |
Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа |
§19, конспект |
|
Центральный район: особенности населения |
1 |
|
|
Комбини рованный |
Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России |
Показывать на карте состав и границы Центрального района; — особенности населения и трудовых ресурсов Центрального района. |
Индивидуальный устный опрос |
§20, характеристика района |
|
Хозяйство Центрального Района |
1 |
|
|
Урок изучения нового материала |
Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России |
— называть ведущие отрасли хозяйства Центрального района, показывать на карте главные центры производств; — объяснять сложившуюся специализацию района. |
Фронтальный устный опрос |
§21, характеристика хозяйства |
|
Москва — столица России |
1 |
|
|
Комбини рованный |
Сравнение географического положения и планировки двух страниц -Москвы и Санкт-Петербурга |
— называть главные направления хозяйственного развития города; — объяснять влияние Москвы на политическую, экономическую, культурную жизнь страны;. |
Индивидуальный устный опрос |
§22, сообщения, презентации |
|
Города Центрального района |
1 |
|
|
Комбини рованный |
Коллективная, индивидуальная Составление географических маршрутов по городам Ц.района |
— уметь: приводить примеры разных городов Центрального района. |
Фронтальный устный опрос |
§23, |
|
Центрально-Черноземный район |
1 |
|
|
Комбини рованный |
Учебное исследование по картам, решение географических задач |
— показывать состав территории, ее границы, основные природные объекты, определяющие своеобразие района; — называть основные отрасли специализации хозяйства Черноземья. |
Индивидуальный устный опрос |
§24, характеристика района |
|
Волго-Вятский район |
1 |
|
|
Комбини рованный |
Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению контурных карт |
-знать границы района, главные природные объекты, определяющие своеобразие района; — называть народы, проживающие в районе; — объяснять хозяйственные различия внутри района. |
Фронтальный устный опрос |
§25, вопросы 1-4 |
|
Географическое положение и природа Северо-Западного района |
1 |
|
|
Комбини рованный |
Учебное исследование по картам, решение географических задач |
-показывать состав и границы территории, основные природные объекты; — называть и объяснять факторы, определяющие выгодное ЭГП |
Индивидуальный устный опрос |
§26, характеристика ГП |
|
Города на старых водных торговых путях |
|
|
|
Комбини рованный |
Коллективная, индивидуальная Составление маршрутов по древним городам С-З района |
— называтьреки европейской части России; «путь из варяг в греки»; — показывать на карте древние города. |
Фронтальный устный опрос |
§27, презентации |
|
Санкт-Петербург —новый «хозяйственный узел» России |
|
|
|
Комбини рованный |
Групповая работа Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт |
-объяснять влияние ЭГП города на формирование его хозяйственной специализации; — называть отрасли специализации: машиностроение, химия, легкая промышленность. |
Индивидуальный устный опрос |
§28, конспект |
|
Санкт-Петербург —вторая столица России |
|
|
|
Комбини рованный |
Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт |
— называть культурно-исторические достопримечательности Санкт-Петербурга. |
Фронтальный устный опрос |
§29, вопросы 1-3 |
|
Калининградская область |
|
|
|
Комбини рованный |
Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт |
-показывать на карте Калининградскую область, — оценивать ЭГП Калининградской области |
Индивидуальный устный опрос |
§30, анализ карт, вопросы 1-3 |
|
Географическое положение и природа Европейского Севера. Тест |
|
|
|
Комбини рованный |
Учебное исследование по картам, выполнение заданий теста. |
— называть состав территории, — объяснять на примере региона влияние природных условий на хозяйственную деятельность; |
Тест |
§31, характеристика ГП |
|
Этапы развития хозяйства Европейского Севера. П.р. Сравнение двух районов Европейского Севера по плану |
|
|
|
Урок изучения нового материала |
Учебное исследование по картам, решение географических задач, выполнение П.р. |
— объяснять различия в природной и хозяйственной неоднородности разных районов Европейского Севера. -знать новую роль Европейского Севера в хозяйственной жизни России.
|
Индивидуальный письменный опрос, работа с картами атласа |
§32, вопросы 1-5 |
|
Роль Европейского Севера в развитии русской культуры П.р. «Описание одного из природ ных или культур ных памятников Севера на основе работы с разными источниками информации» |
|
|
|
Комбини рованный |
Работа с различными источниками информации по выполнению П.р. |
— называть и показывать культурно-исторические объекты, определяющие своеобразие Европейского Севера; — объяснять влияние природных условий на жизнь –хозяйственную деятельность людей. |
Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа |
§33,сообщения |
|
Географическое положение и природа Поволжья |
|
|
|
Комбини рованный |
Учебное исследование по картам, решение географических задач |
— объяснять изменение природных условий и хозяйственной специализации в различных частях Поволжья;
|
Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа |
§34, характеристика ГП |
|
Население и хозяйство Поволжья. П.р. Нанесение на контурную карту крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов (по выбору) по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны. |
|
|
|
Практи кум |
Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению контурных карт, выполнение П.р. |
— показывать на карте города Поволжья, объяснять особенности и причины их возникновения, роста и хозяйственного развития; — называть отрасли специализации района по статистическим данным; |
Индивидуальный письменный опрос, работа с картами атласа |
§35, вопросы 1-5 |
|
Географическое положение и природа Кавказа П.р. Сравнение западной и восточной части Сев.Кав. по природным условиям |
|
|
|
Комбини рованный |
Коллективная, индивидуальная. Выполнение П.р |
— определять ГП и ЭГП района; — объяснять особенности географического положения района и природные различия его западной и восточной частей. |
Фронтальный устный опрос |
§36, характеристика ГП
|
|
Этапы развития и современное хозяйство Кавказа П.р. «Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию АПК и рекреационного хозяйства.»
|
|
|
|
Практи кум |
Учебное исследование по картам, решение географических задач |
— определять показатель специализации по статистическим данным; — объяснять хозяйственное различие западной и восточной частей Северного Кавказа. |
Индивидуальный опрос |
§37, вопросы 1-5
|
|
Народы Северного Кавказа |
|
|
|
Комбини рованный |
Учебное исследование по картам, решение географических задач |
— приводить примеры объектов и предметов культурного наследия народов Северного Кавказа. |
Фронтальный устный опрос |
§38, сообщения |
|
Южные моря России |
|
|
|
Урок изучения нового материала |
Учебное исследование по картам |
— показывать моря на карте; называть природные особенности морей; показывать пограничные государства; — объяснять значение морей для хозяйственной жизни. |
Индивидуальный устный опрос |
§39, конспект |
|
Географическое положение и природа Урала |
|
|
|
Комбини рованный |
Учебное исследование по картам, решение географических задач |
— показывать по карте объекты, определяющие природное своеобразие Урала; — объяснять особенности природы Урала, своеобразие его отдельных территорий; |
Фронтальный устный опрос |
§40, характеристика ГП, анализ карт стр.186-187
|
|
Этапы развития и современное хозяйство Урала |
|
|
|
Комбини рованный |
Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала (составление картосхемы) |
-знать изменение роли района в хозяйстве России. Современную структуру хозяйства. |
Индивидуальный устный опрос |
§41, конспект
|
|
Города Урала. Проблемы Района |
|
|
|
Комбини рованный |
Учебное исследование по картам, решение географических задач |
-сравнивать Северный, Средний, Южный, Западный и Восточный Урал по условиям и хозяйст венному развитию; — называть и объяснять экологические проб лемы Урала; — оценивать перспек тивы развития Урала. |
Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа |
§42, презентации
|
|
Итоговый урок раздела «Европейская Россия». Тест |
|
|
|
Урок актуализации знаний и умений |
Выполнение заданий теста |
— называть общие черты и проблемы развития геогра фических районов; ализации геогра фических районов; ные и социально-экономические особенности географических районов Европейской части России; |
Тест |
|
|
Тема 3. Азиатская часть России
|
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Природа Сибири |
|
|
|
Урок изучения нового материала |
Учебное исследование по картам, решение географических задач |
-выделять на карте природные районы на востоке страны; — называть общие особенности природы, населения и хозяйства Азиатской части России; |
Фронтальный устный опрос |
§43, анализ карт стр.200-201
|
|
Природа и ресурсы гор Южной Сибири |
|
|
|
Комбини рованный |
Частично-поисковая беседа, анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению к/к |
-показывать на карте объекты, определяющие своеобразие природы района; — объяснять важность сохранения природного равновесия горных ландшафтов, |
Индивидуальный устный опрос |
§44, анализ схемы стр. 206 |
|
Арктические моря |
|
|
|
Практи кум |
Коллективная, индивидуальная |
-называть отличительные особенности природы морей Северного Ледовитого океана; — объяснять значение Северного морского пути для Азиатских регионов России. |
Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа |
§45, сообщения |
|
Население Сибири |
|
|
|
Урок актуализации знаний и умений |
Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особен- ностей населения Западной Сибири |
Формирование этнической карты Сибири. |
Фронтальный устный опрос |
§46, сообщения |
|
Хозяйственное освоение Сибири |
|
|
|
Урок изучения нового материала |
Групповая работа. Составление по карте маршрута путешествия. Беседа по результатам анализа карт |
-объяснять причины освоения Сибири; — называть природные особенности, затруднявшие освое ние территории; основные направ ления хозяйственного развития Сибири. |
Индивидуальный устный опрос |
§47, конспект |
|
Природные условия и ресурсы Западной Сибири. П.р. Изучение и оценка природных условий Западно — Сибирского района для жизни и быта человека. |
|
|
|
Практи кум |
Выполнение П.р. |
-показывать на карте природные объекты, определяющие своеобразие района; — давать оценку ЭГП района; — называть и объяснять природные особен ности Западной Сибири. |
Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа |
§48, характеристика ГП |
|
Хозяйство района |
|
|
|
Урок изучения нового материала |
Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей хозяйства Западной Сибири |
-показывать на карте месторождения нефти, газа, угля, крупные центры нефтепере работки, трубопроводы; — объяснять отрасли специализации Западной Сибири. |
Фронтальный устный опрос |
§49, характеристика хоз-ва |
|
Природные условия и ресурсы Восточной Сибири
|
|
|
|
Комбини рованный |
Учебное исследование по картам, составление таблицы . |
— называть природные ресурсы и показывать р-ны их распространения; — природные условия; |
Фронтальный устный опрос |
§50, ГП, вопросы 1-6 |
|
Байкал |
|
|
|
Семинар |
Групповая работа. Составление по карте маршрута путешествия. |
Эндемики Байкала; — показывать на карте, называть и объяснять уникальные особенности озера. |
|
§51,сообщения, презентации |
|
Хозяйство района П.р. Составление характеристики Норильского промышленного узла |
|
|
|
Практи кум |
Выполнение П.р. ГП, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры |
— показывать на карте промышленные центры;- объяснять возникновение экологических проблем региона; — сравнивать специализацию Западной и Восточной Сибири, |
Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа |
§52, хар-ка хозяйства |
|
Формирование территории Дальнего Востока |
|
|
|
Урок актуализации знаний и умений |
Учебное исследование по картам, решение географических задач |
— называть особенности поли тико- и экономико-географического положения, связь с другими регионами России, географии ческие открытия и заселение территории. |
Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа |
§53, ГП, вопросы 1-3 |
|
Природные условия и ресурсы |
|
|
|
Урок актуализации знаний и умений |
Учебное исследование по картам, решение географических задач |
-называть и показывать на карте природные объекты материковой, полуостровной и островной частей; — объяснять специфику природных условий Дальнего Востока; |
Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа |
§54, анализ карты стр.248 |
56-57 |
Моря Тихого океана.
|
|
|
|
Комбини рованный |
Частично-поисковая беседа, анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, |
— показывать на карте моря Тихого океана, пограничные страны, острова, полуострова; — объяснять особенности природы морей. |
Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа |
§55, сообщения, презентации |
58
|
Население района |
|
|
|
Урок актуализации знаний и умений |
Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей населения Дальнего Востока |
— объяснять характер расселения коренных народов и плотности населения; — приводить примеры влияния природных условий на жизнь, быт и традиции народов Дальнего Востока. |
Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа |
|
59 |
Хозяйство района.
|
|
|
|
Урок изучения нового материала |
Эвристическая беседа обсуждение особенностей хозяйства Дальнего Востока, выполнение П.р. |
— определять показатель специализации района по статистическим данным; |
Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа |
§56, хар-ка хозяйства |
60 |
Хозяйство района. П.р. Составление сравнительной таблицы отражающей различия районов.
|
|
|
|
Практи кум |
§56, хар-ка хозяйства |
|||
61 |
Итоговый урок раздела «Азиатская Россия» Тест |
|
|
|
Тест |
Выполнение заданий теста |
-объяснять природные и социально-эконо мические особенности восточных географии ческих районов и сопоставлять их с западными регионами страны; — объяснять роль Азиатской части во внутригосударственном разделении труда
|
Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа |
|
|
Тема 3. Россия в мире.
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
62 |
Россия в современном мире |
|
|
|
Исследование |
Групповая работа. Составление по карте маршрута путешествия. Беседа по результатам анализа карт |
-объяснять роль России в мировой политике, приводить примеры; |
Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа |
Записи в тетради |
63 |
Особенности отношений России с отдельными странами |
|
|
|
|
Эвристическая беседа по результатам групповой работы |
-объяснять характер взаимоотношений с определенными странами |
Индивидуальный устный опрос, работа с картами |
|
64 |
Экологические проблемы России. Дополнительные материалы «Экология и мы» |
|
|
|
|
Эвристическая беседа по результатам групповой работы |
— называть основные районы экологических проблем |
Фронтальный устный опрос |
|
|
Повторение курса 9 класса |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
65 |
Повторение первого раздела курса |
|
|
|
Урок актуализации знаний и умений |
Учебное исследование по картам, решение географических задач |
|
Фронтальный устный опрос |
§1-16 |
66-67 |
Повторение второго раздела курса |
|
|
|
Урок актуализации знаний и умений |
Учебное исследование по картам, решение географических задач |
|
Фронтальный устный опрос |
§17-57 |
68 |
Итоговая контрольная работа |
|
|
|
|
Тестирование |
|
Тест |
|